Разработка открытого занятия « Насекомые осенью.»
Оценка 4.6

Разработка открытого занятия « Насекомые осенью.»

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
doc
окружающий мир
Детсад
21.11.2018
Разработка открытого занятия  « Насекомые осенью.»
Публикация является частью публикации:
конспект урока насекомые осенью.doc

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Дворец детского и юношеского творчества»

 городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка открытого занятия

 

« Насекомые осенью.»

 

 

 

 

 

 

 

               Старший   педагог ДО

    Такалова Гюзель Азгаровна      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  2018год

 

План -конспект занятия

 

Тема: Насекомые осенью

 

Цели: формировать  знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; пользе и вреде, который они приносят;  развивать   познавательную активность,

 воспитывать любовь к природе, бережное отношение к насекомым.

 

Оборудование: магнитная доска,  предметные картинки с изображением насекомых, мультимедиапрезентация « Кто такие насекомые?»

Ход занятия

1.     Организационный момент.

На прогулку за наукой                                                                                                                                           Сегодня мы пойдем.                                                                                                                                               Внимание, смекалку                                                                                                                                                         С собою возьмем.

2.     Повторение

На прошлых занятиях мы узнали о животных осенью

Какие животные как готовятся к зиме?

Задание « Распредели животных»            выполняем на доске

Птицы как ведут себя осенью?                        (улетают на юг)

Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края?  (перелетные)

Почему улетают птицы?    (холодно стало,  водоемы замерзнут, насекомые исчезли, а это основной корм насекомоядных птиц)

3.     Сообщение темы занятия.

Так куда же исчезли насекомые, мы узнаем сегодня на нашем уроке

Тема занятия: «Насекомые осенью. Кто такие насекомые?»

Прежде , чем мы отправимся в путешествие в мир насекомых, предлагаю вам послушать стихотворение.

 


Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое увидишь вдруг – 

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны.

 

 

На толстый сук

Уселся жук,

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботом душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты,

У всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!


 

Про кого   это стихотворение?    Про насекомых

Во-первых, выясним, кто такие насекомые.

4.     Работа по теме занятия

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомое» - от слова «насекать» Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день.

Давайте рассмотрим части тела насекомых.

Тело можно разделить на три части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди

В природе появляются только  когда тепло (весной, летом)Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных (мухи); есть и полезные – опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

А теперь познакомимся с некоторыми насекомыми поближе,

Отгадайте загадку:

Прыгает пружинка -

 Зеленая спинка,

 С травы на былинку,

 С ветки на тропинку.    кузнечик

Кузнечик        (сообщение про кузнечика)

На нашей планете обитает почти 7  тысяч видов кузнечиков. Кузнечики обычно зеленые, что служит для них отличной маскировкой. Они совсем не видны в густой  траве.
 Кузнечики могут совершать очень далекие прыжки. У них  длинные задние лапки.                  Слышат они ногами , а стрекочут -
надкрыльями.                                                                                                                             Одни кузнечики питаются растениями– едят травинки, листья, цветы и почки.  Другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками и их гусеницами. Осенью кузнечики погибают. Весной из отложенных яиц появляются молодые кузнечики.

загадка
Красненькие крылышки,

 черные горошки.
Кто это гуляет

 по моей ладошке?              (Божья коровка)

Божья коровка –маленький жучок , имеет очень привлекательную яркую  внешность. Онa — хищник, поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов. Еще божьи коровки и их личинки уничтожают щитовок, паутинных клещей, мелких гусениц - самых опасных вредителей растений. Жучки очень активны, быстро бегают по растениям и могут перелетать на большие расстояния.  У жучков очень хороший аппетит. Каждому в день нужно по 50 тлей. Зимуют в старых пнях, под корой деревьев.                                                                                                              Загадка                                                                                                                                             На поляне возле ёлок                         за травой не виден он,                                                                                                                 Дом построен из иголок                    А жильцов в нём-миллион                                                                                                           



Муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом? теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.                                                                                                                                      Питаются муравьи мякотью плодов, семенами, орехами, корневищами растений, соками деревьев, падью, Муравьи – полезные насекомые. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Зимуют в муравейнике, закрыв все входы и выходы

загадка

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.                       (
пчела)

Пчелки – яркие медоносные насекомые.                                                                                                              Пчела имеет очень красивый полосатый желто-черный окрас. У неё есть крылья и  хоботок. Им она высасывает нектар с растений и превращает его в мед. Это, – полезное и очень вкусное лакомство. Пчелы питаются пыльцой растений и нектаром. Пчелы, которые живут рядом с человеком, на пасеках, питаются еще и специально приготовленным для них сахарным сиропам.

Пчелы, как и муравьи, живут большими дружными семьями – от 10 до 70 тысяч особей. У каждого из членов семьи есть свои обязанности. Например, матка – это своего рода пчелиная царица-мать – занимается откладыванием яиц. В пчелиной семье много рабочих пчел – добытчиц меда. Рабочие пчелы не только собирают нектар, но еще и убирают территорию, защищают свое жилище и кормят детей. Есть больших пчелиных семьях и совсем бесполезные пчелы, которые не приносят никакой пользы семейству. Их называют трутнями.                                                                                                                                          Человека, который разводит пчел, называют пчеловодом или пасечником, место, где он разводит пчел – пасекой, а домики, которые он изготавливает специально для пчел, – ульями. В улье переживут зиму.

1.     Физминутка                                                                                                                      Утром Пчелка проснулась
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
        На четыре – улетела

2.    
Загадка                                                                                                                                          Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт        (комар)

Комар

 На нашей планете обитает более 2 тысяч видов комаров.

