Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
29.03.2019
В данной разработке дан подробный конспект урока по окружающему миру для 3 класса автор Плешаков УМК Школа России с соблюдением всех этапов урока по ФГОС и подробными ответами детей. С описанием проводимых опытов и игровыми моментами для повышения интереса детей.
Что такое почва.docx
Урок окружающего мира
Тема: Что такое почва? Свойства почвы?
Класс: 3класс
Формирование УУД
личностные: оценивать жизненные ситуации и деятельность людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
учиться отделять поступки от самого человека;
регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем
обнаруживать и формулировать учебную проблему;
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для
решения учебной задачи; преобразовывать информацию в разные формы;
коммуникативные: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя
аргументы;
предметные: приводить примеры живых организмов разных «профессий», устанавливать взаимосвязи между частями
экологической системы.
Тип урока: обучение новым знаниям на основе системнодеятельностного метода.
Вид занятия: урок с использованием практической деятельности.
Используемые технологии и методы обучения: технология проблемного диалога, исследовательская деятельность, групповой
метод (работа в парах, группах), частичнопоисковый метод, практический метод, технология оценивания учебных успехов (в
конце урока).
Способы контроля: кластер, фронтальный опрос, практическая работа.
Оборудование:
индивидуальное:
учебник А. Плешакова (3 класс), лабораторное оборудование (стакан с водой, поддон с почвой,
салфетки, мерная ложка)
демонстрационное: презентация Microsoft PowerPoint, лабораторное оборудование (спиртовка, стакан воды, тарелочка с
почвой, стекло для нагревания,),
для исследовательской деятельности в группах: поддоны с почвой, составные части почвы (песок, глина, перегной,
минеральные соли), ёмкости с водой, пипетка, пробирки, ватные диски, горшочки для цветов, ложечки) Этапы урока
Ход урока
1.Организационный
момент.
Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
Деятельность
учащихся и предполагаемые
ответы
Учащиеся предварительно
делятся на группы
Время
Эмоциональный
настрой
Садитесь, хорошо трудитесь!
Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
Учащиеся желают друг другу
удачи.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас
присутствуют гости, они пришли посмотреть, как мы с
вами работаем.
Сегодня на занятии каждая команда будет вносить свой
вклад в общее дело.
Для дальнейшей работы необходимо определить правила
сотрудничества.
II. Актуализация
знаний учащихся.
Выберите координатора группы.
Ребята, отгадайте загадку.
Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
Называют правила необходимые
соблюдать для работы в группе и
в паре.
Организация работы в группе,
выбирают координатора группы.
Это земля А я с подарками опять
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений
давайте узнаем их
– К нам в школу по электронной почте из научно
исследовательского института почвоведения пришло
сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на
этой фотографии. Посмотрите на экран.
Как вы думаете, что же это такое?
III. Постановка
целей и задач урока – Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой
все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Научное
название земли – почва.
Работа со словарями , находят и
зачитывают значение слова земля
это и название нашей планеты, на
которой мы живем; это и суша как
противоположность водному и
воздушному пространству; это и
земля в понимании страна,
государство.
Учащиеся
рассматривают
фотографию среза земли, взятого
с обрыва.
ответы учащихся
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня
на уроке?
почва
– Действительно, тема урока – “Почва.
Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные
сотрудники, которые изучают состав, свойства и виды
почвы. Нам необходимо составить план работы .
Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске)
1. Что такое почва?
2. Из чего состоит почва?
3. Свойства почвы.
4. Кто обитает в почве?
Раскрываем 1 пункт плана. Что такое почва и как она
образуется?
Почва – это верхний плодородный слой земли. Откройте
тетради и запишите определение почвы. Закройте тетради
Учащиеся восстанавливают план
1. Что такое …….?
2. Из чего …….. почва?
3. …………. почвы.
4. Кто ……… в почве?
Записывают определение почвы в
тетрадь.
IV. Изучение новой
темы.
V. Опытно
исследовательская
деятельность
( практическая
работа)
Переходим ко 2 пункту плана. Из чего состоит почва?
Опыт 1
– Исследуем свойства почвы.
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы .
Что видите?
из почвы выходят пузырьки
воздуха
вывод в почве есть воздух
размешаем почву палочкой и
отставим стакан в сторону. VI Физминутка
Опыт 2.
Немного свежей почвы положим на салфетку и прижмем.
Что вы видите? Какой вывод можете сделать?
Мы немножко отдохнем
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети:
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
Опыт3. При помощи лупы рассмотрите почву
Что заметили? Какой вывод можно сделать?
