Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология
Оценка 4.8

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
экология
Взрослым
03.06.2017
Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология
Основные требования к учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности будущих выпускников СПО. Понятие и сущность учебно-методического обеспечения в педагогической теории и практике по дисциплине "Экология".Обеспеченность наполнения учебно-методического комплекса по дисциплине «Экология».Возможности повышения качества изучения дисциплины «Экология» через методическое обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения.Основные требования к учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности будущих выпускников СПО. Понятие и сущность учебно-методического обеспечения в педагогической теории и практике по дисциплине "Экология".
Аттестационна работа_Васина Е.И..docx
Минобрнауки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования «АМУРСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ»     ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ          ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ  РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «Педагогика профессионального образования и обучения» на тему «Разработка учебно­методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология»       Работу выполнил: Васина Е.И.  преподаватель экологии  ГАПОУ (РС)  ЮЯТК   Руководитель: Шафранова О.Е., кандидат педагогических наук        1 Нерюнгри, 2016 Содержание Содержание……………………………………………………………………. Введение………………………………………………………………………. 2 3 1. Основные требования к учебно­методическому обеспечению  образовательной деятельности будущих выпускников СПО ………………  1.1 Понятие и сущность учебно­методического обеспечения в  педагогической теории и практике …………………………………………… 6 1.2 Содержание и структура учебно­методического комплекса …………… 14 2.Обеспеченность   наполнения   учебно­методического   комплекса   по дисциплине «Экология»……………………………………………………. 2.1.Возможности  повышения качества изучения дисциплины  «Экология» через   методическое   обеспечение   дифференциации   и   индивидуализации обучения………………………………………………………………………… 33 Заключение……………………………………………………………………… 39 42 Список использованных источников………………………………………….. 24 6 2 Введение Каждый   субъект   образовательного   процесса   (педагог,   учащиеся, родители,   администрация   и   пр.)   заинтересован   в   обеспечении  качества образования. Качество образования каждый понимает по своему:   ­родители понимают как развитие индивидуальности их детей. ­для учащихся качество образования связанно с внутришкольным климатом ­качество  для  учителей  может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами, обеспеченность урока ТСО. Качественные   уроки   можно   провести   при   наличии   качественно разработанного учебно­методического комплекса по дисциплине, который включает   в  себя:   рабочую   программу,  календарно   –  тематический   план, методические   разработки: лабораторных работ,  самостоятельных работ,  фонды  оценочных средств.  конспект   лекций,   практических   и Грамотно   разработанный   методический   комплекс   повышает   уровень   качественное   образование качества   образования   учащихся.  Также   возможно только в том случае, если оно будет соответствовать запросам и возможностям   конкретной   личности   и  внедрению   образовательных технологий в систему среднего профессионального образования. Проблема   образовательных   технологий   исследована   в   большом количестве   работ   (В.П.   Беспалько,   М.В.   Кларин,   А.К.   Колеченко, В.М.   Монахов,   А.А.   Факторович,   М.А.   Чошанов)   и   в   диссертационных исследованиях   (С.А.   Ефимова,   В.Г.   Казанович,   Н.Н.   Михайлова, И.В.   Муштавинская).   В   большинстве   работ   образовательная   технология рассматривается как строгая последовательность операций, определяющих запланированный   педагогический   результат,   в   частности,   требуемый уровень   качества   образования.   Но   сегодня   крайне   мало   методических 3 разработок,   посвященных   внедрению   образовательных   технологий   в систему среднего профессионального образования.  В   связи   с   вышесказанным   можно   выделить   ряд   возникших противоречий между: ­ содержанием профессиональных и общих компетенций, которые важны для   адаптации   специалиста   в   социально­экономической   среде,   и неадекватным   его   отражением   в   учебной   деятельности   профессиональных образовательных организаций; ­  необходимостью   повышение   эффективности   учебного   процесса   и недостаточностью обеспеченностью   его технологическими средствами на базе среднего профессионального учреждения;  ­   необходимостью   внедрения   эффективных   моделей   мониторинга качества   профессионального   образования  и   слабой  разработанностью инструментария для осуществления различных методов. Не готовность и не желание   многих   преподавателей   перестроиться   на   новые   нетрадиционные методы преподавания.  ­существующие   модели   подготовки   учителей,   особенно   в   среднем специальном   учебном   заведении   соответствуют   принятым   в   социуме стандартам и нормам. Для России   характерен ориентир оценки качества образования на   на   практикоориентированную.   Именно общетеоретическую,   а   не   практикоориентированное направление   отвечает требованиям настоящего времени.   Трех   сторонняя   оценка   качества   получаемого   образования   со стороны преподавателя, учебного заведения так и со стороны работодателя могут   дать   возможность   получения   высокого   качества   образования современному специалисту.  Требуется   индивидуализированный   подход   для   решения   данной проблемы. Ведь преподаватели и учебные заведения являются всего лишь элементом  образовательной  системы  и  возможно  не  самым  влиятельным 4 среди множества других. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля качества образования важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на академические, учебные достижения,   чем   семейное   окружение   или   индивидуальные   особенности обучающегося (задатки, мотивация и пр.).       Внутренние   противоречия   реальности   образования   обусловлены   тем, что субъекты образовательного процесса ­ администрация, преподаватели и студенты, сосуществуют в едином пространстве и времени, но чаще всего не имеют общих целей, потребностей, мотиваций и социальных практик. Параллельное   сосуществование   двух   интерпретаций   образовательного процесса ­ как обмена услугами и как коммуникации «учитель ­ ученик» ­ искажает   его   восприятие   всеми   субъектами,   сохраняет   доминирование традиционных технологий обучения над инновационными.  Учащийся имеет поверхностное   представление   о   связи   обучения   и   основных профессиональных   задач,   которые   ему   предстоит   решать   в профессиональной деятельности, методах организации учебного процесса, системе   и   критериях   внешней   оценки   знаний,   с   которыми   он   впервые сталкивается лишь при устройстве на работу. Соответственно можно сформулировать одну из   проблем по данной  недостаточно   разработаны   специфических   методы   обучения   к теме: различным профессиям и специальностям СПО. Цель   работы:  обосновать   содержание,   формы,   методы   и   средства учебно­ методического комплекса по дисциплине «Экология» Задачи: 1. 2. Раскрыть   основные   требования   к   учебно­методическому обеспечению   образовательной   деятельности   будущих выпускников СПО. Уточнить обеспеченность наполнения учебно­методического комплекса по дисциплине «Экология». 5 3. Обосновать   возможности   повышения   качества   изучения дисциплины   «Экология»   через   методическое   обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения. 1.Основные требования к учебно­методическому обеспечению образовательной деятельности будущих выпускников СПО 1.1 Понятие и сущность учебно­методического обеспечения в педагогической теории и практике Под   научно­методической   работой   понимается  основанная   на достижении   науки   и   передового   опыта   система   взаимосвязанных   мер,   творческого   потенциала   педагога,   его направленных   на   развитие   профессионального   мастерства,   а   в   конечном   счёте   на   рост   уровня образованности,   воспитанности   обучающихся.  Одной   из   важных   форм научной   работы   является   разработка   методического   и   практического материала   по   использованию   различных   форм   учебных   и   особенно внеаудиторных занятий. Комплексное учебно­методическое обеспечение ­ это планирование, разработка   и   создание   оптимальной   системы   (комплекса)   учебно­ методической   документации   и   средств   обучения,   необходимых   для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и   определяемых   профессиональной   образовательной содержания, программой.  