Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»
Оценка 4.7

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
25.05.2019
Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»
Цель урока: помочь детям сформировать чувство причастности к Каспийскому морю, понять значение Каспийского моря для жизни, развить чувство ответственности за его экологическое состояние. Основные содержательные линии урока 1. Обсуждение названия урока. 2. Что дает человеку Каспийское море. 3. Как человек воздействует на море. Эвтрофикация – главная экологическая проблема Каспия. 4. Кто ответственен за состояние Каспийского моря. Уровни решения экологических проблем Каспия.
урок Каспий.docx
Разработка открытого урока « Каспий­жемчужина Дагестана»  Цель урока: помочь детям сформировать чувство причастности к  Каспийскому морю, понять значение Каспийского моря для жизни, развить  чувство ответственности за его экологическое состояние. Основные содержательные линии урока 1. Обсуждение  названия урока. 2. Что дает  человеку Каспийское  море. 3. Как человек воздействует на море. Эвтрофикация – главная экологическая  проблема Каспия. 4. Кто ответственен за состояние  Каспийского моря. Уровни решения  экологических проблем Каспия. Ход урока. I  Осуждение  метафоры, вынесенной в название урока Информация учителя о жемчуге и веры в его магические силы. Подведение учащихся к выводу,  о  необходимости беречь Каспийское море.     Информация  для учителя  Жемчуг – уникальный камень, который издавна символизировал счастье,  протяжении тысячелетий люди  любовь, красоту и богатство. На верили, что у жемчуга есть  магическая и целебная сила.  Каждая жемчужина бесценна и  уникальна. Жемчуг ­ это  единственный камень, который  породила живая природа!  Природный жемчуг был известен с  давних времен. О нем говорилось  еще в самых древних персидских и  индийских легендах, его до сих пор находят в древнекитайских  захоронениях. Жемчуг ­ символ верности, любви и преданности. Люди считают, что он  бережет от сглаза, помогает человеку мыслить более объективно и не  совершать необдуманных поступков Кольцо с жемчугом предохраняет своего  владельца от краж и мошенничества, а так же наделяет своего владельца  даром предвидеть будущее. Жемчужный талисман заставит вас оглянуться  назад и исправить свои ошибки. Жемчуг способствует долголетию, здоровью  и благоденствию, а блеск жемчужин полностью зависит от того, насколько  здоров их обладатель. Размеры этих жемчужин могут быть разные. От  спичечной головки до перепелиного яйца. Крупные морские жемчужины  попадаются очень редко. Самую большую жемчужину весом в 450 карат  можно увидеть в лондонском Геологическом музее. II. Викторина: «Что мы знаем о Каспийском море?» Вопросы 1.Каспийское море  расположено в Европе 2. Каспий­единственное  в  мире соленое  озеро Ответы нет нет 3.В Каспийском море  50  островов да 4.Наибольшая глубина  Каспийского моря  более 1км да Комментарий учителя. Каспийское море расположено   на стыке  Европы и Азии  Соленые озера встречаются на  всех континентах, в том числе и  в Антарктиде. В России и  Америке есть целые зоны, где  таких озер очень много.  Самое большое соленое озеро  Уюни. Оно находится на юге  боливийской пустынной равнины. Его площадь – 19582 кв. км, т.е.  в  19раз меньше Каспийского,  площадь  которого составляет  376 000 кв. км Всего в море насчитывается  около 50 крупных и средних  островов, общей площадью  примерно 350 км². Острова, в  основном, расположены недалеко от берега и распространены в  северной части моря. Самые  крупные­Тюлений и Чечень  Базар, Пичужонок, Яичный,  Прыгунки. Средняя глубина­208м,  Наибольшая ­1025м. 5.Вокруг Каспия расположено  6 государств 6.Каспий  имеет небогатый  видовой состав рыбных  ресурсов, на нем нет  водоплавающих птиц нет нет 7.В Каспийском море   имеются запасы нефти и газа 8. Есть ли в Каспии  эндемичные  виды животных да да 9.Есть ли в Каспийском море  млекопитающие да Расположено 5 государств:  Россия, Азербайджан,  Туркмения, Казахстан, Иран В Каспии обитает более 140  видов рыб, на Балтийском море­ 44 вида, в Черном­ 150 видов, в  Азовском­ 70. На  побережье   гнездятся водоплавающие птицы, среди которых­ большой и малый бакланы, гагарка, чомга,  фламинго, утки, лебеди, гуси,  нырки и т.