1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
2. Помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - без прав.
3. Повысить социально-правовую компетентность.
4. Воспитать уважение к высказываниям одногруппников и к их правам.
5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.
Оборудование:
1. Плакат: «Календарь правовых дат».
2. Компьютер, мультимедийный проектор
3. Эпиграфы к занятию:
• «Храни порядок и порядок сохранит тебя» (латинское изречение);
• «Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности» (Б. Франклин);
• «Живи по закону, поступай по совести» (латинское изречение);
• «Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости» (Г. Лихтенберг);
• «Учись думать о себе и о других» (китайская мудрость);
• «Никогда не делай того, что не пожелал бы себе» (правило Конфуция)
Права и обязанности.doc
Классный час на тему
" Наши права и обязанности как человека".
Цель:
1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
2. Помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей без
прав.
3. Повысить социальноправовую компетентность.
4. Воспитать уважение к высказываниям одногруппников и к их правам.
5. Акцентировать внимание детейподростков на необходимости понимания и
знания своих прав и обязанностей.
Оборудование:
1. Плакат: «Календарь правовых дат».
2. Компьютер, мультимедийный проектор
3. Эпиграфы к занятию:
«Храни порядок и порядок сохранит тебя» (латинское изречение);
«Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности» (Б.
Франклин);
«Живи по закону, поступай по совести» (латинское изречение);
«Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по
справедливости» (Г. Лихтенберг);
«Учись думать о себе и о других» (китайская мудрость);
«Никогда не делай того, что не пожелал бы себе» (правило Конфуция)
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Преподаватель:
Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным
давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны
делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?». Без
ясного ответа на эти вопросы, жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и
неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой
личности заложены свои качества.
Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие
бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права,
личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя
отнимать.
Текущий и следующий месяцы богаты событиями, которые очень важны
для страны, для всех её.
20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка
В декабре появились все важнейшие документы, определяющие, какой
должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция
Российской Федерации»).
1 Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете и как вы их
понимаете.
Когда дети рождаются, они свободны, и с каждым должны обращаться
одинаково.
Вы имеете право жить, и жить в условиях свободы и безопасности, и
никто не имеет права покушаться на вашу жизнь.
Никто не имеет право относиться к вам как к рабу, и вы никого не
должны обращать в рабство.
Никто не имеет права пытать, унижать и жестоко с вами обращаться.
Вы имеете право владеть вещами, и никто не имеет права отобрать их у
вас без веских на то оснований.
Вы имеете право думать, что хотите, говорить, что вам нравится, и
никто не должен запрещать вам делать это, но при этом, вы должны уважать
чужое мнение и не оскорблять других людей.
Вы должны иметь все, что вам необходимо, для того чтобы вы и ваша
семья не болели, не голодали, не испытывали недостатка в одежде и жилище.
Вы имеете право ходить в школу, каждый должен ходить в школу.
Начальное образование должно быть бесплатным. Вы должны иметь
возможность получить профессию или учиться столько, сколько пожелаете. В
школе вы должны иметь возможность развивать все свои способности, и вас
должны учить ладить с другими людьми, независимо от их расы, религии и
страны, из которой они родом. Ваши родители имеют право выбирать, как и
чему вас будут учить в школе.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Вы имеете обязанности перед обществом, в котором только и возможно
полное развитие вашей личности. Закон должен гарантировать права человека,
следя за тем, чтобы каждый человек уважал других, и чтобы другие уважали
его.
Во всех частях мира ни одно общество, ни один человек не должны
допускать действий, которые уничтожают права человека.
Ребята, кто может привести примеры из истории нашей страны, мира,
когда нарушались права человека. (Ответы учащихся)
Из года в год увеличивается количество законов и постановлений
федерального, международного уровней, которые
республиканского,
защищают права человекагражданина, особенно права ребенка, ваши права.
Пример тому, разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей
ООН, Календарь правовых дат на 2001–2010 гг.
Плакат:
XXI век – век ребенка, 2001–2010 годы – Международное десятилетие мира и
ненасилия в интересах детей планеты;
1 июня – Международный день защиты детей;
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии;
2 20 ноября – Всемирный день прав ребенка;
10 декабря – День прав человека.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее
уважение» Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.
