Разработка урока по окружающему миру для 1 класса на тему" Богата природа России",урок разработан в соответствии ФГОС.Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся строить сообщения в устной форме о разнообразии и богатствах природы России – леса, реки, горы; ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с разнообразием и богатствами природы России – леса, реки, горы; уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Оборудование: карта в учебнике; фотографии и загадки про животных; кроссворд «Звери и птицы»; фотографии луговых цветов; схемы «Леса России»; Красная книга России; карточки «Чьи семена», «Чьи шишки».
Богата природа России.docx
БОГАТА ПРИРОДА РОССИИ
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
создать условия для
ознакомления с разнообразием и богатством природы России, с
представителями животного мира и местом их обитания на территории нашей
страны; способствовать развитию умений ориентироваться по карте,
определять значение цветов, символов (знаков).
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные:
н а у ч а т с я строить сообщения в устной форме о
разнообразии и богатствах природы России – леса, реки, горы;
ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков);
рассматривать представителей животного мира и места их обитания на
территории нашей страны.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Р е г у л я т и в н ы е : прогнозирование – предвосхищать результат; оценка –
владеть способами самооценки выполнения действия,
адекватно
воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей.
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – осознанно и произвольно строить
сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с разнообразием и
богатствами природы России – леса, реки, горы; уметь ориентироваться по
карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей
животного мира и места их обитания на территории нашей страны.
К о м м у н и к а т и в н ы е :
– адекватно
оценивать своё поведение и поведение окружающих, прогнозировать
возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.
управление коммуникацией
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к
природному миру, готовность следовать нормам природоохранного
поведения.
О б о р у д о в а н и е : карта в учебнике; фотографии и загадки про
животных; кроссворд «Звери и птицы»; фотографии луговых цветов; схемы
«Леса России»; Красная книга России; карточки «Чьи семена», «Чьи шишки». Х о д у р о к а
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– Животный мир России по видовому составу богаче растительного. В
России обитает до 130 тысяч видов животных (из них 90 тысяч видов
насекомых) и всего 18 тысяч видов высших растений. Состав и облик
животного мира зависит от климата (температура, влажность), рельефа,
геологической истории развития территории.
Сегодня мы с вами познакомимся с растительным и животным миром
России.
II. Изучение нового материала.
– Рассмотрите карту в учебнике. Отгадайте загадку. Покажите на карте,
где обитает это животное.
Учитель загадывает загадки, демонстрирует фотографии животных и
рассказывает о каждом животном.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц.)
– Заяц – небольшое лесное животное, грызун. Распространен по всей
Европе, Малой Азии и Восточной Африке, а также в Австралии и
Америке. Обитает в основном в лесных зонах, избегает открытых мест (лугов,
полей). Окраска меха зависит от времени года. Летом заяц серый, а зимой он
белеет (за исключением кончиков ушей). Уши у него длинные, что
свидетельствует о хорошем слухе. Длинные задние ноги позволяют ему делать
большие прыжки и убегать от преследования. Днём заяц спит, затаившись
среди травы, а по ночам выходит кормиться. Питается он сочными частями
травянистых растений, корой деревьев и, конечно же, не откажется от
капусты.
* * *
Зверь клыкастый,
Вместо ног – ласты.
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится.
(Морж.)
– Морж – крупное ластоногое млекопитающее, которое распространено
по побережью мелководных морей Северного Ледовитого океана. Длина его
тела 3–4 м, масса – около 1,5 т. Толстая кожа этого животного покрыта
редкими жёсткими волосами рыжеватого цвета. Вместо ног – ласты. Самой характерной особенностью моржа являются мощные бивни, выступающие
вперёд на полметра и более. Питается он различными морскими червями,
рачками и моллюсками. Морж занесён в Красную книгу России как
охраняемый вид.
* * *
В лесу на ветке она сидит,
Одно «куку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Куку» слышно то там, то тут,
Как птицу эту зовут?
(Кукушка.)
