Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)
Оценка 4.8

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русский язык
10 кл—11 кл
22.03.2018
Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)
Данная программа разработана для учащихся 10-11 классов. Использовать ее можно при подготовке к единому государственному экзамену, так как нацелена она на систематизацию знаний обучающихся по теме "Изобразительно-выразительные средства языка". Наряду с этим обучающиеся смогут расширить свой речевой опыт, сформируют навык анализа текста, смогут повысить речевую культуру.Программа элективного курса по русскому языку "Дивлюсь словесному цветенью..."
Элективный курс Дивлюсь.doc
«ДИВЛЮСЬ СЛОВЕСНОМУ ЦВЕТЕНЬЮ…» Тишкова В.Д., учитель русского языка и  литературы, I кв. кат. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная цель курса "Дивлюсь словесному цветенью…" – развитие стремления к вдумчивому   чтению   через   наблюдение   за   использованием   в   художественной   речи выразительно­изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней. Задачи:  ­ формировать умение находить средства выразительности в тексте; ­ способствовать: систематизации   уже   имеющихся   знаний   по   теории,   расширению терминологического словаря; расширению речевого опыта ученика; дальнейшему формированию навыка создания собственного текста; развитию интеллектуальных умений, речевой культуры, творческих способностей; самоопределению в профессиональной области. Языковой анализ художественного текста – это серия занятий, которые посвящены анализу текста отдельного произведения (или двух – в сопоставлении) с целью выяснения наиболее ярких образных языковых средств, использованных автором. Посещая   данный   элективный   курс,   учащиеся   ознакомятся   с   наиболее употребительными   языковыми   приёмами   фонетики,   словообразования,   лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки лингвистического анализа текста, что, на наш взгляд,   поможет   им   осознать   красоту   и   выразительность   родной   речи,   раскрыть неисчерпаемые   богатства   языка,   используемые   русскими   поэтами   и   писателями, заложенные во всех областях языка. Данный курс адресован учащимся 9­х классов. Навыки лингвистического анализа текста будут углубляться  и совершенствоваться в старших классах. Предполагаемые результаты обучения: элективный курс "Дивлюсь словесному цветенью…"   закладывает   основы   филологического   взгляда   на   художественный   текст, обеспечивает   понимание   художественного   текста   и   помогает   наиболее   эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме.   Данные   навыки   помогут   воспитать   читателей,   способных   к   сопереживанию, разовьёт   потребность   к   речевому   самосовершенствованию,   научат   чувствовать   слово, выражать себя в слове, помогут овладеть богатыми ресурсами родного языка. Элективный курс предполагает теоретические и практические занятия, рассчитан на 24 часа. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Введение. Что делает нашу речь выразительной?           Стилистические ресурсы русского языка. 2. Звуковые образные средства русского языка: А)   Особенности   звуковой   организации   художественного   текста.   Звукопись   в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Б) Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм. В) Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных   слогов.   Двухсложные   и   трёхсложные   размеры   (ямб,   хорей,   дактиль, амфибрахий, анапест). Творческая  работа "Звуковые  узоры" (анализ художественных  произведений  с точки зрения фоносемантики, рифмы, размера). Тексты для анализа: С. Есенин "С добрым утром!", М. Цветаева "Бузина цельный сад залила!", З. Гиппиус "Свет", К. Бальмонт "Я вольный ветер...". 3. Изобразительные ресурсы русского словообразования: А)   основанные   на     Стилистические   приёмы, значимости   морфем (словообразовательный повтор, употребление слов с суффиксами оценки, использование слов­паронимов и т.д.). Б)   Словообразовательный   повтор   как   стилистическое   средство.   Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей (приставка, суффикс) слова, повтор корня. В)   Словообразовательная   анафора   как   разновидность   словообразовательного повтора. Г)   Использование   иронии,   сарказма,   характеристики   персонажей.   