Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее
Оценка 4.7

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Оценка 4.7
Лекции
doc
русский язык
10 кл—11 кл
08.05.2018
Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее
В 11 классе при подготовке к ЕГЭ одной из самых сложных проблем при написании сочинения-рассуждения (задание 26) является нахождение проблемы текста, с которой будет связана вся последующая работа учащегося. Как известно, от правильности нахождения проблемы зависят целых 8 баллов, которых можно лишиться в случае ошибочного её определения. В связи с этим нам представляется важным создание данного Справочника, в котором собран большой теоретический и практический материал, касающийся работы над проблемой текста. Материал различный: определение проблемы, типы проблем, формулировка проблем. Представлены ошибки в связи с формулировкой проблем. Банк проблем представлен как отдельно взятыми произведениями («Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Капитанская дочка» Пушкин и др.), а так же и тематически подобранными произведениями. Представленные для работы тексты включают готовые проблемы, есть тексты с сочинениями (как образцы написания ), есть просто тексты по определению и нахождению проблем. Дифференциация заданий, связанных с проблемами текстов, представлена в оглавлении. Представлено большое количество текстов с проблемами искусства и его роли в жизни человека, с проблемой роли книги в жизни и другие. Справочник может быть полезен учащимся, учителям как начинающим, так и с опытом работы. Составитель сборника учитель русского языка и литературы Герасимова Галина Артемьевна, город Владивосток, 2018 год. В 11 классе при подготовке к ЕГЭ большое затруднение представляет нахождение проблемы в задании 25 ("Написание сочинения-рассуждения"). Именно от правильного определения проблемы, а их как правило бывает 2-3 основных (на экзамене!), зависит вся последующая работа над сочинением. Данная разработка представляет собой часть большого Справочника, составленного учителем на основе многих сайтов, взятых из Интернета. В ней даётся компактно материал, необходимый для работы учителя при подготовке к экзаменам, в частности, при работе именно над проблемой текста. В работе есть оглавление, которым также можно воспользоваться при работе. Представлен список проблем, с которыми может встретиться ученик при работе с текстами. Уделено место и неправильным формулировкам проблем. Данный материал можно использовать при подготовке к экзаменам, начиная с 9 класса.Файл представляет собой материал для подготовки к экзаменам по русскому языку
Работа над проблемой текста в 11 классе.doc
Содержание № п/п Название  1 2 3 Что такое проблема текста Как найти проблемы текста Проблемы в художественных текстах  Страница 2 2 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Проблемы в публицистических текстах  Что делать, если найдено несколько проблем?  Алгоритм выявления проблемы в тексте Способ формулировки проблемы в тексте Комментарий Авторская позиция Ешё клише   Своя позиция и аргументы Заключение Ошибки в формулировке проблемы Список проблем Какими бывают проблемы? Как определить главную проблему текста? Формулировка конкретных проблем текста 3 3 3 4 4 5 6 7 9 11 11 12 12 II 1.         Тексты для работы , в которых определены проблемы и позиция 1 2 3 4 5 6 7 Текст №1..Вересаев.     У бабушки доброта была… Текст№ 2.Худяков.   Не знаю, кто из великих сказал      … Текст №3. Мизеров .     Чаще всего человек ищет свою мечту… Текст №4    . Савинов.        В детстве я зачитывался книжками… Текст №5. Солорухин. (1)Сушествует точное человеческое  наблюдение… Текст №6. Екимов.   Рано утром впотьмах поднимался      … Текст №7. Солоухин.     Владимир Солоухин в одном из  13 15 16 17 18 19 20 стихотворений    … Текст №8. Лаптев.    быть хороший врач    Когда размышляют о том, каким должен   … Текст №9.Кузнецов.    слышать    …  Есть животные, которые не могут  Текст №10.   Маслов.   Нынешние подростки, рождённые      … Текст №11. Бондарев.   танцплощадке    …   Я видел это на пригородной  Текст №12. Песков.     Кустарник и мелколесье… Текст №13. Лаптев.   Текст №14. Лидин.      В одной из недавних телепередач    3  а несколько дней до войны  …    … III.  