– Не все птицы сами выкармливают своих птенцов. Есть птицы,
подкидывающие птенцов в гнёзда других птиц. Такова кукушка. У её птенцов
более полутора сотен родителей. Чаще всего такими приёмными родителями
являются пеночки, коньки, трясогузки, зарянки, славки, камышовки. Вес
кукушки 100 г, а её яйца не больше воробьиных – весят всего около 3 г.
Птички – воспитатели кукушат раз в 10 меньше кукушки. Четырепять своих
яиц кукушка откладывает в течение месяца с лишним (через 6–8 дней по
яйцу). Яйца кукушки по величине и цвету обычно сходны с яйцами мелких
птичек, в гнезда которых она их подкидывает. Кукушка или сразу
откладывает туда свои яйца, или приносит их в клюве и раскладывает по
одному в каждое гнездо, предварительно удалив из него одно чужое
(нелишняя предусмотрительность).
Кукушкесамке в этом деле иногда помогает самец. Садясь гденибудь
вблизи гнезда птичек, он своим присутствием отвлекает их внимание. Они с
писком кружатся около него, стараясь прогнать, а тем временем самка
подбрасывает яйца в их гнёзда, и таким образом птички оказываются
обманутыми.
* * *
Огромная кошка по лесу скачет,
На ушках кисточки не прячет,
Ей не скажешь слова «брысь»,
Потому что это … (рысь).
– Рысь – хищная лесная кошка довольно крупных размеров, с гибким
телом и коротким хвостом. На ушах её – кисточки. Пятнистость шерсти
делает рысь незаметной среди растительности леса.
Рацион питания её огромен: зайцы, птицы, мелкие и крупные грызуны,
молодые кабаны, лани, косули и даже лоси и олени.
Рысь занесена в Красную книгу. * * *
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
(Белка.)
– Белка – маленький лесной зверёк, живущий в тайге, а также в
смешанных и широколистных лесах. Это проворное, симпатичное создание с
остренькой мордочкой, цепкими лапками и длинным пушистым хвостом
устраивает своё гнездо на деревьях и очень искусно защищает его от ветра,
снега и холода. Окраска шерсти этих зверьков зависит от сезона года. Летом
белка рыжая, а зимой – светлосерая. Она обладает зорким зрением, острым
чутьём, необычайной подвижностью. С быстротой молнии перелетает она с
ветки на ветку. Но, несмотря на это, у белки много врагов, в том числе и
человек. Питается она орехами, желудями, почками и плодами деревьев.
* * *
Возле скал под ветром влажным,
Кто, скажите, из зверей
На своих песчаных пляжах
Загорает у морей?
(Морской котик.)
– Морской котик живёт в холодных и умеренных морях, где часто
совершает дальние плавания. Тело у животного вытянутое, обтекаемое, как у
всех ластоногих, голова относительно маленькая, зубы острые и служат для
ловли добычи, ушные отверстия при погружении в воду закрываются.
Конечности морского котика превращены в ласты. Хвост короткий. Питается
он рыбой, ракообразными и моллюсками.
* * *
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.
(Олень.)
– Пятнистый олень распространен в умеренной климатической зоне
Европы и ЮгоВосточной Азии. Длина его тела около 150 см, высота – около
100 см. Летняя окраска этого замечательного животного – каштановая с
белыми пятнами, зимой же пятнистый олень сероватобурый. На заду –
большое белое пятно. Рога у него тонкие, с «разломом» под тупым углом. В
отличие от других оленей ведет дневной образ жизни.
Пятнистого оленя разводят для производства укрепляющего медицинского
препарата, получаемого из рогов молодых оленей. * * *
– Северный олень живёт только в очень холодном климате. Бывает
ручным и диким. Растущая на его теле шерсть летом короткая, тёмносерого
цвета, а зимой – длинная белая. Голова с ветвистыми рогами низко наклонена.
Осенью олень сбрасывает рога и до весны остаётся без них. На каждом роге у
оленя во второй год вырастают две «ветки», в третий – три и так далее.
