Разработка статьи «В школу без страха!»
Оценка 5

Разработка статьи «В школу без страха!»

Оценка 5
Памятки +1
docx
психологическая работа +2
1 кл—5 кл
26.06.2018
Разработка статьи «В школу без страха!»
Особенности психологической поддержки учащихся 1 и 5 классов, профилактика трудностей школьной адаптации. Почему возникает школьная дезадаптация как неумение ребенка приспособиться к новой жизни? Трудности привыкания ребенка к школе могут быть вызваны как особенностями его личности, так и неправильным воспитанием в семье.
В школу без страха.docx
Разработка радиопередачи «В школу без страха!» (особенности психологической поддержки учащихся 1 и 5 классов,   профилактика  трудностей  школьной адаптации)         В течение жизни человеку неоднократно приходится переживать периоды адаптации.   Адаптация   –   это   формирование   приспособительных   реакций организма   не   только   при   действии   неблагоприятных   факторов,   но   и   при действии   обычных,   не   экстремальных   факторов.   В   связи   с   этим   особое значение приобрела проблема адаптации детей к школе. Начало обучения  в школе (1 класс) либо переход на новую ступень обучения  (5 класс) являются наиболее   критическими   периодами.   Меняются     условия     жизни   ребенка, появляются  новые контакты, принципиально меняется  вид деятельности, к ребенку   предъявляются     новые   требования.   Все   это   требуется     большого напряжения  физических и моральных сил ребенка. Начало обучения в школе либо переход на новую его ступень оказывают влияние на поведение ребенка. Дети   могут   проявлять   повышенную   возбудимость,   эмоциональность, неустойчивость   внимания,   быструю   утомляемость.   Эти   затруднения   чаще всего   являются     реакцией   на   новую   обстановку.   К   психологическому напряжению   добавляется   напряжение   физическое:   длительные   статические нагрузки,   изменение   режима   дня,   подчинение   школьному   распорядку.   В результате   этого   у   детей   может   нарушаться   сон   и   аппетит,   ослабляться иммунитет, обостряться  ряд соматических заболеваний.           Обычно стабилизация  состояния ребенка наступает через полтора­два месяца от начала учебного года (к концу октября). В ряде случаев процесс адаптации может и затягиваться (тогда речь уже идет о появлении признаков дезадаптации).   Трудности   адаптации   могут   отмечаться   с   первых   дней обучения, а могут появиться и позднее.          С первого школьного дня главным занятием в жизни ребенка на долгие годы   становится   учеба.   Требования   на   данный   момент   к   школьникам довольно   велики, и с каждым годом планку поднимают все выше и выше. Наряду с повысившимися требованиями к выдержке и дисциплине ребенка важно   также   развитие   уже   имеющихся     знаний,   прилежания     и   желания учиться.          В ряде случаев адаптация к школе не происходит. У ребенка ухудшается психологическое  и физическое  здоровье, возникают  трудности  в  обучении, обнаруживаются   проблемы   социально­психологического   плана   – дезадаптация.                   Почему возникает школьная   дезадаптация как неумение ребенка приспособиться к новой   жизни? Трудности привыкания   ребенка к школе могут быть вызваны как особенностями его личности, так и неправильным воспитанием в семье.           Причины школьной дезадаптации:    ­   ребенок   не   подготовлен   к   школе:   не   осознает   важности   перехода   к обучению   в   целом   либо   на   его   следующую   ступень,   не   умеет   прилагать волевые усилия  для  того, чтобы сосредоточиться  на учебе;   ­ часто болеет, имеет серьезные нарушения  здоровья;   ­ нарушены  процессы формирования мышления, внимания, памяти;   ­ имеет нарушения  движений;   ­ неуравновешен, склонен к частым неоправданным перепадам настроения.          Как проявляется  школьная  дезадапатация и что нужно делать для ее устранения?               Ребенок   плохо   учится   по   всем   предметам.  Возникает   в  результате неподготовленности к школе, неправильного воспитания в семье, недостатков развития, а также отсутствия помощи и поддержки от учителей и родителей. Рекомендация: вместе с педагогом выяснить,  какие процессы необходим для успешной   учебы,   не   сформированы   у   вашего   ребенка,   и   постараться следовать советам учителя.               Ребенок не может самостоятельно регулировать свое поведение, на уроках   шумит,   может   неожиданно   расплакаться   или   рассмеяться, невнимателен,   рассеян,   не   хочет   учиться.   