Так же   комплексное учебно­методическое обеспечение это совокупность   всех   учебно­методических   документов   (планов,   программ, методик,   учебных   пособий   и   т.д.),   представляющих   собой   проект системного   описания   образовательного   процесса,   который   впоследствии будет   реализован   на   практике.   Комплексное   учебно­методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов,   комплексной   информационной   моделью   педагогической 6 системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы. Учебно­методическое   обеспечение   образовательного   процесса должно   отличаться   разнообразием,   соответствовать   вариативным образовательным   программам,   разрабатываться   для   всех   видов   учебной деятельности студентов и отличаться комплексностью. Схема учебно­методического обеспечения Рисунок 1  Требования   к   содержанию   отдельных   компонентов   учебно­ методических   комплексов   зависят   от   вида   учебно­методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что учебно­методическое   обеспечение   специальности,   дисциплины,   раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен: 7 - отражать   содержание   подготовки   по   специальности,   дисциплины   или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения; - содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения   и   позволяющий   студенту   достигать   требуемого   уровня усвоения; - представлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность; - максимально   включать   объективные   методы   контроля   качества образования со стороны администрации и педагогов. Одним   наиболее   значимым   критерием   эффективности   научной составляющей   методической   работы   является   разработка   учебно­ методического комплекса по дисциплине. Как   необходимым   элементом   комплексного   учебно­методического обеспечения на уровне его содержания является создание различных видов учебных и методических пособий. В современных условиях учебно­методический комплекс той или иной дисциплины   является   эффективным   пособием   для   изучения   студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы. В   отечественной   педагогической   теории   и   практике   важное   место   исследования   по   разработке   учебно­методических всегда   занимали   комплексов для учащихся. Исследователи по­разному подходят к статусу этого понятия. Одни называют   научно­методическим   обеспечением   (Л.   П.   Козлова   и   Н.   Г. Савина);   учебно­методическим   комплексом   (С.   Я.   Батышев,   В.   П. Беспалько,   Е.   Ю.   Сизганова   и   др.);   комплексным   методическим обеспечением   (И.   К.   Григорьева   Н.   Минько);   учебно­методическим обеспечением   (Г.   В.   Пичугина);   методическим   обеспечением   (П.   И. Образцов); учебно­методическим комплектом (И. П. Жданова). 8 Проблема использования учебно­методических комплексов в процессе обучения занимает определенное место в педагогической науке. Изначально она рассматривалась в контексте комплексной системы обучения.  Определяя   возможности   учебно­методического   комплекса,   как средства   обучения,   необходимо   отметить,   что   комплекс   является целостным образованием, состоящим из частей, компонентов, элементов. Они   излагают   основные   сведения   о   подготовке   системно­методического обеспечения   процесса   подготовки   специалистов,   которыми   являются взаимосвязанные   содержательные   разработки   по   всем   элементам проектируемой   педагогической   системы,   и   приводят   обобщенную   схему разработки любого учебно­методического комплекса независимо от того, в какой материальной форме он будет отображен: в учебнике, методическом пособии, программе [13]. В   настоящее   время   в   проблеме   активизации   познавательной деятельности студентов возник новый аспект – это дидактическое единство усвоения   системы   знаний   и   развития   творческой   познавательной активности.   Речь   идёт   о   создании   комплексов   дидактических   средств обучения, которые должны разрабатываться по каждой теме дисциплины, по каждому занятию. Проектирование системы занятий с использованием серий   оригинальных   учебно­методических   комплексов   показало,   что комплексное   использование   дидактических   средств   обучения   изменяет структуру   занятия,  соотношение   между   рассказом,  развёрнутой   беседой, объяснением   и   демонстрацией   изучаемых   объектов   преподавателем. Изменяется и характер деятельности студента на всём протяжении занятия. Практика   преподавания   дисциплин   разных   циклов   показала,   что наряду   со   статическими   средствами   обучения   (наиболее   широко использующимися   в   педагогической   практике)   необходим   комплекс дидактических средств, который в наибольшей мере стимулирует развитие познавательного интереса студентов, их деятельность, учит самостоятельно 9 находить   решения   в   запланированных   преподавателем   проблемных образовательных   ситуациях,   анализировать   учебный,   справочный   или наглядный   материалы.   Создавая   дидактические   обучающие   комплексы, нужно учитывать и принцип индивидуализации обучения. Новое построение занятий обеспечивает целостную систему учебной работы, высокий уровень подготовки специалистов[10]. Особенностью   учебно­методических   комплексов   является   то,   что   в них, кроме разноплановых текстов описательного характера, графических материалов, даются указания, организующие познавательную деятельность студентов. При работе с такими материалами студенты ставятся в условия необходимости совершения определённых направляемых действий: прочти, найди, реши, объясни, покажи. В таких условиях процесс познания основан на   системе   последовательно   чередующихся,   строго   целенаправленных   и взаимосвязанных умственных и материальных действий.  Изучение программного материала при помощи учебно­методических комплексов   занимает   значительно   меньше   времени,   позволяет преподавателю   уделять   больше   внимания   закреплению   знаний   и выполнению   студентами   упражнений,   что   даёт   более   прочные   знания, основанные на логических рассуждениях. Как   показал   опыт   построения   занятий   с   использованием   учебно­ методических   комплексов,   приближение   теоретического   обучения   к практическим   задачам   способствует   росту   интереса   к   дисциплине, повышает активность студентов на занятиях. Студенты с первых же занятий активно   участвуют   в   учебном   процессе,   учатся   логически   рассуждать, осознавать   необходимость   и   важность   как   теоретического,   так   и производственного обучения. Здесь   не   просто   передаются   готовые   знания,   а   организуется мыслительная деятельность студентов, развивается творческая активность, студенты учатся самостоятельно добывать знания. 10 Оптимизация   учебно­воспитательного   процесса   в   настоящее   время возможна   только   на   основе   системного,   целостного   подхода   к   каждому компоненту учебного процесса, любому виду деятельности преподавателя и студента. Эффективность   педагогического   процесса   находится   в   прямой зависимости от той педагогической технологии, которая проектируется для реализации   поставленной   образовательной   задачи.   Проектирование технологии   обучения   предполагает   постановку   дидактической   задачи   и комплексную разработку системного дидактического процесса. Классификация   учебно­методических   комплексов   (по   характеру структуры формируемой профессиональной деятельности): ­формирующие деятельности (тренажёры, стенды, макеты, полигоны и т.п.);   практическую   структуру   профессиональной ­формирующие   образные   компоненты   деятельности   (кинофильмы, видеофильмы, диапозитивы, кодограммы, слайды и т.п.); ­формирующие   понятийно­логические   компоненты   структуры деятельности   (учебно­технологические   и   инструкционные   карты, учебники, справочники, программированные материалы). Эффективность   использования   учебно­методических   комплексов заключается в следующем: ­даются указания, организующие действия студентов; ­процесс познания основан на системе последовательно чередующихся, целенаправленных умственных и материальных действий; ­знания   не   передаются   в   готовом   виде,   организуется   активная мыслительная   деятельность,   развивается   творческая   активность   и самостоятельность студентов; ­повышается доступность обучения; ­повышается темп изложения программного материала; 11 ­утомляемость студентов снижается, наблюдается повышенный интерес к занятию; ­сэкономленное   время   используется   для   творческой   деятельности, увеличивается доля времени на самостоятельную работу; ­возникают   предпосылки   создания   (на   начальном   этапе   работы преподавателя) и дальнейшего совершенствования учебно­материальной базы кабинета; ­обеспечивается   возможность   целенаправленного   педагогического воздействия   на   характер   формируемых   знаний,  умений   и   навыков,  их ускоренное   формирование,   выполнение   разнохарактерных   заданий, освоение   рациональных   форм   организации   учебного   труда.   