Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"
Оценка 4.8

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика +1
5 кл
28.09.2017
Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"
урок разработан под УМК Боголюбова Л.Н. цель урока - познакомить обучающихся с историей денег и ролью в современном обществе. План урока: 1. Как деньги стали деньгами; 2. Деньги меняют обличие; 3. Функции денег. Тип урока: изучение нового материала с применением современных образовательных технологий. Форма урока: комбинированный. Основные термины: деньги, бартер, эквивалент, валюта. Межпредметные связи: история, математика
УРОК. АНДРЕЕВА О.В.docx
1 План­конспект урока по обществознанию  «Педагог года­2017» в номинации «Педагогический дебют» Проведен в  7 «А» классе  28.02.2017г. в МКОУ «Цаганаманская гимназия» Учитель­конкурсант:  Андреева Ольга Васильевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Татальская СОШ» Тема урока: «Деньги и их функции», № 21, раздел 2: «Человек в экономических     познакомить учащихся с историей денег и их ролью в современном обществе: отношениях», §13, УМК по ред. Л.Н.Боголюбова. Цель урока:   Образовательная:  формировать   представления   учащихся   о   причинах   возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег. Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы. Воспитательная:  формировать   личностное   отношение   к   содержанию   урока   и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни. Задачи урока:  ­ познакомить учащихся с экономической ролью денег как всеобщего эквивалента в  процессе обмена; ­ показать процесс развития денег от примитивных форм до современных сложных  модификаций; ­ раскрыть основные функции денег; ­ обратить внимание учащихся на противоречивую природу денег. Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, рабочая  тетрадь, образцы денег (валюты разных стран – бумажные и монетные), карточки с  заданиями, текст для д/з (повышенного уровня) План урока: 1. Как деньги стали деньгами 2. Деньги меняют обличие  3. Функции денег Тип урока:  изучение нового материала с применением современных образовательных  технологий Форма урока: комбинированный Основные термины: деньги, бартер, эквивалент,  валюта. Межпредметные связи: история, математика Форма деятельности обучающихся – групповая (названия команд – бартер, эквивалент,  валюта, исходя из терминов урока, за правильный ответ ребенок получает банкноту) Методы: объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, поисковый (исследование),  проблемный 2 Эпиграф урока – Фрэнсис Бэкон (англ. философ, историк (16-17вв.) Нового времени):   «Деньги ­ очень дурной господин, но весьма хороший слуга»…  Проблемный вопрос:  Для чего нужны деньги? Ход урока: 1. Орг.момент. (1 мин.) Добрый день, ребята. Меня зовут Андреева Ольга Васильевна, и сегодня я проведу с вами урок обществознания. Если день начинается с улыбки, значит, он будет  удачным. Давайте подарим друг другу улыбки (повернулись у друг другу и  улыбнулись). Главное на уроке – быть активным, внимательным и находчивым.   Присаживайтесь. 2. Мотивация. Ознакомление с планом урока.  Итак, мы начинаем, тема урока  хранится в черном ящике. Он откроется, если вы  разгадаете мою загадку: «Они ­ великий созидатель. Там, куда они текут,  вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы. Они ­ жесточайший  тиран...» Их нельзя обменять на любовь, верность, жизнь, здоровье, дружбу. Но без  них мы не сможем приобрести вещи, продукты или технику.  Не господин, а  подчиняют, не слуга, но служат.  Что же это? Что лежит в черном ящике?  Ответы детей – деньги. Учитель открывает черный ящик и показывает  деньги: монеты, бумажные, карточные (электронные) Молодцы, ребята.  Тема урока: «Деньги и их функции».  Откройте учебники на  стр.105 §13, запишите в тетради число и тему урока (пока дети записывают,  учитель на доске закрепляет на магнит эпиграф урока и произносит его вслух).   