Разработка родительского собрания на тему"Нравственные основы семейной жизни"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 10.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: 1. Познакомить родителей с факторами, ведущими к семейным конфликтам. 2. Рассказать о причинах семейного неблагополучия, кризисных периодах брака. (Развод как социально – психологический феномен. Семья как источник психических травм). 3. Знакомить родителей с ответами детей о причинах конфликтов в семье. 4. Учить правильно себя вести во время конфликта с ребенком. Ход родительского собрания: I. Введение в тему. Уважаемые родители! Я рада видеть Вас, в классе, на родительском собрании. Сегодня на нашем совете мы вместе обсудим некоторые вопросы, связанные с семьёй, найдем сообща на них правильные ответы. Прежде чем начать разговор, предлагаю провести практическую работу. II. Практическая работа. Учитель: У вас на столах лежат листки бумаги. Возьмите их в руки, закройте глаза и выполняйте, то, что я вам буду говорить. Задания: 1. Сложите лист пополам. 2. Сложенный лист еще раз пополам. 3. Оторвите верхний правый угол 4. Оторвите нижний правый угол. 5. Откройте глаза. Посмотрите на то, что у вас получилось. Все «бумажные творения» не похожи, хотя, вы все выполняли одинаковые задания. Вывод: бумажные узоры отличаются друг от друга, так и мы с вами не похожи друг на друга. У нас разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет – наши дети. Дети тоже не похожи друг на друга.. Беседа по теме. Мнения родителей.. Учитель: - Как вы думаете, что такое семейный конфликт? (Ответы родителей). Учитель: В психологии под конфликтом понимается обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конфликты бывают открытые или скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т. д. Скрытые же конфликты не имеют яркого внешнего проявления, это внутреннее недовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем открытых. Особенности конфликтов в семье выражаются в том, что психическое состояние супругов может перейти в стрессовое, искажающее психику человека; обостряются отрицательные переживания в духовном мире человека, может наступить состояние опустошённости, при котором всё кажется безразличным. Конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Учитель: Следующий вопрос: Что может послужить причиной конфликта? (Ответы родителей). Учитель: Причин семейных конфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь; нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью; пьянство одного из супругов; супружеская неверность; грубость, неуважительное отношение друг к другу; нежелание мужа помогать жене в домашних делах; бытовая неустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот; различия в духовных интересах и потребностях и т. п. В наши дни ученые считают, что молодым супругам не стоит заводить детей раньше, чем через 1-2 года после свадьбы. Первые годы брака – самые сложные, это годы «притирки», адаптации друг к другу. В исследовании молодых семей только 57 % мужчин и 60 % жен согласились с утверждением: «Я почти всегда считаюсь с мнением супруга». Только половина жен и 76 % мужей согласились с утверждением: «Я стараюсь спокойно разговаривать с супругом, даже если он не прав».
Иконка файла материала сам раб №3 Циванюк Н.М..docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  образования Московской области  «Академия социального управления» (ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ») Самостоятельная работа №3    разработка родительского собрания на тему:  «Нравственные основы семейной жизни»   Выполнила слушатель курсов  «Содержание и методика преподавания модуля «Основы православной культуры» в курсе ОРКСЭ» Циванюк Нелли Михайловна Образовательная организация  МБОУ СОШ №27 Научный руководитель: кандидат культурологии,  доцент Кутикова Н.А. Москва2016 г Цели и задачи: 1.   Познакомить   родителей   с   факторами,   ведущими   к   семейным конфликтам. 2.   