Разработка классного часа на тему "Что значит быть патриотом сегодня?"
Оценка 4.6

Разработка классного часа на тему "Что значит быть патриотом сегодня?"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
классное руководство
11 кл
10.01.2017
Разработка классного часа на тему "Что значит быть патриотом сегодня?"
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Что значит быть патриотом сегодня?”“Что значит быть патриотом сегодня?”
Открытый классный час.docx

 

Открытый  классный час – диспут:

"Что значит быть патриотом сегодня?"

   

 

                Классный руководитель 11 «Б»                             Доева М.К

 

Владикавказ   

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И.Ожегова

Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Бернард Шоу

Цели:

  • выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;
  • определить роль патриотизма в жизни современного общества;
  • сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

Вступительное слово.

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Что значит быть патриотом сегодня?”

"Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Не будет преувеличением сказать, что "проблема патриотизма" стала в нашей стране едва ли не самой муссируемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их "эксклюзивная" любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. Однако это обстоятельство, пожалуй, лишь затрудняет поиск ответа на главный вопрос: "Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России?" Разумеется, можно вспомнить известную истину, гласящую, что "патриотизм - это любовь к своему народу, а национализм - ненависть к другим", и тем ограничиться. Но, думается, крылатые слова, сколь бы красивы они ни были, всей глубины проблемы не исчерпывают. Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий? Попробуем высказать свои соображения на этот счёт.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

         Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

         Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она  не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

         Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

 

 Основная часть

Накануне мы с вами определили круг проблем к сегодняшней дискуссии 

   - Уважение к прошлому и настоящему  своей страны

 - Служба в армии

- Вера в возрождение России

1. Уважение к прошлому своей страны.

Два чувства дивно близки к нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

 Кому не известны эти пушкинские строки? Но все ли задумываются над их смыслом? Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы. Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны.

Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации".

Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.

  • Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

Вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.

 

Посмотрите, как вы проранжировали качества человека-патриота.

 

11 класс

1. любит Родину;

      

16

2. гордится Родиной, переживает за нее;

 

15

3. готов встать на защиту Родины;

 

20

4. предан Родине и отстаивает ее интересы;

 

21

5. уважает людей всех национальностей;

 

6

6. сострадает своему народу;

 

4

7. защищает интересы только своего народа.

 

2

 

Из ваших ответов понятно что:

Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины;  предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину. 

Как пробудить в человеке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Переходим к обсуждению:

- Как вы понимаете слова «родина»?

 

11 класс

1.Место, где я родился и живу

21

2.Родная семья, родной дом

4

3. Россия в целом

4

4. другое

2

 

- Гордитесь ли вы своей страной? В какие именно моменты испытываете национальную гордость?

- Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки?

- Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?

- Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?

 

Давайте заслушаем мнение наших гостей по этим вопросам (о семье, о доме, о родном крае).

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при  каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. (Стихотворение « Как трудно воспитать в ребенке…»)

В анкете  вы отметили по три основных черты характера, свойственных человеку – патриоту. 

 

11 класс

1. ответственность

12

2. справедливость

21

3. стойкость

6

4. преданность

29

5. решительность

7

6. терпимость

8

7.благодарность

10

8. усердие

2

Итак, мы пришли к выводу, что человеку – патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, решительность и благодарность. Ваши мнения совпадают.

Вопросы для обсуждения:

-  Считаете ли себя патриотом? Почему?

-  Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими? 

А что значит быть патриотом в мирное время?

  Проблемная ситуация:

Победа российской команды в одном из мировых турниров, ликующая толпа болельщиков, раскрашенная обернутая в цвета российского флага громила  улицы городов

Это патриотизм?

Гордясь своими русскими корнями, банда подростков убивает 8-летнюю девочку-таджичку. Это патриотизм?

Идет обсуждение ситуации.

Давайте заслушаем мнение наших гостей по данной проблеме

Подводя итог, можно сказать - есть патриотизм истинный, а есть ложный, когда за патриотическими лозунгами скрываются аморальные поступки и даже преступления.

