Методическая разработка подробная с технологической картой для урока биологии в 5 классе по учебнику В. В. Пасечника линия вертикаль. Данный конспект урока будет полезен для учителей биологии. В приложении имеется раздаточный материал на урок. Задания разработаны с учётом различного уровня подготовки учащихся.Конспект урока биологии 5 класс по теме "Экологические факторы и их влияние на организм".
Экологические факторы и их влияние..docx
Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.
Дидактическая цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой
учебной ситуациях.
Тип урока: «открытия» нового знания
Задачи
Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими,
биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием
деятельности человека на природу.
Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению
схем, делать сравнительный анализ
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной
цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их
обоснование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем
и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре,
освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды,
умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала. Метапредметные результаты обучения
различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать
эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.
: умение применять понятия, работать с
Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Оборудование: презентация, таблицы, видеофрагменты.
Этап урока
Содержание
1.Организационны
й. Цель: включение
учеников в
деятельность на
личностно
значимом уровне
2.Актуализация
знаний.
Цель: повторение
Деятельность
учителя
Приветствие
учеников
Деятельность
ученика
Проверяют
принадлежности.
Настраиваются
на работу
УУД
Регулятивные
Умение настроиться на взаимодействие с
другими учащимися и учителем. Создание
положительной мотивации.
Тексты заданий на
столах.
Определяет группы,
объясняет ход
выполнения заданий.
Работают с
заданиями. Отвечают
на вопросы
Личностные: Умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам. ранее изученного
материала,
необходимого для
«открытия нового
знания».
Организует
фронтальную
работу, задает
вопросы.
Пропущенные слова 1 вар:
достаточным, кактус, влаги,
температуры, птицы, земле
Пропущенные слова 2 вар:
воды, меняется, света,
кислородом, плавники
Какая среда не нашла места
в ваших заданиях?
Какой вывод можно
сделать?
Могут ли живые организмы
существовать обособленно,
без окружающей среды?
Условия среды называются
экологическими
факторами).
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение
заданий учителя.
Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно
выражать свои мысли, владение
монологической и диалогической
формами речи, умение
воспринимать информацию,
отвечать на вопросы учителя
Познавательные УУД:
умение структурировать учебный
материал, обобщать, делать
выводы.
Организменная со
своими условиями и
живущими в ней
организмами
Вывод: каждая среда
имеет свои условия.
Нет. Живые
организмы
неразрывно связаны
с окружающей их
средой
обитания.Записываю
т в тетрадь (условия
среды называются
экологическими
факторами).
3. Постановка
учебной задачи
цель:
формулирование
темы.
Небо светлоголубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Цветы, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Учитель читает
стихотворение
Слушают
стихотворение.
Определяют
тему.
«Экологические
факторы и их
Личностные:
формирование мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные умение воспринимать
информацию на слух, отвечать на вопросы
учителя
Регулятивные: умение принимать решения в
проблемной ситуации на основе переговоров. Человек и время года – Это
факторы природы.
Как вы думаете: что мы
будем изучать?
Задает вопросы
влияние на
организмы»
записывают в
тетрадь.
4. «Открытие
«новых знаний»
цель: изучить
особенности
экологических
факторов
несмотря на многообразие факторов
природы, их можно разделить на три
группы. Подумайте, какие?
(Различают три группы экологических
факторов: факторы неживой
природы – абиотические, факторы
живой природы биотические и
влияние деятельности человека на
природу антропогенный.
Задаёт вопросы.
Работа с учебником: прочитать §5
1 группа: абзац «абиотические
факторы».
2. группа: абзац «биотические
факторы».
3. группа: рассмотрите рисунки. Что
отражают они.
Физкультминутка
Раз – подняться,
потянуться,
Два – согнуться,
Коммуникативные
умение самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие в группе. Познавательные
умение осуществлять поиск необходимой
информации , осуществлять запись выборочной
информации.
Регулятивные: умение планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации,
Личностные: умение проявлять в
разных ситуация доброжелательность,
внимательность, вежливость к другим,
демонстрировать самостоятельность
Отвечают на
вопрос
Называют
факторы.
факторы
неживой
природы –
абиотические,
факторы
живой природы
биотические
влияние
деятельности
человека на
природу
антропогенный
.