д. Всего 1809 видов и  подвидов животных.  Нефтегазовые ресурсы  составляют 18­20 млрд т.  Нефтедобыча началась в 1820  году Количество эндемиков достигает 60%   от   всей   фауны   Каспия, Это:губка­туберкулата Мечникова,  один   из   видов   гидр — моерисиа палагасы Моллюски­  дрейссена злата и  дрейсена каспиа;  черепаха каспийская  Рыбы:_вобла,  несколько видов   бычков, щиповка. Наличие  большого количества эндемиков связано с изолированностью  Каспия  от океана.     Из млекопитающих в Каспии  живет каспийский тюлень . У ченые до сих пор задаются  вопросом о том, как попал  северный житель в теплые моря.  Сегодня останки каспийского  тюленя находят в древних  геологических отложениях, еще  тех времен, когда наше море  было частью Мирового океана.  Каспийский тюлень находится  под угрозой полного 10. Всегда ли Каспийское море так называлось? нет .  уничтожения. Объектом  промысловой охоты являются  как взрослые тюлени, так и их  детеныши ­ бельки. Сохранились  сведения, что в 1944 году было  добыто 290 тыс. тюленей, после  чего численность популяции  стала падать. Был введен запрет  на добычу зверя  и популяция  тюленей была восстановлена .  Каспийское море сменило  около70 названий. Оно  называлось Гирканским ­ по  названию прибрежной страны  Гиркания (страна Волков),  Хазарским­по наименованию  хазаров, народа, жившего на  северо­западном побережье.  Китайцы называли его Сихай (т.е. Западное море), турки ­ Кучук­ Дениз, татары­Аг­Дениз. Русские  называли его Хвалынским по  названию народа, жившего в  устье Волги. По  названию,прилегающих стран и  городов Каспийское море  называлось Мазандаранским ,  Персидским, Русским,  Бакинским, Дербентским.         Астраханским, Сарийским  Название Каспий получил по  имени племени­коневодов­ каспиев,  живших в 1­ом веке до  н.э. III  Задание.    Что дает человеку Каспийское море? При обсуждении этого задания  составляется  на доске круговая диаграмма,  используя карточки­ подсказки Карточки­подсказки. ( Слайды и раздаточные листы только с  картинками, учащиеся самостоятельно делают вывод) Картинки                                                         Выводы 1. Отдых на берегу моря   (обсудить  пользу морского воздуха и купаний) 2. Рыбные ресурсы Каспийское море является одним из самых биологически продуктивных внутренних  водоемов России, насчитывающим 140  видов и подвидов рыб, включая и  вселенцев.  Информация для учителя ( с демонстрацией слайдов)  К основным промысловым рыбам Каспия относят осетровых, сельдевых (черноспинка, волжская сельдь, пузанок, каспийская килька, вобла и  другие), каспийский лосось, кутум, сазан, судак, лещ и множество других. Каспийский пузанок Каспийский пузанок ­ рыба с высоким телом и с характерным "пузом".  Окраска темная, с оливково­зелеными боками. Размеры в среднем 25 см.  Обитает в толще воды, заходит в дельту реки Волги и Урала. Стайная рыба.  На нерест мигрирует с Южного Каспия на север вдоль дагестанского  побережья в марте­апреле и часто ход затягивается до середины лета.. В связи с сокращением численности промысловое значение потерял. Черноспинка  относится к  группе так  называемых проходных средней величины рыбы от 25 см длиной, но иногда встречаются и Верхняя часть окрашена в темные тона с фиолетовым отливом крупные экземпляры до 50 см.  сельдей. Это  Хищник, питается в основном молодью рыб, ракообразными и личинками  насекомых. Одна из самых ценных пород рыб, обладающая непревзойденными  вкусовыми качествами. Каспийский лосось Каспийский лосось, или кумжа ­ средних размеров рыба с толстым телом и  заостренной мордой, темно­серой спиной, светлыми боками с разбросанными  темными пятнами. Наиболее крупный куринский лосось ­ в среднем 90­95 см  с массой тела до 40 кг. В море встречается в основном в Среднем и Южном  Каспии.Нерестовые миграции совершает в реки западного побережья ­ Куру,  Самур, Сулак и Терек. Для этой популяции лосося настоящей проблемой  стали многочисленные гидросооружения на реках.  