Плоские широкие копыта позволяют оленю бегать по снегу не проваливаясь.
Главную пищу оленя составляют мхи и разного рода лишайники. Оленье
молоко необыкновенно жирное и содержит очень много масла, но так как оно
не очень вкусное, то из молока чаще приготовляют сыр. Мясо оленей очень
приятно на вкус. Из рогов коренные жители Севера делают ножи, ложки и
иглы. Кожа с шерстью идёт на изготовление одежды.
* * *
Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка.
(Суслик.)
– Суслик – млекопитающее из отряда грызунов. В России обитает около 10
видов сусликов. Длина тела до 40 см, хвоста – менее 1/2 длины тела.
Отдельные виды – с пышными хвостами, большинство бесхвостые.
Обыкновенный суслик, из европейских видов, величиной с белку; это
симпатичные животные с вытянутой головкой, спрятанными в меху ушами,
коротким хвостом. На передних лапах по 4 пальца и бородавка вместо пятого,
на задних – по 5 пальцев. Хвост имеет вид короткого обрубка около 3 см
длиной. Суслики обладают большими защечными мешками, в которых
переносят зерно. На воле живут в глубоких норах (которые используют один
сезон) на межах полей, лугах, пастбищах. Перед норами сусликов
возвышаются плоские холмики из земли, песка или щебня. Эти бугорки –
сусликовины – хорошо заметны не только в степи, но и среди горных лугов, и
являются лучшим указателем мест обитания этих грызунов. Суслики –
дневные животные, заметные и весьма интересные для наблюдений за ними на
воле весной или летом; степной суслик редко уходит далеко от норы. * * *
Веток хруст в лесу то тут, то там.
Это ищет жёлуди ... (кабан).
– Кабан, или дикая свинья, – ближайший родственник домашней свиньи.
Распространён в умеренной и жаркой зоне Евразии, а также в Северной
Африке. Живёт в лесах и в местностях, поросших кустарником. Взрослый
кабан достигает в длину 170 см, высота его до 90 см, вес – от 200 до 300 кг.
Окраска густой щетины изменяется от чернобурой до сероватожелтой.
Пища кабана очень разнообразна. Он ест и растения, и охотится на небольших
животных.
* * *
Корольков, синиц приятель –
На стволе хозяин дятел.
Барабанит в мерзлый ствол:
«Эй, компания, – за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок –
Клад разведан под корой.
Открывайте пир горой!»
– Дятел – знаменитый барабанщик лесных массивов. Он пёстрый, только
на голове у него яркие красные пёрышки. Клюв прямой и сильный. Крепкий
хвост, опущенный вниз, помогает птице ловко лазить по стволам деревьев.
Тонкий язык, покрытый липкой слюной, служит для ловли насекомых и
червей, которыми дятел питается. А зимой в пищу идут сосновые и еловые
шишки. Дятла называют санитаром леса, так как он освобождает больные
деревья от вредителей.
* * *
Петь люблю рассветной тишью,
И влюблен я в песнь свою
Так, что ничего не слышу,
Когда только запою.
(Глухарь.)
– В хвойных и лиственных лесах живут рябчики, тетерева, глухари,
которые относятся к отряду куриных. Глухарь – самая крупная лесная
промысловая птица, коренной житель лесов Сибири, Урала, Верхнего и
Нижнего Поволжья. Весной, в марте, начинаются глухариные тока. В мае
глухарка устраивает себе незатейливое гнездо, которое помещается прямо на
земле, под кустом или под стволом поваленного дерева. В неглубокую ямку,
слегка выложенную стебельками и листьями трав, глухарка кладет от 6 до 9
яиц, редко больше. Яйца глухарки несколько крупнее куриных. Все заботы по
устройству гнезда, насиживанию яиц и воспитанию птенцов падают, как и у всех птиц этого типа, исключительно на самку. Много ума, природной
хитрости и самоотверженности нужно проявить глухарке, чтобы вырастить
глухарят и спасти их от многочисленных врагов: лисиц, хорьков, куниц,
ястребов. Пища глухарей довольно разнообразна. Весной они кормятся
распускающимися почками, свежей зеленью и сохранившимися под снегом
ягодами: рябиной, калиной и т. д. Летом, кроме насекомых, их личинок и
куколок, муравьиных яиц, глухари охотно и помногу едят различные ягоды:
землянику, ежевику, дикую вишню. Зимой основным их кормом является хвоя
сосны. Хвоя довольно питательна и, кроме того, помогает глухарям
избавиться от многих внутренних паразитов.
