Разработка урока "Болезнетворные бактерии"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока "Болезнетворные бактерии" - урок биологии в 6 классе. Основная цель - ознакомить детей с понятием "болезнетворные бактерии", привести промеры заболеваний, которые они вызывают и объяснить каких профилактических мер нужно придерживаться, чтобы избежать бактериальных заболеваний и их последствий для здоровья.
Иконка файла материала Болезнетворные бактерии.docx
Тема: БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ БАКТЕРИИ. Цель:  учебная: сформировать понятие о бактериях, их разнообразии,  особенностях и значении;  развивающая: развивать внимание, усидчивость, умение логично  размышлять, правильно выражать свое мнение. воспитательная: воспитывать эстетичное восприятие растений,  моральную ответственность за сохранение растительного мира, воспитывать  гуманное отношение к окружающему миру. Основные понятия:  бактерии. Методы:     опрос; рассказ, беседа; демонстрация схем. Оборудование: таблицы. Тип урока: закрепление знаний, изучение нового материала. Структура урока: 1 Организационный этап...................... 3 мин. 2 Проверка знаний.............................. 15 мин. 3 Изучение нового материала.............. 15 мин. 4 Домашнее задание.............................. 2 мин. 5 Закрепление материала..................... 10 мин. Ход урока: 1 Организационный этап. 2 Проверка знаний. Вопросы к теме «Общая характеристика бактерий»: 1 Что такое бактерии? (Бактерии — это безъядерные одноклеточные организмы, у которых нет ядра и  большинства органелл) 2 Как называется наука, изучающая бактерии? (Науку, которая изучает бактерии,  называют микробиологией) 3 Где распространены бактерии? (Бактерии освоили все уголки нашей планеты. Они живут в  почве, в воде, в воздухе, на теле животных и растений, внутри организмов. Они могут существовать в самых неблагоприятных  для жизни условиях: на снегу и на льду в Арктике и Антарктиде, в пустыне, на дне морей и океанов, в горячих источниках, где  температура достигает 60—80 °С) 4 Какие особенности бактерий? (Прокариотические клетки (нет ядра). Клеточная оболочка окружает цитоплазму и покрыта слизистой капсулой.  Нет большинства органелл. Различные способы питания: преобладают гетеротрофы,  питающиеся веществами отмерших организмов (сапротрофные бактерии), живых организмов (паразитические бактерии), либо  благодаря сосуществованию (симбиотические бактерии). Но есть такие, которые сами вырабатывают органические вещества с  использованием солнечной энергии (фототрофные бактерии) или энергию химических веществ (хемотрофные). По типу дыхания:  аэробы (используют кислород) и анаэробы (без кислорода). Органы движения: жгутики или слизь. Размножение: бесполое –деление клетки пополам, иногда почкование. Бактерии образуют цисты, которые ещё называют спорами. Многие бактерии  переживают неблагоприятные условия в виде спор, покрытых толстой оболочкой.  Их клетки растут, вытягиваются и делятся  поперечными перегородками надвое) 5 Какими могут быть бактериальные клетки по форме? (По форме бактериальные  клетки могут быть шаровидными (кокки), палочковидными (бациллы), извилистыми (вибрионы, спириллы), нитчатые) 6 Какое значение бактерий? (Почвенные бактерии — сапротрофы разлагают остатки отмерших  организмов, превращая их в перегной, который улучшает состояние почвы и повышает ее плодородие. В почве существуют также  другие бактерии, которые превращают органические вещества в минеральные, необходимые растениям. Бактерии разлагают,  органические вещества, превращая их в безвредные минеральные. Поэтому их используют для очистки сточных вод,  загрязненных органическими веществами. Полезными для человека являются молочнокислые бактерии, которые в процессе  жизнедеятельности выделяют молочную кислоту. Молочнокислые бактерии вызывают образование молочнокислых продуктов  — простокваши, кефира, йогурта — из молока, сметаны — из сливок. Эти бактерии развиваются также при квашении и  солении овощей — капусты, огурцов, помидоров, а также при силосовании кормов. Однако наряду с большой пользой бактерии  приносят человеку и большой вред. Это в первую очередь касается болезнетворных бактерий. Они проникают в организм человека,  быстро размножаются, выделяют ядовитые вещества — токсины и вызывают различные заболевания (ангина, воспаление  легких, туберкулез, брюшной тиф, столбняк, холера, чума)) 3 Изучение нового материала. Болезнетворные   бактерии  –  вызывают   заболевания   человека, животных  и растений.  