Никакими высокими словами о величии нации нельзя оправдать бесчеловечность.

Великая нация велика своей историей, культурой, достижениями во всех  сферах общественной жизни, а не стремлением к унижению других народов.

Переходим к обсуждению третьей проблемы  - Служба в армии.

Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива “шагать год в кирзовых сапогах” не вызывает никакого желания и тем более уж удовольствия.

 

 Вопросы для обсуждения:

- Что значит гражданский долг?

- Нужны  ли стране профессиональные военные? Престижна ли профессия офицера?

- Кто из вас хочет поступить в военные училища?

- Вы за или против службы в армии? Должна ли служба в армии быть обязательной?

   Допускаете ли вы возможность альтернативной службы?

Давайте заслушаем мнение наших гостей по этим вопросам

Кто из мальчишек не мечтал в детстве стать военным, взять в руки автомат, надеть гимнастёрку  с начищенным до блеска ремнём и воевать за справедливость? Девчонки с завистью смотрят на военных, с их выправкой, звёздочками на погонах.   Так почему же,  достигнув совершеннолетия, эти желания проходят: юные защитники уклоняются от службы в армии, а у девушек замирает сердце от страха за своего любимого, который отправляется на службу?

Накануне было проведено анкетирование в вашем классе, и на один из вопросов, «нужно ли молодому человеку служить в армии?»,  было получено 8 утвердительных ответов из 10, содержание которых звучит приблизительно следующим образом « молодой человек должен служить в армии, это его долг перед Родиной;» « …..так как Родина – вторая мать, её необходимо защищать;» «….армия делает мальчишку мужчиной;» «…проверить, на что способен ты;» «……воспитывает характер;»

«….хотя в нашей армии много недостатков, но она наша и, надеюсь, станет самой лучшей!»

Один воздержался от ответа, один ответил шуточно: «Армия -  лучшая школа, но её лучше пройти заочно».

4.      Работа по основной теме урока.

- На самом деле многие запуганы службой в армии, переживают мамы, волнуются девушки, всяческим образом пытаются «откосить» от армии юноши. Человек боится того, о чём мало знает или наоборот: слишком много наслышан  негатива. Сегодня мы с вами постараемся разобраться, что же происходит в армии, можно ли избежать конфликтных ситуаций, на самом ли деле так страшен чёрт, как его малюют, говоря русской пословицей. С этой целью я пригласила тех, кто прошёл службу в армии, перебрала множество периодических изданий, чтобы ответить на ваши вопросы, которые, я думаю, будут возникать в ходе нашего разговора.

Я рада представить вам  нашего гостя – 

Итак, начнём наш разговор.

Не секрет, что больше всего нас волнует одна из главных проблем армии – это неуставные отношения или ,проще говоря,«дедовщина». С экрана телевизора, в печати стали появляться вести о неуставных отношениях в воинских частях.

- Как вы думаете, в чём причина неуставных отношений?

( ответы учащихся).

-А что думает по этому поводу наш гость?

- Очень трудно ответить на ваш вопрос однозначно. Это проблема, о которой стоит говорить, но нельзя сгущать краски. Да, все сталкиваются с  «дедовщиной», но в каждой части свои отношения. В части, где служил я, не было такого ужаса. Да, мы чувствовали  себя «салагами», нам на это неоднократно указывали «деды», но применение физических наказаний, сопровождаемых тяжёлыми последствиями, никто из новобранцев не испытывал. Армия не в не закона, но, к сожалению, в ней законы устанавливают те, кто стоит у руководства каждой воинской части. Прежде всего закон должен применяться к ним, а не только к старослужащим, занёсшим руку на человека.

