Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского и юношеского творчества»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Разработка открытого занятия
« Насекомые осенью.»
Старший педагог ДО
Такалова Гюзель Азгаровна
2018год
План -конспект занятия
Тема: Насекомые осенью
Цели: формировать знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; пользе и вреде, который они приносят; развивать познавательную активность,
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к насекомым.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением насекомых, мультимедиапрезентация « Кто такие насекомые?»
Ход занятия
1. Организационный момент.
На прогулку за наукой Сегодня мы пойдем. Внимание, смекалку С собою возьмем.
2. Повторение
На прошлых занятиях мы узнали о животных осенью
Какие животные как готовятся к зиме?
Задание « Распредели животных» выполняем на доске
Птицы как ведут себя осенью? (улетают на юг)
Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края? (перелетные)
Почему улетают птицы? (холодно стало, водоемы замерзнут, насекомые исчезли, а это основной корм насекомоядных птиц)
3. Сообщение темы занятия.
Так куда же исчезли насекомые, мы узнаем сегодня на нашем уроке
Тема занятия: «Насекомые осенью. Кто такие насекомые?»
Прежде , чем мы отправимся в путешествие в мир насекомых, предлагаю вам послушать стихотворение.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое увидишь вдруг –
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны.
На толстый сук
Уселся жук,
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботом душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты,
У всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
Про кого это стихотворение? Про насекомых
Во-первых, выясним, кто такие насекомые.
4. Работа по теме занятия
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомое» - от слова «насекать». Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день.
Давайте рассмотрим части тела насекомых.
Тело можно разделить на три части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди
В природе появляются только когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных (мухи); есть и полезные – опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
А теперь познакомимся с некоторыми насекомыми поближе,
Отгадайте загадку:
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. кузнечик
Кузнечик (сообщение про кузнечика)
На нашей планете обитает почти 7 тысяч видов
кузнечиков. Кузнечики обычно зеленые, что служит для них отличной маскировкой.
Они совсем не видны в густой траве.
Кузнечики могут совершать очень далекие прыжки. У них длинные задние
лапки. Слышат они ногами , а стрекочут -надкрыльями.
Одни кузнечики питаются растениями– едят травинки, листья, цветы и почки.
Другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками
и их гусеницами. Осенью кузнечики погибают. Весной из отложенных яиц появляются
молодые кузнечики.
загадка
Красненькие крылышки,
черные
горошки.
Кто это гуляет
по моей ладошке? (Божья коровка)
Божья коровка –маленький жучок , имеет очень привлекательную яркую внешность. Онa — хищник, поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов. Еще божьи коровки и их личинки уничтожают щитовок, паутинных клещей, мелких гусениц - самых опасных вредителей растений. Жучки очень активны, быстро бегают по растениям и могут перелетать на большие расстояния. У жучков очень хороший аппетит. Каждому в день нужно по 50 тлей. Зимуют в старых пнях, под корой деревьев. Загадка На поляне возле ёлок за травой не виден он, Дом построен из иголок А жильцов в нём-миллион
Муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом? теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Питаются муравьи мякотью плодов, семенами, орехами, корневищами растений, соками деревьев, падью, Муравьи – полезные насекомые. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Зимуют в муравейнике, закрыв все входы и выходы
загадка
Домовитая
хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. ( пчела)
Пчелки – яркие медоносные насекомые. Пчела имеет очень красивый полосатый желто-черный окрас. У неё есть крылья и хоботок. Им она высасывает нектар с растений и превращает его в мед. Это, – полезное и очень вкусное лакомство. Пчелы питаются пыльцой растений и нектаром. Пчелы, которые живут рядом с человеком, на пасеках, питаются еще и специально приготовленным для них сахарным сиропам.
Пчелы, как и муравьи, живут большими дружными семьями – от 10 до 70 тысяч особей. У каждого из членов семьи есть свои обязанности. Например, матка – это своего рода пчелиная царица-мать – занимается откладыванием яиц. В пчелиной семье много рабочих пчел – добытчиц меда. Рабочие пчелы не только собирают нектар, но еще и убирают территорию, защищают свое жилище и кормят детей. Есть больших пчелиных семьях и совсем бесполезные пчелы, которые не приносят никакой пользы семейству. Их называют трутнями. Человека, который разводит пчел, называют пчеловодом или пасечником, место, где он разводит пчел – пасекой, а домики, которые он изготавливает специально для пчел, – ульями. В улье переживут зиму.
1.
Физминутка Утром Пчелка проснулась
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела
2.
Загадка Не
зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт (комар)
Комар
На нашей планете обитает более 2 тысяч видов комаров.