Ассоциативные каламбуры, окказионализмы и их стилистическая роль в художественном тексте. Творческая работа по созданию собственного текста. 4.  Лексическое богатство русского языка: А) Тропы как образное употребление слова, основные виды тропов. Б) Художественная трансформация слова в поэтическом тексте. В) Слова­символы в поэтическом тексте. Г) Синонимы и антонимы в стилистических фигурах речи. Практическое занятие "Комплексный языковой анализ и выразительное чтение художественного текста". Тексты для анализа:  М. Лермонтов "Демон" (отрывок), Ф. Тютчев "Восток белел...",  А. Ахматова "Для того ль тебя я целовала...", В. Высоцкий "И плавится асфальт..." и др. 5.  Морфологические средства выразительности русской речи: А) Экспрессивная роль частей речи в художественном тексте. Эпитет и языковые средства его создания. Б) Экспрессивная роль глаголов, числительных и наречий в художественном тексте. Олицетворение и языковые средства его создания. В) Употребление числительных­символов в фольклоре и литературных текстах. Образное использование в художественных текстах наречий сравнений. Сравнение как Троп и языковые средства его создания. Практическое занятие "Лингвистический анализ художественных текстов". Тексты для анализа:  А.Фет "Это утро, радость эта...",  Б. Пастернак "Опять весна". 6.  Синтаксическое богатство русского языка: А) Русский  синтаксис и его свойства,  используемые в создании художественных образов. Б) Экспрессивное использование предложений разного типа. В) Стилистические фигуры речи. Г)   Прямая   и   косвенная   речь   как   средство   создания   речевой   характеристики персонажа. 7. Итоговая работа: урок­зачет (прилагается). УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п\п Тема и содержание раздела Теоретические понятия 1. 2. Звуковые   Что Введение. делает   нашу   речь выразительной? Стилистические ресурсы   русского языка.   особенности стихотворного текста.   Средства звуковой выразительности: звукопись, рифма, стихотворный размер.  3.   Изобразительные ресурсы   русского словообразования.   Функциональная стилистика (стили литературного   языка), практическая стилистика. Аллитерация,   ассонанс, рифма,   каламбурная рифма,   усечённая рифма,   мужские и женские   рифмы, смежные,  дактилические рифмы, кольцевые,  перекрёстные,  строфа, ямб, хорей, дактиль,  анапест, амфибрахий.   Словообразовательный повтор, анафора, паронимы, ассоциативные каламбуры, Кол­ во часов Виды деятельности учащихся по развитию аналитического и творческого мышления   с Лекция элементами беседы, усвоение новых понятий.     Усвоение   понятий, определение рифмы в стихотворных текстах, определение двухсложных трёхсложных размеров   стихов, творческая   работа «Звуковые узоры». и     со Знакомство стилистическими приёмами на основе лекции   и   анализа текстовых 1 4 5 4. Лексическое   богатство русского языка. окказионализмы. нарушения Приём   смысловой сочетаемости   слов, лексический   повтор, анафора, эпифора, поэтический   символ, градация, антитеза, оксюморон, троп.     5. 6.     Морфологически е средства выразительности русской речи.  Эпитет, олицетворение, сравнение, отрицательное сравнение Выразительные   возможности синтаксических средств  в тексте.   Синтаксический параллелизм, стилистические и риторические   фигуры, инверсия, риторический   вопрос, восклицание и обращение,   бессоюзие, эллипсис, многосоюзие   7. Итоговая работа  фрагментов, творческая  работа. Лекция, анализ   поэтических текстов, выразительное чтение   поэтических текстов как элемент интерпретации текста, практическая работа «Комплексный анализ текста». Анализ   текста   по выявлению морфологических средств выразительности (работа   в   группах), трансформация текста, лингвистический эксперимент Наблюдение за распространёнными ошибками при применении синтаксических правил, употребление синтаксических средств     в   текстах разных   типов   речи, моделирование синтаксических конструкций.  Урок­зачет     5 4 4 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ        Широко известные и неоднократно описанные в методических трудах типы уроков и виды работы по русскому языку и литературе могут быть использованы и на занятиях данного элективного курса.               Объяснения учителя – важный вид работы,   он призван обеспечить системность в изучении   материала,   поэтому   важное   место   занимают   занятия­лекции.   