Материал содержит разработку мероприятия "Физика и ПДД". В разработке представлены исторические странички, задачки с транспортным содержанием, выступления физика-теоретика, оптика, практика, раздаточный материал, физкультминутка,материал для работы в группе Представлен фото отчет мероприятия. Разработку можно использовать на уроке физики, классном часе, на уроках ОБЖ.
Приложения текстовые.doc
Занятие №1
(приложение 1а)
Разминка на повторение «Узнай по описанию»
Это – место, где ездят грузовые и легковые автомобили, пассажирский
транспорт, велосипедисты. Она может быть проселочная, грунтовая,
асфальтированная. Ее можно переходить только в специально
отведенном месте. (дорога)
Его можно встретить на перекрестках дорог. Создан он для безопасного
передвижения людей по улицам города. Бывает наземный и подземный.
(переход)
Это – повреждение, выход из строя машины, транспортного средства.
Может произойти в результате нарушения правил дорожного движения
пешеходом или водителем. Чаще всего это возможно на перекрестке.
(авария)
Это человек – участник дорожного движения. Он обязательно должен
уметь читать дорожные знаки. Он управляет автомобилем и, если нужно,
сигналит пешеходамнарушителям. (водитель)
Сигнальный электрический фонарь с разноцветными стеклами для
регулирования движения на улицах и дорогах. Если выйдет из строя, то
может произойти авария. (светофор)
Они живут рядом с дорогой, имеют определенную геометрическую
форму, помогают участникам дорожного движения.(знаки)
(приложение 1б)
.Исторический экскурс «Знаешь ли ты что?…»
Первый уличный светофор появился в 1868 году в Лондоне возле здания
британского парламента. Его изобретатель – Дж. П. Найт, который был
специалистом по железнодорожным семафорам.
Первый светофор в г. Новосибирске появился в 1940х годах на
пересечении улиц Серебренниковская и Сибревкома. Позднее, 25 июня 2006
года, здесь был установлен памятник.
Первое зафиксированное ДТП произошло 17 августа 1896 года в Англии
(притом что серийный выпуск автомобилей начался в 1893 году). Автомобиль,
двигавшийся со скоростью 6 км/ч (чуть быстрее, чем ходит взрослый
человек), сбил пешехода. Это первый конфликт между теми, кто
передвигается на колёсах, и теми, кто передвигается пешком.
Первые четыре дорожных знака, указывающих на наличие опасности,
появились в 1909 году в Европе.
1 (приложение 1 г)
Работа с книгой «Правила дорожного движения Российской
Федерации»
Узнайте знак и что он означает:
Шли из школы мы домой,
Видим знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет….
Вот так знак!
Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Ну, а если пешеходу
Тротуар не по пути?
Если нужно пешеходу
Мостовую перейти?
Сразу ищет пешеход
Знак дорожный ......
Переход ..А какие виды переходов вы знаете? (наземный, подземный и
надземный).
Посмотрите, знак опасный –
Человечек в круге красном.
Перечеркнут пополам.
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут кудато.
Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко
Накормили и собаку...
Говорим: «Спасибо знаку!»
Физкультминутка Игра с мячом
Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы
отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.
(приложение 1д)
2 По дороге кто идет?Пешеход.
Кто машину ведет?Водитель.
Сколько глаз у светофора?Три.
Если красный “глаз” горит, то о чем он говорит?Подожди.
Если зеленый “глаз” горит, то о чем он говорит?Можете идти.
Идут наши ножки…По пешеходной дорожке.
Где мы автобус ждем?На остановке.
Здорово! На все вопросы ответили… правильно.
(приложение 1 е)
Работа в группе с раздаточном материалом «Выбери правильно»
Ребята, пройдите к столам. Вспомните, с какими видами знаков мы уже
ознакомились (знаки сервиса, информационноуказательные,
предупреждающие). Сейчас мы их найдем.
1й стол находит знаки информационноуказательные.
2й стол находит знаки сервиса.
3й стол находит знаки предупреждающие.