- Я хотела бы вам процитировать отрывок из повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа», вышедшей в 1987 году. Она тогда наделала много шуму. Сразу же появились отклики разного содержания. «…в повести всё правда, и ничего, кроме правды, в ней нет. К сожалению». «…извините за резкость, но мне кажется, что это повесть заурядного нарушителя воинской дисциплины», «…повесть Полякова – первое произведение искусства (без кавычек) о нашей армии», «Как же можно печатать такое ? Даже сегодня.  До чего же дойдёт наша гласность?» и многое другое. Так вот как автор повести устами своего героя пытается ответить на вопрос, в чём причина возникновения неуставных отношений. («Говорят, всё началось после сокращения сроков службы в 67 году… «трёхлетки»  стали срывать зло на «двухлетках»…А дальше нечто цепной реакции…понимаете, комбат командует батареей, а не вашими отношениями!  Нужно,  чтобы воины сами прониклись!»)

По социологическим опросам, 27% опрошенных ответили, что «дедовщина» есть не только в армии, но и на гражданке. Вам был задан этот же вопрос, и из 10 -  7 ответили утвердительно, что это касается и гражданки. Приводя примеры, вы говорите об отношениях в школе, когда большинство испытывают на себе влияние старшеклассников. А вот что об этом говорит Поляков в своей повести ( « Ты думаешь, люди на  «стариков» и «салаг» делятся  только в армии? Ошибаешься! Разуй глаза: эти на работу пехом шлёпают, а те в чёрных бугровозах ездят, эти в очередях давятся, а  те в спецсекциях отовариваются, эти…» ). Исходя из этого,  мы приходим к мысли, что армия – это одно из звеньев государственной власти, что на неё влияют перемены, случающиеся в обществе.

Если большинство из нас думают, что «дедовщина» - явление не только  в армии, но и в школе, так почему же мы с вами не испытываем такого чувства страха, идя в школу, когда мы идём в армию? Может быть, и на самом деле  всё зависит от каждого из нас? Умеем ли мы постоять за себя? Насколько мы уважительно относимся друг к другу?

Опять же обращаясь к повести Полякова «Сто дней…», нельзя не вспомнить об одном важном эпизоде: рассказ о «дембелях», которые своими жизнями, не дожидаясь приказа, спасли новобранцев от душманов. («…Самолёт быстро заправился, принял, как говорится, на борт тех, кто возвращался в Союз…Тут стало известно, что душманы громят кишлак, и в бой было решено бросить только-только сошедшую с трапа молодёжь! Сразу Интернациональный долг! И тогда «старики» вышли из самолёта и сказали: «Не надо! Они же ещё ничего не умеют – зря ребят положите. А мы уж в последний раз тряхнём…стариной!...Они улетели на следующий день, но не все»)

Насколько становятся близкими людьми те, с которыми прошагал плечо к плечу два года? Этот вопрос я адресую Сергею.

 - В армии я нашёл новых друзей, мы перезваниваемся, я скучаю по ним, потому что столько вместе пережито. Это как в фильме: очередной кадр, без которого не будет целого фильма.

- В заключении, чтобы как-то поддержать вас, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание,  чтобы избежать неприятностей, не стоит от армии «косить», а, возможно, на то найдётся законное основание.

Ну, и наконец, если вдруг вас коснулась проблема неуставных отношений, помните, это преступление, которое по закону, должно быть наказано.

-Как справится с этой проблемой?

         По закону, вы вправе, минуя командиров, обратиться с жалобой в военную прокуратуру. Адреса и телефоны военных прокуратур, которые отвечают за вашу часть, должны быть на информационном стенде в каждой роте. Помните, что по статье 337, если вы отсутствовали в части меньше двух суток, это не считается преступлением. За это время вы можете добровольно «сдаться» в прокуратуру, вас признают невиновным, если к этому вынудило «тяжёлое стечение обстоятельств», и на время расследования переведут в другую часть.

-Я думаю, есть что пожелать вам нашему гостю.

(Слово Санхаеву Сергею Владимировичу)

- Я горжусь, что служил в армии, это не громкие слова. Я многому научился, я многое понял. Я научился  ценить то, что у меня есть. Я понял цену настоящей дружбы.  Я ни к чему вас не призываю: каждый делает сам свой выбор. Пусть ваш выбор будет правильным. Желаю удачи.