Деньги… такое знакомое нам слово, какие ассоциации, идеи у вас  это слово  вызывает? (прием: корзина идей (игра в ассоциации) Выполняется устно путем  опроса). Как много идей, ассоциаций возникает со словом деньги. Чтобы воочию  увидеть, закрепить то, что мы узнаем сегодня на уроке, я предлагаю по ходу урока  составлять кластер на доске по теме урока. (на доске учитель рисует центр  кластера – тема. Остальные «гвозди» кластера фиксировать будут дети) 3. Актуализация знаний.  Деньгами мы пользуемся каждый день: расплачиваемся ими в магазине, копим  их в копилке или в банке. Сейчас невозможно представить себе жизнь без денег. А  всегда ли были деньги? Как вы думаете, ребята?  (ответы детей) 4. Изучение нового материала. Деньги были не всегда. Во времена натурального хозяйства практиковали бартер –  (от   франц.   barater   ­   обменивать)   натуральный   товарообмен   без   денежной оплаты ("товар за товар") (запись в тетрадь), Например, корова в обмен на лошадь, ожерелье в обмен на меч и т.п.   Давайте сейчас совершим возврат в прошлое. Я предлагаю   вам   поиграть   в   игру,   представляя   себя   определенным   сословием, обменяться, совершить бартер, согласно списку.  3 «Давайте обменяемся или как тебе бартер?» (1 мин) Купец: СОЛЬ, ШЕРСТЬ Надо: МЕХ, КОЖА Ремесленники: ОРУЖИЕ, ТКАНЬ, КУВШИН Надо: СОЛЬ, ЗЕРНО, МАСЛО Охотник: МЕХ, КОЖА Надо: ОРУЖИЕ, ТКАНЬ, ШЕРСТЬ Крестьяне: ЗЕРНО, МАСЛО Надо: КУВШИН  (дети пытаются совершить обмен) легко ли, удобно ли было торговать в далекие времена   бартера?  Какие   сложности   возникли   при   обмене?  (бартер   обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга) Конечно же, нет. Достаточно неудобный способ для обмена.  Со временем натуральное хозяйство и бартер были вытеснены появлением и  развитием товарного хозяйства  (массового производства) и денег. Другими  словами, деньги появились в обществе с развитием, активизацией торговли на смену бартера как натурального товарообмена.  (записать «гвоздь» на кластере на доске) Однако деньги были не всегда такими, какими мы привыкли их видеть. История  знает множество форм и видов денег. А какие исторические виды денег знаете вы?  Что раньше считалось деньгами? (Ответы детей). Верно, ребята, деньгами в  истории были различные предметы. Например, (далее показ КП об исторических  видах денег). После просмотра устно перечислить увиденные виды денег (шкуры,  меха, камни, соль, животные, ракушки и пр.) (На доске в кластере зафиксировать  «гвоздь» ­ исторические формы денег) Ребята, как вы думаете, почему было такое многообразие видов денег?  Ответы детей (потому что ценность в разных странах была разная) Верно,  главный признак денег  – их ценность, нуждаемость в определенной местности.   Как мы уже выяснили бартер – это неудобная форма всеобщего обмена.  Различные виды денег в разных местах (государствах) были неприемлемы. Поэтому  возникла необходимость придумать всеобщий вид денег, всемирный эквивалент  (равновесие, равнозначащий, равносильный продукт) (запись в тетрадь). Таким 4 эквивалентом (уравнением) стали золото, серебро, медь. А почему именно  названные металлы, почему не железо? Догадки детей. Учитель: Потому что они  долго хранятся и не подвергаются коррозии как метал, ржавчина метал разрушает.  Значит, признаки денег – это не только их ценность на местности, но и  длительность хранения, их прочность, долговечность и неизменность. Так  стали сначала кусочки метала использовать в качестве денег, а затем и чеканить  монеты (равные по весу части метала). А как выглядят современные деньги? Посмотрите на мой черный ящик и  вспомните, что там внутри? Ответы детей. Правильно, современные деньги  бывают разных видов: монетные, бумажные, электронные (карточки). Сообщения детей. (развитие памяти, внимания путем репродукции текста в  раздаточном материале либо как опережающее д/з.)  По темам: Бумажные деньги, монеты, электронные деньги.  План сообщения: ­ вкратце история монеты, монетных денег. Когда в РФ появились (наличные) ­ история бумажных денег. Когда в РФ появились (наличные) ­ история электронных денег. Когда появились в обращении Молодцы, ребята! Информация была краткой, но содержательной, лаконичной. (Фиксируем «гвоздь» на кластере – современные деньги + ответвления, когда  они появились в России.)  