Каждый из вас имеет право на бесплатное образование, и вы этим
правом действительно пользуетесь, потому, что каждый день ходите в школу.
Этим самым вы помогаете нашей стране выполнять обещание (по Конвенции)
о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.
Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой
образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и
расширять свой кругозор.
Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и
основная обязанность.
Вслушайтесь в следующие слова: «Если я знаю свои права, значит, я
знаю свои обязанности». «Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои
права».
Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но
и обязанности.
Что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на когото и
обязательных для выполнения)
В каком документе определены ваши права и обязанности? (В Уставе
школы)
Правильно, в Уставе школы. Давайте вспомним основные права и
обязанности учеников в школе.
Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то
и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.
Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную
жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и
невмешательство в личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей,
никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить,
думать только так, а не иначе... Но мы все уверены в том, что родителям
небезразлично, с кем вы общаетесь, дружите, где бываете... К мнению
взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый
может многое посоветовать, многому научить, в чемто помочь разобраться.
Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка
тем более. Вас нужно направлять и поправлять в ваших делах и поступках.
А сейчас я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно
обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и
вас.
Ситуация 1.
3 Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама
отдыхает с книгой в руках.
Мама. Сколько раз говорила после 10 вечера громко слушать музыку
нельзя! Музыка действует всем на нервы!
Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.
Преподаватель:
Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права
родителей и соседей? (Сын пользуется правом на отдых и досуг, но в данный
момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает
общественный порядок)
О какой важной обязанности он забыл? (Он забыл, что у других людей
точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!)
Ситуация 2.
«Чужой телефон»
Выходят дети с портфелями и кладут их.
Дима: Ты не пойдешь на физкультуру?
Коля: Нет, я освобожден.
Все уходят, кроме Коли. Он садится и начинает рисовать.
Коля: Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у Димы.
Коля начинает чтото искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает
смотреть его, читает сообщения. В это время входит Дима.
Дима: Почему ты открыл мой портфель? И играешь моим телефоном?
Коля: А что такого, я же ничего не взял, только посмотрел. Разве нельзя?
Преподаватель:
На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой
телефон. А как вы думаете ребята? (Дети высказываются)
Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в
том числе и ребенок имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по
какойлибо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это
закреплено в Конвенции.
Ситуация 3.
А вот что случилось в одной семье.
– Сходи за хлебом в булочную!
– Не имеешь права эксплуатировать ребенка.
– Вымой посуду!
– Не имеешь права использовать детский труд.
– Помой руки!
– Это насилие над личностью!
– Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю.
– Это проявление жестокости.
Преподаватель:
4 Кто и какое право здесь нарушает? (Дети высказываются)
Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом. Об этом
говорится в следующих статьях.
СТАТЬЯ 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и
свободами, провозглашёнными данной Декларацией, независимо от:
• национальности, языка, расы, пола, религии;
• социального происхождения, политических убеждений, богатства или
бедности;
• величины и мирового значения его страны.
СТАТЬЯ 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом.
2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере,
которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.
СТАТЬЯ 30. Ничто в настоящей Декларации не может быть
истолковано как предоставление отдельным людям, группе людей совершать
действия, нарушающие права и свободы, изложенные в этой Декларации.
В современном обществе у каждого человека с рождения очень много
прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности
перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни
и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у
других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
В завершении давайте заполним кроссворд, вспомнив качества,
помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к
другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
2. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
3. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к
другим.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права
кончаются там, где начинаются ……
П о р я д о ч н о с т ь
Р а з у м н о с т ь
с п р А в е д л и в о с т ь
В о с п и т а н н о с т ь
О Б Я З А Н Н О С Т И
А теперь давайте выделим три основных принципа, которые и есть ваши
обязанности как человекагражданина, как учащегося и подростка.
Ваша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом
гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.
Ваша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.
5 Ваша третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ
жизни.
А закончить мне хотелось бы следующими словами
Товарищи взрослые и дети!
За свое будущее мы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках! Всем всяческих благ!
6
Разработка классного часа "Права и обязанности"
Разработка классного часа "Права и обязанности"
Разработка классного часа "Права и обязанности"
Разработка классного часа "Права и обязанности"
Разработка классного часа "Права и обязанности"
Разработка классного часа "Права и обязанности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.