Обсуждают
прочитанное.
Выполняют
упражнения. разогнуться,
Три – в ладоши три
хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки
шире,
Пять – руками
помахать,
Шесть – за парту
сесть опять.
Предлагает отгадать
загадки.
Ответы
учеников:
Какой вывод можем
сделать.
1.Хищничество
2.симбиоз
Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно
выражать свои мысли, владение
монологической и диалогической
формами речи
Регулятивные Умение вести
диалог с учителем,
аргументировать свою точку
зрения, оценивать свои результаты
Познавательные умение
анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать
факты и явления; работа с
учебником – анализ иллюстраций,
подводящий диалог с учителем,
выполнение продуктивных
заданий.
5. Первичное
закрепление.
цель закрепить
знания об
экологических
факторах
Взаимодействия организмов
между собой могут быть
взаимовыгодными,
нейтральными,
конкурирующие.
Учитель: Как вы думаете: о
каком взаимодействии идёт
речь в этих стихотворениях
и загадках?
1. Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я – хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
(Щука – плотва и караси,
хищничество)
2. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Цветок – пчела, симбиоз)
3. Кровь попить у детворы Любят летом комары,
паразитизм)
(Комар – человек,
А может человек влиять на
окружающую природу.
Вывод: в ходе
сегодняшнего урока мы
выяснили, что живые
организмы неразрывно
связаны не только со средой
обитания, но и друг с
другом.
Живые организмы
неразрывно связаны не
только со средой обитания,
но и друг с другом.
Существует даже наука,
которая занимается
изучением взаимосвязей
организмов друг с другом и
средой, в которой они
обитают. Некогда эта наука
являлась частью биологии,
но в 1861 году английский
3.паразитизм
Высказывают
свои мысли.
Загрязняют
воздух, воду,
почву, вырубают
леса.
Делают вывод и
отвечают на
вопрос.
(ЭКОЛОГИЯ) учёный Геккель выделил её в
самостоятельную науку.
Ребята, как вы думаете, о
какой науке идёт речь
6.Самостоятельная
работа по
проверке знаний
1.Заполните схему.
2. Почему растение № 1
более развито, чем растение
№2 (рис. 14 на стр. 25)
Предлагает
заполнить и
проверить.
Заполняют
схему:
8. Рефлексия
цель: осознание
своей учебной
деятельности,
самооценка
результатов.
Предлагает ответить
и оценить свою
работу.
Отвечают и
оценивают свою
работу. Сдают
выполненные
задания.
Познавательные: умение
преобразовывать информацию из
одного вида в другой
Регулятивные: умение
оценивать действия и результаты
своей и чужой деятельности,
находить свои ошибки и
исправлять их.
Коммуникативные: осуществлять
взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь
Регулятивные: умение
оценивать действия и результаты
своей и чужой деятельности,
находить свои ошибки и
исправлять их.
адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей,
товарищей, 9. домашнее
задание.
Записывают,
просматривают
содержание
заданий.
§ 5, РТ №18. повторить§14
(основное содержание главы
стр.28). Выбрать для себя
дополнительное задание.
1.примеры биотических
взаимоотношений.
2. Примеры негативного
влияния человека в нашем
микрорайоне.
3.Составьте план сообщения
«Роль зелёных растений для
жизни на нашей планете».
Комментирует
задание,
подчеркивает ее
дифференцирован
ность, обращает
внимание на
основное
содержание главы на
стр.28
Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова Наземновоздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземновоздушной среде не
хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за
пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземновоздушной среды характерны
изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные
……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземновоздушной среде обитания животные
передвигаются по воздуху и по………………...
Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле
Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова
Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно
воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде,
другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземновоздушной. В водной среде организмы
могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных приспособления для плавания.
Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек,
водоплавающих птиц).
Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники
Разработка урока биологии для 5 класса.
Разработка урока биологии для 5 класса.
Разработка урока биологии для 5 класса.
Разработка урока биологии для 5 класса.
Разработка урока биологии для 5 класса.
Разработка урока биологии для 5 класса.
Разработка урока биологии для 5 класса.
Разработка урока биологии для 5 класса.
Разработка урока биологии для 5 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.