М. И.
Глинка –
основоположник
музыки
русской
классической
ПЛАН
1.Ранние годы.
2. Начало карьеры композитора.
3. Расцвет творчества.
4. Поздние годы.
5. Наследие композитора.
Значение его творчества.
Родился 20 мая (1 июня) 1804 года
в селе Новоспасском Смоленской губернии, в
имении
которое
принадлежало его отцу отставному капитану
Ивану Николаевичу Глинке.
родителей,
своих
М. Глинка с сёстрами. Портрет неизвестного художника
Благородный пансион при Главном Педагогическом
институте. Закончил пансион в 1822 вторым
В 1818 Глинка поступил в Петербурге в
учеником.
Творчество первого периода жизни композитора
(период детства и юности – до 1830 года)
Первые романсы:
элегия «Не искушай меня» на слова Баратынского,
«Бедный певец» на слова Жуковского,
«Я люблю, ты мне твердила» и «Горько мне, горько»
на слова Корсака и др.
Пишет фортепианные пьесы, совершает первую
попытку написать оперу «Жизнь за царя».
Второй этап жизни композитора – этап
профессионального становления (1830 1835 гг.)
В Берлине Глинка
совершенствовал
композиторское мастерство
систематически общаясь с
известным теоретиком
музыки и педагогом
Зигфридом Деном.
Третий этап – центральный – расцвет
творчества композитора (1835 – 1844 годы).
Ознаменовался созданием опер.
Опера «Иван Сусанин», I836 год
Опера «Руслан и Людмила» (1842 год)
Современная постановка оперы
Поздний период (1845 – 1857 годы)
За работой
Последователи Глинки М.И.
Творческое наследие Глинки М.И.
ОПЕРЫ: «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836), «Руслан и Людмила» (1837—1842)
СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Симфония на две русские темы
Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
«Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
«Вальсфантазия».
КАМЕРНОИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в
1932), Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для
фортепианного квинтета и контрабаса, Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо
Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831), Большой секстет Esdur для фортепиано и
струнного квинтета (1832), «Патетическое трио» dmoll для кларнета, фагота и
фортепиано (1832)
РОМАНСЫ И ПЕСНИ: «Венецианская ночь» (1832), Патриотическая песня (была
официальным гимном Российской Федерации с 1991 по 2000 год), «Я здесь, Инезилья»
(1834), «Ночной смотр» (1836), «Сомнение» (1838), «Ночной зефир» (1838), «В крови
горит огонь желанья» (1839), вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840),
«Попутная песня» (1840), «Слышу ли голос твой» (1848), «Заздравный кубок» (1848),
«Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848), «Адель» (1849), «Финский залив»
(1850), «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855), «Не говори, что сердцу больно»
(1856), «Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина), «Жаворонок» и др.
Композитор стал основателем
русского направления в классической
музыке. Его мелодии строились на
народных традициях, а темы
большинства музыкальных сочинений
были навеяны событиями российской
истории.
Великого русского
композитора М.И Глинку не зря
называют основоположником русской
музыкальной классики. Музыка
Глинки, пройдя испытание временем, осталась живой и юной до
наших дней. В ней воплощены лучшие черты русского искусства:
его нравственная сила, его правдивость, его особенная, скромная и
чистая красота.
Именно с признания творчества Глинки наша культура стала
занимать всё более заметное место в мире.