Говоря о деньгах, нельзя не вспомнить, что в современном мире, как и в былые  времена, в разных местностях, а точнее уже государствах, разные деньги. Например, какие иностранные деньги знаете ВЫ? Ответы детей. Денежную единицу  определенного государства называют одним словом  ­ ВАЛЮТА (запишите в  тетрадь). И сейчас мы с вами определим, в каком государстве, какая валюта. Для  чего Вам необходимо заполнить  таблицу «Валюта потерялась»  у вас на столах:  соотнести валюту и государство при помощи имеющихся гаджетов (телефон +  интернет) – по 3 валюты на 1 команду.   Выполнить задание по карточкам при помощи мобильных средств  (интернета): указать правильное соответствие по схеме  «валюта =  государство». ШИЛЛИНГ ГРИВНА ФРАНК  ДРАХМА КРОНА ТЕНГЕ МАРКА ДОЛЛАР ТАБЛИЦА   «ВАЛЮТА ПОТЕРЯЛАСЬ» Монета Великобритании, Австрии Украина  Франция до 2002г. Древнегреческая монета Австрия  Казахстан Германия до 2002г  США  ЯПОНИЯ ДАНИЯ УКРАИНА  ФРАНЦИЯ (евро) АВСТРИЯ (евро) ГЕРМАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ГРЕЦИЯ (ЕВРО) 5 ЙЕНА ФУНТ СТЕРЛИНГОВ Япония  Великобритания США КАЗАХСТАН Скороговорка как развитие речи и психологическая разрядка  (2 мин)  (проводится взамен физкультминутки). Молодцы,   ребята.   Современный   мир   насыщен   гаджетами,   которые   созданы, чтобы   облегчить   нашу   жизнь   и   служить   вам   верными   помощниками   на   пути   к знаниям. С развитием и усовершенствованием транспорта стал актуальным туризм. Если   вы   собираетесь   в   путешествие   в   другое   государство,   главное   ­   не   забыть обменять   свою   валюту   на   валюту   другого   государства.   Я   предлагаю   вам потренироваться, выполнив следующее задание (1 задание на 1 команду). Прим.для учителя:  В безналичных расчётах евро были введены с 1 января 1999 года, в наличных с 1  января 2002 года. официальная валюта 19 стран «еврозоны»: (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Литвы, Люксембурга, М альты, Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Эстонии). ТАБЛИЦА «ОБЩЕСТВЕННАЯ МАТЕМАТИКА» по курсу ЦБ РФ на 21.02.2017 Название валюты Курс Задание: Решение: Ответ: (стоимость   в руб.) 51,4 72,33 57,72 100 ИЕН  (сен) 1 ФУНТ Стерлингов (пенсы) 1 ДОЛЛАР  (США) (центы) Перевести   иены   в 350 руб. Перевести   фунты в 600 руб. 600/72,33 Перевести 57 долларов в рубли   57*57,72 350/51,4*100 680 йен 93 сен 8   фунтов   29 пенсов 3290руб. 04коп Заполнить «гвоздь» на кластере – валюта (с разветвлением – марки, йены,  гривны, фунты и пр.) Ребята, мы так много узнали с вами о деньгах, но так и не сформулировали их  понятие. Давайте сделаем вывод, запишем определение, что такое деньги?  Вместе с детьми (запись в тетрадь) Деньги – это всеобщий универсальный  эквивалент (товар­посредник), выражающий стоимость других товаров.  (Показать слайд о происхождении слова) Мы совместно изучили одну часть нашего урока: деньги, или как деньги стали  деньгами.  Но меняя со временем свое обличие, деньги оставались деньгами: они не  утрачивали свою сущность, которая таится в их функциях. Какие же функции 6 выполняют деньги? (Дети самостоятельно исследуют учебник на стр. 106,  затем называют функцию и ее сущность) ­ меры стоимости (определяю цену); ­ средство обращения (реально, взаимно, рук в руки); ­ средство платежа  (при выплате заработной платы, продаже в кредит, при оплате штрафов и др.); ­ средство накопления  (обогащение, хранение); ­ мировые деньги (всеобщее платежное средство в международных связях).  Какие валюты можно считать мировыми? ( американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов,  японская иена, российский рубль) Заполним кластер на доске и выполним очередное задание. Молодцы, ребята. Вы правильно определили функции денег, а правильно ли вы  поняли, что значат названные вами функции? Это мы проверим, выполнив  по  карточкам задание – соотнести функции и примеры. Указать функции денег в незаполненном столбце: Примеры ситуаций Функции денег Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под  березой. Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон,  который ему нравится. Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин,  она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по  безработице. Пенсионер, уезжая в отпуск в Париж, обменял рубли на евро Иванов получил отпускные и заработную плату, затем оплатил  ремонт обуви. Накопление Стоимости Обращения Накопление Стоимости Платежа Мировые деньги платежа Вы хорошо справились с заданием. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее  великих изобретений человеческой мысли. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние,  осуществлять платежи внутри страны и между странами. 7 Так в чем же заключается роль денег? Для чего нужны деньги? Как мы  ответим на проблемный вопрос??? (ответы детей, затем вместе формулируем  вывод и записываем его под кластером) Вывод: Деньги ­ универсальный посредник при обмене (средство обращения,  стоимости, накопления и платежа). Без денег обмен становится  затруднительным, а значит, ослабнет торговля, и экономика придет в упадок и  застой.  5. Первичное закрепление. Итак,   ребята,   что   мы   узнали   сегодня   на   уроке?  (по   записям   в   тетради, кластеру дети говорят вслух устно (репродуктивный метод)) Команды, что означают ваши названия? (озвучивают определения терминов) Мир денег – удивительный  и необычный.  Человечество  уделяет  теме  денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную   цель   в   жизни.   Английский   экономист   Френсис   Бэкон   высказал замечательную   мысль:  “Деньги   –   очень   дурной   господин,   но   весьма   хороший слуга”.  Как вы понимаете это выражение? О чем эти слова? (ответы детей)  Верно, деньги – очень противоречивы, они могут как добром, так и злом. Все зависит от того, как и для чего их будет использовать человек. Деньги, как и телефоны, компьютеры, были созданы, чтобы облегчить нашу  жизнь. А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил  и я хочу каждому из вас их раздать. Вам на заметку:  1.Не   стыдитесь   вести   денежные   подсчеты.   Это   делают   многие   известные   люди,   не   знающие недостатка в деньгах. 2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело. 3.Планируйте   свои   расходы,   будьте   разумны   в   тратах:   пока   вы   не   стали   богаты,   чтобы удовлетворять все свои желания. 4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание. 5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть. 6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.  ПОМНИТЕ! НЕ  В  ДЕНЬГАХ   СЧАСТЬЕ.  С обратной стороны памятки вы увидите купюру достоинством в 2000 руб. Эта  купюра поступит в обращение в конце 2017 года. Пусть в вашем доме всегда будут  деньги в необходимом количестве! 6. Домашнее задание Базовое: § 13, читать и отвечать на вопросы из рубрик «Проверим себя»,  а также № 1­3 «В классе и дома»; Повышенного уровня сложности:  найти в тексте смысловые ошибки (прил.) 8 7. Рефлексия. Вот и окончилась наша встреча. Мы подвели итоги урока. Занятие получилось  содержательным.  Мне очень понравилось работать вместе с вами. А как вы  оцениваете свою учебную деятельность, свое настроение? Давайте, если вы  оцениваете себя «удовлетворительно», вы поднимете стикер белого цвета. Если  «хорошо», то стикер синего цвета, а если на «отлично», то – красного цвета. Итак,  готовы? (ребята поднимают вместе стикеры различных цветов). А как вы думаете  почему именно эти три цвета присутствуют на ваших столах? (это цвета нашего  флага) Правильно, каждый из вас –часть России. От вас зависит, какого цвета будет ваша жизнь и жизнь нашего государства.  Оценки за урок.  Всем спасибо за урок! До новых встреч!

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"

Разработка открытого урока по обществознанию (5кл.) на тему: "Деньги и их функции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2017