Программа элективного курса «Грамотная, логичная и образная речь»
Оценка 4.9

Программа элективного курса «Грамотная, логичная и образная речь»

Оценка 4.9
Образовательные программы +2
doc
русский язык
10 кл—11 кл
11.11.2018
Программа  элективного  курса  «Грамотная, логичная и образная речь»
Программа разработана для обучающихся 11 класса. Цель - подготовка у успешной сдаче ЕГЭ. Рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Состоит из двух разделов: "Разноаспектный анализ текста" и "Сочинение-рассуждение". Задания программы представляют собой повышенный уровень сложности. Особенность документа - научность, системность, доступность.Файл - текстовый документ.
Моя программа электива Грамотная, логичная, образная речь.doc
Отдел образования администрации  Подгоренского муниципального района Воронежской области  муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сергеевская средняя общеобразовательная школа       Программа  элективного  курса «Грамотная, логичная и образная речь»                                                                                                                             Учитель русского языка                                                                                        и литературы                                                                                         Дуплякина Л.А.                                                                                        Адрес школы: 396571,                                                                                                           Воронежская область,                                                                                                           Подгоренский район,                                                                                        с. Сергеевка,                                                                                         ул.Есенина, 34                                                                                        Год издания:  2018                                                                                        Возраст: 11 класс Пояснительная записка. Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, базируется на  программно­методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и  анализе результатов ЕГЭ предыдущих лет. Главные принципы, на которых строится курс,­  научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно  овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями.  Актуальность курса  заключается в углублении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.  По завершению курса предполагается успешное выполнение выпускниками заданий ЕГЭ по русскому языку. Программа элективного   курса рассчитана на 34 часа и состоит из 2­х разделов: «Разноаспектный анализ текста», «Сочинение – рассуждение». В   разделе   «Разноаспектный   анализ   текста»   рассматривается   последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи,   способах   и   средствах   связи   в   тексте.   Этот   раздел   носит   комплексный   характер, поэтому учащиеся будут вырабатывать навыки анализа стилевых особенностей текста и содержащихся в нем изобразительно­выразительных средств. В разделе «Сочинение – рассуждение» предусматривается конструирование текста­ рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создания своего высказывания, уточняющего тему и основную мысль, выстраивания композиции, отбора языковых средств, объяснения их роли в тексте, выбора стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. Цель: систематизированная подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Задачи:   1. Повторение, изучение и обобщение знаний учащихся по следующим разделам школьной  программы: «Синтаксис», «Пунктуация», «Культура речи. Языковые нормы».  2. Закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа  изучаемых языковых явлений и нормативным использованием языковых единиц в речи; 3. Выработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий по включенным  основным разделам русского языка в соответствии с форматом ЕГЭ.                                        4. Совершенствование умения передавать в письменной форме свое понимание  поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений. Технология организации учебного процесса  Реализация   данной   программы   предусматривает   использование   личностно­ ориентированного обучения, строящегося на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков: ­ уроки­лекции; ­ уроки применения знаний на практике; ­ уроки­тренинги; ­ уроки комплексного применения знаний. Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными  организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются: ­ работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе); ­ самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств     языка и объяснение их роли); ­ работа в группах; ­ индивидуальная работа. Организация   урока   предусматривает   создание   благоприятных   эмоционально­ деловых   отношений,   организацию   самостоятельной   познавательной   деятельности учащихся. Набор   заданий   для   работы   помещён   в   тренировочных   тестах   и   индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ. Содержание программы РАЗДЕЛ I Разноаспектный анализ текста. (18 часов) Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов) Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы  связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические  средства организации текста. Стили речи. Типы речи. Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов) Изобразительно­выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительно­выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. Анализ  лексики:  многозначные  слова,  переносное значение  слова,  синонимы,  антонимы, лексика   ограниченного   употребления,   Контекстные   синонимы. Контекстные антонимы. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись. Лексические   средства   выразительности   –   поэтические   тропы:   метафора,   синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы. Стилистические   фигуры   речи:   градация,   антитеза,   оксюморон,   лексический   повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.   фразеологизмы. РАЗДЕЛ II Сочинение­рассуждение на основе текста. (16 часов) Тема 1. Анализ текста. (4 часа) Содержание исходного текста. Тексты научно­популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции  научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе. Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов) Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения­рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные сочинения.  Практические работы:  1) написание сочинений­рассуждений; 2) редактирование.  Основные термины и понятия  эпитет,   метафора,   сравнение, Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Изобразительно­выразительные   средства   языка: аллегория. Лексические   средства   выразительности   речи:  антонимы,   контекстные   антонимы, гипербола,   индивидуально­авторские   неологизмы,   синонимы,   контекстные   синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение,  оценочная  лексика,  перифраза, пословицы  и поговорки,  фразеологизмы, цитаты, эпитет. Синтаксические   изобразительно­выразительные   средства:  авторская   пунктуация, анафора,   антитеза,   риторические   фигуры,   градация,   инверсия,   композиционный   стык, многосоюзие,   парцелляция,   повтор,   присоединительные   конструкции,   синтаксический параллелизм, эпифора. Количество часов – 34 часа (1 час в неделю).    В результате изучения данного курса  учащиеся должны приобрести следующие умения:  1. Умение связно, последовательно излагать собственные мысли. 2. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. 3. Умение создавать цельный, композиционно стройный текст с правильным абзацным членением. 4. Умение редактировать созданный текст, проводить проверку. 5. Умение   распознавать   разнообразные   грамматические   конструкции   и   лексическое богатство языка. Календарно­тематическое планирование № п/п Тема Вид урока Количест во часов  Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (8 часов)  1 2 3 4 Текст. Тема и основная мысль текста Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте Выделение микротем в тексте Лексические средства организации текста 5 Морфологические средства организации текста 6 7 Синтаксические средства организации текста Стили речи Лекция Лекция Практическая  работа Лекция Лекция Лекция Тренировочный 1 1 1 1 1 1 1 8 Типы речи Тренировочный  Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов) 9  10 Изобразительно­выразительные средства языка,  оформляющие описание и рассуждение Лекция Анализ изобразительно­выразительных средств,  оформляющих описание и рассуждение  Практикум 11 Многозначные слова. Переносное значение слова.  Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм Практикум 12 Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы.  Контекстные антонимы 13 Фонетические средства выразительности:  аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс.  Звукопись Практикум Практикум 14­ 15 16­ 17 Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза.  Художественный символ, паронимы Практикум Стилистические фигуры: градация, антитеза,  оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора,  параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические  фигуры, синтаксические конструкции Практикум  Тема 3. Анализ текста. (3 часа) 18 19 Содержание исходного текста Тексты функционального стиля. Анализ композиции  текстов научного, публицистического, разговорного  стилей 20 Рецензия. Эссе Лекция Практикум Практикум  Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов) 21 Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому  Лекция языку. Критерии проверки и оценки заданий с  развернутым ответом. 22 Этапы выполнения задания с развернутым ответом. 23 Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических  текстах. Лекция Лекция 24 Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Лекция, практикум 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 Языковой анализ текста как способ определения  авторской позиции. Роль вступления и заключения в сочинении­ рассуждении. Вступление к сочинению. Смысловые и  грамматические связи предложений. Вступление к сочинению. Разные способы  построения вступления к сочинению. 29 Основная часть сочинения. Определение  собственного мнения по проблеме, аргументация  своей позиции. Лекция Лекция Практикум Лекция, практикум Практикум 30 Основная часть сочинения. Определение  Практикум собственного мнения по проблеме, аргументация  своей позиции. Заключительная часть сочинения. Цель и форма  заключения. Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность изложения. Тренировочные сочинения. 31 32 33­ 34 Практикум Практикум Урок комплексного применения знаний 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Литература: 1) Александров В.Н. ЕГЭ. Русский язык: справ. материалы, контрольно ­ тренировочные  упражнения, создание текста. 2)Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10­11 классов общеобразовательных учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9­е изд. М.,2004. 3) Диск «ЕГЭ. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ». 4) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык. Единый государственный  экзамен: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО «ТИД «Русское  слово – РС», 2009 г. 5)Учебно­тренировочные и контрольно­измерительные материалы к ЕГЭ.  6)Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. –     41 –е изд. М.; Просвещение, 1990­224 с. Интернет­ресурсы Материалы сайтов:  .  edu   ://   www   .  ege  1. http   .  ru 2. http   ://   rustest  .  ru   3. wwwfipi.ru 4. http   ://   www   .  prosa    .  ru 5. http://www.pritchi.nm.ru Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку учителя: _____________________ № п/п Дата Причина изменения Суть изменения  Корректирующие изменения действия

Программа элективного курса «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа  элективного  курса  «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа элективного курса «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа  элективного  курса  «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа элективного курса «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа  элективного  курса  «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа элективного курса «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа  элективного  курса  «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа элективного курса «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа  элективного  курса  «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа элективного курса «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа  элективного  курса  «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа элективного курса «Грамотная, логичная и образная речь»

Программа  элективного  курса  «Грамотная, логичная и образная речь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018