Разработка открытого урока по экологии
Оценка 4.9

Разработка открытого урока по экологии

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
экология
7 кл
04.05.2017
Разработка открытого урока по экологии
Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. (Примеры: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы, растущие свалки, осушение болот и др.).Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.
экологический урок 2017.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа им.СА.Ахтямова с.Манзарас»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан Методическая разработка урока по экологии:    «ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ» Тема: «ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ». Продолжительность:   45 мин. Классы: 7 Технологии: мультимедийная  презентация Цель:  обратить   внимание   каждого   школьника   на   необходимость   «жить   в   мире   с окружающим миром».  Задачи:  Обратить внимание учащихся:  1. проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды,   рукотворные   лесные   пожары,   энергетические   и почвы, сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) ­ проблемы современной России;    проблемы   отходов, 2.   то,   что   «природа   ­   идеальный   мир»   (гармония   природы,   сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»);  3. культуру как способ взаимодействия человека с природой ­ как сценарий будущего России.  Ход урока: Введение (актуализация проблемы – 5 мин):  1.       Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с   каждым   годом   потребности   человечества   только   растут.   Человечество   может   и   должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество)   увеличиваем   свои   потребности   не   в   соответствии   с   законами   природы,   то природа поставит свои ограничения. (Примеры:  освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы, растущие свалки, осушение болот и др.).  Человек – часть природы. Человек разумный ­ вид, к которому принадлежат все люди Земли.   Три   уникальные   особенности   человека:   умение   добывать   и   использовать   огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом,   энергией   и   информацией.   Понятия   «информационная   перегрузка»   и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.  Потребности   человека.   Биологические   и   социальные,   материальные   и   духовные потребности.   Возрастание   уровня   потребностей   человека   в   современном   обществе.   Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека.        Сегодня   скорость   развития   «не   вписывается»   в   природные   процессы,   возникают проблемы   человека   с   окружающей   средой.   В   1992   году   в   Рио­де­Жанейро   (Бразилия)   по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли «Декларация Рио­де­Жанейро по окружающей среде и развитию».  2. Вопрос (5­7 мин.) обсуждение и выполнение работы по карточкам:  ­Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой?    Учитель раздает карточки, в которых указаны проблемы человека с окружающей средой и их расшифровка. Задача учащихся сопоставить расшифровки с обобщенными названиями. На 3 группы даются разные экологические проблемы. Затем по выполнению этих работы учащиеся зачитывают то, что у них получилось. (3–5 мин.) Экологические проблемы человека                                                            Карточка 1 1. Биоразнообразие 2. Здоровье 3. Климат 4. Горные районы А. Сокращение объема ледников в Швейцарии из­за потепления  на Земле Б. Чрезмерная добыча полезных ископаемых В. Перепромысел хозяйственно ценных видов животных  (пушнина, мясо, рыба, жир) Г. Отравление пестицидами насекомых Экологические проблемы человека                                                            Карточка 2 1. Лесные ресурсы А. Выхлопы автомобилей содержат вещества вызывающие  заболевания Б. Разрушение озонового экрана В. Уменьшение и загрязнение воды пригодной для питья, полива Г. Хищническая вырубка без обеспечения его восстановления Экологические проблемы человека                                                            Карточка 3 2. Пресноводные воды 3. Экосистема  4. Воздушная среда 1. Земельные ресурсы 2. Опустынивание 3. Полярные районы 4. Прибрежные и  А.  Таяние ледников, приводящих к повышению уровня мирового  океана Б. Нефтяные пятна препятствуют нормальному существованию  организмов В. Вытаптывание стадами степей, полей, лугов Г. Освоение целинных земель морские зоны   3. Работа с текстом. (5­10 мин) Учащимся раздаются описания ситуаций, проанализировав которые ребята должны дать ответ и отнести свои примеры к законам природы (записаны заранее на доске).  (для объяснения учителю)  «Природа знает лучше».  Почему не в каждом лесу растут лишайники?  (Они растут там, где чистый воздух) 1. «Все связано со всем»:   Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры,  который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу  реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» ­ в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко.  Желудок рыбы был наполнен … комарами. Какой же экологический урок дал старый  Эвен рыбаку?                                                                 (Если   уничтожить   комаров,   то   исчезнет   и  рыба,   которая   ими   питается.   А  если исчезнет рыба, будут голодать люди; в природе всё находится в равновесии, всё связано; Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов) 2. Все должно куда­то деваться: В   цветочном   магазине   покупаем   упаковку   удобрения   «биогумус».   На   упаковке написано,   что   это   удобрение   произведено   из   обыкновенного   мусора,   а   произвёл   его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк   не   ест,   он   его   просто   не   переваривает.   Калифорниец   удивительно   прожорлив:   он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет? Ответ поясните. (Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением. Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы) 3. «Ничто не дается даром»: Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья?  (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса)     4. «Природа знает лучше»:   Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух) 4.   Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны  (обсуждение вариантов)­ 5 мин: 1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать. 2.   Мы   ищем   практические   пути   решения   и   решаем   проблемы.   Этот   сценарий   нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.  Вывод: первый  сценарий нас не устраивает; второй – устраивает, но мы должны помнить,   что   существующие   и   всё   возникающие   экологические   проблемы   легко   не решаются.   Мы   не   можем   решить   эти   проблемы   поодиночке.   Они   решаются   только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.  