Обычно   так   ведут   себя     дети, которых в семье или очень строго контролируют, или, наоборот, позволяют все. Рекомендация: побеседовать с учителем о его отношениях с ребенком в классе,   обратиться   к   школьному     психологу   за   советами   по   изменению поведения  ребенка. Не нужно резко ужесточать  или ослаблять требования  к учащемуся, формирование новых навыков должно происходить постепенно, чтобы дополнительно не травмировать ребенка. Ребенок часто опаздывает в школу, не успевает выполнять задания  на уроках,   сильно   устает   к   концу   учебного   дня.   Рекомендация:  постараться приучать ребенка все делать вовремя, изменить нагрузку на него в течение дня.           Ребенок боится школы. Такие дети чаще приходят из неблагополучных либо   разводящихся     семей.  Рекомендации:  ребенку   нужно   сопровождение психолога.         Ребенок хорошо развит интеллектуально, но нет интереса к учебе, он не дисциплинирован,   плохо   учится.  Поведение   ребенка   может   объясняться несколькими   причинами:   в   семье     с   ним   обращаются   как   с   маленьким, стремятся     как   можно   дольше   удержать   его   в   детстве,   ребенок психологически   не   готов   к   обучению   в   школе;   дома   неблагоприятная внутрисемейная     ситуация,   поэтому   и   школа   его   не   интересует. Рекомендации: нормализовать обстановку в семье, обращаться  с ребенком в соответствии с его возрастом, вместе с педагогами школы формировать его готовность к учебе.         Как оказать ребенку помощь в адаптации к первому классу школы?               Ребенку, начинающему обучение   в школе, необходима моральная   и эмоциональная  поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать в этот и без того нелегкий для него период), а хвалить именно тогда, когда он что­то делает (но не сравнивать при этом с другими детьми либо с каким­либо эталонами). Как это можно сделать?  1. Не показывать ребенку свою чрезмерную озабоченность его школьными успехами либо трудностями;  2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения   ребенка с другими детьми, н подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.;  3. Подчеркивать, выделять в качестве значимой ту сферу деятельности, где ребенок более успешен, помогать тем самым обрести веру в себя. Эти   три   простые   правила     помогут   снятию   тревожности,   а   так   как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения.  Нельзя   допустить,   чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах. Все замечания  желательно свести к минимуму, а главное – к минимуму   свести   эмоциональность   своих   реакций.   Родительская эмоциональность в этом случае не наказание, а поощрение его попытки привлечения  внимания. Наказывать за истерики можно одним способом – лишением общением, пока ребенок не успокоится (причем делать это спокойно,   а   не   демонстративно).   Главная     награда   –   это   доброе, любящее, открытое доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен,   уравновешен,   что­либо   делает   (хвалите   его   деятельность, работу,   например:   «Мне   нравится     твой     рисунок»,   «Мне   приятно видеть, как ты занимаешься своим конструктором» и т.д.               Ребенок чувствует себя знающим и умелым, если он принимает себя, т.е. положительно относится  к себе, принимает свои недостатки. Ребенок, которого не принимают родители или один из них, наиболее значимый,  плохо   адаптируется  к   школе,  боится   отметок   и  с  трудом садится  за уроки. Необходимо давать ребенку постоянную поддержку, тогда он будет доверять родителям и учителям, дорожить их доверием, стараться     заслужить     похвалу.   Если   ребенок   чувствует,   что   его отвергают, он замыкается в себе, исполняет требования взрослого под страхом  наказания или под его давлением.          Больше проводите времени вместе с ребенком, почаще играйте с ними либо гуляйте на свежем воздухе. Важно, чтобы время  проходило весело. Многие проблемы исчезают, когда дети проводят много времени с родителями, у них остаются  приятные воспоминания  о совместных делах.           Отдельного внимания заслуживает режим дня. Важно правильно распределить   время учебы и отдыха, поскольку причиной проблем с поведением   и   успеваемостью   часто   является     повышенная утомляемость.   Не   заставляйте   ребенка   многократно   переписывать домашние задания, стремясь довести его навыки до автоматизма, это подорвет   его   интерес   к   школе   и   обучению.   Старайтесь   как     можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться  к вам   только   в   случае   необходимости.   Важно   только   не   забывать ежедневно интересоваться у ребенка, что получилось, а что нет.         Если о поступлении ребенка в первый класс уделяется достаточно много внимания, то о переходе из начальной школы   в среднее звено, как правило, говорится меньше, а ведь это не менее кризисный период как   для   ребенка,   так   и   для     его   родителей.   Некоторые   родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно   в   пятом   классе   все   начнется   по­настоящему.   