* * *
Чтоб здоровье было лучше,
Пух роняя в сосняке,
Кувыркаюсь я на сучьях,
Как гимнаст на турнике.
(Тетерев.)
– Тетеревиные птицы научились использовать снежный покров,
устраивая в нём подснежные убежищакамеры, а в качестве главного
источника корма довольствоваться древеснокустарниковой растительностью
(концевыми побегами, почками, серёжками, хвоей). Температура воздуха в
подснежной камере ниже 0 °С, а если она поднимается выше, то птица
проделывает в потолке камеры вентиляционное отверстие. В теплое время
года главным кормом становятся молодая зелень, цветы трав
и кустарников, а осенью почти все тетеревиные птицы переходят на ягодный
корм. Насекомых используют мало, но чем дальше к югу, тем больше
насекомых поедается в летние месяцы, особенно птенцами.
* * *
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь.)
– Бурый медведь – самый большой и сильный зверь северных лесов. У
него тёплая, мохнатая шуба бурого цвета. С виду медведь неуклюж, хотя в
действительности очень подвижен и ловок: может быстро бегать, прыгать,
влезать на деревья и переплывать небольшие речки. Бурый медведь всеяден.
Он питается растительной и животной пищей и большой охотник до сладкого
мёда. Бурый медведь занесён в Красную книгу. * * *
В океане тёмносинем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Он дрейфует не дрожа.
(Белый медведь.)
– Белый медведь – самый крупный хищник в мире. Обитает по берегам
северных полярных морей. Шуба его желтоватобелого цвета. Он силён и
кровожаден, отличный пловец и часто, отдавшись на волю морских течений,
дрейфует на льдинах в поисках пищи. Питается белый медведь в основном
рыбой и тюленями. Белый гигант занесён в Красную книгу.
* * *
Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я по Северу кочую
В тёплой шубе голубой.
(Песец.)
– Песец – промысловое пушное животное, которое иногда называют
полярной лисицей. По размеру он немного меньше настоящей лисы,
распространён по всей тундре. Песцы бывают двух окрасок: белые и голубые,
точнее тёмные. Белый песец становится белым только зимой, голубой же и
зимой и летом сплошь тёмный. Песцы питаются в основном грызунами, а
также поедают яйца, птенцов и даже взрослых птиц. У морских побережий
они лакомятся моллюсками, крабами и морскими ежами.
– А теперь давайте решим кроссворд «Звери и птицы». В этих клеточках
спрятано 11 названий зверей и птиц. Вам нужно их найти, а из оставшихся
букв сложить название вымершего животного. Слова могут изгибаться под
прямым углом.
З
Е
З К У
С
Т И Г
Г А Л Е М Р
П А Р
Е Л О
Ь
У Н Д А Е
Т К О Р К Р
Р О П
Х А К Ё А О К Й А
О М Я Л В Л А К Т
Р А Ф О И Д А Л
Т
Ж И Г
Е
Р К Я Т
З
О т в е т : тигр, панда, утка, хомяк, жираф, газель, орёл, кролик,
землеройка, куропатка, дятел. Из оставшихся букв получаем слово стегозавр.
– Рассмотрите схему «Леса России».
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в
тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья,
которые не очень требовательны к теплу, – хвойные. У хвойных деревьев
листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Хвойные – высокие деревья с
мощными корнями. В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая
сосна.
