Разработка урока по биологии на тему "Бурые водоросли" для учащихся 6 класса продолжает цикл уроков о водорослях. Целью данного урока является закрепление знаний о водорослях, как о низших споровых растениях. На основе знаний о зелёных и диатомовых водорослей учащиеся могут уже сравнивать бурые водоросли с ними.
Тема: БУРЫЕ ВОДОРОСЛИ.
Цель:
учебная: сформировать понятие о бурых водорослях;
развивающая: развивать умение логично размышлять, правильно
выражать свое мнение.
воспитательная: воспитывать эстетичное восприятие растений,
моральную ответственность за сохранение растительного мира.
Основные понятия: бурые водоросли, ламинария, фукус.
Методы: опрос;
рассказ, беседа;
демонстрация схем.
Оборудование: схемы.
Тип урока: закрепление знаний,
изучение нового материала.
Структура урока:
1 Организационный этап...................... 3 мин.
2 Проверка знаний.............................. 15 мин.
3 Изучение нового материала.............. 20 мин.
4 Домашнее задание.............................. 2 мин.
5 Закрепление материала..................... 5 мин.
Ход урока:
1 Организационный этап.
2 Проверка знаний.
Вопросы к теме «Диатомовые водоросли»:
1 Что такое диатомовые водоросли? (Диатомовые водоросли – одноклеточные
одиночные или колониальные организмы микроскопических размеров (больше 20 000 видов))
2 Расскажите про особенности строения диатомовых водорослей.
(Особенности: Наличие кремниевого панциря, состоящего из двух створок, есть поры (обмен веществ с окружающей средой), (у
двустороннесимметричных – створки имеют продольную щель, обеспечивающая скользящее движение), Радиальная (неподвижные) или
двусторонняя симметрия, Хлоропласты – жёлтобурой окраски, Некоторые выделяют слизь (для прикрепления), Автотрофы, но те,
которые живут на неглубоких участках морского дна, могут быть гетеротрофами, Крахмал не образуется, запасные вещества
откладываются в виде масла, Размножаются бесполым способом, путём деления клетки)
3 Где распространяются диатомовые водоросли? (Распространяются: в
пресных и солёных водоёмах, на болотах, на камнях, скалах, в почве, на снегу и льду, на стволах деревьев)
4 Какое значение диатомовых водорослей? (Роль: Источник питания для обитателей
водоёмов, Из отмерших водорослей образуются отложения горных пород, которые используют для изготовления фильтров, порошков
для шлифования металла и т.д., Участвуют в почвообразовании, Начальное звено в цепях питания для многих организмов)
5 Расскажите про таких представителей диатомовых водорослей
как навикула и пиннулярия.
Створки напоминают лодочку. По средней линии створок
Створки удлинённой формы с округлёнными концами. Шов
Навикула
Пиннулярияпроходит прямой щелевидный шов, в котором происходит
движение слизи, определяющее движение клетки.
тянется вдоль клетки (на нём три утолщения – узелки. Панцири
крупные, не способны удерживаться в толще воды.
3 Изучение нового материала.
Бурые водоросли – все многоклеточные.
Размеры: от нескольких сантиметров до десятков метров.
Окраска: обусловлена наличием жёлтых и коричневых пигментов.
Особенности:
Клеточные покровы представлены двумя слоями. Внешний –
слизистый, внутренний состоит из целлюлозы.
Разветвлённый таллом. Вблизи верхушки таллома есть воздушные
пузыри, которые удерживают их на плаву.
Запасное вещество – ламинарин, масло, йод, крахмал
скапливается редко.
Размножаются вегетативно – частями таллома, бесполым
способом – с помощью спор, зооспор и выводковых почек, и половым путём –
с помощью гамет. Характерно чёткое чередование полового и бесполого
размножения.
Органы прикрепления: ризоиды или подошвы.
Распространение: в морях на средних глубинах – поглощают зелёные и
голубые лучи света, на каменистых прибрежных участках в морях умеренных
и холодных широт. Все, кроме некоторых саргассовых водорослей, ведут
прикреплённый образ жизни. Образуют подводные заросли.
Примеры бурых водорослей:
Ламинария
Многолетнее растение. Таллом
до 20 метров. Он состоит из
пластинки и ризоидов (органы
прикрепления).
Фукус
Таллом 30 – 100см высоты,
имеет дисковидную подошву и
разветвлённые пластинки, которые
расширяются к верхушке. На концах
есть воздушные пузыри.
Значение:
Создают органическое вещество, которое используют в пищу
морские животные.
Человек использует их в пищу.
Используется как удобрение.
Используются в медицине.
Они источник соединений альгиновой кислоты, которые
используются в пищевой промышленности (для улучшения качества
мороженного, фруктовых соков), в бумажно – целлюлозной промышленности
для проклейки бумаги.
Из них изготовляют растворимые хирургические нити, а в
химической промышленности – красители.
Домашнее задание
4
§30 читать, отвечать на вопросы.
5 Закрепление материала.
Работа с тетрадью. Заполнить стр. 58 (бурые водоросли)
Литература
А) Использованная учителем
1. Соболь И.В. – Биология: учебник для 7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл.
2. Заведея Т.Л. – Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк:ОООПКФ
«БАО», 2006. – 752с.
3. Красильникова Л.А., Садовниченко Ю.А. – Анатомия растений. – Харьков
«Колорит», 2004. – 248с.
4. Таглина О.В., Биология 7 класс: разработки уроков. – Х.: Веста: Издательство
«Утро», 2007. – 320с.
5. Таглина О.В. – Готовимся к урокам биологии. 7 класс. Х.: Издательство «Утро»,
2008. – 192с.
Б) Рекомендованная ученикам:
1. Соболь И.В. – Биология: учебник для 7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл.
2. Энциклопедии по биологии. Раздел Ботаники.