Разработка урока "Анализаторы"
Оценка 4.6

Разработка урока "Анализаторы"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
28.09.2019
Разработка урока "Анализаторы"
Разработка урока "Связь организма человека с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов". Рассчитан на учащихся 8 класса. Даёт общие представления о том, что такое анализаторы, как человек взаимодействует с окружающей средой и какую информацию получает при помощи того или иного анализатора.
СВЯЗЬ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.docx
СВЯЗЬ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ. СТРОЕНИЕ АНАЛИЗАТОРОВ Цель. Образовательная. Формировать знание учеников о восприятии организмом информации с окружающей среды;  ознакомить с сенсорными системами человека. Развивающая. Развивать умение учеников сравнивать системы организма  между собой, находить отличия и главные признаки; развивать внимание, память, мышление. Воспитательная. Воспитывать  бережливое отношение к своему организму и необходимость ведения здорового способа жизни. Тип урока. Усвоение новых знаний.  Методы урока: Информационно ­ рецептивный: словесный: рассказ­объяснение, беседа, работа, с учебником;  наглядный: иллюстрация. Проблемно ­ поисковый: постановка проблемного вопроса. Материалы и оборудование: таблицы, рисунки.  Основные понятия: органы чувств,“ощущение”, сенсорные системы, анализатор.  УУД: Личностные: мотивация учения, поиск и выделение информации. Регулятивные: Целеполагание (постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)  Планирование (составление плана и последовательности действий). Познавательные: Общеучебные: формулирование  познавательной цели; Логические: анализ с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации  процессов; установление причинно­следственных связей; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли. Ход урока Ι . Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учеников.   1. С какими органами чувств у животных мы ознакомились из раздела “Животные”?  2. Как можно ориентироваться во внешнем мире?  3. Какие органы чувств для этого необходимы?  ІІ. Мотивация учебно­познавательной деятельности учеников. Проблемные вопросы:  ­ Почему так важно собирать и анализировать информацию?  ­ Какую роль играет информация в жизни человека?  ­ Какая информация важна для человека?  ­ Что должно быть в организме человека для этого? ІІІ. Восприятие и усвоение учениками нового материала.   Мозг человека непрерывно получает информацию обо всех изменениях окружающей среды и о  внутреннем мире организма. Эта информация воспринимается особенными физиологичными аппаратами  – сенсорными системами. (Sensus от лат.­ ощущение ). Эти системы называются еще органами  чувств.  Весомый взнос в понимание того, как связана работа мозга с организмом человека и  психологическими явлениями и поведением, внес И.М. Сеченов.Позже эту идею развил в своей теории  физиологичного коррелята психических явлений И.П. Павлов, открыл явление условно ­ рефлекторного  рефлекса.   Сенсорные системы (анализаторы) — это сложные структуры, которые воспринимают и  проводят тонкий анализ всех раздражений, которые поступают с внешней и внутренней среды организма.  Сенсорные системы (анализаторы) человека:  зрение;  слух;  равновесие;  вкус;  обоняние;   прикосновение;  движение;  температура;  боль. Каждый анализатор состоит из трех тесно связанных между собой частей: периферической,  средней и центральной. Периферическим звеном анализаторов являются рецепторы, которые  превращают энергию раздражителя в процесс нервного возбуждения или, как  говорят, трансформируют  силу раздражителя в нервный импульс.  Рецепторы — специальные чувствительные образования, которые воспринимают и превращают  раздражение из внешней и внутренней среды на специфическую активность нервной системы. Центростремительные нейроны, связаны между собой последовательно, что является путем,  который ведет от рецептора к коре большого мозга, составляют среднюю, или проводниковую, часть  анализатора. Участки коры большого мозга, которые воспринимают информацию от соответствующих  рецепторных образований, составляют центральную, или корковую, часть (ядро) анализатора. Ядра  анализаторов не имеют четко очерченных пределов.  