Труд студентов   становится   более   качественным   и   производительным,  резко сокращаются сроки профессиональной адаптации выпускников в новых условиях самостоятельной трудовой жизни; ­теория приближается к практике; ­изменяется структура учебного занятия, соотношение между рассказом, беседой, объяснением и демонстрацией пособий преподавателем; ­изменяется   характер   деятельности   студента   на   всем   протяжении занятия. Происходит постоянный  переход от словесного и текстового объяснения   материала   к   модели,   динамическому   плакату, электрифицированному   стенду,   учебному   кино­   или   видеофильму, действующему приспособлению, инструменту, станку, к проверке знаний студентов,   с   применением   простых   контролирующих   устройств, компьютерной техники [8]. Основные   задачи,   решаемые   посредством   учебно­методического комплекса: ­определение   содержания,   объема   и   последовательности   изучения разделов   дисциплины,   установление   требований   к   уровню   освоения содержания дисциплины студентом; 12 ­определение содержания и объема самостоятельной  работы студента, форм и средств контроля ее выполнения; ­осуществление   методического   и   информационного   сопровождения образовательного   процесса   и   реализация   инновационных   подходов   к обучению студента; ­обеспечение   каждого   студента   индивидуальными   учебно­ методическими пособиями — руководствами, вовлекающими студентов в адекватную активную познавательную деятельность; ­целостное видение образовательного процесса. Вывод.   Создание   оптимального   научно­методического   обеспечения образовательного процесса – весьма сложная и трудоемкая задача. Для ее успешного   решения   педагогам   недостаточно   только   компетентности   в области   преподаваемых   учебных   дисциплин   и   мастерства   в   вопросах формирования   знаний,   умений,   навыков.   Необходимы   знания   понятий   и сущности УМК учебных дисциплин, его состава, структуры, содержания, требований к его разработке, технологий и методики его проектирования. является   важным   пунктом   в Учебно­методическое   обеспечение  образовательном процессе, созданным для координации и реализации задач многоуровневого,   многопрофильного   и   качественного   образования.  Его цель  ­   создание   условий   для   развития   личности,   ее   самоопределения   и самореализации, повышению качества образования, фундаментальности  и интеграции,   усиление   гуманистической   направленности,  увеличение   роли самостоятельной   работы   обучающихся   и   технологизации   процесса обучения. Учебно­методическое   обеспечение   необходимыми   материалами позволяет: ­ преподавателям более эффективные применять оптимальные методы и приемы работы или освоить новые технологии в обучении; 13 ­ студентам легче изучать трудные темы, быстрее провести сложные расчеты, лучше подготовиться к контрольной работе, экзамену, зачету и т.д.; ­ учебному заведению обеспечить высокое качество профессиональной подготовки специалистов 1.2 Содержание и структура учебно­методического комплекса Под структурой понимается внутренний способ организации целостной системы,   взаимосвязь   между   ее   элементами.   Структура   подчиняется диалектике   взаимоотношения   части   и   целого.   Поскольку   основания   для организации   системы   могут   быть   различными,   то   и   ее   элементы   можно выделить по­разному. Другими словами структура учебно­методического комплекса как целого может быть вариативной. Структура   учебно­методического   комплекса   является   одним   из важнейших   средств,   с   помощью   которых   осуществляется   руководство учебной деятельностью. Содержание   комплекса   представляет   собой   учебно­программную документацию,   учебную   и   методическую   литературу,   набор   средств обучения,   необходимых   для   полного   и   качественного   изучения   всех узловых вопросов программного материала применительно к каждой теме учебной программы. Значительную   часть   учебно­методического   комплекса   составляют средства обучения, которые должен разработать педагог. Средства   обучения   –   это   материальные   объекты   и   предметы естественной   природы,   а   также   искусственно   созданные   человеком, используемые   в   учебно­воспитательном   процессе   в   качестве   носителей 14 учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [8]. Средства   обучения   являются   компонентом   учебно­воспитательного процесса,   а   также   важнейшей   составляющей   учебно­материальной   базы учебного заведения. Учебно­методический комплекс состоит, как правило, из нескольких учебных   модулей,   соответствующих   основным   разделам   конкретного предметного курса. А.   Ф.   Щепотин,   М.   А.   Чекулаев   и   др.   подходят   к   обоснованию компонентного состава и содержания комплексного учебно­методического обеспечения   по   учебным   дисциплинам   и   специальностям   с   позиций деятельностного подхода. По определению А. Ф. Щепотина, под составом комплексного учебно­ методического   обеспечения   понимаются   все   те   его   структурные компоненты,   из   которых   оно   складывается   как   целое,   необходимое   и достаточное   для   проектирования   и   качественной   реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям. Для   того   чтобы   выявить   состав   учебно­методического   комплекса   что   собой   необходимо   определится, образовательного   процесса, представляет   образовательный   процесс.   По   мнению   академика   Ю.   К. Бабанского,   деятельность   педагога   и   деятельность   обучаемых   являются главными составляющими реального образовательного процесса. Поэтому необходимо комплексно обеспечивать именно дидактическую деятельность педагога и познавательную деятельность обучаемых.  Для   комплекса   методического   обеспечения   учебного   процесса необходима   оптимальная   система   учебно­методической   документации   и средств   обучения,   включающих   учебные   планы,   программы,   нормативы оснащения учебных кабинетов и лабораторий, учебники и учебные пособия, пособия   по   методике   преподавания,   частные   методики,   справочники, 15 сборники   задач,   наглядные   пособия,   тренажёры,   технологическую документацию и др. [16]. Объективно   установленный   состав   комплекса   позволит   понять структурное   строение   такого   обеспечения,   более   полно   выявить   и систематизировать   его   содержание   и   сформулировать   требования   к   его созданию. Результаты  теоретического   исследования  показали,  что   в  настоящее время не существует единого состава учебно­методического комплекса, он инвариантен.   Вариативность   предусматривается   при   наполнении   такого состава учебно­методического комплекса содержанием в зависимости от дисциплины   и   специальности,   но   в   соответствии   с   Государственными образовательными   стандартами.   Также   немало   важную   роль   при формировании   учебно­методического   комплекса   играет   личность   самого преподавателя,   его   профессиональная   компетентность,   опыт   работы   и творческий подход. Состав учебно­методического комплекса, прежде всего, определяется содержанием   утвержденной   рабочей   программы   по   соответствующей дисциплине. Таким образом, в структуру учебно­методического комплекса могут входить: ­выписка из ФГОС; ­примерная программа; ­рабочая программа; ­учебный план; ­календарно­тематический план; ­лекционный материал; ­методическое обеспечение практических занятий; ­фонд оценочных средств; ­контрольно­измерительные средства; 16 ­методическое обеспечение самостоятельных работ студентов. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования отражает место и соответствие учебной дисциплины ФГОС. Рабочая программа Это   учебная   программа,   разработанная   на   основе   примерной программы   дисциплины,   применительно   к   конкретному   учебному заведению   с   учетом   регионального   компонента   стандарта профессионального образования[21]. К содержанию рабочих программ предъявляются следующие требования: ­ государственным   программ   Федеральным     соответствие образовательным стандартам. ­   соответствие   программ   принципам   профессионального   образования: универсальность и фундаментальность образования; ­ отражение в программах основных направлений научной, творческой и педагогической деятельности учебного заведения; ­   включение   в   содержание   программы   регионально­ориентированного материала,   способствующего   пониманию   общенаучных   и   специальных знаний; ­  отражение   в  программах   междисциплинарных   интегративных   связей, обеспечивающих   высокое   качество   профессиональных   компетенций будущих специалистов; ­   соответствие   программ   общей   логике   образовательного   процесса   по годам и семестрам обучения. Календарно­тематический план – план, который составляется по одной из учебных дисциплин и включает перечень тем,  количество отводимых на темы   часов,   определение   типа   урока,   межпредметные   связи,   темы самостоятельных   работ. распределить   содержание   учебного   материала,   Календарно­тематический   план   помогает   предусмотренного 17 программой,   по   учебным   занятиям,   заранее   спланировать   практические работы;   определить   объемы   домашних   заданий,   предусмотреть   их равномерное   распределение;   подготовить   нужные   средства   обучения (книги,   наглядные   пособия,   дидактические   материала,   компьютерное сопровождение). Лекционный материал Лекционный     материал   должен   содержать   систематизированные сведения   научного   или   прикладного   характера,   изложенные   в   форме, удобной для изучения и преподавания. При подготовки материала следует руководствоваться следующими положениями: ­особое внимание должно уделяться связи рассматриваемых вопросов с объектами профессиональной деятельности выпускника и требованиями его образованности; ­должны   отражаться   различные   взгляды   на   рассматриваемые   вопросы независимо от личной позиции преподавателя; ­не допускается использование  устаревших или вызывающих  сомнение сведений; ­должна   содержаться   сопоставительная   оценка   отечественных   и зарубежных достижений; ­особое внимание должно быть уделено рассмотрению новых сведений (концепций, фактов); ­краткие выводы (резюме) по теме должны ориентировать студента на определенную совокупность сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить. Материал  должен  быть  разбит  на логические  структурные  единицы, сопровождаться   схемами,   рисунками,   графиками.   В   конце   каждой   темы желательно наличие вопросов или тестов. [20]. Практикум 18 Практикум – структурный элемент учебно­методического комплекса, содержащий   практические   задания   и   упражнения,   способствующие усвоению пройденного материала. Практикум предназначен для выработки умений   и   навыков   применения   теоретических   знаний   с   примерами выполнения   заданий   и   анализом   наиболее   часто   встречающихся   ошибок. Рекомендуется   представлять   пошаговые   решения   типичных   задач   и упражнений с выдачей пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического   курса.   Реализация   практикума   может   варьироваться   в зависимости от предметной области. Практикум может содержать: Семинары   –   составная   часть   учебного   процесса,   групповая   форма занятий   при   активном   участии   студентов.   Семинары   способствуют углублённому   изучению   наиболее   сложных   проблем   науки   и   служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На   семинарах   студенты   учатся   грамотно   формулировать   проблемы, аргументировать собственную позицию, вести полемику, отстаивать свои убеждения   и   опровергать   неверные   суждения;   рассматривают   ситуации, анализ которых способствует развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Лабораторно­практические   работы.   В   профессиональном   обучении лабораторно­практические   работы   занимают   промежуточное   положение между теоретическим и производственным обучением и служат одним из важных   средств   осуществления   теории   и   практики.   При   этом   с   одной стороны, достигается закрепление и совершенствование знаний учащихся, с другой   –   у   них   формируются   определенные   профессиональные   умения, которые затем применяются в процессе производственного обучения. Практические занятия — предназначены для углубленного изучения дисциплины.   На   этих   занятиях   происходит   осмысление   теоретического 19 материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. В   состав   учебно­методического   материала   семинарских   и практических занятий входят: ­план   проведения   занятий   с   указанием   последовательности рассматриваемых тем, объема аудиторных часов, отводимых на каждую тему; ­краткие   теоретические   и   учебно­методические   материалы   по   каждой теме,   позволяющие   студенту   ознакомиться   с   сущностью   вопросов, обсуждаемых и изучаемых на семинарском и практическом занятии, со ссылками на дополнительные учебно­методические материалы, которые позволяют более глубоко изучить рассматриваемые вопросы; ­вопросы, выносимые на обсуждение, и список литературы, необходимой для   работы   студента   при   подготовке   к   семинару   (список   литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания, с указанием конкретных страниц); ­тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на семинарских   и   практических   занятиях.   Практические   занятия рекомендуется   проводить   и   с   использованием   деловых   ситуаций   для анализа; ­контрольно­измерительные   материалы   (обучающие   и   контрольно диагностические компьютерные программы); ­иные   материалы   методического   и   материально­технического обеспечения на различных видах носителей информации (в том числе на дискетах и компакт­дисках). Фонд оценочных средств ФОСы   включают   все   виды   оценочных   средств,   позволяющих проконтролировать   освоение   обучающимися   профессиональных   и 20 общекультурных   компетенций,   предусмотренных   Федеральным государственным образовательным стандартом[25]. Контрольно­измерительные средства Необходимы для обеспечения контроля знаний студентов на разных этапах   процесса   обучения.   Содержательная   часть   должна   быть представлена   тематикой   (вариантной)   контрольных   работ,   срезами, комплектами   разно   уровневых   задач   по   каждой   теме   программы дисциплины, системой вопросов для самоконтроля студентов,  комплектом экзаменационных билетов и задач к ним. К ним относятся: ­контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и по всему курсу (перечень вопросов представляется в заданной последовательности в полном соответствии с образовательной программой); ­тесты   –   стандартизированные   методы   исследования,   предназначенные для точных количественных и определенных качественных оценок знаний студентов; ­вопросы к зачету (экзамену) – представляют сбой перечень вопросов по теоретическому курсу дисциплины; ­контрольная   работа   –   это   весьма   эффективный   метод   контроля усвоения учебного материала. Сущность его состоит в том, что после изучения отдельных тем или разделов учебной программы преподаватель проводит   письменные   или   практические   контрольные   работы   с   целью проверки   и   оценки   качества   усвоения   знаний.   В   состав   учебно­ методических материалов по контрольным работам входят: примерная тематика   контрольных   работ;   рекомендации   по   выполнению; рекомендуемая литература; ­курсовая   работа   –   самостоятельная   учебная   работа   студентов, выполняемая   в   течение   курса   (семестра)   под   руководством преподавателя.   Включает   комплекс   исследовательских   и   расчетных работ по установленной тематике. 21 В состав учебно­методического материала по курсовой работе входят: тематика курсовых работ; методические указания по выполнению курсовой с указанием дополнительной литературы, использование которой позволяет более  глубоко  изучить отдельные  вопросы, рассматриваемые  в  курсовой работе;   методика   выполнения   курсовой   работы,   включающую   описание исходных   данных   по   курсовой   ионной   работе,   порядок   выполнения расчетной   части   работы,   методику   анализа   полученных   результатов, порядок   оформления   пояснительной   записки   по   курсовой   работе; методические  рекомендации  для  преподавателей, руководящих  курсовой работой,   определяющие   методику   проведения   занятий   и   консультаций, порядок защиты курсовой работы [15]. Словарь терминов и персоналий В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того чтобы студент мог качественно   изучить   материал   курса,   он   должен   точно   понимать   и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в   данном   случае   необходимо   иметь   толковый   словарь   терминов   и персоналий. В словаре должны быть даны определения всех встречающихся в   курсе   терминов,   относящихся   к   данному   предмету.   