Разработка урока "Бактерии"
Оценка 4.8

Разработка урока "Бактерии"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
28.09.2019
Разработка урока "Бактерии"
Разработка урока "Общая характеристика бактерий" для учащихся 6 класса. Основная цель: ознакомить детей с распространением бактерий, особенностями их строения и жизнедеятельности, значением бактерий в природе и жизни человека. Обратить внимание на то, что они приносят не только вред, но и пользу.
Общая характеристика бактерий.docx
РАЗДЕЛ 4. БАКТЕРИИ  ТЕМА 9. БАКТЕРИИ Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ. Цель:  учебная: сформировать понятие о бактериях, их разнообразии,  особенностях и значении;  развивающая: развивать внимание, усидчивость, умение логично  размышлять, правильно выражать свое мнение. воспитательная: воспитывать эстетичное восприятие растений,  моральную ответственность за сохранение растительного мира, воспитывать  гуманное отношение к окружающему миру. Основные понятия:  бактерии. Методы:     опрос; рассказ, беседа; демонстрация схем. Оборудование: таблицы. Тип урока: закрепление знаний, изучение нового материала. Структура урока: 1 Организационный этап...................... 3 мин. 2 Проверка знаний.............................. 15 мин. 3 Изучение нового материала.............. 15 мин. 4 Домашнее задание.............................. 2 мин. 5 Закрепление материала..................... 10 мин. Ход урока: 1 Организационный этап. 2 Проверка знаний. Вопросы к теме «Лишайники – симбиотические организмы»: 1 Что такое лишайники? (Лишайники — это своеобразные организмы, возникшие вследствие  сосуществования (симбиоза) гриба и водоросли) 2 Могут ли водоросли и грибы, содержащиеся в лишайниках,  существовать самостоятельно? (Водоросли, которые содержатся в лишайниках, могут жить самостоятельно, а  грибы — только в симбиозе с водорослями) 3 Где распространены лишайники? (Лишайники очень широко расселились на Земле. Они обитают в  самых разных климатических зонах — от арктических снегов до пустынь. Особенно много лишайников в тундре, где они составляют  основную массу почвенного покрова. Вообще лишайники можно встретить везде: на земле, на камнях, на стволах деревьев, просто на  заборах) 4 Назовите особенности лишайников. (Тело лишайника, как и водоросли, называют слоевищем,    или талломом. По внешнему виду слоевища их делят на три типа: накипные,   листоватые и кустистые. Накипные имеют  слоевище в виде тонкой корочки, которая срастается с поверхностью ствола, камня, забора. Отделить их от поверхности  почти невозможно.  Слоевище листоватых лишайников состоит из чешуек или пластинок и прикрепляется к поверхности  пучками гифов. Такие лишайники легко отделить от поверхности, не повреждая слоевища. Кустистые по внешнему виду похожи на кустики. Они прикрепляются к поверхности пучками гифов и растут вверх или свисают вниз.  Сверху лишайник пок   рыт слоем   переплетенных гифов, между плотно переплетенных видоизмененных гифов – корковый слой. Внутри слоевище состоит из рыхло  которыми располагаются отдельные    нет только у накипных лишайников. У листоватых и кустистых от нижнего коркового слоя  прикрепляющие их к поверхности. Размножаются лишайники кусочками слоевища, а также от группами клеток, оплетенных гифами    размерам слоевища ученые определяют возраст лишайников. Возраст некоторых из них достигает 5000 лет)  гриба. Растут они очень медленно. Прирост слоевища составляет 1 миллиметр в год. По   дельными клетками или   отходят пучки гифов,   клетки или колонии водорослей. Снизу сло  евище тоже покрыто корковым слоем. Его            5 Какие представители лишайников вам известны? (Ксантория, или золотянка, — очень  распространенный лишайник с листоватым слоевищем. Его желто­оранжевые розетки встречаются у нас повсюду — на стволах  лиственных деревьев в лесах и парках, на камнях и скалах. Это один из наиболее выносливых лишайников, поэтому он может  расти даже в городах — на коре деревьев, чаще осин и тополей, на деревянных заборах и крышах. Ряд видов кладонии служит  кормом для северных оленей. Поэтому местное население называет её «оленьим мхом» или ягелем. Зимой, когда нет другого корма,  олени копытами разрывают снег и.