Разработка урока "Диатомовые водоросли"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по биологии "Диатомовые водоросли" для учащихся 6 класса. Данный урок продолжает тему "Водоросли". Здесь рассматриваются особенности строения и жизнедеятельности диатомовых водорослей, область распространения, значение и т.д. На примерах двух представителей приведено сравнение особенностей этих водорослей. Предусмотрена работа с тетрадью.
Иконка файла материала Диатомовые.docx
Тема: ДИАТОМОВЫЕ ВОДОРОСЛИ. Цель:  учебная: сформировать понятие о диатомовых водорослях; развивающая: развивать умение логично размышлять, правильно  выражать свое мнение. воспитательная: воспитывать эстетичное восприятие растений,  моральную ответственность за сохранение растительного мира. Основные понятия: диатомовые водоросли, навикула, пиннулярия. Методы:     опрос; рассказ, беседа; демонстрация схем. Оборудование: схемы. Тип урока: закрепление знаний, изучение нового материала. Структура урока: 1 Организационный этап...................... 3 мин. 2 Проверка знаний.............................. 15 мин. 3 Изучение нового материала.............. 20 мин. 4 Домашнее задание.............................. 2 мин. 5 Закрепление материала..................... 5 мин. Ход урока: 1 Организационный этап. 2 Проверка знаний. Вопросы к теме «Зелёные водоросли»: 1 Что такое зелёные водоросли? (Зелёные водоросли – организмы с зелёной окраской  таллома, поскольку среди пигментов, содержащихся в их клетках, преобладают хлорофиллы.  Самая многочисленная группа, около  20 000видов) 2 Какие особенности зелёных водорослей? (В отличие от других, у зелёных  водорослей накапливается углевод и крахмал. Поглощают красные лучи света (живут на малых глубинах). Покрыты клеточной стенкой  из целлюлозы. У многих одноклеточных водорослей есть красный глазок и сократительные вакуоли. У них все способы размножения) 3 Расскажите про хдамидомонаду. 4 Расскажите про спирогиру. Строение  д а н о м о д и м а л Х а я а н ч о т е л к о н д о Грушевидной формы, есть два жгутика (передвижение); красный  глазок (ориентация в пространстве);в центре цитоплазмы – ядро.  У основания жгутиков – 2 сократительные вакуоли (удаляют  излишки воды). При неблагоприятных условиях теряет жгутики и переходит в состояние покоя Распространение В пресных водоёмах в составе планктона Способ  размножения Бесполое – с  помощью зооспор;  половое – перед  неблагоприятными  условиямиа р и г о р и п С я а н ч о т е л к о г о н м Нитчатая водоросль. Клеточная оболочка снаружи покрыта  слизью. Есть 1­4 лентовидных спиральных хлоропласта. В центре  клетки – вакуоль. Ядро – крупное, в центре вакуоли в  цитоплазматическом мешочке, от которого отходят цитопл.тяжи. Бесполое – деление клеток и частей  нитей; половое – с  помощью гамет В стоячих и медленно проточных водах. 3 Изучение нового материала. Диатомовые водоросли – одноклеточные одиночные или колониальные организмы микроскопических размеров (больше 20 000 видов). Особенности:   Наличие кремниевого панциря, состоящего из двух створок, есть  поры (обмен веществ с окружающей средой), (у двустороннесимметричных –  створки имеют продольную щель, обеспечивающая скользящее движение),      Радиальная (неподвижные) или двусторонняя симметрия, Хлоропласты – жёлто­бурой окраски, Некоторые выделяют слизь (для прикрепления), Автотрофы, но те, которые живут на неглубоких участках  морского дна, могут быть гетеротрофами, Крахмал не образуется, запасные  вещества откладываются в виде масла, Размножаются бесполым способом, путём деления клетки,  Распространяются: в пресных и солёных водоёмах, на болотах, на  камнях, скалах, в почве, на снегу и льду, на стволах деревьев. Роль:  Источник питания для обитателей водоёмов,  Из отмерших водорослей образуются отложения горных пород,  которые используют для изготовления фильтров, порошков для  шлифования металла и т.д.,  Участвуют в почвообразовании,  Начальное звено в цепях питания для многих организмов, Примеры диатомовых водорослей: Навикула Пиннулярия Створки напоминают лодочку. По  средней линии створок проходит  прямой щелевидный шов, в котором  происходит движение слизи,  определяющее движение клетки. Створки удлинённой формы с  округлёнными концами. Шов тянется  вдоль клетки (на нём три утолщения – узелки. Панцири крупные, не  способны удерживаться в толще воды. Домашнее задание 4 §29  читать, отвечать на вопросы.   5 Закрепление материала.   Работа с тетрадью. Заполнить стр. 58 (диатомовые водоросли) ЛитератураА) Использованная учителем 1. Соболь И.В. – Биология: учебник для  7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл. 2. Заведея Т.Л. – Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк:ОООПКФ «БАО», 2006. – 752с. 3. Красильникова Л.А., Садовниченко Ю.А. – Анатомия растений. – Харьков «Колорит», 2004. – 248с. 4. Таглина О.В., ­ Биология 7 класс: разработки уроков. – Х.: Веста: Издательство «Утро», 2007. – 320с. 5. Таглина О.В. – Готовимся к урокам биологии. 7 класс. ­ Х.: Издательство «Утро», 2008. – 192с. Б) Рекомендованная ученикам: 1. Соболь И.В. – Биология: учебник для  7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл. 2. Энциклопедии по биологии. Раздел Ботаники.