Термины   могут привязываться к темам или располагаться в алфавитном порядке. Методическое пособие по самостоятельным работам Самостоятельная   работа   студентов   способствует   развитию самостоятельности,   ответственности   и   организованности,   творческого подхода   к   решению   проблем   учебного   и   профессионального   уровня, формированию   общих   и   профессиональных   компетенций   в   рамках образовательной программы [3]. Цели самостоятельной работы: 22 1. Систематизации и закрепления полученных теоретических знании и практических умений; 2. Углубления и расширения теоретических знаний; 3. Формирования   умений   использовать   нормативную,   правовую, справочную документацию и специальную литературу; 4. Развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой   инициативы,   самостоятельности,   ответственности   и организованности; 5. Формирования   самостоятельности   мышления,   способностей   к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; УМК   дисциплины   будет   являться   эффективным   средством повышения качества учебного процесса, при следующих условиях:   структурирование   учебного   материала   и   технология   отбора основываются на реализации ФГОС СПО;   изложение   учебного   материала   является   логически последовательным;   использование   современных   методов   и   технических   средств   в учебном   процессе,   позволяющих   студентам   глубоко   осваивать учебный материал и получать навыки по его применению;   соответствие   современным   научным   представлениям   в   предметной области;   обеспечение межпредметных связей;   использование   возможности   постоянного   обновления   и   развития УМК.   использование   для   преподавателей   и   обучающихся   является   простым   и доступным.  Вывод. Таким образом, основой структурирования содержания учебно­ методического комплекса является системный подход, при котором данная система (УМК) рассматривается состоящей из элементов с определенными связями между ними[17].  23 Учебно­методический   комплекс   —   дидактический   комплекс   по учебному   предмету   и   средства   методического   обеспечения   как   система нормативных, учебно­методических документов, средств обучения, средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации   образовательного   процесса   в   рамках   времени,   отведенного учебными планами и программами по предмету. Содержание   комплекса   представляет   собой   проект,   в   котором зафиксирована учебно­программная документация, учебная и методическая литература,   набор   средств   обучения,   необходимых   для   полного   и качественного   изучения   всех   узловых   вопросов   программного   материала применительно к каждой теме учебной программы. Основой для разработки учебно­методического комплекса являются государственные   образовательные   стандарты   профессионального образования, учебные программы, определяющие содержание обучения в соответствии   с   требованиями   научно­технического   прогресса   к современному   производству   и   подготовке   квалифицированных специалистов. УМК   относится   к   классу   динамических,   развивающихся, организованных   систем.   Наиболее   существенным   свойством   данной системы   является   ее   информационная   природа,   т.е.   функциональная направленность   на   передачу,   приём   и   хранение   информации   об окружающем мире. 2.Обеспеченность наполнения учебно­методического комплекса по дисциплине «Экология» Традиционные методы обучения в настоящее время, на мой взгляд, не всегда   неэффективны, так как знания получаемые студентами в среднем профессиональном   учебном   заведении   не   делает   будущего   выпускника 24 полноценным   специалистом.   Выпускник   должен   быть   готов   к профессиональной деятельности.  Основные   задачи   профессиональной   деятельности   ­   осмысление, обобщение и систематизация теоретических знаний студентов; овладение содержание   и   структурой   профессионального   деятельности;   развитие профессиональной   культуры;   формирование   творческого   мышления, осознание   собственных   возможностей;   развитие   потребностей   к самообразованию и постоянному самосовершенствованию. Учеными   отмечается,   что   обучение   студентов   мало   связанно   с реальными   задачами,   которые   решают   специалисты   в   профессиональной деятельности. Это проявляется в том, что выпускник, с одной стороны, испытывает дефицит необходимых знаний и умений, а с другой стороны, ощущает невостребованность обществом его как специалиста.  Современная   практика   рыночной   экономики   предъявляет качественно   новые   требования   к   специалистам   выпускаемые   среднем профессиональным учебным заведением. Дисциплина «Экология» является одной из дисциплины, которую проходят все специальности в колледже.   Экология — наука, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов   и   среды,   в   которой   они   обитают,   а   также   последствия взаимодействия   систем   «общество»   и   «природа»,   условия   недопущения либо   нейтрализации   этих   последствий.   Объектами   изучения   экологии являются   живые   организмы,   в   частности   человек,   а   также   системы «общество» и «природа», что выводит экологию  за рамки естественно ­ научной   дисциплины   и   превращает   ее   в   комплексную   социальную дисциплину.          Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества   и   природы   предлагает   пути   восстановления   нарушенного природного   баланса.   Экология,   таким   образом,   становится   одной   из основополагающих   научных   дисциплин   о   взаимоотношениях   природы   и 25 общества,   а   владение   экологическими   знаниями   является   одним   из необходимых   условий   реализации   специалиста   в   любой   будущей профессиональной деятельности.              Основу   содержания   учебной   дисциплины   «Экология»   составляет концепция   устойчивого   развития.   В   соответствии   с   ней   выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности;   взаимодействие   систем   «природа»   и   «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно­ научные и гуманитарные аспекты.                В   профессиональных   образовательных   организациях   учебная дисциплина   «Экология»   изучается   на   базовом   уровне   ФГОС   среднего общего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. Вместе с тем изучение экологии имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.  При   отборе   содержания   учебной   дисциплины   «Экология» использован культурно ­ своеобразный подход, в соответствии с которым обучающиеся   должны   усвоить   знания   и   умения,   необходимые   для формирования   общей   культуры,   определяющей   адекватное   поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.                В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим   компонентом   являются   научные   знания   и   научные   методы познания,  не   только   позволяет  сформировать   у  обучающихся   целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально­ценностное отношение к   изучаемому   материалу,     готовность   к   выбору   действий   определенной 26 направленности,  умение   критически   оценивать   свои  и   чужие   действия   и поступки.                Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Экология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» тесно связано с такими дисциплинами, как химия, биология, физика, география. Освоение   дисциплины   предполагает   выполнение   практических   и лабораторных работ, внеаудиторных самостоятельных работ.  В ходе прохождения учебной программы студенты посещают учебные занятия, участвуют в семинарах, занимаются группами, индивидуально.  Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Экология» ориентировано на достижение результатов: личностных:   устойчивый   интерес   к   истории   и   достижениям   в   области экологии;   готовность   к   продолжению   образования,   повышению квалификации   в   избранной   профессиональной   деятельности,   используя полученные экологические знания;   объективное   осознание   значимости   компетенций   в   области экологии для человека и общества;   умения   проанализировать   техногенные   последствия   для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;   готовность   самостоятельно   добывать   новые   для   себя   сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;  27  умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;   умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;  метапредметных:   овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;   применение   основных   методов   познания   (описания,   наблюдения, эксперимента)   для   изучения   различных   проявлений   антропогенного воздействия,   с   которыми   возникает   необходимость   сталкиваться   в профессиональной сфере;   умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;   умение использовать различные источники для получения сведений экологической   направленности   и   оценивать   ее   достоверность   для достижения поставленных целей и задач;  предметных:   сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,   экологических   связях   в   системе   «человек—общество   — природа»;   сформированность   экологического   мышления   и   способности учитывать   и   оценивать   экологические   последствия   в   разных   сферах деятельности;   владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;  28  владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и   обязанностей   в   области   энерго­   и   ресурсосбережения   в   интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;   сформированность   личностного   отношения   к   экологическим ценностям,   моральной   ответственности   за   экологические   последствия своих действий в окружающей среде;   сформированность   способности   к   выполнению   проектов экологически   ориентированной   социальной   деятельности,   связанных   с экологической   безопасностью   окружающей   среды,   здоровьем   людей   и повышением их экологической культуры.  