Белорыбица­ проходная рыба семейства лососевых. Обтекаемое  веретеновидное тело с усеченной головой. Чешуя крупная, бока и нижняя  часть тела белые с серебристым отливом (откуда и название рыбы). Размеры  достигают до 100 см при массе тела до 8 кг. Обитает практически  повсеместно в море, держась глубины, так как избегает высоких температур.  Основная река для нереста ­ Волга.. Питается молодью и мелкой рыбой. Как и всякий лосось, обладает высокой пищевой ценностью. Вобла ­ род полупроходных рыб семейства карповых. Рыбы среднего размера. Длина тела варьирует от 10 до 30 см (в среднем 18­20), масса тела от 40 до 140 г. преимущественно Предпочитают мелководья с поднимается в Урал, Волгу организмами, основной обитатели Северного Каспия.  слабо соленой водой. Для нереста  и Терек. Питается бентосными  долей из которых составляют ракообразные и Численность воблы, когда­то занимавшей одно из первых мест по промысловому значению рыб Каспия, по ряду причин в  последние годы катастрофически сократилась.  моллюски.  различные Белый амур. Крупная ­ до 100 см рыба, акклиматизированная в Каспийском  бассейне. Встречается в дельте рек Волги, Терека, Урала и Куры. Прижился  также в многочисленных внутренних Растительноядная рыба, питается пресноводных водоемах.  молодыми ростками  надводной и подводной  растительностью, что явилось одной из причин заселения белого амура в Каспийское море. Жерех ­ крупная рыба с длиной тела до 70 см и массой до 200 г. Обитатель  Северного Каспия, распространен в основном в дельтах рек Волги, Урала и  Терека. Спина грязно­зеленого оттенка, анальный, грудные и брюшные  плавники красноватые.. Жерех ­ хищник, питающийся молодью рыб и  земноводными.. Пользуется заслуженной популярностью у местных  рыболовов. Шемая ­ небольшая (до 30­35 см) рыба с массой тела 150­580 г. с невысоким  телом. Спина окрашена в темно­зеленый цвет, брюхо светлое, с мелкими  темными крапинами. Обитает в Южном и Среднем Каспии, преимущественно  в прибрежных водах. Для нереста заходит в реки западного и южного  побережья ­ в Куру, Самур, Сулак, Терек и другие более мелкие реки.  Питается фито ­ и зоопланктоном и различными беспозвоночными. Весьма  ценная рыба с большим содержанием жира. 3. Регулирует климат ( климат морской,  мягкий, малоснежные зимы, высокая  влажность) Обеспечивает  судоходство,   военные корабли защищают границу России. 4. 5. Добыча  нефти, песка, гравия, камня 6.  Обеспечивает сток  130 рекам, среди  которых­Волга,  Сулак, Урал, что не дает  Каспийскому морю иссякнуть   7. Принимает  и обезвреживает   промышленные и бытовые стоки.  (обсудить вопрос, как происходт  обезвреживание) 8. Обеспечивает жизнь  водоплавающим птицам, а человеку­  любование ими    По мере обсуждения вопросов на доске формируется круговая  диаграмма. З а п а с ы н е ф т и С у д Г о о х р о о д д с с т к и е в о с т о к и К а с п и й с к о е В л м о и я р е н и е н а к л и м а т З о Р ы н б н а ы е о т з а д п а ы с ы х а  После составления диаграммы   учитель подводит итог. 1.Задумывались ли вы, что  море так  влияет на нашу жизнь? • 2. О каких отмеченных нами влияниях мы задумываемся меньше всего?  Почему? мы можем месяцами не бывать на берегу моря, но его влияние на  нашу жизнь, так или иначе, проявляется ежедневно. IV. Задание «Как  человек влияет на  Каспийское море?» 1.Учащиеся получают контурные карты с изображением Каспийского региона, подписывают названия стран, окружающих море. 2. Обсуждение  вопросов: ­.Как сказывается на экологической обстановке Каспия  тот факт, что оно со  всех сторон окружено промышленно­развитыми странами?  ­ Какая из перечисленных проблем является, по вашему  мнению, наиболее  серьезной? ­ Какого рода вещества могут оказывать наиболее пагубное воздействие на  море? Информация для учителя Каждая из стран  Каспийского региона вносит свой вклад в выбросы самых  разнообразных загрязняющих веществ. Загрязнения попадают в море не  только с территорий этих стран, но и благодаря судоходству. Растет  добыча  нефти  и растет  риск нефтеразливов. Термин «загрязнение» ­ очень общий.  Сюда включаются как крайне ядовитые вещества, способные в малейших  дозах привести к отравлению живых организмов, так и вещества, которые в  малых и средних концентрациях  необходимы для нормальной жизни  экосистемы.  