14.11.19г Русский язык 11 класс
Тема: Экология языка.
Цели:
1. обратить внимание учащихся на проблемы, связанные с языком на современном этапе;
2. показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека;
3. развить знания о языке, словарный запас учащихся;
4. содействовать воспитанию общей культуры.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Эпиграф. Вступительное слово учителя:
Обратимся к эпиграфу (на доске):
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы,
Пока ты слово не сказал!
(Саади, мыслитель и поэт ХIII века)
3. Актуализация знаний.
Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Мы сегодня продолжаем говорить о русском языке, размышляем о слове «экология» с философской точки зрения.
Вспомним, что экология (на доске) - это наука, которая изучает отношение растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде. Но ведь есть такие понятия, как экология природы, экология культуры, экология человеческой души.
Экология культуры.
Экология культуры включает в себя понятие культуры речи – владение совокупностью умений. Степень владения этими умениями позволяет оценивать культуру речи человека.
Существует 5 канонов – предписаний, говорящих о культуре речи, а значит, об экологии культуры. Это - инвЕнция, диспозИция, элокУция, мемОрна и Акция.
Инвенция - содержательная, мысленная основа речи.
Диспозиция - построение высказывания.
Элокуция (или орнамента) словесное выражение подготовленного содержания и его украшение, достижение совершенства и выразительности.
Meмoрнa - речевая память, умение сохранять в памяти
подготовленную речь, готовность памяти, ее скорость и точность.
Акция - исполнение, голос, т.е. владение произносительной стороной речи, умение держать речи, поза, мимика; в письменном варианте - орфография, расположение текста, каллиграфия.
Вместе они выдают экологию речи, экологию культуры.
4. Формирование нового знания.
Язык, которым мы пользуемся - продукт длительного исторического развития. Это собственность целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он должен храниться народом как драгоценное сокровище.
Столько выдающихся ученых, писателей, виднейших деятелей развивали наш язык, заботились о нем, защищали, создавали.
5. Беседа о тех, кто заботился о языке:
- М. В. Ломоносов. Разработал теорию о трех штилях, т.е. выделил высокий, средний и низкий штили, ограничил использование старославянских слов, создал научную и техническую терминологию, ввел такие слова, как возгорание, трясение, обстоятельство, воздушный насос и др. Ломоносов - создатель научного стиля.
- Н. М. Карамзин выступал против использования иностранных слов. Он с возмущением писал: «Без французского языка глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе? Наш язык и для разговоров, право, не хуже. Язык наш выразителен, живописен, но не хотим учиться». Карамзин считал, что русский язык нуждается в обработке, т.е. в освобождении от старославянских непонятных слов. он ввел слова: влюбленность, общественность, будущность, промышленность, человечность, общеполезный, усовершенствовать, достижимый. Ввел букву ё.
-А.С Грибоедов и И.А. Крылов показали неисчерпаемую возможность живой разговорной речи, доказали своими произведениями, что русский язык самобытен, оригинален, богат.
- А. С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка. Его творчество носило реформаторский характер.
Пушкин - национальный русский поэт. Н.В. Гоголь про него писал: «В нем как будто в лексиконе заключается все богатство, сила и четкость нашего языка».
Пушкин создал литературный язык, что является высшей формой общенародного языка. Отмечается нормативностью.
- Даль создал первый «Толковый словарь живого великорусского языка». В нем 200 тысяч слов (4 тома), собраны одним человеком!
Вывод: Да, ученые, писатели, виднейшие деятели совершенствовали русский язык, стабилизировали его в произведениях, гордились им, верили, что это богатейший язык.
6. Слово учителя: болезнь языка нами определена, причины болезни определены. А как проявляются симптомы болезни (вопрос на доске), какой язык мы имеем сегодня?
- Язык заполонили заимствования. Что только не придумают, чтобы выразиться позаграничнее!
Вывод: зато исчезают красивые звучные русские слова! В 1995 году А. Солженицын даже издал «Русский словарь языкового расширения». В нем он поместил 30 тысяч слов, по мнению автора, еще особых, полнокровных, которым грозит преждевременное отмирание. Это наши духовные потери.
Что еще засоряет наш язык? (жаргоны, вульгарные слова, арго, моложенный сленг).
Следующий вопрос: что же делать?(на доске)
Записываются предложения учащихся на доску:
- читать книги
- воспитывать достоинство
- научиться работать со справочным материалом
Экологический человек как бы уже живет в будущем, и, глядя из будущего, он утверждает себя в настоящем.
Итог урока. Рефлексия. Итак, посмотрите на наш эпиграф. О чем он говорит? Язык - это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное. Ни одна живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Беречь язык - беречь себя!
Домашнее задание. Объясните значение слов: акция, брокер, тендер, ипотека, бренд, пиар
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.