И   эти родительские   ожидания   вольно   или   невольно   передаются   детям   – ребята тоже начинают ждать «новой жизни».                Действительно,  обучение   в   средней   школе   происходит   более интенсивно и требует от учащихся  большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается  на базу знаний, умений и навыков, полученных в начальной школе.              Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается   кризисным   периодом.   Учащимся,   привыкшим     к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться   к   новому   темпу   и   стилю   жизни.   Этот   переход неизбежно связан и со  снижением успеваемости (хотя бы временным). В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Учитель   начальных   классов   также   находится   в   тесном   контакте   с родителями. В средней школе дети оказываются в значительной степени предоставленными   сами   себе.   С   классным   руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под контролем со стороны учителя   и   родителей, теперь сами должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.             Существует   ряд   общих   рекомендаций   для   родителей   пятиклассников в сложных ситуациях, связанных с новой школьной жизнью:    ­ если вас что­то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться  и обсудить это с классным руководителем;    ­   если   в   семье   произошли   какие­то   события,   повлиявшие   на психическое   состояние ребенка (развод родителей, смерть кого­то из родственников,   рождение   еще   одного   ребенка),   сообщите   об   этом классному руководителю. Именно изменениям в семейной жизни часто накладывают отпечаток на поведение детей и их школьные дела;   ­ проявляйте интерес к школьным делам ребенка, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов; ­ помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему рассказать о них, отметить какие­то особые черты;    ­ посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться   за помощью к классному руководителю;   ­ не следует ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, но и постепенно приучайте ребенка к самостоятельности. К примеру, он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки,   делать   часть   домашних   заданий     самостоятельно   либо   на продленке.    ­  помните:  основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются  терпение, внимание и понимание.  Существует ряд рекомендаций, подходящих как родителям, так и учителям, работающим в 1 и 5 классах по проблеме профилактики школьной  дезадаптации:    ­   не   спешите   отдать   малыша   в   первый   класс.   Готовность   к   школе формируется у детей в разное время. Это может быть в 6 лет, а может и в 8. Предварительно проконсультируйтесь с детским психологом;   ­ для того, чтобы ребенок не боялся  школы, разговаривайте с ним на эту тему, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться  и как  с ними справляться;        ­   с   помощью   игр,   чтения     книг,   поручений   по   домашним   делам развивайте   у   ребенка   память,   мышление,   внимание,   учите   прилагать усилия     для     получения     нужного   результата.   Например,   во   время уборки  комнаты   можно  поиграть  в  такую   простую   игру:  на   полочке стоит 7 разных предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них, а затем закрыть глаза. В это время   незаметно спрячьте один предмет. Ребенок должен определить, какого предмета не хватает. Это несложное упражнение развивает зрительную память, внимание и очень нравится детям;    ­ играйте в школу, пусть игрушки приходят   учиться и попадают в различные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить; поиграйте   в   игру   «Игрушки   собираются   в   школу»,   учите   быстро одеваться, собирать нужные предметы;    ­   как   можно   больше   читайте   ребенку,   и   не   только   сказки,   но   и познавательную   литературу.   Это   пробуждает     у   малыша   интерес   к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные интересы;   ­ знакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх и беседах; ­   делитесь   своими   личными   воспоминаниями   о   школе   и   учителях, формируя   у   ребенка   положительный   образ   учителя,   чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми;   ­ играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо  чего каждый день   проходите.  Просите   его   рассказать,  чем   он   занимался     дома,  в школе или на прогулке в ваше отсутствие, побуждайте ребенка делиться впечатлениями о школе, чтобы развивать его речь.

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»

Разработка статьи «В школу без страха!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2018