Разработка образовательной деятельности "Ищем невидимку"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 20.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель:развитие творческой исследовательской активности детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации. Задачи: 1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты. 2. Развивать у детей стремление к самостоятельному получению новой информации о воздухе опытным путём. 3. Расширять знания детей о свойствах воздуха: воздух занимает место; воздух обладает упругостью; воздух движется; воздух легче воды. 4. Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ. 5.Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
Иконка файла материала конспект НОД.doc
«___»_________ ______г.  группа «__старшая________» ТЕМА: «Ищем невидимку» Цель: развитие творческой исследовательской активности детей в процессе разрешения  специально смоделированной проблемной ситуации. Задачи: 1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты. 2. Развивать у детей стремление к самостоятельному получению новой информации о воздухе  опытным путём. 3. Расширять знания детей о свойствах воздуха:     воздух занимает место; воздух обладает упругостью; воздух движется; воздух легче воды. 3. Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий  газ. 5.Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха. Технологии:     исследовательской деятельности; познавательно ­ исследовательская; здоровьесберегающая; игровая; личностно – ориентированная. Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, музыка, Опыт №1: Емкость с водой, пластиковые трубочки, вентилятор, корабль (пенопластовый) Опыт №2: пластиковые стаканы по количеству детей, емкости с водой  (одна на два ребенка)  пластиковые трубочки. Опыт №3: Емкость с водой, мандарины (два для опыта, и по одному для детей) В. Здравствуйте ребята. В­ль: Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Звучит лёгкая приятная музыка) Сделайте глубокий вдох, выдох. Вдохните здоровье, выдохните болезни!  Вдохните добро (хорошее настроение), выдохните (усталось)неприятности! Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство ! Нам легко и приятно. В. Сегодня мы с вами поговорим.... (слышен плач)  Ребята, это кто плачет? (Ребята смотрят по сторонам)  Ничего не пойму!!На экране появляется видео: Сидит плачет Несмеяна (слайд 1) В. Так это же Царевна Несмеяна.   Здравствуйте, Вы чего так плачете? Ц. Как же мне не плакать, мой папенька — Царь­государь тридевятого царства, тридесятого  государства говорит, что я невнимательная, не смышленая и запер он меня в самой высокой  башне царства УУУУУУ, Пока я не разгадаю его загадки про какую­то невидимку, он меня не выпустит УУУУУУУУ,   а я гулять хочу на улице УУУУУ В. Ой какая беда,  ребята, ну давайте же ей поможем разгадать загадки. Р. Давайте В Успокойтесь, мы с ребятами поможем Вам, Ваше величество,  разгадать все загадки.  А про  какую такую невидимку Вы говорите? Ведь вокруг Вас никого и нечего нет Ц. Вот­вот и я папеньке так сказала, что никого и нечего вокруг меня нет, и невидимку нельзя увидеть.  А Папенька сказал, что его можно не только увидеть, но и почувствовать. В. Нечего не понимаю, а вы, ребята, может догадались, про кого говорит царевна Несмеяна?  Р. Нет Ц. папенька принес мне картину, она называется «Свежий ветер». Где здесь ветер?.... Не вижу  УУУУУУ  В. Кажется, я понимаю. Ветер увидеть нельзя, а вот , например,  как дым из трубы  относится – это можно увидеть (слайд 2) . Или как река от ветра рябью покрывается  (слайд 3)…  Ребята, а что можно еще увидеть на картине?  Р. Как деревья качаются, облака плывут. В. Молодцы, а теперь ответьте мне, что находится внутри шариков, что лежат у меня на столе и можем ли мы это увидеть? Р. В них воздух, и его нельзя увидеть… В. Кажется я догадалась, что имел в виду ваш папенька, Несмеяна. А вы ребята? Р. Это воздух… В. Совершенно верно, Маша. Ц. Фу… а я то думала, что это должно быть что­то необыкновенное, а это просто воздух… В. Царевна, так воздух и есть самое необыкновенное, что есть на земле Он – прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ Невесомою косынкой Он окутывает нас.  Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем– Он ведь нам необходим!  Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомить нашу царевну Несмеяну и  расскажем, что мы знаем о воздухе. Где можно найти воздух? (предполагаемые ответы детей) Ребята: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде. Воспитатель: А почему мы его не видим? Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно. Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать?  Р.: ДаЦ.: Поднял шторм на синем море,       Гонит волны на просторе.       Что вольнее всех на свете?       Угадали? Это ­ …(ветер) В.: Давайте проведём с вами опыты.  Опыт №1. Воздух всегда в движении Цель: Доказать, что воздух всегда в движении. Мы с вами видели на экране рябь на озере. Откуда она появляется?  Р.: от ветра. В.: А ветер мы с вами можем сами получить?   Р.: Да В.: Мы выдыхаем воздух, он движется. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее.  Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое  передвижение воздуха называется ­ ветер.  Сейчас мы с вами попробуем подуть на воду. Делаем неглубокий вдох и через пластмассовую  трубочку дуем на воду. Что у нас появилось на поверхности воды? Р.: Волны. В.: Значит, мы можем сказать, что волны образуются с чьей помощью?( ветра)  А если мы с вами подуем сильнее? Что получится?  Р.: Вода будет брызгать во все стороны. В.: какой вывод мы можем с вами сделать? Вывод: Чем сильнее дуть, тем сильнее волны. В.: ребята, посмотрите на экран? (слайд парусник на море) Кто подгоняет парусник вперед? Р.: ветер. В.: Хотите посмотреть, как это происходит? Р.: Да! Опыт 2.       Ветер по морю гуляет Цель опыта: Обнаружить воздух. Что нужно для опыта: Таз с водой, модель парусника. Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за  движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда  берется ветер­воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник  быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы  парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его  выдыхать). Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из  воды на поверхность). В.: Опускаем кораблик в воду, включаем вентилятор иии…. Кораблик плывет, его вентилятор гонит…Верно? Р.: нет, это все ветер. Вентилятор превращает воздух в ветер. В. Молодцы ребята, с помощью этого опыта мы разгадали первую загадку. Ну что приступим к следующему…В.: Давайте мы, сейчас тихо все встанем  и поиграем.  Она называется «Воздух­невидимка». Воздух – невидимка Выходи гулять! Воздух – невидимка Как тебя поймать? Если быстро­быстро в поле убегу Чистого­пречистого воздуха найду! Если вместе с дедушкой по лесу пойду, Самого полезного воздуха найду! Если вместе с папой в горы я пойду. Самого кристального воздуха найду! Загадка №2:   Плыло – плыло – утонуло,  А потом оно и всплыло?  Опыт 3.  Подводная лодка Руки вверх – вправо – влево «зовут» Руки вверх – вправо – влево Хлопки руками в разных местах Бегут на месте Потирают руки Шаги на месте Руки накрест к плечам Тянутся вверх на носочках «Фонарики» Цель: Доказать, что воздух легче воды. В Для этого опыта вам потребуется трубочка для коктейля, которую можно  согнуть под углом.    Взять стакан и емкость с водой. Спросить, сможет ли стакан сам подняться со  дна. Ну конечно же, нет! А если ему поможет воздух? Предложить опустить  стакан в воду, так. чтобы он заполнился до краев, а затем перевернуть его в воде вверх дном. Теперь нужно подвести под стакан изогнутую трубочку и начать  вдувать воздух. О, чудо! Воздух постепенно вытеснил воду из­под стакана, и он  всплыл на поверхность. А почему? Вывод:     Правильно, потому что воздух легче воды! В. Молодцы ребята, ну и последняя загадка. Загадка №3                                  Ц.: В синем море буква О                                  Не дает упасть на дно. (спасательный круг) Опыт 4. с мандарином «Чудесные мандаринки». В.: Один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень  постараться, утопить его не удасться. Очистим второй мандарин и положим его в воду.  Мандарин утонет.  Проверим? Р.: ­ Да! В.: Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает! Почему?  (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) В.: В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на  поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую  вытесняет.Он помогает нам плавать по воде в спасательном круге, жилете или надувном  матрасе. Ц.: Выходит без воздуха никуда… В.: Верно, без этого чудесного невидимки нечего не смогло бы существовать на нашей земле.