Браконьеры азербайджанской и казахстанской сторон ведут варварский  морской промысел. После распада Союза, по некоторым данным, они  ежегодно добывают около 5 — 6 тыс. тонн осетровых с еще не созревшей  икрой. Вносят свой вклад в морское браконьерство и российские­ Дагестан и  Калмыкия. Сейчас на долю России из общего добываемого объема осетровых странами  Прикаспийского региона приходится около 800 тонн. Остальное  распределяется между Ираном, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменией.  При этом выращиванием молоди занимаются Россия и Иран, остальные —  только ловят.   (По ходу  беседы заполняется таблица) Причина 1.Загрязнение нефтью 2 Браконьерство 3.Неограниченный сброс   неочищенных промышленных и  бытовых стоков, содержащих  Следствие Образуется пленка на поверхности  воды, которая мешает газообмену,   оседает на  поверхности  птиц, рыб,  мешая им плавать.  Проблема браконьерства на Каспии  достигла таких масштабов, что Путин В.В. ее назвал "биотерроризмом" К  примеру, если взять промышленный  запас белуги, в 2009 году он  составлял 326 тонн, а в 2016 году ­  170 тонн, что говорит об уменьшении  численности нерестовой части за  последние 5 лет в 2 раза". Отравление  и гибель живых  организмов, мутации. ядовитые  вещества(гербициды,  соли  ртути и т.д.) 4  Избыток азота и  фософора, других солей, содержащихся в сточных водах Эвтрофикация ­интенсивное  размножение водорослей и бактерий,  которое влияет на пищевые цепи  водоема.        1   Задание  Как происходит эвтрофикация?  И чем она опасна? ( Учащимся  раздаются листы с заданиями) Пояснение учителя: эвтрофикация –«переедание», означает, что в водоем попадает больше питательных веществ, чем их могут переработать   организмы. Это тоже самое, если человек будет все время переедать, что  приводит к заболеваниям и , как правило, к ранней смерти. 1.Изучи этапы  и последствия  эвтрофикации (эвтрофикация  –«переедание»)  Увеличение  концентрации  питательных веществ в воде Образуется больше  фитопланктона  больше  фитопланктона  отмирает, накопление  питательных веществ в Бурный рост  водорослей Свет хуже проникает в  воду Повышение  численности рыб  Хуже растут и гибнут   водоросли Снижение численности рыб  Гибнут многие  беспозвоночные донных отложениях Увеличение  количества донных  организмов  Отмершие водоросли  разлагаются   бактериями, при  разложении  потребляется много  кислорода  Кислород исчезает,  образуется токсичный  сероводород 2. Ответь на вопросы ­ есть ли положительное для природы последствие эвтрофикации? ­ есть ли положительное для человека последствие эвтрофикации? ­ есть ли отрицательное для природы последствие эвтрофикации? ­ есть ли отрицательное для  человека последствие эвтрофикации? 3. Нарисуй схему «Процесс эвтрофикации и его последствия» ( Задание  на дом)   Информация для учителя При ответах на предложенные вопросы  «Процесс эвтрофикации и его  последствия» надо учесть следующее.  К положительным последствиям эвтрофикации можно отнести увеличение  продуктивности водоема – с увеличением количества биогенов   увеличивается биомасса планктона, и, как следствие, беспозвоночных и рыб.  Одно положительное для человека последствие эвтрофикации­увеличение  количества рыбы. Чтобы у учащихся не сложилось ложного представления о пользе  эвтрофикации моря для человека, можно отметить, следующие факты:  на  численность и биомассу рыб влияет множество различных факторов, трудно  сказать, что рост популяций многих видов рыб происходит благодаря  эвтрофикации;  положительные последствия эвтрофикации проявляются  только, если она умеренна. Если эвтрофирование продолжается, то начинают  преобладать негативные последствия.  Отрицательное для природы последствие эвтрофикации ­резкое снижение  уровня кислорода в воде (он потребляется бактериями, которые питаются  разлагающимися водорослями); разрушение мест обитания небольших рыб и  рачков; снижение разнообразия животных, растений; опустынивание дна  (вследствие ухудшения кислородного режима и образования сероводорода);  разрушение экосистемы моря. Отрицательное для человека последствие  эвтрофикации­ снижение вылова рыбы в районах, где эвтрофикация  происходит наиболее сильно. «Цветение» воды приводит к неприятному  запаху, снижает пригодность побережий моря для отдыха и купания. V. Кто должен решать проблемы Каспийского моря Раздаточный лист.  