У комара есть хоботок, которым он протыкает кожу и впускает под кожу ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Активны комары  вечером.

За один раз самка комар выпивает  крови,  в 5–6 раз больше ее массы. Многие думают, что комары пищат, но мы слышим звук комариных крылышек.

Многие комары, кусая людей, переносят очень опасные болезни.

 Самые известные охотники на комаров – лягушки и жабы, а также  птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Зимой спят.

загадка

Кто над нами вверх ногами 
Ходит - не страшится, 
Упасть не боится, 
целый день летает, 
Всем надоедает?       (муха)

Муха                                                                                                                                                                       Очень часто мухи прилетают к нам в гости без приглашения. У них два больших глаза, они состоят из множества мелких глазков-фасеток. У мухи хорошее обоняние благодаря ее коротким, но пушистым усикам.
Всего насчитывается около пяти тысяч видов мух. Обычно мы видим   комнатную муху. Она очень опасна и переносит  разные опасные болезни. Одна муха несет на себе до 6 миллионов микробов.
Ползать по гладким поверхностям мухе помогают специальные подушечки на лапах. К счастью у мух много врагов в природе
лягушки ,   птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Мухи тоже спят в укромных местах.

Загадка                                                                                                                                              Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Самые красивые, самые нарядные  насекомые-это бабочки. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и  бросаются  в глаза яркой окраской.

Больше всего бабочек бывает в мае и июне. Преимущественно они питаются пыльцой и нектаром цветущих растений. Большинство видов употребляет соки деревьев, гниющие и перезревшие фрукты.                                                               Но оказывается, бабочка не всегда так выглядит.                                                                                                                                                               Цикл развития бабочек: бабочка откладывает  яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становиться коконом или куколкой.                                                        Внутри кокона гусеница превращается в красавицу – бабочку.

Бабочки в основном, полезные, они опыляют растения.

 Но есть и вредные бабочки. Бабочка-капустница, моль.

Некоторые бабочки имеют отпугивающую окраску.

В природе существует большое разнообразие бабочек по окраске.

3.      Вывод

Ребята, а осенью все насекомые прячутся в укромные места, под кору деревьев,  в расщелинах коры, старых пнях, под листьями, некоторые залетают в чердаки домов, в комнаты домов, спят в комнатных цветах, например

4.      Рефлексия

 

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Пчела …собирает мёд                                                                                              Муха…..разносит микробы                                                                                         Кузнечик…стрекочет надкрыльями                                                                                Муравей является…санитаром леса                                                                                                            Комар…пьет кровь                                                                                                                   бабочка питается…нектаром цветов                                                                         Божья коровка…уничтожает тлю

 

Эскпресс-тест  «Полезный-вредный»

5.     Итог занятия

Что нового узнали сегодня?                                                                                   Понравилось ли на занятии?                                                                                          Выбери бабочку настроения…                                                                                                  какое настроение у вас после занятия (хорошее, разноцветное)

 

 

                                                                            

 

 

 

Литература:


1.
Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2014г

2. Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение.- М, «Омега», 2017г

3.Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2015г

4.Пекпаев А.А Родной край. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 2012г

5.Пекпаев А. А Мы изучаем природу. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 2015г

6.Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 2016г

7.Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2014г

8. Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2014г

9.Энциклопедии «Растения», М, 2016г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шевелились у цветка


Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

 Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(стрекоза)

 Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает

На листах усевшись ловко

Это божия….(коровка)


(дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).

- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

Дети:  это насекомые.

Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».

3. Беседа о насекомых.

(Входит Лунтик, в руках у него баночка с жучком).

Лунтик:  здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что -то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?

Дети:  это….

Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?

Лунтик:  конечно останусь.

  ну тогда присаживайся.

- Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?

Дети:  (перечисляют)

А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.

(Картинки выставляются перед детьми.)

  ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети6чтобы летать с одного места на другое.

  да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

- Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети:  им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?

Лунтик : нееееет, поэтому я и прилетел к вам.

  ребята, а на воде можно увидеть насекомых?

Дети:  можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..

какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

- А скажите каких вредных насекомых вы знаете?

Дети:  например муха, комар.

  а чем вредны мухи?

Дети:  мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети:  лягушки.

Почему бабочку можно спутать с цветком?

Дети:  она такая же красива, разноцветная.

  ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Дети: нееет

  почему?

Дети:  могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

  насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.

а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза»

4. Физминутка. «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

(после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей)

ой Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.

Ребята, посмотрите.

Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.

ребята, а как называется домик муравьев?

Дети: муравеник.

Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.

5. Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

 

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.

да Лунтик, у нас есть такая игра.

6. Игра «Запасливый муравей»

Лунтик: а можно я с детьми сам поиграю.

(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину) 

Спасибо Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая точка «Луг». Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.


1. На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Кто же это?          (Стрекоза).
2)Погасили в доме свет –
Всё равно покоя нет.
Ру-чу-чу  да  ру-чу-чок.
Кто же там в углу?        (Сверчок).
3.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.    (Оса).
4.Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны.     (Пчёлы).
5.  С хоботом  летает,
Не слон и не птица,
Никто не приучает,
А на нос садится.                (Муха).
6. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.    (Муравьи).
7. Чемпион он по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам.     (Кузнечик).


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа город

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа город

План -конспект занятия Тема:

План -конспект занятия Тема:

На земле великое множество насекомых

На земле великое множество насекомых

Муравьи – великолепные строители

Муравьи – великолепные строители

Загадка

Загадка

Больше всего бабочек бывает в мае и июне

Больше всего бабочек бывает в мае и июне

Литература: 1. Брыкина Н.Т,

Литература: 1. Брыкина Н.Т,

Шевелились у цветка

Шевелились у цветка

Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие

Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018