поедают кустики кладонии. Из кладонии получают антибиотики и ряд других лекарственных  препаратов. В хвойных лесах с ветвей деревьев свешиваются длинные (до 1 метра) желтовато­зеленые пряди уснеи. Она очень  чувствительна к загрязнению воздуха, поэтому ее редко можно встретить в лесах вокруг больших городов, а некоторые ее виды вообще стали редкими. Уснея содержит ценные вещества, которые убивают бактерии. Из них изготавливают ряд лекарственных препаратов) 6 Какое значение имеют лишайники? (Могут первыми поселяться на камнях, валунах, скалах,  начиная почвообразование. В тундре и в лесах лишайники составляют значительную часть почвенного покрова. Лишайники  служат кормом не только домашним и диким северным оленям, их поедают и другие животные — косули, лоси.  Некоторые виды лишайников съедобны, и их употребляют в пищу в Исландии, в Японии. Одна из областей применения  лишайников — медицина. Из них (кладония, уснея) получают ряд антибиотиков и других лекарственных препаратов.  Некоторые вещества, вырабатываемые лишайниками, используются для борьбы с возбудителями болезней растений.  Лишайники применяются в парфюмерной промышленности, так как некоторые их виды содержат ароматические  вещества. Из них издавна получали красители для шелка и шерсти. Теперь многие красители изготавливают искусственным  путем, но некоторые ткани по­прежнему окрашивают краской из лишайников.Как правило, вреда лишайники не приносят.  Известны только два ядовитых вида, но они встречаются редко. Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха. Их  количество в городах и вокруг городов является отличным показателем степени загрязнения атмосферы) 3 Изучение нового материала. Кроме   царства   Растений,   Грибов   и   Животных   существует   еще царство   Дробянки.   К   нему   относятся   самые   древние   организмы. Некоторые из них, как считают ученые, существуют на Земле уже  около трех миллиардов лет.  Дробянки делят на два  отдела:  Бактерии и Цианобактерии или     сине­зеленые водоросли.   Бактерии  —  это   безъядерные   одноклеточные   организмы,   у которых нет ядра и большинства органелл.  Их  впервые увидел голландский ученый  А. Левенгук  в конце 17 века  с помощью усовершенствованного им микроскопа, который увели­ чивал   в   160—270   раз.   Подробности   же   внутреннего   строения   бак­ териальной клетки смогли рассмотреть гораздо позже, в 30­х годах  XX века, под электронным микроскопом.  Науку, которая изучает бактерии, называют микробиологией. Численность   бактерий   огромна.  Например,   в   капле   чистой   воды может содержаться до 100 бактерий, загрязненной — до десятков тысяч, в 1 грамме почвы — до нескольких миллиардов Распространение: Бактерии освоили все уголки нашей планеты. Они живут в почве, в воде, в воздухе, на теле животных и растений, внутри организмов. Они могут существовать в самых неблагоприятных  для жизни условиях: на снегу и на льду в Арктике и Антарктиде,  в пустыне, на дне морей и океанов, в горячих источниках, где температура достигает 60—80 °С.  Численность   бактерий   огромна.  Например,   в   капле   чистой   воды может содержаться до 100 бактерий, загрязненной — до десятков тысяч, в 1 грамме почвы — до нескольких миллиардов. Особенности: 1. Прокариотические клетки (нет ядра). 2. Клеточная оболочка окружает цитоплазму и покрыта  слизистой капсулой.  3. Нет большинства органелл. 4. Различные способы питания: преобладают гетеротрофы,  питающиеся веществами отмерших организмов (сапротрофные  бактерии), живых организмов (паразитические бактерии), либо  благодаря сосуществованию (симбиотические бактерии). Но есть такие,  которые сами вырабатывают органические вещества с использованием  солнечной энергии (фототрофные бактерии) или энергию химических  веществ (хемотрофные). 