(Затем спросить детей, что обозначает знак? И к какой группе знаков он
относится?)(спросить несколько детей).
Ребята, посмотрите: на ваших столах остались знаки. Как вы думаете,
что это за знаки? Это знаки предписывающие. Они круглой формы синего
цвета с белым рисунком, они обозначают направление движения транспорта и
движение определенного вида транспорта.
(приложение 1 и)
Фото отчет
занятие №1
«Знаки дорожного движения»
3 Беседа «Знаки ДД»
Игра «Выбери правильно»
4 Игра «Ну, погоди!»
Занятие №2
Выступление физикатеоретика
(приложение 2б)
1.Инерция – физическое явление, при котором тело сохраняет свою скорость.
изменение скорости тела происходит постепенно, а не мгновенно; при этом
движение изменяется тем медленнее, чем больше масса тела.
2. Дистанция безопасности – это наименьшее расстояние, которое пройдёт
автомобиль до остановки с момента появления препятствия в поле зрения
водителя. Это понятие имеет весьма важное значение в технике работы
автомобильного транспорта и для безопасности перехода автомобильных
дорог пешеходами. Также она зависит от времени реакции водителя на
препятствие. Оно колеблется у водителей в пределах от 0,5 до 1,2 сек.
5 3.Тормозной путь автомобиля – расстояние, проходимое автомобилем с
момента действия тормозной системы в полную силу до остановки
автомобиля
Движение транспорта по дороге описывают с помощью физических законов.
Чем больше масса автомобиля, чем больше его скорость тем сильнее
деформации тела при соударении. Страшным наглядным подтверждением
тому является деформация автомобилей при ДТП.
В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила
реакции опоры и сила трения. Все это учитывается при расчете тормозного
пути с помощью математического языка. Я вам привожу готовую формулу
для расчета тормозного пути.
Если дорога наклонная, то тормозной путь увеличивается. И
расчетную формулу вы узнаете в 9 классе.
(приложение 2в)
Выступление физикапрактика
Решим задачу: Определим тормозной путь при экстренном торможении.
Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает
пешехода за 20 м и начинает экстренное торможение. Произойдёт ли аварии,
если скорость авто 60 км/ч? Коэффициент трения 0,7.
60 км/ч = 16,7 м/с
Решение: рассчитаем тормозной путь по выведенной формуле: S= 19,9 м.
В данной ситуации всё обошлось, а что было бы, если за 5
минут до этого прошёл дождь? Коэффициент трения = 0,5
S= 27,8 м. Машина собьёт человека. Дорога — объект
повышенной опасности. Помогают избежать опасных ситуаций
на дорогах, конечно, дорожные знаки. Например, знак ограничения скорости.
Предлагаю присутствующим решение задачи.
Задача. На участке дороги, где установлен такой знак, водитель применил
аварийное торможение. Инспектор обнаружил по следу колёс, что тормозной
путь равен 12 м. нарушил ли правила водитель? Нарушил ли водитель
правила, если коэффициент трения0,6? По предыдущей формуле получаем:
V0 = 43 м/с.Водитель нарушил правила!
(приложение 2г)
Выступление физикаоптика
Для сигналов светофора были выбраны такие цвета: зелёный – разрешающий,
жёлтый –предупреждающий и красный – запрещающий?Это связано с тем, что
лучи света разных цветов поразному распространяются в атмосфере.
6 Лучше всего красный и оранжевый, они хорошо видны на значительном
расстоянии даже в тёмное время суток и в туманную погоду, что очень важно
для запрещающего сигнала. Жёлтый цвет распространяется хуже красного,
но лучше зелёного, он хорошо заметен и подходит для предупреждающего
сигнала. Разрешённый сигнал светофора может быть зелёным, как менее
важный. К тому же красный и зеленый цвет являются наиболее различными по
ощущению цветности для человеческого глаза, а, значит могут быть
безошибочно (однозначно) опознаны.