Продолжим изучение почвы
Мокрое пятно
вывод в почве есть вода
хотьба на месте
присели
встали
машут руками
хлопают
топают
садятся
в почве есть корешки стебельки
встречаются части насекомых
вывод в почве есть перегной
Опыт 4. Прокаленную почву в которой весь перегной
сгорел (она серого цвета)насыпаем в стакан с водой и
размешиваем. Через некоторое время на дно осядет
осадок на дне стакана
в почве есть песок и глина осадок.
Сделайте вывод, что это?
Опыт 5(выполняет учитель)
Профильтруем воду в которой долго находилась почва.
Несколько капель поместим на стекло
Подержим стекло над водой
Вода испарилась
что видим?
соли это питательные вещества необходимые для роста и
развития растений.
Образуются они благодаря
перегноюпод действием микробов которые живут в почве
итак из чего состоит почва
белый налет
вывод – в почве есть
минеральные соли
учащиеся называют учитель
вывешивает на доске
СОСТАВ ПОЧВЫ
воздух
минеральные соли вода
песок и
глина
переходим к 3 пункту плана свойства почвы
ПЕРЕГНОЙ Опыт 71
Возьмите в руки почву. Разотрите между пальцами и
пересыпьте. Сделайте вывод.
Почва рыхлая
7й опыт
. Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр.
Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что
произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?
– Способность почвы пропускать воду называется
– водопроницаемость. Запишите в таблицу.
– Чтобы определить следующее свойство почвы,
привлечем ваш жизненный опыт.
– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний
день?
– А зимой?
– Способность почвы нагреваться и охлаждаться
называется – теплопроводность..
– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро
картошки в 20 ведер?
вода протекла
почва пропускает воду
Она нагревается
Охлаждается
– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает
почва? Посмотрите на экран.
Ответы учащихся Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
В темной почве содержится больше питательных веществ.
А если этих веществ много, значит, почва обладает
главным свойством земли, за что мы ее и ценим
– плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот
результат плодородной почвы.
– А как вы понимаете это слово – плодородие?
Назовите его основу.
Из каких слов оно состоит?
Плодородие – способность почвы “рождать плоды”,
производить богатую растительность, давать обильный
урожай.
Основное свойство почвы – плодородие
Итак какими свойствами обладает почва?
Молодцы ребята
Перейдем к последнему пункту нашего плана. Кому нужна
почва? Откройте учебник на стр. внимательно
рассмотрите иллюстрацию и ответьте на этот вопрос.
Сделайте вывод по прочитанному.
В темной земле растут крепкие
растения, в серой земле – чахлые
ответы учащихся
Главная часть почвы – перегной.
Из него под действием микробов
образуются соли. Их используют
растения. Растениями питаются
животные. Когда растения и
животные умирают, их остатки
попадают в почву и под действием
микробов превращаются в
перегной. А потом из перегноя
снова образуются соли.
Их
используют новые растения. А
Работа по учебнику растениями питаются новые
животные.
Докучаев говорил, что почва
дороже золота. Без золота
люди прожить могли бы, без
почвы – нет.
Здравствуйте!
Мы изучили объект, который вы
нам прислали и сделали
следующие выводы.
1. Это срез Земли
2. Верхний плодородный слой
Земли называется почвой.
3. Почва состоит из песка,
перегноя, глины,
минеральных солей, воды
4. Почва обладает
следующими свойствами
плодородие
теплопроводность
Дети не хлопают в ладоши, когда
учитель называет стекло, бумагу,
целлофановые пакеты
VII. Обобщение
урока.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все
пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
Если вы помните нам с вами пришло письмо и теперь нам
нужно послать ответное письмо. Что мы свами напишем в
ответе?
VIII Итог урока
Игра “Хлопки”.
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что
входит в состав почвы и ее свойствах. если вы согласны с
моим утверждение хлопаете а если не согласны ничего не
делаете. в состав почвы входит
Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага,
целлофановые пакеты, перегной.
Почва – это нижний плодородный слой земли
Почва твердая, рыхлая, нагревается, водонепроницаема
Охлаждается, водопроницаема, плодородна
Почва – это верхний плодородный слой земли
ответы детей
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Об этом
вы можете прочитать в своем учебнике
на страницах 7 8 . Это и будет ваше домашнее задание. А
желающим заработать дополнительную оценку можно
подготовить сообщение об одном из животных, живущих в
почве.
Домашнее задание
Оценивание.
Рефлексия
на листочках в группах оцените работу каждого
– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался
оценивают
Выставляют оценки плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам
можно сорвать один цветок: если вы считаете, что
работали хорошо, в полную силу, то красный; если
недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку
поленились, тогда рвите – синий.
Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Разработка по окружающему миру "Что такое почва? ( 3 класс Плешаков)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.