Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"
Оценка 5

Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
31.05.2017
Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"
Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. Познавательных: • Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт. • Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять. Коммуникативных: • Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать своё рабочее место. • Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах. Предметных: • Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением. • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения. Коммуникативных: • Через организацию работы в микрогруппах; • Социально - трудовых, посредством развития умения самоорганизации; • Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах. Метапредметных: • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника; • Продолжить формировать умения приёмов сравнения, анализа ; • Развивать на уроке активную речевую практику; Личностных: • Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное; • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого; • Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
урок.docx
Урок биологии по теме «Соцветия» Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в  природе, ознакомить с разными видами  соцветий. Задачи:  Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений,  рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни  растений.  Развивающие:  развитие умений выявлять приспособленность строения  органов растения к выполняемым функциям;  развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать,  обобщать и делать выводы.  Воспитательные: воспитывать организованность и  аккуратность в  работе, при выполнении лабораторной работы. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: компьютерная презентация, листы с рисунками и таблицами ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний ВОПРОС ОТВЕТ Орган растения. Орган цветка. 1 2         3     4     5     6     7     8     9     10 11 12 13                 1 – корень, 2 – чашелистики, 3 – венчик, 4 – пестик, 5 – почка, 6 – цветок, 7 – лист, 8 – тычинка,9 – цветоложе, 10 – семя ,11­плод, 12­чашечка, 13­ побег. 3. Новая тема.  Учитель: Тема нашего урока  – «Соцветия», мы рассмотрим их особенности,  виды соцветий, приведем примеры растений, относящихся к разным видам  соцветий. Так же поговорим о цветочных часах, созданных шведским биологом Карлом Линнеем. (Слайд 1, 2) Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно  солнце, свобода и маленький цветок». (Слайд 3) Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе  и праздниках, приходят в памятные  даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью  цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь. Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема,  незабудка, ромашка. И у каждого из нас возникают различные ассоциации,  вопросы, когда мы смотрим на цветы.  Цветы могут быть крупные,  ярко окрашены, с сильным приятным запахом, а  могут быть невзрачными, мало заметными и в этом случае они собраны в  соцветия для того чтобы быть замеченными насекомыми и быть опыленными.  Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в  определенном порядке. (Слайд 4) Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных  побегов. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения  числа цветков,  уменьшение  размеров и образование плотной группы. Основная функция  соцветий – служит для привлечения насекомых­опылителей. Соцветия  различаются большим разнообразием.  Число цветков в соцветиях разных  растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать  до 12 метров  в размере (пальма). Учитель:  Каково биологическое значение соцветий? (Предполагаемые ответы учащихся) – Приспособление к опылению;  – Крупными соцветиями  и запахом привлекают насекомых;  – Приспособления растений к различным условиям жизни; – Создают красоту в природе. Учитель:  Биологическая роль соцветий. 1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром; 2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы; 3) Обеспечивают рассеивание пыльцы   (Слайд 5) По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий  и  разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к  различным условиям среды. Рассмотрим некоторые виды соцветий. (Слайд 6) Примеры растений, имеющих разные соцветия. Кисть: капуста, ландыш,  черемуха. Зонтик: примула, вишня, первоцвет. Початок: кукуруза, каллы,  антуриум, аир. Головка: клевер, морковник. Колос: подорожник, ятрышник.  Корзинка: подсолнечник, астра, одуванчик, ромашка. Сложный зонтик:  морковь, петрушка, укроп. Сложный колос: пшеница, рожь, ячмень. Щиток:  боярышник, груша, рябина, черешня. Завиток: окопник, незабудка. Метелка:  сирень, виноград, спирея. (Слайды 7­17) 3. Закрепление нового материала. (Учащиеся получают листы – задания с лабораторной работой и выполняют её в тетради, используя рисунки в  параграфе 29) Лабораторная работа «Соцветия» Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться  с наиболее распространенными соцветиями на практическом задании. Оборудование:  листы с заданиями. Задание.  