Разработка урока "Бурые водоросли"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по биологии на тему "Бурые водоросли" для учащихся 6 класса продолжает цикл уроков о водорослях. Целью данного урока является закрепление знаний о водорослях, как о низших споровых растениях. На основе знаний о зелёных и диатомовых водорослей учащиеся могут уже сравнивать бурые водоросли с ними.
Иконка файла материала Бурые водоросли.docx
Тема: БУРЫЕ ВОДОРОСЛИ. Цель:  учебная: сформировать понятие о бурых водорослях; развивающая: развивать умение логично размышлять, правильно  выражать свое мнение. воспитательная: воспитывать эстетичное восприятие растений,  моральную ответственность за сохранение растительного мира. Основные понятия: бурые водоросли, ламинария, фукус. Методы:     опрос; рассказ, беседа; демонстрация схем. Оборудование: схемы. Тип урока: закрепление знаний, изучение нового материала. Структура урока: 1 Организационный этап...................... 3 мин. 2 Проверка знаний.............................. 15 мин. 3 Изучение нового материала.............. 20 мин. 4 Домашнее задание.............................. 2 мин. 5 Закрепление материала..................... 5 мин. Ход урока: 1 Организационный этап. 2 Проверка знаний. Вопросы к теме «Диатомовые водоросли»: 1 Что такое диатомовые водоросли? (Диатомовые водоросли – одноклеточные  одиночные или колониальные организмы микроскопических размеров (больше 20 000 видов)) 2 Расскажите про особенности строения диатомовых водорослей.  (Особенности:  Наличие кремниевого панциря, состоящего из двух створок, есть поры (обмен веществ с окружающей средой), (у  двустороннесимметричных – створки имеют продольную щель, обеспечивающая скользящее движение), Радиальная (неподвижные) или  двусторонняя симметрия, Хлоропласты – жёлто­бурой окраски, Некоторые выделяют слизь (для прикрепления), Автотрофы, но те,  которые живут на неглубоких участках морского дна, могут быть гетеротрофами, Крахмал не образуется, запасные вещества  откладываются в виде масла, Размножаются бесполым способом, путём деления клетки) 3 Где распространяются диатомовые водоросли? (Распространяются: в  пресных и солёных водоёмах, на болотах, на камнях, скалах, в почве, на снегу и льду, на стволах деревьев) 4 Какое значение диатомовых водорослей? (Роль: Источник питания для обитателей  водоёмов, Из отмерших водорослей образуются отложения горных пород, которые используют для изготовления фильтров, порошков  для шлифования металла и т.д., Участвуют в почвообразовании, Начальное звено в цепях питания для многих организмов) 5 Расскажите про таких представителей диатомовых водорослей  как навикула и пиннулярия. Створки напоминают лодочку. По средней линии створок  Створки удлинённой формы с округлёнными концами. Шов  Навикула Пиннулярияпроходит прямой щелевидный шов, в котором происходит  движение слизи, определяющее движение клетки. тянется вдоль клетки (на нём три утолщения – узелки. Панцири  крупные, не способны удерживаться в толще воды. 3 Изучение нового материала. Бурые водоросли – все многоклеточные.  Размеры: от нескольких сантиметров до десятков метров.  Окраска: обусловлена наличием жёлтых и коричневых пигментов. Особенности:  Клеточные покровы представлены двумя слоями. Внешний –  слизистый, внутренний состоит из целлюлозы.   Разветвлённый таллом. Вблизи верхушки таллома есть воздушные пузыри, которые удерживают их на плаву. Запасное вещество – ламинарин, масло, йод,  крахмал  скапливается редко.   Размножаются вегетативно – частями таллома, бесполым  способом – с помощью спор, зооспор и выводковых почек, и половым путём –  с помощью гамет. Характерно чёткое чередование полового и бесполого  размножения. Органы прикрепления: ризоиды или подошвы.   Распространение: в морях на средних глубинах – поглощают зелёные и голубые лучи света, на каменистых прибрежных участках в морях умеренных  и холодных широт. Все, кроме некоторых саргассовых водорослей, ведут  прикреплённый образ жизни. Образуют подводные заросли. Примеры бурых водорослей: Ламинария Многолетнее растение. Таллом  до 20 метров. Он состоит из  пластинки и ризоидов (органы  прикрепления). Фукус  Таллом 30 – 100см высоты,  имеет дисковидную подошву и  разветвлённые пластинки, которые  расширяются к верхушке. На концах  есть воздушные пузыри. Значение:  Создают органическое вещество, которое используют в пищу  морские животные.    Человек использует их в пищу. Используется как удобрение. Используются в медицине. Они источник соединений альгиновой кислоты, которые  используются в пищевой промышленности (для улучшения качества  мороженного, фруктовых соков), в бумажно – целлюлозной промышленности  для проклейки бумаги.  Из них изготовляют растворимые хирургические нити, а в  химической промышленности – красители. Домашнее задание 4 §30  читать, отвечать на вопросы.   5 Закрепление материала.   Работа с тетрадью. Заполнить стр. 58 (бурые водоросли) Литература А) Использованная учителем 1. Соболь И.В. – Биология: учебник для  7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл. 2. Заведея Т.Л. – Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк:ОООПКФ  «БАО», 2006. – 752с. 3. Красильникова Л.А., Садовниченко Ю.А. – Анатомия растений. – Харьков  «Колорит», 2004. – 248с. 4. Таглина О.В., ­ Биология 7 класс: разработки уроков. – Х.: Веста: Издательство  «Утро», 2007. – 320с. 5. Таглина О.В. – Готовимся к урокам биологии. 7 класс. ­ Х.: Издательство «Утро»,  2008. – 192с. Б) Рекомендованная ученикам: 1. Соболь И.В. – Биология: учебник для  7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл. 2. Энциклопедии по биологии. Раздел Ботаники.