В результате освоения дисциплины студент  должен: знать/понимать:  экологические термины;  основные экологические проблемы;  принципы охраны природы;  правили поведения в природе;  разделы международной Красной Книги;   формы экологической деятельности; лекарственные растения.      законы, связанные с охраной природы; дисциплины студент должен уметь:   излагать знания своими словами;  перестраивать изложенное;  самостоятельно и творчески применять всю совокупность знаний.  Предпосылками   разработки   учебно­методического   комплекса дисциплины   «Экология»   явилось   сложившаяся   в   настоящее   время экологическая   ситуация   как   мире   так   и   в   нашей   стране,   а   так   же проводимой     политикой   нашего   правительства   о   повышении   значимости экологических вопросов и   экологических   требований предъявляемые к предприятиям.  5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении   в   2017   году   в   Российской   Федерации   Года   экологии.   Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам 29 экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.  В   разработанный   учебно   ­   методический   комплекс   по   дисциплине «Экология» входит: - рабочая программа; - учебный план; - календарно­тематический план; - лекционный материал; - методическое обеспечение практических занятий; - фонд оценочных средств; - контрольно­измерительные средства; - методическое обеспечение самостоятельных работ студентов. Структура содержания общеобразовательной учебной дисциплины  «Экология»  определена   следующими   укрупнёнными   тематическими блоками (разделами):  Введение;  Экология как научная дисциплина;  Среда обитания человека и экологическая безопасность;  Концепция устойчивого развития;   Охрана природы Введение       Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль   экологии   в   формировании   современной   картины   мира   и   в практической   деятельности   людей.   Значение   экологии   в   освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. 1. Экология как научная дисциплина Общая   экология.  Среда   обитания   и   факторы   среды.   Общие закономерности   действия   факторов   среды   на   организм.   Популяция. 30 Экосистема. Биосфера. Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие «загрязнение   среды». региональные   и   глобальные.  Прикладная   экология.  Экологические   проблемы:   Причины   возникновения   глобальных экологических проблем. Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы.  Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.  Решение   экологических   задач, лабораторная работа «Определение содержания углекислого газа в аудитории».  Практическое   занятие 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность Среда   обитания   человека.  Окружающая   человека   среда   и   ее компоненты.   Естественная   и   искусственная   среды   обитания   человека. Социальная среда. Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической   безопасности.   Шум   и   вибрация   в   городских   условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.  Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к   организации   строительства   в   городе.   Материалы,   используемые   в строительстве   жилых   домов   и   нежилых   помещений.   Их   экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.  Сельская среда.  Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.  Демонстрация. Схема агроэкосистемы.  Практическое   занятие  «Гигиеническая   оценка   классной   комнаты», «Определение демографической емкости района». Концепция устойчивого развития 2. Возникновение   концепции   устойчивого   развития.  Возникновение  и   «устойчивое   развитие». экологических   понятий   «устойчивость» «Устойчивость и развитие».  Способы   решения   экологических   проблем   в рамках концепции «Устойчивость и развитие».   Экологические след и индекс 31 человеческого развития.  Демонстрации  Использование ресурсов и развитие человеческого   потенциала.  Индекс   «живой   планеты».   Экологический   след. Практическое   занятие  «Выявление   признаков   загрязнения   биосферы» «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок» 4. Охрана природы   Природоохранная   деятельность.  История   охраны   природы   в России.  Типы организаций, способствующих охране природы.  Заповедники, заказники,   национальные  парки,   памятники   природы.  Особо   охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.            Природные  ресурсы  и их охрана.  Природно­территориальные аспекты экологических проблем.  Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).  Демонстрации. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России.  Практическое   занятие­  «Расчетная   оценка   количества   выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта» Изучение ФЗ «Об охране окружающей   среды»,   «О   санитарно­эпидемиологическом   благополучии населения» Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов  Основные   экологические   требования   к   компонентам   окружающей человека среды.  Демография и проблемы экологии.  Природные ресурсы, используемые человеком.   Возможные способы решения глобальных экологических проблем.  Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов Подготовить  сообщение:  Дороги и дорожное строительство в городе.  32  Экологические требования к дорожному строительству в городе.  Причины возникновения экологических проблем в сельской  местности.  Глобальные экологические проблемы и способы их решения.   Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в  городе, способы их утилизации.   Современные требования к экологической безопасности продуктов  питания   История охраны природы в России.  Заповедники, заказники,  памятники природы. Вывод.   «Учебно­методический   комплекс»   —   это   определенная совокупность   учебно­методических   документов,   представляет   собой компоненты   проекта   процесса   подготовки   специалиста,   который реализуется   в   образовательном   процессе.   Создание   таких   компонентов проекта позволяет выбирать наиболее эффективные пути достижения целей подготовки специалистов среднего профессионального образования.  Применение разработанного УМК позволяет пробудить устойчивый интерес к предмету, выработать четкие мировоззренческие и нравственные основы,   реально   улучшить   качество   подготовки   выпускников   по специальностям   среднего   профессионального   образования.  Грамотно составленное   учебно­методический   комплекс   по   дисциплине   «Экология» позволило     не   только   вооружить   знаниями   и   умениями   студентов,   но создать условия для их самообразования.  2.1 Возможности повышения качества изучения дисциплины «Экология»   через   методическое   обеспечение   дифференциации   и индивидуализации обучения Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед   преподавателем,   это   вопросы   о   том,   как   дифференцировать обучающихся,   по   каким   критериям   выделять   их   особенности,   каким образом   определять   тот   начальный,   стартовый   уровень   развития,   от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также 33 какие направления в работе с определенными учениками будут наиболее важны.  Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух учеников, обладающих   одинаковым   набором   способностей,   умений,   поведенческих реакций и т. д. В каждом группе учатся студенты разные по своему уровню развития,   и   по   своему   отношению   к   предмету.   Есть   студенты,   которые отстают в умственном развитии от своих сверстников, которые отличаются внимательностью на уроках, кто пропускает большое количество уроков по болезни,  а  есть   и   те,  которые   мгновенно   схватывают   материал.  Многим обучение   нужно   потому,   что   их   заставляют   родители     и   потому   такие ученики   ограничиваются   обязательным   уровнем   подготовки,   так называемым "стандартом”. Другие, в соответствии со своими склонностями и способностями, достигают более высоких результатов. Основная   задача   дифференцированной   организации   учебной деятельности   —   раскрыть   индивидуальность,   помочь   ей   развиться, устояться,   проявиться,   обрести   избирательность   и   устойчивость   к социальным   воздействиям.   