Проблемы в классических произведениях Литературные аргументы по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и  прекрасном»          А.С.Пушкин роман в стихах                                          «Евгений Онегин»  Прочие произведения Аргументы по поэзии 21 23 24 25 26 26 28 29 37 39 42 47 52 71 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 IV.Тексты для работы (без проблем и позиции). Тексты, связанные с искусством, книгой 1 2 3 Астафьев.  «Я первый раз услышал музыку – скрипку» Е. Носов. Шопен. Соната №3 Ивеншев. Музыка существует всюду 84 85 86 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Сухомлинский. Музыка открывает глаза Цветаева. Я очень люблю искусство Тишков. О художнике­любителе Керсновской Солоухин. О красоте и красивости Ломбина. Маша играет на скрипке Аксёнова. Как отличить настоящее искусство Бражин о влиянии музыки Гонцов. О влиянии «звёзд» на подростков Поляков. Роль Пушкина в сохранении культуры Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством,  литературой… Мозговой о влиянии музыки и литературы на подростков Рогов. Роль ТВ в оскудении нации Искандер. Вдохновение писателя идёт от жизни Коренева. О Марии Цветаевой Пришвин. О роли родного языка V. Тексты с образцами сочинений (2016 год) Пьецух.  Почему люди читают Тендряков. Проблема отцов и детей А.Грин. Роль любви в жизни человека Пришвин. О роли любви в жизни человека Солоухин. Проблема истинного искусства Солоухин. Отношение человека к природе Сухомлинский. В чём истинная красота человека Ефремов. Как образование влияет на личность Алексеевич. Проблема милосердия Визбор. Роль песни в жизни человека Екимов. Проблема милосердия Носов. Вот пишут малая родина 13.  Д.К. Орлов. Толстой вошёл… (по очерку"Инкогнито из книжного развала") (о роли  86 87 88 89 90 91 92 93 93 95 95 96 97 98 99 101 103 105 107 109 111 113 115 118 119 121 123 125 классической литературы) Соболев. Для чего люди читают 14 VI.Проблемы и аргументы на ЕГЭ (на материале литературы 20 века) (2017 г.) 127   1 2 3 4 5 6 7 8 9  Проблема взаимопонимания. Проблема свободы личности в тоталитарном государстве. Проблема тщеславия (или эгоизма). Проблема ответственности людей друг перед другом. Проблема роли детских воспоминаний. Проблема отсутствия доброты (проблема взаимоотношений  среди подростков).  Проблема социального неравенства. Проблема взросления. Проблема подвига в мирной жизни. 10 Проблема влияния войны на судьбу человека. 129 129 130 130 130 131 131 131 131 131 VII       Примеры произведений, опираясь на которые можно раскрыть проблему чтения и его роли в жизни человека:          132 VIII.   Пошаговая работа по написанию сочинения Источники, откуда взяты материалы 132 137 Аннотация к  «Справочнику по подготовке к ЕГЭ (работа над проблемой текста) .Большой теоретический и практический материал. В 11 классе при подготовке к ЕГЭ одной из самых сложных проблем при  написании сочинения­рассуждения (задание 26) является нахождение проблемы  текста,  с которой будет связана вся последующая работа учащегося.  Как  известно, от правильности нахождения проблемы  зависят целых 8 баллов,  которых можно лишиться в случае ошибочного её определения. В связи с этим нам представляется важным создание  данного Справочника, в  котором собран большой теоретический  и практический материал, касающийся  работы над проблемой текста. Материал различный: определение проблемы,  типы проблем, формулировка  проблем. Представлены ошибки в  связи с формулировкой проблем.    Банк проблем представлен как отдельно   взятыми произведениями («Война и  мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Капитанская дочка» Пушкин и др.), а   так  же и тематически подобранными произведениями. Представленные для работы тексты включают  готовые проблемы, есть тексты с   сочинениями (как образцы написания ), есть просто тексты по определению и  нахождению проблем. Дифференциация заданий, связанных с проблемами  текстов, представлена в оглавлении.    Представлено большое количество текстов с проблемами искусства и его роли в жизни человека,  с проблемой роли книги в жизни и другие.   Справочник может быть полезен учащимся, учителям как  начинающим, так и с  опытом работы.  