Рассказать   о   причинах   семейного   неблагополучия,   кризисных периодах брака. (Развод как социально – психологический феномен. Семья как источник психических травм).  3.  Знакомить   родителей   с  ответами   детей   о   причинах   конфликтов   в семье. 4. Учить правильно себя вести во время конфликта с ребенком. Ход родительского собрания: I. Введение в тему. Уважаемые родители! Я рада видеть Вас, в классе, на родительском собрании. Сегодня на нашем совете мы вместе обсудим некоторые вопросы, связанные с семьёй, найдем сообща на них правильные ответы. Прежде чем начать разговор, предлагаю провести практическую работу. II. Практическая работа. Учитель: У вас на столах лежат листки бумаги. Возьмите их в руки, закройте глаза и выполняйте, то, что я вам буду говорить. Задания: 1.    Сложите лист пополам. 2.    Сложенный лист еще раз пополам. 3.    Оторвите верхний правый угол 4.    Оторвите нижний правый угол. 5.    Откройте глаза.Посмотрите на то, что у вас получилось. Все «бумажные творения» не похожи, хотя, вы все выполняли одинаковые задания. Вывод: бумажные узоры отличаются друг от друга, так и мы с вами не похожи друг на друга. У нас разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет – наши дети. Дети тоже не похожи друг на друга. III. Информационный блок. 1. Постановка проблемы и определение темы собрания. Учитель. Давайте посмотрим на наших детей на экране. Просмотр   слайдов   на   основе   фотографий,   сделанных   на   уроках   и переменах в школе. (Идет просмотр слайдов. Звучит музыка Э. Хиля «Наши дети») Учитель: Вы увидели детей на уроках, в различных мероприятиях: на праздниках, во время соревнований, на прогулке.  Увидели то, как они общаются друг с другом, педагогами школы. Замечательно, правда? Однако, иногда в общении возникают проблемы, конфликты. Они могут возникнуть   между   детьми,   между   педагогами   и   детьми,   мы   их   стараемся решить   мирным   путем.  Наверное,  у   вас   в  семьях   происходит   тоже   самое. Сегодня   мы   попробуем   вместе   найти   причины   семейных   конфликтов   и способы ухода от них, с тем, чтобы, в первую очередь, от этого не страдали дети. Итак,   тема   нашего   разговора  «Конфликты   в   семье.   Семейное неблагополучие и его причины». 2. Беседа по теме. Мнения родителей.. Учитель:­ Как вы думаете, что такое семейный конфликт? (Ответы родителей). Учитель: В   психологии   под   конфликтом   понимается   обоюдное   отрицательное психическое   состояние   двух   или   более   людей,   характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов,   интересов   или   потребностей.   Конфликты   бывают   открытые   или скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т. д.   Скрытые   же   конфликты   не   имеют   яркого   внешнего   проявления,   это внутреннее недовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем открытых. Особенности конфликтов в семье выражаются в том, что   психическое   состояние   супругов   может   перейти   в   стрессовое, искажающее психику человека; обостряются отрицательные переживания в духовном мире человека, может наступить состояние опустошённости, при котором всё кажется безразличным. Конфликт вызывается какой­то сложной для супругов проблемой. Учитель: Следующий вопрос:  Что может послужить причиной конфликта? (Ответы родителей). Учитель: Причин   семейных   конфликтов   очень   много:   разные   взгляды   на семейную   жизнь;   нереализованные   ожидания   и   неудовлетворенные потребности,   связанные   с   семейной   жизнью;   пьянство   одного   из   супругов; супружеская неверность; грубость, неуважительное отношение друг к другу; нежелание мужа помогать жене в домашних делах; бытовая неустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот; различия в духовных интересах и потребностях и т. п.В наши дни ученые считают, что молодым супругам не стоит заводить детей раньше, чем через 1­2 года после свадьбы. Первые годы брака – самые сложные,   это   годы   «притирки»,   адаптации   друг   к   другу.   