проблема  В результате  сжигания  ископаемого топлива в  атмосферу попадают  огромные  дополнительные объемы углекислого газа. Это  приводит к развитию  парни­ кового эффекта  и изменению климата проблема Концентрация тяжелых  металлов и многих  других токсичных  веществ в водах  Каспийского моря  остается высокой и в  несколько раз  превышает  последствия Температура  Каспийского моря в  течение ближайших 100  лет может подняться на  4­5 градусов. В  результате усилится  эвтрофикация моря. решение Необходимо достичь  договоренности между  всеми странами мира о  резком сокращении  выбросов парниковых  газов последствия Токсичные соединения  накапливаются в  организмах обитателей  моря. Это приводит к их мутациям, повышенной  смертности. Частое  употребление в пищу  каспийской рыбы  решение Правительства  государств  Прикаспийского региона могут ввести запрет на  производство и  использование наиболее  токсичных химических  веществ. концентрацию в  морях  Северной Атлантики. проблема водосбор Каспийского  моря,. недостаточно  обеспечен  сооружениями по сбору  и очистке сточных вод,  или такие сооружения у  них вообще отсутствуют приводит к накоплению  токсинов и в организме  человека. последствия В воды Каспийского  моря попадает большое  количество загрязните  лей, вызывающих  эвтрофикацию и  отравление вод проблема Каспийское море окру  жено промышленно­  развитыми странами.  Многие предприятия  сбрасывают в море или  впадающие в него реки  отходы производства.  Дополнительное  загрязнение моря может  вызывать и добыча  нефти, и производство  энергии. проблема Используемые нами  моющие и чистящие  средства, как правило,  содержат фосфаты.  Жители ежедневно  поставляют в  канализацию (а  следовательно, в море)  многие тонны  стирального порошка и  других химикатов. последствия В воды Каспийского  моря попадает большое  количе ство  загрязнителей,  вызывающих отравление организмов последствия Фосфаты тяжело  удалить из сточных вод,  и часть из них попадает  в море даже после того,  как сточная вода  прошла через очистные  сооружения. Фосфаты  вызывают эвтрофикацию моря решение Администрации городов и других населенных  пунктов должны строить сооружения, чтобы  очищать все сточные  воды, кото рые  образуются на их  территориях и имеют  сток в море решение Предприятия могут  внедрять более  современные и  экологически чистые  технологии. Как  правило, это позволяет  не только повысить  качество продукции, но  и улучшить имидж  предприятия решение Есть марки стиральных  порошков, где  количество фосфатов  сведено к минимуму.  Они лучше для природы  и полезнее для нашего  здоровья. Мы должны  выбирать такие  стиральные порошки и  чистящие средства,  которые окажут как  можно меньше вреда  Каспийскому морю. Предварительно  разрезать лист на карточки ( всего 15 штук) и  предложить учащимся сопоставить  проблему­последствия­решение.  Затем к каждому ряду  (их будет­5) добавить один из уровней решения  проблемы: Личный уровень ;  Предприятия и бизнес;   Городской и  региональный уровень;  Государственный уровень; Международный уровень Пример: Проблема—Последствия—решение—уровень решения проблемы  Выводы. 1  Каспийское море­«жемчужина» не только Дагестана, но и  России, так как является уникальным творением природы. 2. Каспийское море  играет важную роль в жизни людей Прикаспийского  бассейна. 3. Нерациональная деятельность человека привела к экологическим  проблемам, которые надо незамедлительно решать.  4. Проблемы Каспийского моря необходимо решать на разных уровнях: Личный уровень ;  Предприятия и бизнес;   Городской и региональный  уровень;  Государственный уровень; Международный уровень 5. Только совместное решение  проблем поможет  сохранить и передать  потомкам «жемчужину»­Каспийское море.

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»

Разработка открытого урока « Каспий-жемчужина Дагестана»
Скачать файл