Так   как   курс рассчитан на учащихся 9 класса и опирается на знания, полученные на предварительном этапе  обучения, то  естественным  видом  работы  выступает  беседа,  в  ходе  которой  эти знания   обобщаются.   Лекция   также   может   сочетаться   с   разнообразными   видами самостоятельной   деятельности   учащихся.   устный   и   письменный   Например, (конспектирование)   пересказ   лекции.   Задание   предлагается   перед   лекцией,   а   в   конце занятия   один   из   слушателей   излагает   мысли   своими   словами   или   прочитывает   свой конспект. Примерно так же происходит работа по составлению плана и тезисов. Лекция может   сочетаться   с   работой   над   научным   или   справочным   текстом.   Слушая   лекцию, учащиеся дополняют ее новым материалом. Можно предложить такой вид работы, как запись собственных мыслей, возникающих при слушании.              На занятиях элективного курса можно использовать такой распространенный вид занятий, как семинары. Необходимо предлагать и групповые и индивидуальные задания: одни   готовят   доклады   и   сообщения,   другие   продумывают   собственное   мнение,   третьи оформляют таблицы…              Изучение данного курса предусматривает работу как теоретического плана, так и практического ( выполнение различного рода устных и письменных заданий, упражнений). Занятия не исключают и творческие работы. Если же они не удаются, «не идут», то можно сосредоточиться   на   анализе   образцовых   авторских   текстов,   ведь   умение   «видеть   и слышать»   текст   должно   быть   присуще   каждому   культурному   человеку.   Через теоретическое   осмысление   текста   лежит   путь   к   практическому   овладению   различными формами словесного выражения.    Требования к уровню ЗУН        В результате обучения учащиеся должны: ­ уметь находить в текстах различных стилей и жанров лексические, морфологические, синтаксические  средства языка; ­ выявлять и осмысливать изобразительно­выразительные средства; ­ производить языковой анализ текста. Критерии успешности учащихся Ученик получает зачёт  при условии:  выполнения     не   менее   3   обязательных   работ (стихотворение   или   сочинение,   анализ   текста,   изготовление   карточки   к   зачетному мероприятию), представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению. Дополнительные   баллы   выставляются   за   любое   из   названных   дополнительных условий: задание;   качественно   выполненное   по   собственной   инициативе инициативную   публичную   презентацию   своей   работы   в классе, школе или за её пределами (конкурс, реферат, публикация.)   МАТРИЦА ОЦЕНИВАНИЯ  Списо Творческа Практическа Зачетная  карточка Итог к учащи хся 1. Шкала оценивания я  работа я  работа ь т с о н ь л а н и г и р О в о н и м р е т   е и н а н З м а м р о н   . в о к ы з я   . в т о о С в т с д е р с   . з а р ы в   . з ь л о п с И ­ р с   . в о к ы з я   ь т и д о х а н   е и н е м У а в е и н е л м р о ф О ь т и н с я ъ б о   е и н е м У м я и н а в о б е р т   . в т о о С а т с к е т     а р о б ы в   . н ч а д У 0 – 1 балла – не реализовано; 2 – 5  баллов – реализовано частично; 6 – 8  баллов – реализовано полностью; 9 – 10  баллов – реализовано на высоком уровне. Для получения зачета необходимо набрать не менее 30 баллов. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Определите вид стилистической фигуры: 1.Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины,  И дремлющий залив, и черных скал  вершины… (А.Пушкин) 10.Ты вел мечи на пир обильный; Все пало с шумом пред тобой; Европа гибла; сон могильный Носился над её главой… (А.Пушкин) 2.Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года. 11.Товарищ, верь: взойдет она,  Звезда пленительного счастья… (А.Пушкин) (А.Пушкин) 3.Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам,  И запируем на просторе. (А.Пушкин) 12.Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. (М.Лермонтов) 4.Мы пьём из чаши бытия С закрытыми глазами, Златые омочив края Своими же слезами. 5.Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. 13.Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем. Деревья радостно трепещут,  Купаясь в небе голубом. 14.Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. (Ф.Тютчев) (Н.Некрасов) (М.Лермонтов) (А.Фет) 6.Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов) 7.Лошадку ведет под уздцы мужичок. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах…а сам с ноготок! (Н Некрасов) 8.Одни дома длиной до звезд, Другие­ длиной до луны; До небес –баобабы. (В.Маяковский) 9.Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной. (А Ахматова) 15.Мы любим все ­ и жар холодных чисел, И дар божественных видений. (А.Блок) 16.О красном вечере задумалась дорога,  Кусты рябин туманней глубины. Изба­старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины. (С.Есенин) 17.Ты, меня любивший фальшью Истины­ и правдой лжи… (М Цветаева) 18.Шипенье пенистых бокалов… (А.Пушкин) Тест «Синтаксическая норма» I. Найдите словосочетания, в которых нарушены нормы сочетаемости слов: 1. Одеть на палец наперсток 2. Оказать пользу 3. Терпение исчерпано 4. Обосновать свою позицию 5. Большой уровень образования 6. Дать отпор для захватчиков 7. Неминуемая гибель 8. Благодаря халатности 9. Представить слово гостю 10. Глубокая бездна 11. Установить о мотивах 12. Основать концепцию 13. Попирать честь и достоинство 14. Доставлять удовольствие 15. Нести ответственность за все 16. Внести рациональную идею 17. Обосновать свою позицию  18. Причинить вред 19. Изложить просьбу 20. Чаша терпения кончилась 21. Внести предложение 22. Обосновать свою позицию 23. Оказать пользу 24. В апреле месяце 25. Терпение переполнилось 26. Возрасти в глазах окружающих 27. Оказать вред 28. Озабочен здоровьем детей 29. Закоренелый преступник 30. Гениальный виртуоз музыки  II. Исправьте речевые ошибки, допущенные в предложениях: 1. Важно следить и анализировать процессы, происходящие в современном обществе. 2. Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодежи. 3. По сообщения газет, вскоре граждане будут оплачивать за квартиру значительно больше, чем сейчас. 4. Для выполнения этого упражнения ляжьте на коврик на пол. 5. С   обоими   претендентками   на   звание   «Мисс   Россия»   я   познакомился   в   весьма необычной обстановке. 6. Согласно   приказа   директора   школы   со   следующего   года   вводится   обязательная школьная форма. 7. Сатирическое изображение русской жизни описывает Лесков в знаменитой «Блохе». 8. Я читал автобиографию жизни Булгакова как захватывающий роман. 9. Большая половина класса прекрасно справилась с итоговой контрольной работой по математике. 10. Популярный телеведущий дал разъяснение о смысле указа Президента. 11. По   обоим   сторонам   строительной   площадки   возвышались   аккуратно   сложенные штабеля кирпичей. 12. Многие участники конгресса приехали с самых отдаленных районов. V. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 1. Проснувшись,   у   меня   возникло   странное   чувство:   казалось,   что   мой   сон непременно сбудется. 2. Подъезжая к городу, начался сильный ветер, поднимающий тучи пыли. 3. Читая газетную заметку, у неё появилось желание написать автору рубрики. 4. Войдя в дверь, мне послышались странные звуки в кабинете, и я замер. 5. Произведя ряд расчетов, задача была решена. 6. Объяснений   этих   явлений   может   быть   найдено,   взяв   в   качестве   иллюстрации последние события. 7. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что произойдет взрыв. 8. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие намного улучшится. Тест «Морфологическая норма» I. Определите род имен существительных: Авеню, бра, безе, евро, 5. 6. 7. 8. жюри, киви, коммюнике, пенальти, 9. 10. 11. 12. салями, табу, хиппи, цунами. II. Подберите к существительным женского рода сущ. мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар. Балерина Банщица Вокалистка  Доярка Маникюрша 6. 7. 8. 9. 10. Массажистка Машинистка Санитарка Секретарша Сиделка 11. 12. 13. 14. 15. Солистка Студентка Телеграфистка Ткачиха Чемпионка  III. Подберите к существительным мужского рода сущ. женского рода: адвокат аспирант бакалавр врач генерал доктор наук космонавт кандидат в мастера лаборант научный сотрудник повар 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. посол преподаватель прокурор редактор руководитель слесарь тракторист учитель шофер шеф юбиляр IV. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа: Автор Адрес Бухгалтер Век Год Директор Джемпер Договор Инженер Инспектор Катер Клапан 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Кондуктор Корпус Лагерь Лифт Ордер Офицер Порт Профессор Рапорт Ректор Сектор Слесарь  25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Снег Сорт Суп Токарь Торт Трактор Трюфель Хлеб Хор Цех Шофер Шулер  1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. V.   