Рабочий лист
Тема урока: «…………………………………………………………………………………………………»
План урока:
1. Правление нового царя.
2. Изменение в системе центрального управления:
а)Земский собор
б)Боярская дума
в)Приказы.
3. Соборное Уложение – новый свод законов.
Задание 1.
Соотнесите понятие и определение.
ПОНЯТИЕ
А) Абсолютная монархия
Б) Сословно-представительная монархия
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. Разновидность монархической формы правления, при которой в управлении государством и составлении законов принимают участие представители сословий.
2. Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках правителя-монарха.
А |
Б |
|
|
Задание 2.
Сгруппируйте пристрастия царя. Запишите в таблицу цифры с подходящими номерами.
1. Царь был очень набожным. 2. Привечал богомольцев. 3. Раздавал должности родственникам. 4. Приглашал иноземных врачей и мастеров. 5. Приказал печатать переводные европейские книги. 6. Царь вел размеренный образ жизни. 7. Носил традиционную одежду. 8. Впервые в России во время правления Алексея Михайловича появляется театр. 9. Жена и дочери царя с удовольствием посещали спектакли. 10. Оружие для армии закупал за границей.
Отеческая старина |
Европейские новшества |
|
|
Задание 3.
Заполните пропуски в схеме, используя слова для справки.
Схема «Управление Русским государством в конце XVI века»
Слова для справки: приказы, воеводы, губные старосты, Земский собор, Боярская дума, царь.
Задание 4.
Откройте учебник на странице 50, прочитайте от слов первого абзаца «На протяжении всего царствования …» до пункта «Боярская дума», заполните пропуски в таблице.
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Земский собор |
Сословно-представительный орган
|
|
Задание 5.
Прочитайте пункт «Боярская дума» (с. 50 – 51), заполните пропуски в таблице.
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Боярская дума |
Совещательные при царе
|
|
Задание 6.
Прочитайте пункт «Приказы» на странице 51, заполните таблицу.
Название приказа |
Чем ведал? |
|
Вопросами внешней политики, освобождения пленных за выкуп. |
|
Распределением дворян и бояр на царскую службу. |
|
Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин. |
|
Рассмотрением прошений и жалоб царских подданных. |
|
Контролем деятельности всех государственных учреждений и хозяйством царской семьи. |
Закрепление
Тест «Государственное устройство России при первых Романовых»
1. Что стало причиной создания «ближней» («малой») думы в XVII веке?
1. Учреждение опричнины.
2. Принятие нового Судебника.
3. Увеличение численности Боярской думы.
4. Увеличение числа представителей низших слоев населения в центральных органах власти.
2. Прекращение созывов Земских соборов во второй половине XVII века свидетельствовало об усилении роли:
1. Боярской думы 2. Царя 3. Приказов 4. Местной власти
3. Продолжите логический ряд и укажите недостающую дату.
1. «Русская Правда» – XI век.
2. Судебник Ивана III – 1497 год.
3. Соборное уложение – ________ год.
4. Как называлось правительственное учреждение в России XVII в., учрежденное для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам
1. «Изба» 2. Министерство 3. Коллегия 4.Приказ тайных дел
5. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к названиям органов государственной власти в России в XVII веке.
Приказы, министерства, Боярская дума, Земский собор.
Найдите и укажите понятие, выпадающее из общего ряда.
Ответы:
1. –
2. –
3. –
4. –
5. –
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.