Составитель сборника учитель русского языка и литературы Герасимова Галина  Артемьевна, город Владивосток, 2018 год. I 1.Что такое проблема текста Формулировка проблемы  В последнем задании ЕГЭ по русскому языку от ученика требуется прочесть текст и отыскать  имеющуюся проблему. Таковых в задании имеется три, иногда более. Проблемы с их  определением возникают нечасто. Однако следует детально рассмотреть данный процесс,  поскольку важно не просто найти какую­то проблему и написать по ней сочинение, но и  правильно ее аргументировать, опираясь на читательский и жизненный опыт. Также не стоит  забывать, что проблему необходимо определить верно, иначе даже самое лучшее сочинение не  будет засчитано. ­ Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/343437/kak­sformulirovat­ problemu­teksta Как было сказано ранее, для начала следует разобраться со смыслом текста. После его  осознания можно приступить к формулировке проблемы. В любом сочинении для правильного  выражения проблемы требуется обобщить суть текста. К примеру, если в нем говорится об  истреблении определенного вида животного или растения человеком, то основная проблема  будет заключаться в неразумном вмешательстве человека в мир природы. Это не будет прямо  записано в художественном тексте, однако прочитать эту мысль можно "между строк". ­  Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/343437/kak­sformulirovat­problemu­teksta 2.Как найти проблемы текста  ЕГЭ по русскому языку и трудности его сдачи известны всем. В экзамене самым важным и  максимально оцениваемым является последнее задание с написанием сочинения. Максимальные баллы за его выполнение составляют 24, или более 40, если переводить в итоговые значения.  Однако выполнить его на максимум удается не всем. Трудности могут возникнуть с  орфографией, пунктуацией, тавтологией и многими другими деталями, за которые могут снять  баллы. ­ Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/343437/kak­sformulirovat­problemu­teksta Однако задание не будет оценено вовсе, если ученик не найдет проблему или укажет её  неверно. Чтобы с этим не возникло проблем, в первую очередь следует понять смысл текста.  Учитывая, что он достаточно объемный, проблемы равномерно распределены по всем его  частям. Однако легче всего выделить основную, прослеживающуюся от начала и до конца.  Понять, что это за проблема, весьма просто, поскольку она заложена в смысле текста. При этом отдельные его части могут содержать намеки на другие проблемы, близкие к основной. ­ Все используемые в подобных заданиях художественные тексты зачастую содержат частные  случае или ситуации, из которых затем делается общий вывод смысла. Полученное в итоге  сочинение также должно соответствовать заданному объему, минимум в 150 слов.  Желательным количеством является двести и более слов. Однако не следует слишком  усердствовать и расписывать текст на десять листов, ведь будет учтено только два аргумента и  пара примеров. Излишнее цитирование также нежелательно.  3.Проблемы в художественных текстах  Этот вид примеров оказывается наиболее сложным для работы, поскольку требуется анализ  описываемого действия, героев, их характеров и прочего. Именно с этим у многих и возникают  основные трудности. Чтобы разобраться с ними и облегчить процесс анализа, поделите текст на три части. Это деление будет условным. В первой части, которая может состоять из вступления и завязки сюжета, можно отыскать основную проблему текста. Если она не прослеживается  столь явно, то следует перейти ко второй части с основным сюжетом. В ней также можно  отыскать намеки на общую проблему. Однако там будет еще одна тема для сочинения. И затем  можно перейти к анализу третей и последней части. Нередко с ней может возникать путаница,  поскольку мысли, высказываемые в финале, могут натолкнуть на размышления о сторонней  проблеме. ­ Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/343437/kak­sformulirovat­problemu­ teksta 4.