Рассмотрите  рисунки растений, определите виды соцветий  и  заполните таблицу. (Слайд 18) Приложение 1 Выполнить задания, сдать тетради для проверки. Учитель: Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при  создании, например солнечных часов. Слушаем сообщения учеников. Ученик 1: В 20­х годах XVIII века в городе Упсала, были «пущены в ход»  цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского  ботаника Карла Линнея, мага – травника  высшей категории. Этот  выдающийся маг написал научный трактат «Somnus plantarum», что в  переводе означает  «Сон растений».   (Слайд 19) Карл Линней всю жизнь посвятил систематизации растений. Много лет  наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно  сгруппировать по особому признаку – времени раскрытия и закрытия цветков. Долго следил Линней за растениями, устанавливая сроки «пробуждения» и  «засыпания». И вот однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней росли самые разнообразные растения, ни по родственным признакам не  подходящие друг другу, ни по внешним. Линней посадил такие растения,  которые закрывались и открывались в разное время. Причем поочередно и в  строгой последовательности. У него на клумбе росли «часы». Полюбоваться  на это чудо приходили и приезжали люди из дальних мест. А чуда­то, по сути  дела, никакого не было. Просто Линней был терпеливым наблюдателем, и ему  удалось составить таблицу раскрытия и закрытия цветов. А потом он  подобрал цветы так, чтобы  часы «шли» без перерыва. (Слайд 20) Ученик 2: Взглянув на такой цветник, Карл Линней мог сказать время  любому прохожему с точностью до 30 минут. Но первооткрывателем был не  он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции. И в Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и  закрывали свои венчики в разное время суток.  По таким «биологическим часам» можно определять время. Конечно,  точность работы «биологических часов» определяется многими факторами.  Время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в  дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе  или открываются в другое время. Учитель:  Часы  были несовершенны. И не только по тому, что у них не было  секундных или минутных стрелок. Главное неудобство цветочных часов в том, что «ходили» они только в солнечную погоду. Ведь в пасмурную (мы теперь  это знаем) у многих растений даже днем цветы остаются закрытыми. Зато у  этих часов имелись и достоинства: 1. их не надо было заводить; 2. показывают и погоду (растения­барометры) и страны света (компасы).  С легкой руки К.Линнея такие  клумбы­часы стали появляться во многих  городах.  Дело в том, что у цветочных часов есть одно любопытное свойство: в разных  местах они ходят по­разному. Так, например, соцветия осота огородного в  Московской области открываются в то же время, что и у Линнея в таблице,  в  6­7 часов утра, но закрываются позже,  не в 12, а в 1­2 часа дня. У Линнея  цикорий раскрывался в 4­5 часов утра. А у нас он открывается в 6­7 утра.  Разница на два часа. А разница в закрывании, почему то  на 5­6 часов. У  Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у нас в 3­4 часа дня. Таких  несовпадений много. Но где бы цветы не росли, в какое бы время ни открывались и ни закрывались  – существует строгая очерёдность. Никогда, например, соцветия цикория не  раскроются позже соцветия ястребинки зонтичной, а цветы мака позже  бессмертника. Эта строгая очерёдность в цветочных часах имеет не меньшее  значение, чем само раскрытие или закрытие цветка или соцветия.  (Слайд 21) Цветочные часы­клумбы, о которых мы рассказали, следует отличать от  клумб встречающихся в некоторых садах и парках, сделанные в форме циферблата, они представляют только разновидность решений дизайнера и не  учитывают ритмы растений. Ученик 3:  Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение  семейства бромелиевых, из Перу и  Боливии. Прямая метелка этого растение  диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит  примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80­150 лет жизни. После цветения растение погибает. (Слайд 22) Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но  иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых  ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. Можно привести пример шоколадного дерева. Считается, что в условиях тропического леса  каулифлория делает цветки более доступными для насекомых – опылителей.  (Слайд 23) 4. Подведение итогов Вопросы для закрепления: – Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного? – Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в  соцветия?  – В чем биологическое значение соцветий? Домашнее задание: параграф № 28, вопросы и записи в тетради. (Слайд 24) Используемые источники: 1. Пасечник В.В. Биология. 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учеб.  заведений. – М.: Просвещение, 2014. 2. Биология: Ботаника: Книга для учителя. – М.: Издательство "Первое  сентября", 2002. 3. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал.  Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: "РАУБ" –  "Илекса", 1998. 4. http://moulic23p.ucoz.ru/news/nashi_cvetochnye_chasy/2009­03­10­8

Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"

Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"

Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"

Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"

Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"

Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"

Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"

Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"

Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"

Разработка открытого урока биологии 7 класс "Соцветия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017