(приложение 2д)
Главная причина происшествий, случившихся ночью и с серьезными
последствиями – потеря видимости изза ослепления водителя светом фар
встречного автомобиля. Здесь необходимо небольшое отступление. Глаз
человека – очень чувствительный орган. Он может хорошо видеть, когда
человек находится на залитой солнечным светом снежной равнине
(освещенность 100 тысяч лк) и темной ночью в степи, освещаемой только
звездами (освещенность 0,0001 лк), т. е. яркости, воспринимаемые глазом,
различаются в миллиард раз. Но у органа зрения есть большой недостаток – он
очень медленно приспосабливается к изменению яркости. Зрачок
адаптируется продолжительное время – порядка десятков секунд. При
внезапном переходе со света в темноту (или наоборот) люди практически
ничего не видят. Эта «слепота» может продолжаться около 30 секунд! Вот
почему ослепление так опасно. Кроме того, в темноте человеческий глаз
различает контуры, но не цвет предмета. Поэтому красный или оранжевый
автомобили, отлично видимые днем, плохо просматриваются на фоне дороги
и окружающих предметов даже в сумерках. Что уж говорить о синих, серых
или черных машинах .Довольно часто на дорогах попадаются «одноглазые
Джо» с единственной работающей фарой. Водители встречных авто
принимают таких за мотоцикл, двигающийся по обочине, что приводит к
тяжелым ДТП, поэтому если в одной из фар перегорела лампочка, а запасной
нет, – главное обеспечить работоспособность левой фары. Добавим, что в
ночное время пешеходы неправильно определяют расстояние до автомобилей
и скорость их движения, поэтому при проезде пешеходных переходов следует
снижать скорость. Кстати, человек, освещенный светом фар, твердо уверен,
что он хорошо виден автомобилисту, хотя это далеко не так. Горожанин в
темной одежде сливается с окружающей местностью и становится заметным
шоферу всего за 2530 м. Белая одежда тоже существенно не меняет
положения – расстояние видимости увеличивается всего до 3040 м.В
заключение, напомним цифры, которые каждый должен помнить:
рекомендованная скорость для движения ночью по сухой дороге с ближним
светом – 50 км/ч. При движении именно с такой скоростью расстояние
отчетливой видимости составит около 30 м, тогда как тормозной путь (при
исправных и отрегулированных тормозах) – 28 м.
7 (приложение 2е)
Задачки транспортной тематики
1.Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0.8
с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч?
(12м).
2.Пассажир движущегося автобуса отвлек разговором внимание водителя на 5
секунд. Почему «Правилами дорожного движения» запрещено это делать?
Какой путь пройдет за это время автобус, если его скорость была 60 км/ч?
(Разговаривать с водителем во время движения автобуса нельзя, т. к.
создается вполне реальная аварийная ситуация; Автобус проехал за это время
путь, равный 83 метрам).
3.В начале участка шоссе стоит дорожный знак " 30 км/ч«. Нарушил ли
правила движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок
дороги длиной 1,8 км за 4 мин? (Не нарушил, т. к. скорость автомобиля была
27 км/ч).
4.Поезд двигался со скоростью 72 км/ч. Найти время торможения, если
известно, что тормозной путь был равен 800м. (80с).
5.Какое расстояние должен пройти автобус от остановки, чтобы его скорость
возросла до 36 км/ч, если для удобства пассажиров ускорение не должно
превышать 1.2м/с2. (42м).
6.Ножной тормоз грузового автомобиля считается исправным, если при
торможении автомобиля, движущегося со скоростью 30 км/ч по сухой и
ровной дороге, тормозной путь не превышает 9.0м. Найти соответствующее
этой норме тормозное ускорение. (3.9м/с2)
(приложение 2и)
8 Видеофильм «ПДД для велосипедиста»
(приложение 2з)
Тест «Правила ПДД»
Фото отчет
Занятие №2
«Живи безопасно!»
Прессконференция.
Эксперты: физиктеоретик, физикпрактик, физикоптик.
9 Журналисты: «За рулем», «Квант»
Практический расчет тормозного пути автомобиля.
10
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Разработка мероприятия "Физика и ППД"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.