5. Знакомство с документом «Хартия Земли»(5­10 мин.) Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким. Нам пора осознать, что при огромном   разнообразии   культур   и   форм   жизни,   мы   являемся   одной   семьёй   и   единым сообществом   с   общей   судьбой.   Мы   должны   объединиться   и   создать   устойчивое   общество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира.  Вот некоторые принципы Хартии: 1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии. 2. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира. 3. Осознавать, что мир — это одно целое, которое держится на уважении к себе, другим людям, другим культурам, другой жизни, Земле и ко всему огромному единству, частью которого мы являемся. 4. Нам выбирать – всеобщее партнерство для поддержки друг друга и обеспечения жизни на планете или угроза исчезнуть вместе со всем многообразием жизни. 5. Обеспечивать взаимопонимание и сотрудничество между всеми нациями и людьми. Не допускать   насильственное   разрешение   конфликтов,   мирно   решать   экологические проблемы и другие спорные вопросы. Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит – и каждой семьи, каждого из нас.  О чем важно научиться договариваться?  О необходимости сохранения биологического разнообразия – условия здоровья природы и здоровья человека, благополучия всего общества. ­   О   важности   сохранения   и   возрождения   лучшего   опыта   экологической   культуры народов России.  ­ О направлениях наших совместных действий для этого.   6. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение. (5 мин.)   Экономим воду:  1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.  2.   Если   увидите   сломанный   кран   или   прорванную   трубу   с   текущей   водой,   идите   к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.  3.   Когда   есть   возможность,   собирайте   и   используйте   дождевую   воду   (для   полива   и бытовых нужд, но не питья!).  4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, ­ лучше принимайте душ!   Справка: во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России,   воду   научились   экономить   очень   хорошо.   Например,   в   Лондоне   20   лет   назад расходовали   350   литров,   а   теперь   всего   160!   Это   не   потому,   что   лондонцы   стали   меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!  Экономим электричество, тепло (и топливо!):  1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.  2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.  3. Если из­под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды ­ это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.  4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.  5.   Чем   меньше   вещей   мы   потребляем   и   мусора   производим,   тем   больше   энергии экономим   ­   на   производство   и   перевозку   товаров,   их   упаковку,   уборку   мусора.   Не выбрасывайте   стеклянные   бутылки,   банки   и   использованную   бумагу   ­   отдайте   их   на переработку. Подумайте,   посмотрите   вокруг,   может   быть,   вам   в   голову   придут   другие «экономные» идеи!   9. Обобщение урока (3­5 мин.): В конце урока учитель предлагает ученикам взять маленький листок бумаги (разложить в начале урока, желательно разрезать уже использованные листы это экологичнее. Размер 10 на 10 см). По команде учителя все ученики закрывают глаза. Важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя. Учитель просит два раза согнуть листок и поочередно отрывать уголки.  Далее ученикам предлагается открыть глаза и поднять листочки, они будут у все разные. Вывод   по   уроку:  для   достижения   единой   цели   –   мы   должны   одинаково понимать, что делать. Необходимо вырабатывать общие правила, таковыми может стать Хартия земли. Спасибо за урок. Пояснительная записка В МБОУ «СОШ с.Манзарас»  был проведен  «Экологический урок» на тему  «Экология и  культура – будущее России»  3 марта 2017 года.  На уроке приняли  участие учащиеся  7 классов – в количестве 13 человек. Провела урок учитель биологии высшей квалификационной категории – Минимуллина Лилия Маулетовна.  Урок   был   проведен   под   эгидой   Года   охраны     окружающей   среды   в   2017   году, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова от 08.10.2016 № УП­915 «об объявлении 2017 года в Республике Татарстан Годом экологии и общественных пространств».    Тема урока – «Экология и культура – Будущее России»,   направленная на пропаганду экологической культуры.  Цель:  обратить   внимание   каждого   школьника   на   необходимость   «жить   в   мире   с окружающим миром».  Задачи:  Обратить внимание учащихся:  1.   Проблемы   взаимодействия   человека   с   окружающей   средой   (загрязнение   воздуха, воды,   почвы,   рукотворные   лесные   пожары,   проблемы   отходов,   энергетические   и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) ­ проблемы современной России;  2.   То,   что   «природа   ­   идеальный   мир»   (гармония   природы,   сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»);  3. Культуру как способ взаимодействия человека с природой ­ как сценарий будущего России.   Технологии: мультимедийная  презентация. На   Земле   проживают   более   7   миллиардов   человек,   понятно,   что   люди   не   могут развиваться   без   вмешательства   в   природные   процессы.   Человеку   необходимы   природные ресурсы,   ведь   с   каждым   годом   потребности   людей   только   растут.   Может   ли   развиваться человечество, не обращая внимания на окружающий мир? Если человечество будет увеличивать свои   потребности   не   в   соответствии   с   законами   природы,   то   природа   поставит   свои ограничения.   На   уроке   вместе   с   учителем   географии   ребята   обсудили   идею,   которая объединяет практически всех людей и различные сообщества – идея сохранения разнообразия природного   и   культурного   достояния   страны   и   решения   экологических   проблем. Результатом   Всероссийского   урока   экологии   в   школе   стало   совместно   созданная договоренность, в которой были зафиксированы посильные каждому действия, необходимые для   сохранения   общенационального   достояния   страны.   Предложили   продолжить   работу   по озеленению территории школы. На   данном   уроке   обучающиеся   узнали   о   предмете   «Экология»,   были   рассмотрены проблемы взаимодействия человека с окружающей средой и пути их решения, познакомились с документом «Хартия Земли». В ходе урока учащиеся пришли к выводу, что экология культуры – это будущее России.    Вывод по уроку: для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать. Необходимо вырабатывать общие правила, таковыми может стать Хартия земли.

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии

Разработка открытого урока по экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017