Разработка урока по биологии "Диатомовые водоросли" для учащихся 6 класса. Данный урок продолжает тему "Водоросли". Здесь рассматриваются особенности строения и жизнедеятельности диатомовых водорослей, область распространения, значение и т.д. На примерах двух представителей приведено сравнение особенностей этих водорослей. Предусмотрена работа с тетрадью.
Диатомовые.docx
Тема: ДИАТОМОВЫЕ ВОДОРОСЛИ.
Цель:
учебная: сформировать понятие о диатомовых водорослях;
развивающая: развивать умение логично размышлять, правильно
выражать свое мнение.
воспитательная: воспитывать эстетичное восприятие растений,
моральную ответственность за сохранение растительного мира.
Основные понятия: диатомовые водоросли, навикула, пиннулярия.
Методы: опрос;
рассказ, беседа;
демонстрация схем.
Оборудование: схемы.
Тип урока: закрепление знаний,
изучение нового материала.
Структура урока:
1 Организационный этап...................... 3 мин.
2 Проверка знаний.............................. 15 мин.
3 Изучение нового материала.............. 20 мин.
4 Домашнее задание.............................. 2 мин.
5 Закрепление материала..................... 5 мин.
Ход урока:
1 Организационный этап.
2 Проверка знаний.
Вопросы к теме «Зелёные водоросли»:
1 Что такое зелёные водоросли? (Зелёные водоросли – организмы с зелёной окраской
таллома, поскольку среди пигментов, содержащихся в их клетках, преобладают хлорофиллы. Самая многочисленная группа, около
20 000видов)
2 Какие особенности зелёных водорослей? (В отличие от других, у зелёных
водорослей накапливается углевод и крахмал. Поглощают красные лучи света (живут на малых глубинах). Покрыты клеточной стенкой
из целлюлозы. У многих одноклеточных водорослей есть красный глазок и сократительные вакуоли. У них все способы размножения)
3 Расскажите про хдамидомонаду.
4 Расскажите про спирогиру.
Строение
д
а
н
о
м
о
д
и
м
а
л
Х
а
я
а
н
ч
о
т
е
л
к
о
н
д
о
Грушевидной формы, есть два жгутика (передвижение); красный
глазок (ориентация в пространстве);в центре цитоплазмы – ядро.
У основания жгутиков – 2 сократительные вакуоли (удаляют
излишки воды). При неблагоприятных условиях теряет жгутики и
переходит в состояние покоя
Распространение
В пресных водоёмах в
составе планктона
Способ
размножения
Бесполое – с
помощью зооспор;
половое – перед
неблагоприятными
условиями а
р
и
г
о
р
и
п
С
я
а
н
ч
о
т
е
л
к
о
г
о
н
м
Нитчатая водоросль. Клеточная оболочка снаружи покрыта
слизью. Есть 14 лентовидных спиральных хлоропласта. В центре
клетки – вакуоль. Ядро – крупное, в центре вакуоли в
цитоплазматическом мешочке, от которого отходят цитопл.тяжи.
Бесполое – деление
клеток и частей
нитей; половое – с
помощью гамет
В стоячих и медленно
проточных водах.
3 Изучение нового материала.
Диатомовые водоросли – одноклеточные одиночные или колониальные
организмы микроскопических размеров (больше 20 000 видов).
Особенности:
Наличие кремниевого панциря, состоящего из двух створок, есть
поры (обмен веществ с окружающей средой), (у двустороннесимметричных –
створки имеют продольную щель, обеспечивающая скользящее движение),
Радиальная (неподвижные) или двусторонняя симметрия,
Хлоропласты – жёлтобурой окраски,
Некоторые выделяют слизь (для прикрепления),
Автотрофы, но те, которые живут на неглубоких участках
морского дна, могут быть гетеротрофами, Крахмал не образуется, запасные
вещества откладываются в виде масла,
Размножаются бесполым способом, путём деления клетки,
Распространяются: в пресных и солёных водоёмах, на болотах, на
камнях, скалах, в почве, на снегу и льду, на стволах деревьев.
Роль:
Источник питания для обитателей водоёмов,
Из отмерших водорослей образуются отложения горных пород,
которые используют для изготовления фильтров, порошков для
шлифования металла и т.д.,
Участвуют в почвообразовании,
Начальное звено в цепях питания для многих организмов,
Примеры диатомовых водорослей:
Навикула
Пиннулярия
Створки напоминают лодочку. По
средней линии створок проходит
прямой щелевидный шов, в котором
происходит движение слизи,
определяющее движение клетки.
Створки удлинённой формы с
округлёнными концами. Шов тянется
вдоль клетки (на нём три утолщения –
узелки. Панцири крупные, не
способны удерживаться в толще воды.
Домашнее задание
4
§29 читать, отвечать на вопросы.
5 Закрепление материала.
Работа с тетрадью. Заполнить стр. 58 (диатомовые водоросли)
Литература А) Использованная учителем
1. Соболь И.В. – Биология: учебник для 7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл.
2. Заведея Т.Л. – Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк:ОООПКФ «БАО», 2006. – 752с.
3. Красильникова Л.А., Садовниченко Ю.А. – Анатомия растений. – Харьков «Колорит», 2004. – 248с.
4. Таглина О.В., Биология 7 класс: разработки уроков. – Х.: Веста: Издательство «Утро», 2007. – 320с.
5. Таглина О.В. – Готовимся к урокам биологии. 7 класс. Х.: Издательство «Утро», 2008. – 192с.
Б) Рекомендованная ученикам:
1. Соболь И.В. – Биология: учебник для 7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл.
2. Энциклопедии по биологии. Раздел Ботаники.
Разработка урока "Диатомовые водоросли"
Разработка урока "Диатомовые водоросли"
Разработка урока "Диатомовые водоросли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.