Дифференцированное   обучение   сводится   к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Дифференцированный   подход   в   обучении   и   воспитании   ­   один   из способов   решения   педагогических   задач   с   учётом   социально­ психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Для результативного осуществления дифференцированного обучения необходимо выполнять следующие условия: ­ обучающим должны быть известны уровни усвоения материала; 34 ­ задания для выполнения должны быть одинаковые по объему, но различные по сложности. Определила для   себя следующие способы дифференциации:   содержание   задания   одинаково   для   всей   группы,   но   для   сильных учеников время на выполнение работы уменьшается; содержание   задания   одинаково   для   всего   класса,   но   для   сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные; задание   общее   для   всего   класса,   а   для   слабых   учеников   дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.); используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников; предоставляется   самостоятельный   выбор   учениками   одного   из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала. Разноуровневые тесты       Обучающиеся   должны   последовательно   продвигаться   по   уровням: обязательная часть – базовый уровень, дополнительные сведения – средний и   высокий   уровни.   К   тем   обучающимся,   которые   не   усвоили   базисный уровень, не предъявляются требования повышенного уровня.    Кроме того, на уроке должен создаваться  положительный настрой на учебную деятельность. Для этого возможны стимулирующие действия:  использование творческих заданий;  поощрение   использования   различных   способов   решения,   а   не одного;  оценивание не только ответа, но и самого процесса выполнения задания (логичность рассуждения, план действий); 35  разъяснение   критериев   для   выставления   оценки   (правильность, самостоятельность и т. д.);  подробное   объяснение   домашнего   задания,   уделение   внимания последовательности его выполнения.     Разноуровневая дифференциация может применяться на различных этапах урока: при изучении нового материала, контроле знаний, проверке усвоения материала, выборе домашнего задания.     При изложении нового материала акцентирую внимание на базовом уровне. Следующий  этап – закрепление – предполагаю самостоятельную работу   учеников.   На   этом   этапе   важно   отследить   уровень   усвоения материала учащимися, выполняющими дифференцированные задания.       На   следующем   –   повышенном   –   уровне   внимание   уделяется заданиям   творческого   плана   (кроссворды,   загадки,   ребусы),   которые создают   более   полную   картину   полученных   знаний,   дополняет   ранее изученное,   помогают   систематизировать   и   обобщать   материал. Предполагаю самостоятельное выполнение заданий.       На   уроке   закрепления   и   обобщения   ученики   самостоятельно выбирают   задания,   соответствующие   их   уровню   усвоения   учебного материала.        Разноуровневые   задания   должны   соответствовать   критериям выбранного уровня, быть доступными, посильными, ориентированными на базисный стандарт.        Дифференциация по уровню знаний предполагает различные виды заданий. Например: 1 уровень на «3» ­  Какое количество планктона (в кг) необходимо, чтобы в водоёме выросла щука массой 8 кг? 2 уровень на «4» ­  Вес каждого из двух новорожденных детенышей летучей мыши составляет 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком 36 вес   каждого   из   них   достигает   4,5   г.   Какую   массу   насекомых   должна потребить   самка   за   это   время,   чтобы   выкормить   свое   потомство.   Чему равна   масса   растений,   сохраняющаяся   за   счет   истребления   самкой растительноядных насекомых?  3 уровень на «5» ­ 1м2 площади экосистемы дает 800 г сухой биомассы за год. Построить цепь питания (4 трофических уровня) и определить, сколько гектаров необходимо, чтобы прокормить человека массой 70 кг (из них 63% составляет вода). Задача повышенной сложности. Вычислить   возможность   существования   в   озере   Лох­Несс плезиозавра, причем не одного, а целой семьи, так как для сохранения вида необходима репродукция. Допустим, что общая масса семьи плезиозавров­ 100 тонн (5­7 особей, 40% сухое вещество). Общая площадь озера Лох­ Несс­   (57000   км2).   Цепь   питания:   фитопланктон   –рыбы   –   семья плезиозавров. Вычислить, какая площадь акватории озера необходима, чтоб прокормить этих животных, когда известно, что биомасса фитопланктона – 500г/м2 сухой массы. При   проведение   лабораторных   работ   по   экологии   я   привлекаю студентов   к   научно­исследовательской   деятельности.   При   практической реализации исследовательского подхода в обучении использую  проблемное обучение, метод проектов, элементы учебного исследования, опережающее обучение. Виды уроков: урок ­ исследование, урок ­ творческий отчет, урок ­ экскурсия (заочная), урок ­ проект, урок ­ конкурс исследовательских работ. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Данная форма вовлечения студентов позволяет активизировать поисковую деятельность, развивать  творческое мышление, а также получать навыки взаимодействия в группе. Помимо этого, студенты могут   оценить работу 37 других   подгрупп,   а   потому   так   или   иначе   все   студенты   включаются   в изучение не только своей выбранной темы, но и тем своих  сокурсников. Именно   практические   работы   позволяют   перевести   экологические понятия   на   уровень   личностно   значимых.   В   процессе   аудиторного   и самостоятельного выполнения творческих заданий, решения мини­задач по экологии и природопользованию студенту необходимо обращаться к новым информационным ресурсам, развивать навыки и умения работать в группе, обсуждать,   отстаивать   и   корректировать   свою   точку   зрения,   находить компромиссные   решения,   необходимые   для   выработки   практических рекомендаций   по   улучшению   экологического   состояния   изучаемого объекта. Вывод. Согласно требованиям ФГОС деятельность учителя в новых условиях   требует   от   него   высокой   профессиональной   компетентности, позволяющей   «увидеть»   всю   совокупность   учебно­познавательных «инструментов»   каждого   ученика   (каковы   внутренние   ресурсы   –   знаю, умею, могу, хочу; насколько они развиты) и результативно использовать эти знания в проектировании учебного процесса.  Современный  учитель   обязан   проектировать   индивидуальные траектории развития обучающихся, то есть обучать не всех, но каждого. Учитель должен всегда знать,  кому, когда и зачем он нужен, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику.  А для   этого   он   должен   иметь   разнообразные   и   хорошо   организованные ресурсы обучения.           38 Заключение В современном обществе ни одно социальное явление не может быть рассмотрено   без   соотнесения   его   с   природными   условиями   в   плане позитивного   или   негативного   воздействия   на   них.   Состояние   природной среды   всецело   зависит   от   деятельности   человека,   а,   следовательно,   от уровня культуры и нравственности. Возрастающие   потребности   общества   в   биологических   ресурсах послужили стремительному обострению экологической обстановки. Веками отношение   человека   к   природе   складывалось   не   только   с   эстетической, нравственной стороны, но и с сугубо практической. 39 В   Законе   Российской   федерации   «Об   охране   окружающей   среды» содержится   специальная   статья   74   «Обязательность   преподавания экологических   знаний   в   учебных   заведениях»,   в   которой   сказано,   что овладение   минимумом   экологических   знаний,   необходимых   для формирования   экологической   культуры,   обеспечивается   обязательным преподаванием   основ   экологии   в   соответствии   с   профилем   подготовки инженера. Основными   принципами   экологического   образования   и   воспитания являются:   ­   непрерывность,   последовательность,   связь   с   практикой;   ­ единство общего, профессионального и экологического образования; ­ учет национальных   интересов,   региональных   особенностей,   использование традиционной   культуры   природопользования   и   охраны   природы;   ­ гуманизация,   развитие   социально­активной   личности,   экологического сознания, мышления, культуры. Одной из задач экологического образования является формирование у   будущих   специалистов   современного   экологического   мировоззрения, развивающего   способность   осуществлять   свою   профессиональную деятельность   в   соответствии   с   возможностями   природы,   исходя   из принципа «не навреди». Сегодня   система   экологического   образования   строится   внутри действующей   системы   образования,   являясь   ее   важной   составляющей. Экология   стала   интегральной   наукой,   связанной   почти   со   всеми естественными   и   техническими   дисциплинами   и   преподается   в   том   или ином объеме во всех учебных заведениях. В   настоящее   время   в   России   сложилась   система   непрерывного экологического   образования,   вышли   хорошие   пособия,   разработаны принципы, методы и формы экологического образования. Но, к сожалению, экологическое   образование   часто   носит   чисто   ознакомительный, необязательный   характер,   поэтому,   прослушав   курсы   экологической 40 направленности, сдав зачеты или экзамены, студенты успешно их забывают. Для   качественного   и   наиболее   разностороннего   рассмотрения вопросов   экологии   в   рамках   изучения   курса   необходимо   обладать соответствующей материальной и методической базой. Для   решения   данной   проблемы   и   были   поставлены   задачи   по созданию учебно методического комплекса по дисциплине «Экология».  