В   исследовании молодых семей только 57 % мужчин и 60 % жен согласились с утверждением: «Я почти всегда считаюсь с мнением супруга». Только половина жен и 76 % мужей согласились с утверждением: «Я стараюсь спокойно разговаривать с супругом, даже если он не прав». Кочетов   Александр   Ильич,   доктор   педагогических   наук,   профессор, например, называет семь основных причин семейных конфликтов: 1. нарушение   этики   супружеских   отношений   (измена, ревность); 2. 3. биологическая несовместимость; неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми – родственниками, знакомыми, сослуживцами и т. д.; 4. 5. 6. несовместимость интересов и потребностей; различие педагогических позиций по отношению к ребенку; наличие   личностных   недостатков   или   отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов; 7. отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.  Всё это ведёт к приходу семьи к неблагополучному положению.       Итак, подведём итог о причинах семейного неблагополучия: 1. Кризисные явления в социально­экономической сфере. 2.   Причины   биологического   характера,   обусловленные   генетической, психической   или   физической   патологией   и   психологического   характера, связанные с внутрисемейными отношениями.  На современную семью действует ряд факторов, которые во многом способствуют   ослаблению   межличностных   отношений,   возникновению размолвок   и   конфликтов   между   супругами,   снижают   воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют весь семейный уклад жизни.Дестабилизирующее влияние на современную семью оказывают:    Миграция населения. Урбанизация. Нравственно­психологическая   неподготовленность вступающих в брак.     Недостаточная обоснованность этого решения. Социальная незрелость. Малая ответственность за семью и детей. Экономическая   и   психологическая   самостоятельности женщин. 3. О разводе. Семейные   конфликты   являются   одной   из   самых   распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80­85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15­20 % возникают ссоры по различным причинам. Учитель: А   вот,   что   сказали   дети,   отвечая   на   вопросы   анонимной   анкеты. Причинами некомфортного их состояния в семье они назвали: Невнимание   родителей,   отсутствие   уважения   к   мнению   ребёнка, авторитарность в отношении к нему, даже унижение, частые ссоры в семье между   взрослыми,   сравнение   со   старшими   или   младшими   братьями   и сестрами;   алкоголизм   одного   из   родителей;   несправедливость   и невыполненные обещания; развод. Особое внимание хочу уделить трагическому следствию конфликтов и семейного неблагополучия – разводу. Развод ­ это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для всех  членов семьи, а особенно   для   ребёнка.     бесследно.   Понять   состояние   малыша   в   данной ситуации попытался поэт  Эдуард Асадов,  который описывает его в своём стихотворении «Разрыв». Битвы словесной стихла гроза.Полные гнева, супруг и супруга Молча стояли друг против друга, Сузив от ненависти глаза. Все корабли за собою сожгли, Вспомнили все, что было плохого. Каждый поступок и каждое слово ­ Все, не щадя, на свет извлекли. Годы их дружбы, сердец их биенье ­ Все перечеркнуто без сожаленья. Часто на свете так получается: В ссоре хорошее забывается. Тихо. Обоим уже не до споров. Каждый умолк, губу закусив. Нынче не просто домашняя ссора, Нынче конец отношений. Разрыв. Все, что решить надлежало,­ решили. Все, что раздела ждало,­ разделили. Только в одном не смогли согласиться, Это одно не могло разделиться. Там, за стеною, в ребячьем углу Сын их трудился, сопя, на полу. Кубик на кубик. Готово! Конец! Пестрый, как сказка, вырос дворец. ­ Милый! ­ подавленными голосами Молвили оба. ­ Мы вот что хотим...­ Сын повернулся к папе и маме И улыбнулся приветливо им. ­ Мы расстаемся... совсем... окончательно...