У комара есть хоботок, которым он протыкает кожу и впускает под кожу ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Активны комары вечером.
За один раз самка комар выпивает крови, в 5–6 раз больше ее массы. Многие думают, что комары пищат, но мы слышим звук комариных крылышек.
Многие комары, кусая людей, переносят очень опасные болезни.
Самые известные охотники на комаров – лягушки и жабы, а также птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Зимой спят.
загадка
Кто
над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает? (муха)
Муха
Очень
часто мухи прилетают к нам в гости без приглашения. У них два больших глаза,
они состоят из множества мелких глазков-фасеток. У мухи хорошее обоняние
благодаря ее коротким, но пушистым усикам.
Всего насчитывается около пяти тысяч видов мух. Обычно мы видим комнатную
муху. Она очень опасна и переносит разные опасные болезни. Одна муха несет на
себе до 6 миллионов микробов.
Ползать по гладким поверхностям мухе помогают специальные подушечки на лапах. К
счастью у мух много врагов в природе лягушки
, птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Мухи тоже спят в укромных местах.
Загадка Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Самые красивые, самые нарядные насекомые-это бабочки. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и бросаются в глаза яркой окраской.
Больше всего бабочек бывает в мае и июне. Преимущественно они питаются пыльцой и нектаром цветущих растений. Большинство видов употребляет соки деревьев, гниющие и перезревшие фрукты. Но оказывается, бабочка не всегда так выглядит. Цикл развития бабочек: бабочка откладывает яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становиться коконом или куколкой. Внутри кокона гусеница превращается в красавицу – бабочку.
Бабочки в основном, полезные, они опыляют растения.
Но есть и вредные бабочки. Бабочка-капустница, моль.
Некоторые бабочки имеют отпугивающую окраску.
В природе существует большое разнообразие бабочек по окраске.
3. Вывод
Ребята, а осенью все насекомые прячутся в укромные места, под кору деревьев, в расщелинах коры, старых пнях, под листьями, некоторые залетают в чердаки домов, в комнаты домов, спят в комнатных цветах, например
4. Рефлексия
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Пчела …собирает мёд Муха…..разносит микробы Кузнечик…стрекочет надкрыльями Муравей является…санитаром леса Комар…пьет кровь бабочка питается…нектаром цветов Божья коровка…уничтожает тлю
Эскпресс-тест «Полезный-вредный»
5. Итог занятия
Что нового узнали сегодня? Понравилось ли на занятии? Выбери бабочку настроения… какое настроение у вас после занятия (хорошее, разноцветное)
Литература:
1. Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е
Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако»,
2014г
2. Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение.- М, «Омега», 2017г
3.Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2015г
4.Пекпаев А.А Родной край. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 2012г
5.Пекпаев А. А Мы изучаем природу. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 2015г
6.Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 2016г
7.Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2014г
8. Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2014г
9.Энциклопедии «Растения», М, 2016г
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза
Зовут ее….(стрекоза)
Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает
На листах усевшись ловко
Это божия….(коровка)
(дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).
- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.
Дети: это насекомые.
Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».
3. Беседа о насекомых.
(Входит Лунтик, в руках у него баночка с жучком).
Лунтик: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что -то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?
Дети: это….
Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?
Лунтик: конечно останусь.
ну тогда присаживайся.
- Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?
Дети: (перечисляют)
А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.
(Картинки выставляются перед детьми.)
ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?
Дети6чтобы летать с одного места на другое.
да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.
- Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?
Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….
Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?
Лунтик : нееееет, поэтому я и прилетел к вам.
ребята, а на воде можно увидеть насекомых?
Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..
какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.
- А скажите каких вредных насекомых вы знаете?
Дети: например муха, комар.
а чем вредны мухи?
Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.
в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?
Дети: лягушки.
Почему бабочку можно спутать с цветком?
Дети: она такая же красива, разноцветная.
ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?
Дети: нееет
почему?
Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.
насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.
а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза»
4. Физминутка. «Стрекоза»
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
(после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей)
ой Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.
Ребята, посмотрите.
Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.
ребята, а как называется домик муравьев?
Дети: муравеник.
Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.
5. Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.
да Лунтик, у нас есть такая игра.
6. Игра «Запасливый муравей»
Лунтик: а можно я с детьми сам поиграю.
(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)
Спасибо Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая точка «Луг». Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
1. На ромашку у
ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза).
2)Погасили в доме свет –
Всё равно покоя нет.
Ру-чу-чу да ру-чу-чок.
Кто же там в углу? (Сверчок).
3.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (Оса).
4.Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчёлы).
5. С хоботом летает,
Не слон и не птица,
Никто не приучает,
А на нос
садится.
(Муха).
6. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи).
7. Чемпион он по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.