В каждом из них различают центральную часть — это главное место скопления клеток ядра  анализатора, и периферическую часть, где расположены такие же клетки, но распыленные среди других  клеток. Роль ядра заключается в осознании воспринятого чувства. Участки коры, где расположены  корковые ядра анализаторов, называют сенсорными зонами коры большого мозга. Все части анализаторов действуют как единственное целое. Нарушение деятельности одной из частей ведет к  нарушению функций всего анализатора. Различают зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и другие анализаторы.Корковые центры  всех анализаторов правой половины тела размещены в левом полушарии, а левой половины — в  правой. Можно сказать, что вся кора большого мозга — это сложная система ядер анализаторов, в  которых происходит непрерывный анализ и синтез раздражений, которые постоянно поступают к коре, в  результате чего организм отвечает на них определенными реакциями. Следовательно, ядра анализаторов  — это центры, которые регулируют выполнение определенных функций. ­ Как же работают наши сенсорные системы? (Ученики читают из параграфа).  ­ Охарактеризовать свойства сенсорной системы.   Опыт 1: закрыть глаза и на одно глазное яблоко нажать рукой со стороны носа. Слабыми движениями потереть веко.   Что чувствуется? (Появление кольца, которое перемещается с края до центра.При потирании видели желтое кольцо).  Раздражаются ли рецепторы от неспецифических раздражителей? Да, но ощущение не отвечает действительности, кольца в  действительности не было. Следовательно, это первое свойство анализаторов – специфичность. Опыт 2: двум ученикам предлагается в стаканы с водой прибавить несколько кристаллов сахара. Сладко? Добавлять  сахар до тех пор, пока не почувствуется сладкий вкус. У каждого ученика ощущения сладкого возникло по­разному. Почему?  Потому, что это второе свойство – чувствительность.   Опыт 3: ученику предлагается окунуть одну руку в сосуд с горячей, а вторую руку в сосуд с холодной водой. Через  несколько минут руки поместить в сосуд с теплой водой. Что чувствуется? Здесь проверялось еще одно свойство анализатора – адаптация. Опыт 4: ученикам предлагается провести острым карандашом по коже тыльного бока руки и объяснить, почему  ощущение прикосновения изменяется ощущением холода (возможно тепла)? Это объясняет свойство сенсорных систем  взаимодействовать между собой.  Анализаторы – сложные чувствительные образования нервной системы,  воспринимающие раздражения из окружающей среды и ответственные за  формирование ощущений. Различают три части любого анализатора: Воспринимающая – состоит из рецепторов. Зачастую  рецепторы окружены вспомогательными образованиями, тогда  воспринимающую часть анализаторов называют органом чувств  (ухо, глаз, язык). Проводниковая – представлена афферентными нервами и восходящими  путями и нейронами ЦНС, передающими возбуждение в кору головного мозга. Центральная – часть коры головного мозга, к клеткам которой поступает информация от  рецепторов. В ней происходит окончательное  различение раздражителя и формируются ощущения. ІV. Осмысление объективных связей и  взаимозависимостей в изученном.  По каким же показателям можно  охарактеризовать каждое ощущение человека?  ­ пространственное восприятие;  ­ часовое восприятие;  ­ интенсивность чувства;  ­ качество чувства... Рассказ о тренировке анализаторов. Например, у  музыкантов, дегустаторов, художников... Мы знаем, что музыкальное произведение состоит из нот. Почему же мы их не чувствуем, когда слушаем мелодию. Мы  знаем, что фильм состоит из отдельных кадров, но мы воспринимаем картину в целом. Это свойство  основывается на свойстве – последействии. Каждый человек одну и ту же увиденную картину может  описать по­разному. Это зависит от личности, от опыта, знаний, интересов, эмоций, потребностей. Это  говорит о субъективности ощущений человека.  V. Обобщение и систематизация знаний.  Значение органов чувств для психологии, медицины, кибернетики, бионики...  VІ. Д/з. Прочитать § ____, читать, отвечать на вопросы VІ. Итоги урока.  ­ почему человек не чувствует пылинок, которые попадають на лицо?  ­ почему от пронзительного голоса становится кисло во рту?  ­ как понимать слова: “ наши чувства – это клавиши, по которых ударяет окружающую среду?  ­ почему для нормальной работы любого анализатора, необходимо, чтобы были невредимы все его части?  ­ что такое ошибки ощущения? Как их можно исправить?

Разработка урока "Анализаторы"

Разработка урока "Анализаторы"

Разработка урока "Анализаторы"

Разработка урока "Анализаторы"

Разработка урока "Анализаторы"

Разработка урока "Анализаторы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2019