Учитель показывает изображения деревьев, фотографии хвойного
леса.
Ель – всем знакомая новогодняя ёлка. У ели хвоинки короткие,
грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки
имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу всегда
темно и влажно.
Сосна – это самое светолюбивое хвойное дерево. Ствол прямой, кора
жёлтооранжевого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. Шишка имеет
округлую форму. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветры.
Одного только боится сосна – тени, поэтому сосновые леса светлые и сухие.
Сосна очищает лес от вредных бактерий. Хвоя богата витамином С. Сосна –
это дерево здоровья!
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными
деревьями растут берёзы, осины, ольха.
Учитель показывает фотографии смешанного леса, отдельных
деревьев.
– Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев средней полосы
некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, не расцветают по весне
каштаны, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса
славятся липой, благоухающей по весне, клёном, радующим своим ярким
убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю
готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И конечно же... берёзой.
Издавна это дерево считается символом России.
Берёза – единственное в нашей стране дерево с белой корой. Не погибнет
и в слишком влажном, и в слишком сухом месте. Боится только затенения. Берёза – символ нашей Родины, олицетворение прекрасной, светлой,
великой русской земли!
Деревьев разных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней берёзки нашей?..
Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей
берёзкой. Берёзы... Берёзы... Они давно бескорыстно и надежно дружат с
людьми. В глубокой древности они пришли к нам в жилище, в далёкие
времена были для нас источником света и тепла.
Древние славяне почитали берёзу священным деревом, олицетворяющим
свет, чистоту, женственность. В христианские времена берёза была связана с
весенними церковными праздниками. С приходом тёплых дней, в воскресенье
на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица. Накануне праздника в
лесу рубили молодые берёзовые ветки, собирали траву, чтобы на Троицу – в
воскресенье – украсить ими дом и церковь. Берёзовыми ветками украшали
горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.
Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение –
пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную берёзку.
Завязывали на её ветвях ленточки, кланялись ей и просили выполнить их
желания.
Нынче праздник Троица. Стройная берёза,
Пусть дождем умоется, пусть прольются грозы.
Коль на ветку тонкую ленту повязать,
То берёза ломкая счастье может дать.
Из веточек берёзовых мы заплетём венок.
Корою белорозовой украсим кузовок.
Деревце заветное нам на праздник этот
Скажет: «Вас волшебное ожидает лето!»
Светлая ты Троица, ласковая ночь,
Буря успокоится, зло отступит прочь.
Из веточек берёзовых мы заплётем венок.
Корою белорозовой украсим кузовок.
Берёза не только участвовала в праздниках. С ней крестьянеземледельцы
связывали немало примет.
Лопаются серёжки у берёзы – время сеять хлеб.
Овес сей, когда берёза распускается.
Весной берёзовый сок невкусен – хлеб уродится на славу.
Xoтите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к берёзам. Если весною
берёза раньше ольхи лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперёд
– мокрое. Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
О том, какой будет весна, берёзы рассказывают осенью. Листья начинают
желтеть с верхушки – ждите ранней весны, если снизу – поздней, а если
равномерно – средней.
И зиму берёзы могут предсказывать. Если в начале октября с них лист не
опал – снег ляжет поздно.
Известно, что ни в какой другой стране нет такого обилия берёз, как у нас.
Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие берёзки.
Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках, и в стихах. Мила она русскому
сердцу.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворения.
БЕРЁЗКА
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится!
А. Прокофьев
***
Берёза, белая подруга
Весенних зорь, прозрачных рек,
Скажи, скажи, какая вьюга
Тебе оставила свой снег?
Ветвями тянешься за мною,
На плечи руки мне кладёшь
И шелестящею листвою
Без слов, без музыки поёшь.
О чём поёшь, моя берёза.
Качаясь тихо, как во сне?
И почему, не знаю, слёзы,
Приходят светлые ко мне?