- Я даже не знаю, что добавить к пожеланиям нашего гостя. Но я точно знаю, что мой сын будет служить в армии. И я хочу, чтобы о людях в погонах, многие из которых десятилетиями служат в далёких гарнизонах, говорили с уважением.

Итак, армия является школой мужества профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…

 Переходим к обсуждению четвертой проблемы  - Вера в возрождение России

Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?

       Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он – патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт? Каково ваше мнение?

Вопросы для обсуждения:

-  Кто такой патриот современной России?

- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

- Нужно ли нести ответственность  за себя, своих друзей, как вы относитесь к взаимовыручке?

-  Хотели бы вы уехать из России?

- Гордитесь ли тем, что живете в России?

- Верите ли вы в возрождение России?

-  Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

Давайте заслушаем мнение наших гостей по этим вопросам

Итак, все вопросы, нашей дискуссии обсуждены. Вы высказали свое мнение по различным проблемам. Чтобы подвести итог нашей работы, я прошу вас еще раз обратиться к слову «Патриотизм». Перед вами лист бумаги с анаграммой. Прошу вас запишите на каждую букву слова «Патриотизм» – слова или словосочетания, раскрывающие смысл этого понятия (приложение №3).

Зачитайте, что у вас получилось.

Приложение №3.

 

 

П - постоянная работа ума и души

А - активный

Т - творческий

Р - рациональный

И – интересующийся историей

О - ответственный

Т – трудолюбивый

 

 

Итак, к какому выводу мы пришли?

Дети

Взрослые

Ведущий

Не случайно в качестве эпиграфа к разговору о патриотизме можно привести слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!

 И в заключении предлагаю прослушать стихотворение Ольги Фокиной «Храни огонь родного очага»

 

Храни огонь родного очага

И не  позарься на огни чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как не болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учился в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

 

Рефлексия по итогам занятия:

- О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор?

 - Какие чувства испытывали при обсуждении проблем?

 - Изменился ли у вас первоначальный взгляд на проблему патриотизма в нашей стране?

 

 

 

 

 


 

Открытый классный час – диспут: "Что значит быть патриотом сегодня?"

Открытый классный час – диспут: "Что значит быть патриотом сегодня?"

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать

Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"…

Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"…

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям

Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее

Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее

Из ваших ответов понятно что:

Из ваших ответов понятно что:

Гордитесь ли вы своей страной?

Гордитесь ли вы своей страной?

Итак, мы пришли к выводу, что человеку – патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, решительность и благодарность

Итак, мы пришли к выводу, что человеку – патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, решительность и благодарность

Вопросы для обсуждения: - Что значит гражданский долг? -

Вопросы для обсуждения: - Что значит гражданский долг? -

Один воздержался от ответа, один ответил шуточно: «Армия - лучшая школа, но её лучше пройти заочно»

Один воздержался от ответа, один ответил шуточно: «Армия - лучшая школа, но её лучше пройти заочно»

Армия не в не закона, но, к сожалению, в ней законы устанавливают те, кто стоит у руководства каждой воинской части

Армия не в не закона, но, к сожалению, в ней законы устанавливают те, кто стоит у руководства каждой воинской части

Если большинство из нас думают, что «дедовщина» - явление не только в армии, но и в школе, так почему же мы с вами не испытываем…

Если большинство из нас думают, что «дедовщина» - явление не только в армии, но и в школе, так почему же мы с вами не испытываем…

По закону, вы вправе, минуя командиров, обратиться с жалобой в военную прокуратуру

По закону, вы вправе, минуя командиров, обратиться с жалобой в военную прокуратуру

Каково ваше мнение? Вопросы для обсуждения: -

Каково ваше мнение? Вопросы для обсуждения: -

И – интересующийся историей

И – интересующийся историей

Что до тебя другие обрели. Лелей лоскут отеческой земли!

Что до тебя другие обрели. Лелей лоскут отеческой земли!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.