Проблемы в публицистических текстах  Этот вариант задания не часто встречается. Однако работать с ним легко, поскольку проблема  может быть выражена в одном из предложений, и её не потребуется формулировать  самостоятельно. Ученику будет достаточно выписать его, а после работать с полученными  данными. Что будет, если неправильно выразить проблему текста? В таком случае сочинение  будет просто не засчитано, даже если по всем другим пунктам оценивания будут набраны все  баллы. Эта ситуация наиболее неприятна для ученика, поскольку даже идеально написанное  сочинение не получит оценки. ­ Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/343437/kak­ sformulirovat­problemu­teksta Постараться избежать этой ситуации можно, стараясь искать тему не в отдельных  предложениях (как упоминалось ранее, так как заключительная часть может легко натолкнуть  на ошибочные выводы), а в целом. Так, зачатки основной темы легко прослеживаются в начале,  середине и конце текста. 5. Что делать, если найдено несколько проблем?  Этот вариант наилучший, поскольку ученик имеет возможность выбрать, о чем писать. В  первую очередь следует определиться, какая тема является основной. После нужно  разобраться с тем, какую из них будет легче всего аргументировать. На основе этих двух  деталей можно определиться с идеей и написать с ее помощью хорошее сочинение.  .Как писать сочинение  Несмотря на то что подобное задание подразумевает выражение своих мыслей, без шаблонов  не обойтись. Начиная с девятого класса, в котором также требуется написание сочинения,  ученик заучивает определенный шаблон, по которому ведется все дальнейшее написание  любого сочинения. Преимуществом этого является отсутствие необходимости в придумывании  вступления, завершения и прочих мелких деталей. Они повторяются из раза в раз. Ученику  остается только вставлять названия произведений и имена авторов, используемых в конкретном случае. ­ Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/343437/kak­sformulirovat­problemu­ teksta 6.Алгоритм выявления проблемы в тексте  Проанализируйте  поступки, речь героев  Определите, какие качества проявляются в этих поступках                        Какие абстрактные существительные называют эти качества(долг, честь, эгоизм  Сформулируйте проблему, используя ключевые слова  Выявите основную мысль текста  Запишите ее в виде законченного предложения  Определите, на какой вопрос отвечает это предложение  Запишите этот вопрос, который и является проблемой       7.  Способ формулировки проблемы в тексте Сформулировать своими словами:            ­  А)проблема+существительное в Р.п            ­  Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и              детей           ­   Б) с помощью вопросительных предложений              Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая               привлекла     внимание автора .    Процитировать             «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»­ таким вопросом начинает свой текст             Д.Лихачев. Указать номер предложения в тексте         Проблему лучше формулировать в виде проблемного вопроса.             Помните: у автора нет проблем; следует говорить о проблеме, над которой размышляет  автор текста. КЛИШЕ: Автор размышляет над проблемой (чего? Р.П.) гуманизма (затрагивает, касается, рассматривает...) Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой  сложной проблеме посвящает свой текст … (назвать автора). Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную  проблему поднимает автор текста. ИЛИ: Автор поднимает актуальную проблему … . Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … . Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует умы … . Автор текста, известный писатель и публицист (указать автора) затрагивает важную проблему  … . Проблема, поднимаемая (указать автора), – это … . Проблема … привлекает внимание многих исследователей. Задумался о ней и (указать автора). Волнующая всех проблема … поднимается известным писателем (указать автора). Обращение к тексту (указать автора) заставило меня задуматься о проблеме … , которую и рассматривает автор. Что есть … ? В чём … ? Эту важную для каждого проблему поднимает (указать автора). 13.Ошибки в формулировании проблемы Автор текста размышляет над проблемой о  национальных конфликтах Автор текста размышляет над проблемой  национальных конфликтах Кому выгодно разжигание национальных  розней? Над этой проблемой рассуждает  Ю.