Л. Овсянникова
***
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин
– Вот какие замечательные стихотворения про берёзку сочинили наши
русские поэты. А есть еще и з а г а д к и , связанные с жизнью берёзы. Давайте
их отгадаем.
На каком дереве две коры вместо одной? (На берёзе. Сверху кора белая
да тонкая, а снизу – чёрная да корявая. Чёрные полоски на белой коре
нужны для того, чтобы дерево могло через них дышать.)
Какой гриб растёт под берёзой? (Подберёзовик.)
Как называется кора берёзы? (Береста.)
Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба,
кузовки, лодки, обувь.)
Почему кору берёзы очень любят ученыеисторики? (Изза бересты. В
древности, когда пергамент стоил дорого, русские люди писали на
бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые ученые
историки смогли многое узнатьо жизни наших предков.)
Какое дерево весной может утолить жажду? (Берёза, её сок.)
– Ближе к югу умеренной климатической зоны становится ещё теплее, и
смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа,
клён. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму
сбрасывают листву.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных
и мелких животных, птиц, насекомых. Для животных нет границ – они живут
по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, а другие делают
запасы на зиму. Яркий представитель этой природной зоны – бурый медведь. Медведь –
хозяин леса. Питается черникой, брусникой, малиной, травой, рыбой. Может
напасть на косулю или даже лося. Зимой в берлоге рождаются медвежата
размером с ладонь и весом 300 граммов.
О животном мире леса можно говорить бесконечно. Какое здесь
разнообразие насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь свой
дом. И все они и есть лес!
Но Россия богата не только лесами. В нашей стране великолепные луга.
Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в
весеннюю пору, когда высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми
цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днём наполнен он густым
ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки,
жужжат пчёлы, гудят шмели.
– Какие растения луга вы знаете?
– Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу.
Среди них много растений с длинными узкими листьями, похожих на
пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, тимофеевка. Они являются ценными
кормовыми растениями.
– Что вы знаете об этих растениях? Кто из животных больше всего их
любит?
– Ребята, кто из вас видел на лугу растение мышиный горошек? Почему
он так называется? Какова особенность этого цветка? (Он не может
держать стебель, ему нужна опора, поэтому он своими усиками обвивает
соседние растения.)
Мышиный горошек – это растение, очень похожее на горох. Только
листочки и цветочки у него помельче и горошинки совсем маленькие. На
концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой
усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него.
Так и растёт – ведь стебелёк у мышиного горошка совсем слабенький, вот и
приходится ему опираться на «соседей». Цветы у мышиного горошка сине
фиолетовые, в цветках много нектара, поэтому и относятся пчеловоды к нему
с большим уважением. К тому же растение это – очень хороший корм и для
коров, и для овец, и для лошадей.
– Каков внешний вид цветка?
– Какую пользу приносит мышиный горошек животным и человеку?
В начале и в середине лета травы мягкие, сочные. На лугах начинается
заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для
скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их
скашивают два, а то и три раза. На лугу очень много цветущих растений – синих, жёлтых, белых,
розовых. К ним относятся одуванчики, ромашки, колокольчики и многие
другие.
– Отгадайте загадку – и вы узнаете, о каком цветущем растении луга
пойдёт наш рассказ.
Носит … жёлтый сарафанчик,
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
(Одуванчик.)
– Жёлтыми россыпями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти
цветы, становится весёлым и радостным. Расцветают одуванчики ещё в
апреле. Но и тёплой осенью отыщете вы эти золотые цветы. Растут
одуванчики по всей нашей стране, и в каждом месте их называют поразному.
То зубной травой, то молочником, то пуховиком. Зубной травой называют
одуванчик за целебные свойства. С помощью одуванчиков до сих пор лечат
самые разные болезни. Молочником называют одуванчик за белый, как
молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну а пуховиками
называют одуванчики за их пушинки. Жёлтая головка одуванчика – это целая
корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них после созревания
семени появляется пушинкапарашютик. На таких пушинкахпарашютиках
при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена, но только в
ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в плотную
трубочку.
