Разработка урока по биологии на тему "Бурые водоросли" для учащихся 6 класса продолжает цикл уроков о водорослях. Целью данного урока является закрепление знаний о водорослях, как о низших споровых растениях. На основе знаний о зелёных и диатомовых водорослей учащиеся могут уже сравнивать бурые водоросли с ними.
Бурые водоросли.docx
Тема: БУРЫЕ ВОДОРОСЛИ.
Цель:
учебная: сформировать понятие о бурых водорослях;
развивающая: развивать умение логично размышлять, правильно
выражать свое мнение.
воспитательная: воспитывать эстетичное восприятие растений,
моральную ответственность за сохранение растительного мира.
Основные понятия: бурые водоросли, ламинария, фукус.
Методы: опрос;
рассказ, беседа;
демонстрация схем.
Оборудование: схемы.
Тип урока: закрепление знаний,
изучение нового материала.
Структура урока:
1 Организационный этап...................... 3 мин.
2 Проверка знаний.............................. 15 мин.
3 Изучение нового материала.............. 20 мин.
4 Домашнее задание.............................. 2 мин.
5 Закрепление материала..................... 5 мин.
Ход урока:
1 Организационный этап.
2 Проверка знаний.
Вопросы к теме «Диатомовые водоросли»:
1 Что такое диатомовые водоросли? (Диатомовые водоросли – одноклеточные
одиночные или колониальные организмы микроскопических размеров (больше 20 000 видов))
2 Расскажите про особенности строения диатомовых водорослей.
(Особенности: Наличие кремниевого панциря, состоящего из двух створок, есть поры (обмен веществ с окружающей средой), (у
двустороннесимметричных – створки имеют продольную щель, обеспечивающая скользящее движение), Радиальная (неподвижные) или
двусторонняя симметрия, Хлоропласты – жёлтобурой окраски, Некоторые выделяют слизь (для прикрепления), Автотрофы, но те,
которые живут на неглубоких участках морского дна, могут быть гетеротрофами, Крахмал не образуется, запасные вещества
откладываются в виде масла, Размножаются бесполым способом, путём деления клетки)
3 Где распространяются диатомовые водоросли? (Распространяются: в
пресных и солёных водоёмах, на болотах, на камнях, скалах, в почве, на снегу и льду, на стволах деревьев)
4 Какое значение диатомовых водорослей? (Роль: Источник питания для обитателей
водоёмов, Из отмерших водорослей образуются отложения горных пород, которые используют для изготовления фильтров, порошков
для шлифования металла и т.д., Участвуют в почвообразовании, Начальное звено в цепях питания для многих организмов)
5 Расскажите про таких представителей диатомовых водорослей
как навикула и пиннулярия.
Створки напоминают лодочку. По средней линии створок
Створки удлинённой формы с округлёнными концами. Шов
Навикула
Пиннулярия проходит прямой щелевидный шов, в котором происходит
движение слизи, определяющее движение клетки.
тянется вдоль клетки (на нём три утолщения – узелки. Панцири
крупные, не способны удерживаться в толще воды.
3 Изучение нового материала.
Бурые водоросли – все многоклеточные.
Размеры: от нескольких сантиметров до десятков метров.
Окраска: обусловлена наличием жёлтых и коричневых пигментов.
Особенности:
Клеточные покровы представлены двумя слоями. Внешний –
слизистый, внутренний состоит из целлюлозы.
Разветвлённый таллом. Вблизи верхушки таллома есть воздушные
пузыри, которые удерживают их на плаву.
Запасное вещество – ламинарин, масло, йод, крахмал
скапливается редко.
Размножаются вегетативно – частями таллома, бесполым
способом – с помощью спор, зооспор и выводковых почек, и половым путём –
с помощью гамет. Характерно чёткое чередование полового и бесполого
размножения.
Органы прикрепления: ризоиды или подошвы.
Распространение: в морях на средних глубинах – поглощают зелёные и
голубые лучи света, на каменистых прибрежных участках в морях умеренных
и холодных широт. Все, кроме некоторых саргассовых водорослей, ведут
прикреплённый образ жизни. Образуют подводные заросли.
Примеры бурых водорослей:
Ламинария
Многолетнее растение. Таллом
до 20 метров. Он состоит из
пластинки и ризоидов (органы
прикрепления).
Фукус
Таллом 30 – 100см высоты,
имеет дисковидную подошву и
разветвлённые пластинки, которые
расширяются к верхушке. На концах
есть воздушные пузыри.
Значение:
Создают органическое вещество, которое используют в пищу
морские животные.
Человек использует их в пищу.
Используется как удобрение.
Используются в медицине.
Они источник соединений альгиновой кислоты, которые
используются в пищевой промышленности (для улучшения качества
мороженного, фруктовых соков), в бумажно – целлюлозной промышленности
для проклейки бумаги.
Из них изготовляют растворимые хирургические нити, а в
химической промышленности – красители.
Домашнее задание
4
§30 читать, отвечать на вопросы.
5 Закрепление материала.
Работа с тетрадью. Заполнить стр. 58 (бурые водоросли)
Литература
А) Использованная учителем
1. Соболь И.В. – Биология: учебник для 7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл.
2. Заведея Т.Л. – Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк:ОООПКФ
«БАО», 2006. – 752с.
3. Красильникова Л.А., Садовниченко Ю.А. – Анатомия растений. – Харьков
«Колорит», 2004. – 248с.
4. Таглина О.В., Биология 7 класс: разработки уроков. – Х.: Веста: Издательство
«Утро», 2007. – 320с.
5. Таглина О.В. – Готовимся к урокам биологии. 7 класс. Х.: Издательство «Утро»,
2008. – 192с.
Б) Рекомендованная ученикам:
1. Соболь И.В. – Биология: учебник для 7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл.
2. Энциклопедии по биологии. Раздел Ботаники.
Разработка урока "Бурые водоросли"
Разработка урока "Бурые водоросли"
Разработка урока "Бурые водоросли"
Разработка урока "Бурые водоросли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.