Так нужно, так лучше... И надо решить, Ты не пугайся. Слушай внимательно: С мамой иль с папой будешь ты жить? Смотрит мальчишка на них встревоженно. Оба взволнованны... Шутят иль нет? Палец в рот положил настороженно. ­ И с мамой, и с папой,­ сказал он в ответ. ­ Нет, ты не понял! ­ И сложный вопрос Каждый ему втолковать спешит. Но сын уже морщит облупленный нос И подозрительно губы кривит... Упрямо сердце мальчишечье билось, Взрослых не в силах понять до конца. Не выбирало и не делилось, Никак не делилось на мать и отца! Мальчишка! Как ни внушали ему, Он мокрые щеки лишь тер кулаками, Понять не умея никак: почему Так лучше ему, папе и маме? В любви излишен, друзья, совет. Трудно в чужих делах разбираться. Пусть каждый решает, любить или нет? И где сходиться, и где расставаться? И все же порой в сумятице дел, В ссоре иль в острой сердечной драме Прошу только вспомнить, увидеть глазами Мальчишку, что драмы понять не сумел И только щеки тер кулаками. IV. Некоторые выводы из сказанного.Учитель: Поэт уже дал главный совет: помнить и думать, прежде всего о детях. Вопрос о семейных конфликтах неразрывно связан с нашими  этическими понятиями. Поэтому я предлагаю Вам осмысленно подойти к его  решению, а для этого послушать философские размышления из цикла  «Беседы с Богом». Возможно, послушав его самые сложные вопросы вдруг  обретут реальные и простые решения. 4. Просмотр презентации «Беседы с Богом».  Краткое содержание: Ведущий: Мечтал ли кто­нибудь из Вас, что он будет сидеть у ног Бога  и задавать Ему вопросы обо всём на свете. И если это так, то это тот самый  случай. Бог. На какие вопросы ты хотел бы получить ответы? Человек. Я хочу о многом тебя спросить, если, конечно, Ты  располагаешь временем? Бог улыбнулся и сказал: Вечность тебя устроит? Спрашивай. Человек. Разреши начать с одного из самых насущных. Кто мы? Бог. Вы – духовные существа, переживающие человеческий опыт и  урок. У вас есть смертные тела, но вы бессмертны. Человек: Если мы бессмертны, то кто же наши предки, что тогда есть  смерть? Бог рассмеялся: Вы и есть ваши предки. Ирония заключается в том, что  вы сейчас производите раскопки и находите послания самим себе. А смерть –  это завершение выбранного вами урока и возвращение домой. Я вижу, ты  удивлен. Но это так.Бог взял мои руки, и необъяснимая волна любви и света, окутав  меня, взяла с свои объятия. Немного помолчав, я спросил, что больше  всего Тебя удивляет в твоих детях? Бог задумался и сказал: Ответь мне, почему, думая о будущем, вы  забываете о настоящем, но живёте не настоящим и будущим, а прошлым?  Почему, когда вы молоды, то мечтаете о зрелости, а когда оно наступает,  мечтаете о возвращении молодости? Почему вы тратите здоровье, чтобы  заработать деньги, а потом тратите деньги, чтобы его восстановить? Почему  при жизни вы причиняете боль близким людям, но когда они покидают вас,  плачете. Человек: У меня нет ответа на твои вопросы. Бог прикоснулся к моей голове и спросил: Что ты ещё хочешь узнать? Человек: Ты говорил о прощении. В чём оно заключается? Бог: Прощение – это искусство стирания, как генеральная уборка в  доме. А истинное прощение – это очищение. Пойми, простить ­ это не просто  забыть. Это значит понять и отпустить с миром и любовью. Человек: Скажи, что значит жить в ладу с совестью? Бог. Совесть – это ваш дар. А одаривают ею только из любви. Так вот,  поступайте так с людьми, как хотели бы, чтобы с вами поступали, не  осуждайте и не судите. Но различайте людей вокруг и Мир. Но чтобы жить по совести, нужна вера.  Человек: Если мы есть, то должно быть и предназначение?  Бог: Предназначение, вложенное в вас – быть счастливыми. Сделайте  так, чтобы на вас прервалась цепочка зла и тогда вы выполните свой  кармический контракт. Это и есть ваша миссия. Человек: Благодарю Тебя за время, которое Ты посвяти мне. Чтобы Ты хотел пожелать своим детям?Бог: Откройте сердца свои для ЛЮБВИ. Это величайшая сила во  вселенной. Она исходит из единого источника, и она уникальна. Тот,  кто  распознает в ЛЮБВИ источник силы, может творить при помощи неё,  преобразуя негативное в позитивное, а зло – в доброту. Востребуйте её,  впустите в себя и будьте счастливы. ВСЕГДА!