Лотман Кому выгодно разжигание национальной  розни? Над этой проблемой рассуждает  Ю.Лотман. В тексте поднимается проблема национализма народов В тексте поднимается проблема  межнациональной вражды Ю.Лотман ставит читателю проблему  национальных конфликтов Ю.Лотман предлагает читателю задуматься  над проблемой межнациональных конфликтов Автор текста предлагает задуматься над  следующей проблемой: можно ли избежать  расовой дискриминации Автор текста предлагает задуматься над  следующей проблемой: можно ли избежать  межнациональных конфликтов 14.Список проблем  Бережное отношение, любовь к природе  Бессердечие, душевная черствость  Влияние денег на человека  Влияние искусства на жизнь человека Злоупотребление властью  Внутренняя красота человека Героизм, самопожертвование   Дружба, вражда   Истинная любовь  Красота и богатство природы  Красота и богатство русского языка  Милосердие, сострадание  Нравственный выбор  Одиночество  Отношения родителей (отцов) и детей  Патриотизм, любовь к Родине  Предательство  Преемственность поколений     Честь и бесчестие  Чинопочитание Роль детства в жизни человека Роль книг в жизни человека Роль семьи и матери в воспитании человека 15.Какими бывают проблемы? 1.Нравственные проблемы  2.Социальные проблемы  3.Философские проблемы  4.Эстетические проблемы  5.Политические проблемы  6.Экологические проблемы  16.Как определить главную проблему текста? 1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы.  2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.  3. Выберите главную из них.  4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых заключена главная мысль.  5. Ответ на вопрос и определяет проблему текста. 17.Формулировка конкретных проблем текста  1. Проблема роли книги в жизни человека  2. Проблема роли книги в формировании личности  3. Проблема роли чтения в жизни человека  4. Проблема культуры речи в жизни человека  5. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального развития  6. Проблема развития русского языка  7. Проблема сохранения русского языка  8. Проблема образования в наши дни 9. Проблема милосердия и сострадания в нашей жизни 10. Проблема сохранения души  11. Проблема чёрствости и жестокосердия  12. Проблема роли любви в жизни человека  13. Проблема роли дружбы в нашей жизни  14. Проблема роли чести в жизни человека  15. Проблема роли совести в жизни человека  16. Проблема роли патриотизма в человеческой жизни  17. Проблема одиночества в жизни человека 1 8. Проблема нравственного выбора человека  19. Проблема взаимоотношения поколений  20. Проблема взаимоотношений между членами семьи  21. Проблема нравственного значения памяти в жизни людей  22. Проблема человеческого равнодушия  23. Проблема правильного выбора жизненной цели  24. Проблема роли интернета в жизни человека  25. Проблема роли великодушия в нашей жизни  26. Проблема смысла жизни человека  27. Проблема отношения к пожилым родителям.  28. Проблема роли внешней и внутренней красоты в нашей жизни  29. Проблема сохранения памятников  30. Проблема роли детских воспоминаний в жизни взрослых людей  31. Проблемы переходного возраста  32. Проблема роли влияния родителей на формирование личности ребёнка.  33. Проблема роли природы в жизни людей  34. Проблема исторической памяти  35. Проблема роли денег в жизни людей  36. Проблема межнациональных конфликтов.  37. Проблема роли искусства в жизни человека.  38. Проблема роли музыки в человеческой жизни  39. Проблемам отношения к войне  40. Проблема отношения к животным  41. Роль проблемы бескорыстия и благородства человека  42. Проблема роли таланта и гениальности в жизни человека  43. Проблема роли свободы в жизни человека  44. Проблема значимости труда в жизни человека  45. Проблема роли массовой культуры в жизни людей  46. Проблема нравственных уроков войны  47. Проблема равнодушного и жестокого отношения к природе  48. Проблема самореализации человека в жизни  49. Проблема толерантности и её роль в отношениях между людьми  50. Проблема социального неравенства .

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее

Теория. Работа над проблемой текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 класее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018