5. По типу дыхания: аэробы (используют кислород) и анаэробы  (без кислорода) 6. Органы движения: жгутики или слизь. 7. Размножение: бесполое – деление клетки пополам, иногда  почкование. 8. Бактерии образуют цисты, которые ещё называют спорами.  Многие бактерии переживают неблагоприятные условия в виде спор,  покрытых толстой оболочкой.  9. Их клетки растут, вытягиваются и делятся поперечными  перегородками надвое. По форме бактериальные клетки могут быть  шаровидными  (кокки), палочковидными (бациллы), извилистыми (вибрионы, спириллы), нитчатые. Значение бактерий в природе и жизни человека: Значение   бактерий   в   природе   и   жизни   человека   очень   велико. Почвенные   бактерии   —   сапротрофы  разлагают   остатки   отмерших организмов, превращая  их в  перегной, который улучшает  состояние почвы и повышает ее плодородие. В почве существуют также  другие бактерии,  в минеральные, необходимые растениям.  превращают   органические   вещества   которые Клубеньковые бактерии, как вы знаете, живут на корнях бобовых, усваивают   азот   из   воздуха   и   обогащают   им   почву.   Клубеньковые бактерии   и   бобовые   растения   тесно   взаимодействуют   друг   с   другом: растение   обеспечивает   бактерии   органическими   питательными веществами,   а   бактерии   дают   растениям   азот.   Такое   сожительство  и полезное взаимодействие организмов называют симбиозом. Бактерии   разлагают,   органические   вещества,   превращая   их  в безвредные   минеральные.   Поэтому  их   используют   для   очистки сточных вод, загрязненных органическими веществами. Полезными   для   человека   являются   молочнокислые   бактерии, которые   в   процессе   жизнедеятельности   выделяют   молочную   кис­ лоту.   Эта   кислота   препятствует   развитию   других   бактерий.   Молоч­ нокислые бактерии вызывают образование молочнокислых продуктов — простокваши, кефира, йогурта — из молока, сметаны — из сливок. Эти бактерии  развиваются   также   при   квашении   и   солении  овощей   — капусты,   огурцов,   помидоров,   а   также   при   силосовании  кормов. Образующаяся при этом молочная кислота предохраняет их от порчи. Однако наряду с большой пользой бактерии  приносят человеку  и большой вред. Это в первую очередь касается болезнетворных бактерий. Они проникают   в   организм   человека,   быстро   размножаются,  выделяют ядовитые вещества — токсины и вызывают различные  заболевания (ангина, воспаление легких, туберкулез, брюшной тиф, столбняк, холера, чума). 4 Домашнее задание §57  читать, отвечать на вопросы.   5Закрепление материала.   Работа с тетрадью и учебником: с помощью учебника самостоятельно заполнить таблицу в тетради на стр. 101. Литература А) Использованная учителем 1. Соболь И.В. – Биология: учебник для  7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл. 2. Заведея Т.Л. – Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк:ОООПКФ «БАО», 2006. –  752с. 3. Красильникова Л.А., Садовниченко Ю.А. – Анатомия растений. – Харьков «Колорит», 2004. –  4. Таглина О.В., ­ Биология 7 класс: разработки уроков. – Х.: Веста: Издательство «Утро», 2007. –  248с. 320с. 5. Таглина О.В. – Готовимся к урокам биологии. 7 класс. ­ Х.: Издательство «Утро», 2008. – 192с. Б) Рекомендованная ученикам: 1. Соболь И.В. – Биология: учебник для  7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл. 2. Энциклопедии по биологии. Раздел Ботаники

Разработка урока "Бактерии"

Разработка урока "Бактерии"

Разработка урока "Бактерии"

Разработка урока "Бактерии"

Разработка урока "Бактерии"

Разработка урока "Бактерии"

Разработка урока "Бактерии"

Разработка урока "Бактерии"

Разработка урока "Бактерии"

Разработка урока "Бактерии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2019