Таким   образом,   цель   дисциплины   и   разработанного   программно­ методического   комплекса   ­   овладение   знаниями   в   области   экологии, формирование   умений,   навыков   для   осознанного   применения   их   при решении различных практико­ориентированных задач, включая применение их в профессиональной деятельности. Задачами   программно­методического   комплекса   является   ­ формирование   базовых   понятий,   необходимых   для   восприятия   и осмысления   дисциплины   «Экология»,   базовых   знаний,   необходимых   для осмысления будущей профессии. Материал дисциплины «Экология» изучается студентами на основе лекций,   рекомендованной   литературы,   учебных   методических   пособий   и усваивается   при   выполнении   лабораторных   и   практических   работ. Проверка   качества   освоения   материала   по   дисциплине   предполагается осуществлять   через   проведение   планируемых   мероприятий,   разных   по форме   и   объему,   позволяющий   в   течение   семестра   определить   уровень освоения практического и теоретического материала. Программно   методический   комплекс   по   дисциплине   «Экология» ориентируется   на   принципы   фундаментальности.   Содержательное наполнение дисциплины обусловлено общими задачами профессиональной подготовки   зависимости   от   профессии,   специальностей   получаемых студентами. Для   радикального   повышения   качества   и   результативности образовательного   процесса   содержание   учебно­методического   комплекса 41 учебной   дисциплины   «Экология»   необходимо   целенаправленно совершенствовать   по   всем   трем   его   составным   компонентом,   включая нормативную и учебно­методическую документацию, средства обучения и средства контроля.  Таким   образом,   в   ходе   выполнения   данной   выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:  Изучены  основные   требования   к   учебно­методическому обеспечению   образовательной   деятельности   будущих выпускников СПО.  Проанализирована   обеспеченность   наполнения   учебно­ методического комплекса по дисциплине «Экология».  Теоретически   обоснованы   возможности   повышения   качества изучения   дисциплины   «Экология»   через   методическое обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения. Практическая   значимость   исследования   заключается   в   том,   что разработанный программно­методический комплекс может быть внедрен в процесс обучения для разных профессий и специальностей на базе среднего профессионального образования. Список использованных источников 1. Абдулова  Л.  Ш.  Формирование  исследовательской   компетентности студентов колледжа на основе синергетического подхода [Текст]: // URL: http://www.dissercat.com/  2. Алимова   Т.М.   О   задачах   по   развитию   системы   среднего профессионального образования [Текст]: // Профессиональное образование Якутии. ­2015  ­ №2(28)­ С 9­12 42 3. Волкова   Л.Н.   Самостоятельная   работа   студентов   как   средство активизации   их   познавательной   Профессиональное образование Якутии. – 2015 ­  №2(28)­ С59­60   деятельности  [Текст]:    // 4. Глушко   Д.А.     Новые   стратегические   ориентиры   –   новый   вектор развития  [Текст]:  //   Профессиональное   образование   Якутии.   ­2015   ­ №2(28)­ С 96­98 5. Горшунов А.П. Организация системы контроля качества образования при   реализации   ФГОС   в   учреждении   среднего   профессионального образования  [Текст]/  Анатолий.  Горшунов//  Научные   исследования   в образовании­2011­№4­ С.1­6 6. Зуев, А.М. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст]  /   А.М.   Зуев   //   Открытый   урок:   методики,   сценарии   и   примеры: журнал. ­ 2014. ­  №2. ­  С. 14­22. 7. Ибрагимов, Г.И. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики   профессиональной   школы   [Текст]   /   Г.И.   Ибрагимов   // Педагогика : журнал. ­ 2014. ­ №8. ­  С. 3­12. 8. Искакова   М.О.   Исследовательская   деятельность   студенотов   как средство развития экологического сознания обучающихся. [Текст]: // URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fxn­­c1arjr.xn­­p1ai%2Fwp­ content%2Fuploads%2F2016%2F10%2FSbornik­statey.pdf&name=Sbornik­ statey.pdf&lang=ru&c=589b1d93abca 9. Кунькова   Н.Г.   Моделирование   системы   управления   современным колледжем [Текст]/ Научные исследования в образовании.­ 2010­ №2 С.59­ 63. 10. Кульневич   С.В.,   Лакоценина   Т.П.   Анализ   современного   урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. [Текст]/ Издание 2­е, дополненное   и   переработанное   –   Ростов   –на   Дону:   Издательство «Учитель», 2013.­ 224с. 43 11. Кредова Д.А. Использование эвристинического метода в творческом развитии   личности   обучающегося  [Текст]   /Научные   исследования   в образовании­2010­№4­С.24а­27  12. Куторго   Н.А.  Модульно­компетентностная   технология   реализации стандарта СПО в колледже  [Текст]:  дис… на соискание ученой степени канн. пед. наук/ Куторго Наталья Анатольевна. М., 2014­С.31 . 13.   Куторго,   Н.   А.  Мониторинг   создания   внедрения     инновационных учебно­методических   комплексов    укрупненного  колледжа  [Текст] /Л.А. Артемьева,   А.С.   Бурмистрова,   Н.А.   Куторго   //   Профессиональное образование. Столица ­2010­№4,.­ С. 12.  14. Куторго,   Н.   А.   Учебно­методические   комплексы:     «учебный предмет/дисциплина»,   «учебная   программа   дисциплины»   (состав   и технология создания). [Текст] / Л.А. Артемьева, Н.А. Куторго. – М.: НП «АПО», 2009. – 45 с.  15. Леонтьева   Т.И.,   Ноздрачева   Т.М.,   Добровольская   Т.А.  К  вопросу оценки   качества   профессионального   образования  [Текст]/  Научные исследования в образовании.­2010.­№4.­С.28­31. 16. Мелюхина   Л.   В.   Научно­практическая   конференция   как   вид самостоятельной и учебно­исследовательской работы студентов. [Текст]: // URL:https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fpgppk.perm.ru %2Fdoc%2FMR %2FSbornik2013.PDF&name=Sbornik2013.PDF&lang=ru&c=589b0f6c8c80 17. Ноздрачева   Т.М.   Интерактивные   методы   обучения   в   реализации компетентносного   Юго­западного государственного университета. Серия: лингвистика и педагогика.­  2012­  [Текст]/Известия   подхода №2­С.244­247 18. Попкова   О.С.   Инновационные   педагогические   технологии   в   СПО [Текст]// Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015 ­ №1(3) – С 90­91. 44 19. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. N 03­339   "О   методике   оценки   уровня   квалификации   педагогических работников"[Текст]://URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070   Рукис   Е.Н.   Методические   рекомендации   по   разработке   и [Текст]:   //   URL:   http:// 066/#review. 20. составлению   поурочного   планирования  www.openclass.ru/node/321691  21. Скворцов П. М. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины   «Экология»   для   профессиональных   образовательных организаций [Текст]:  примерная программа для СПО / П. М. Скворцов, Е. В. Титов, Е. В. Колесова, Я. В. Скворцова. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 13 с. 22. Силаева Н.Ю. Реферат правила написания и оценивания  [Текст]: // URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/prevu?razdel=srednee_prof&p=1 23. Тяглова Е.В.Дидактические условия становления мировоззренческой позиции   учащихся   в   процессе   исследовательской   деятельности   [Текст]: дис… канд. пед. наук / Тяглова Елена Викторовна. — Волгоград., 2002. — 158с. 24. Фадеева   Т.Н. организации    Методические   рекомендации   для   студентов   по   URL: самостоятельной   работы  [Текст]:   // https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fmggu­sh.ru%2Fsites %2Fdefault%2Ffiles %2Fmetod.rekom_._sam.rab_.dlya_studentov.doc&name=metod.rekom_._sam.r ab_.dlya_studentov.doc&lang=ru&c=589b166b164b 25. Шутенко А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий [Текст]: // URL: http://pedsovet.su/publ/26­1­0­841. 45

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология

Разработка учебно-методического обеспечения учебного курса по дисциплине «Экология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017