Они проникают в организм человека, быстро размножаются,  выделяют   ядовитые   вещества   —   токсины   и вызывают   различные  заболевания   (ангина,   воспаление   легких, туберкулез, брюшной тиф, столбняк, холера, чума). Болезнетворных   бактерий   обычно   много   в   воздухе   закрытых помещений.   Они   оседают   вместе   с   пылью   на   различные   предметы   и открытые части тела. Проветривание помещений, влажная уборка,  мытье рук уменьшает возможность возникновения заболеваний. Бактерии   вызывают   также   целый   ряд   болезней   у   животных  и растений.   Бактерии  поселяются на пищевых продуктах, размножаются и выделяют в них токсины (яды).  Употребление в пищу таких продук  тов может вызвать отравление. Очень тяжелое, иногда смертельное, отравление — ботулизм — вызывают токсины бактерий, живущих в бескислородной среде. Они могут развиваться  в мясных, рыбных,  грибных   консервах,   в колбасе,   соленой   рыбе,   приготовленных   без  соблюдения   всех необходимых норм. Нельзя использовать в пищу   содержимое вздувшихся консервных банок, так как в них могут   оказаться бактерии, вызывающие   ботулизм.   Для   защиты   продуктов   от   бактерий   их   хранят   в   холодильнике, сушат, солят, засахаривают, маринуют, консервируют. Болезнетворные бактерии передаются разными способами:   1. Контактно­бытовым путём. 2. Воздушно­капельным путём. 3. Через воду. 4. Через заражённые пищевые продукты.5. Через укусы кровососущих насекомых 6. Через почву. Общими   особенностями   болезнетворных   бактерий   являются способность   образовывать   ядовитые   вещества,   разнообразные   способы проникновения   в   организм,   очень   быстрое   размножение,  образование   цист, длительное   время   сохраняющих   способность   восстанавливать   процессы жизнедеятельности при наступлении благоприятных условий. Меры   профилактики   защиты   от   заболеваний,   вызываемых болезнетворными бактериями: 1. Изоляция больных и карантин. 2. Разрыв   механизма   передачи   болезни   (марлевые   повязки, обеззараживание воды, кипячение воды, правильная обработка пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены). 3. Невосприимчивость   человека   к   бактериальным   болезням   (прививки, употребление витаминов и т.д.) Для борьбы с болезнетворными бактериями применяют:  Стерилизация  –   процесс   полного   уничтожения   бактерий   и   их   спор действием температуры свыше 1000, а также ультрафиолетовых лучей, ультразвука и т.д.  Пастеризация – многократное нагревание продукта до температуры 60 – 70 С.  Дезинфекция  – уничтожение болезнетворных бактерий химическими веществами – формалином, спиртом, хлорной известью и т.п. 4 Домашнее задание §58  читать, отвечать на вопросы.   5Закрепление материала.   Работа   с   тетрадью   и   учебником:  С   помощью   учебника   проанализируйте   возможные причины   заболевания   ботулизмом   после   употребления   грибных   или   мясных   консервов домашнего приготовления и запишите их в тетрадь. Литература А) Использованная учителем 1. Соболь И.В. – Биология: учебник для  7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл. 2. Заведея Т.Л. – Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк:ОООПКФ «БАО», 2006. – 752с. 3. Красильникова Л.А., Садовниченко Ю.А. – Анатомия растений. – Харьков «Колорит»,  2004. – 248с.4. Таглина О.В., ­ Биология 7 класс: разработки уроков. – Х.: Веста: Издательство «Утро»,  2007. – 320с. 5. Таглина О.В. – Готовимся к урокам биологии. 7 класс. ­ Х.: Издательство «Утро», 2008. – 192с. Б) Рекомендованная ученикам: 1. Соболь И.В. – Биология: учебник для  7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл. 2. Энциклопедии по биологии. Раздел Ботаники