– Какие имена получил одуванчик? Почему?
– Еще один красивый цветок растёт на наших лугах – это купальница.
Наша купальница растёт в европейской части страны и очень редко
заглядывает в Сибирь, а потому её и называют купальницей европейской.
Лепестки золотистого цветка сложены шаром и никогда не раскрываются. В
Сибири же растёт другая купальница – купальница азиатская (подругому
жарки). Цветы у жарков не жёлтые, а оранжевые, и когда они цветут, то
кажется, что по всему лугу зажглось многомного ярких огоньков. В
ненастную погоду мелкие насекомые укрываются внутри цветка. Собирая
пыльцу и нектар, пчёлы и шмели раздвигают лепестки и проникают внутрь
цветка. Купальницу ещё называют золотой розой. Это растение занесено в
Красную книгу.
– Какие бывают купальницы? Чем они отличаются? Что представляет
собой цветок купальницы?
– Пусть все цветы на нашей Земле радуют вас и восхищают своей
неповторимостью и красотой.
III. Закрепление изученного материала. Учитель проводит и г р у «С какого я дерева?»
– Отгадайте, чьи это семена?
(О т в е т : дуб, клён остролистный, липа, клён американский, ель,
вяз.)
– А теперь отгадайте, чьи это шишки?
(О т в е т : ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.)
Учитель проводит и г р у «Из какого я леса?» (нужно указать
стрелками).
Пихта
Берёза
Кедровая сосна
Липа
Ольха
Сосна
Лиственница
Дуб
Клён
Хвойные леса
Смешанные леса
Широколиственные леса
– Послушайте стихотворение Игоря Северянина:
Цветы не думают о людях,
Но люди грезят о цветах…
Цветы не видят в человеке
Того, что видит он в цветке…
Цветы людей не убивают –
Цветы садов, цветы полей…
А люди часто их срывают!
А люди часто губят их!
Порою люди их лелеют,
Но не для них, а для себя…
В цветах находят развлеченье,
Души не видят у цветов…
– Существует ещё один способ привлечения внимания людей к проблеме
охраны растений, имеющих красивые цветки. Это создание особого списка
растений, которые находятся на грани исчезновения. Я говорю о Красной
книге. Это печальная книга. Идея её создания возникла в конце 50х годов
прошлого века в кругах ведущих ученыхприродоохранителей. Нужно было
привлечь внимание международного сообщества и правительств отдельных стран к состоянию природы, сигнализировать о необходимости срочных мер
по спасению исчезающих животных и растений, мест их обитания.
Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году. В ней
было записано 25 тысяч видов растений, в том числе и первоцветы. Затем
стали создаваться в разных государствах свои Красные книги. Ведь природа
так нуждается в нашей помощи и защите! Кто, ребята, встречал в лесу такие
растения, как венерин башмачок, купальницу европейскую? Да и знакомы ли
вам эти названия? Это редкие виды. Но если вы их встретите в лесу, не
стремитесь сразу их сорвать. Не вторгайтесь по праву сильного в их жизнь.
Ведь исчезновение этих видов – наша общая вина и беда.
Цветы, цветы… Как много их,
И розовых, и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях…
Цветы, цветы… Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля.
Г. Суворов
– Но как ещё много цветов погибает от рук человеческих…
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Пусть же радуется ктото
На цветы среди полей,
У цветов своя работа –
В жизни радовать людей.
Любовь к родной природе – это и любовь к своей Отчизне. И цветы живут
и радуют людей не только в природе, но и в музыке, и в живописи. Они
радуют нас и учат любить окружающий нас мир во всех его проявлениях.
Послушайте песню Е. Птичкина «Цветы России».
Звучит аудиозапись.
IV. Итог урока.
Р е ф л е к с и я .
Учащиеся прикрепляют сделанные дома из цветной бумаги цветы на
плакат «Полянка».
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.