Образуйте   форму   родительного   падежа   множественного   числа   от   данных существительных: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. англичане апельсины баклажаны ботинки буряты валенки вафли гектары гусары дяди калмыки 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. комментарии кочерги мандарины носки полотенца помидоры сапоги свадьбы свечи серьги солдаты 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. сомнения томаты туркмены туфли уши чулки цапли якуты яблоки яблони ясли VI. В данных примерах найдите случаи неправильного выбора форм числительных: 1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Четверо журналисток были направлены на место событий. 3. Записали программу с помощью двоих дисков. 4. На обеих берегах реки раскинулись поля. 5. На дорогу вышло пятеро волков. 6. Шли без отдыха трое дней. VII. Прочитайте и запишите предложения, употребив числительные и существительные в  нужной форме: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. К 347 прибавить 67. От 964 отнять 89. По сравнению с 75 (тонна) веса мяса  кита, вес его мозга не более 8 кг. 268 девушкам из 172 стран мира  были присланы приглашения. Монастырь находится в 163 км от  города. Предложение принято 375 (голос)  против 44 (голос). В редакцию пришло более 7800  писем. 440 из 670 моделей жюри осталось  довольно. Сравнение (в основе – предметное или смысловое сходство явлений) Тропы Простейшие При помощи союза (как, будто, точно, подобно). Глаза как звезды. С использование творительного падежа. Слово крошкой в руках улеглось… С использованием соотносительных форм. Белей, чем горы снеговые… Отрицательного типа. Не ветер бушует над Развернутое. Эпитет Существительное. бором… Так летом глыба снеговая,// цветами радуги блистая,// висит, прохладу обещая,// над беззаботным табуном… Бродяга­ ветер… Прилагательное. Серебряная береза. Наречие или деепричастие. Жадно глядит; несется сверкая… Живой труп. Развернутые. Все флаги в гости будут к нам… (флаги­ в значении иностранные корабли) Горит восток зарею новой…(т.е. как пожар). Разновидности метафор­ олицетворение или овеществление. Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение. Метонимия­ указание на отдельное явление, за которым предполагаются остальные; сближение явлений по сходству. Метафора­ сближение явлений по зависимости их значений, скрытое сравнение, может быть развернуто в сравнение. Аллегория­ перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание. Символ Ирония Откуда, умная, бредешь ты, голова. (об осле) Гипербола­ преувеличение А в комнате людей­ за день не перечесть… Литота­ преуменьшение Мужичок с ноготок. Урок­зачет Цели урока: ­ выявить уровень усвоения теоретических понятий; ­ проверить понимание художественного текста и умение выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного; ­ выявить навыки лингвистического анализа текста. 1. Предварительная подготовка. В заключение изучения элективного   курса «Дивлюсь словесному цветенью…» учащиеся получают задание самостоятельно   составить карточки. Карточка должна включать два задания:   первое   –   вопрос   по   теории   (раскрытие   какого­либо   понятия   из   изученных разделов), второе – работа с текстом. В тексте должны содержаться понятия, связанные с теоретическим   вопросом.   Выбирать   текст   нужно   из   произведений   художественной литературы (с указанием фамилии автора), согласуясь с учителем. Примерные варианты заданий для карточек. Карточка №1 1. Дайте определение термину звукопись.       2.   Выразительно прочитайте стихотворение Н. Языкова. Найдите примеры звукописи в этом тексте. Пловец Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено. Смело, братья! Ветром полный Парус мой направил я: Полетит на скользки волны Быстрокрылая ладья! Облака бегут над морем, Крепнет ветер, зыбь черней, Будет буря: мы поспорим И помужествуем с ней! Смело, братья! Туча грянет, Закипит громада вод, Выше вал сердитый встанет, Глубже бездна упадёт! Там, за далью непогоды. Есть блаженная страна; Не темнеют неба своды, Не проходит тишина. Но туда выносят волны Только сильного душой!.. Смело, братья, бурей полный Прям и крепок парус мой! Карточка  №2 1. Раскройте понятие словообразовательный повтор.   2.       Прочитайте   фрагменты   из   русских   былин,   найдите   в   них   примеры словообразовательного   повтора.   Выпишите   слова   с   повторяющимися   морфемами, объясните, по какому словообразовательному образцу они созданы. Какие из этих слов употребляются в современном русском языке, а какие давно уже не используются? Какое качество речи придаёт словообразовательный повтор тексту былин? Всю они белую рыбицу повыловили, Щук, карасей повыбрали, А мелкую рыбицу повыбросили… Тут пехотою никто да не прохаживал, На добром коне да не проезживал, Туда серый зверь да не прорыскивал, Птица чёрный ворон не пролётывал! Уж как свищет Соловей да по­соловьему, Он кричит, злодей­разбойник, по звериному, От его ли то от посвиста соловьего, От его ли то от покрику звериного Все­то травушки­муравы заплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются, Тёмны лесушки к земле все приклоняются… Карточка  №3 1.  Дайте определение термину эпитет.   2.   Определите, какие тропы используют авторы в данных текстах для создания яркого художественного образа. Я свистну, и ко мне послушно, робко Вползёт окровавлённое злодейство, И руку будет мне лизать, и в очи Смотреть, в них знак моей читая воли.                                                    (А. Пушкин) Зелёная причёска, Девическая грудь, О тонкая берёзка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чём звенит песок? Иль хочешь в косы­ветви Ты лунный гребешок?                                       (С. Есенин) Я думал о нём (о старом деревенском саде) как о живом существе. Он был молчалив и терпеливо ждал того времени, когда я пойду поздним вечером к колодцу за водой для чайника. Может быть, ему было легче переносить эту бесконечную ночь, когда он слышал бренчанье ведра и шаги человека.                                                                                        (К. Паустовский) Клён ты мой опавший, Клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, Под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню Погулять ты вышел…                         (С. Есенин) Карточка  №4 1. Что такое градация? 2.  Определите, являются ли синонимами слова, составляющие в каждом тексте градацию. Сделайте вывод. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут. (А. Пушкин) Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.                                                          (С. Есенин) Два бешеных винта, два трепета земли. Два грозных грохота, две ярости, две бури. Сливая лопасти с блистанием лазури. Влекли меня вперёд. Гремели и влекли.                                                     (Н. Заболоцкий) На уроке ученики обмениваются карточками в парах и выполняют задания.  Проверку осуществляют составители карточек. Литература для учителя 1. Голуб И.Б. Источники выразительности художественной речи. //Русская речь, 1980,  № 2, С.54­59. 2. Горбушин О.Ю. О лингвистическом анализе стихотворного текста на уроке. // Русский  язык в школе, 1991, № 3, С. 3­7. 3. Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык поэзии XIX­XX вв. ­ М.: Наука, 1985. 4. Иванов В.В. и др. Ещё раз о традиционной поэтической символике // Русский язык в  школе, 1977, № 4,5. 5. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. 6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. ­ М.: Искусство, 1970. 7. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972. 8. Львова С.И. Уроки словесности. 5­9 кл. ­ М.: Дрофа, 2000. 414с. 9. Синельникова Л.Н. "С любимыми не расставайтесь!" Лингво­стилистический анализ  стихотворения // Русская речь, 1980, № 4, С. 21­25. 10. Григорьев В.П. Словарь языка русской советской поэзии. ­ М.: Наука, 1965. 11. Болотнова Н.С., Безменова Л.Р. и др. Основы текстоведения в школе: Книга для  учителя. Томск, 2000. 248 с. Литература для учащихся 1. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. –Л. Наука, 1979. 2. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1998. 3. Розенталь Д., Голуб И., Кохтев Н. Путешествие в страну слов. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. Учебное пособие. – М., Дрофа, 1995. 4. Солганик   Г.Я.   Стилистика   русского   языка.   Учебное   пособие   для общеобразовательных учебных заведений. 2 издание. – М., 1998. 5. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1978.

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Дивлюсь словесному цветенью..." (10 - 11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018