Разработка урока и презентация по математике на тему "Положительные и отрицательные числа" (6 класс)

  • Презентации учебные
  • doc
  • 24.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала положительные и отрицательные числа.doc

Положительные и отрицательные числа

 

1. Оргмомент (Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку).

Здравствуйте, ребята! Проверьте, готовы ли к уроку.(дневники, ручка учебник, тетрадь, рабочая тетрадь).

Ребята, встаньте, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции. Поделитесь капелькой теплоты и доброты.

Сейчас послушайте небольшое стихотворение и ответьте на вопрос: О чем пойдет речь на уроке?

 

Цифры живут на различных предметах:

В календарях и трамвайных билетах,

На циферблатах часов, на домах,

Прячутся цифры в книжных томах,

И в магазине, и в телефоне,

И на машине, и на вагоне...

Цифры повсюду, цифры кругом.

Мы их поищем и сразу найдём.

О чем, как вы думайте, пойдет речь на нашем уроке?

(о числах)

Чисел много, но нам надо найти какие то особенные . Вот и сегодня мы начинаем  изучать новые, пока неизвестные для вас числа.

А для того, чтобы сформулировать тему нашего урока  Я предлагаю вам выполнить несколько заданий 

2. Актуализация знаний

1. Устный счет (выполните вычитание и сложение)на слайде

2. Проведем тренинг «Знакомство» (представить себя и на первую букву своего имени, охарактеризовать себя словом, начинающимся с этой буквы) Какие это качества? (положительные, хорошие) А можно охарактеризовать и плохими.

3.Посмотрите на картинки героев сказок, и  распределите их на 2 группы ( на интерактивной доске  прямоугольники). Как можно назвать героев каждой группы? (положительные и отрицательные).( Слайд 4)

4.Соотнесите слова противоположные по значению, т.е. (антонимы) (интерактивная доска) перемещение

  зима         -   лето

 мороз        -   тепло

минус        -   плюс

 выигрыш – проигрыш.

приливы – отливы.

сжатие – растяжение

высота гор – глубина впадин.

4. Работа с термометрами устно.(Слайд 4-8) Определите температуру

Какая летом температура? А зимой? Как называются такие числа? (отрицательные).

Какие слова встречаются во всех этих заданиях?

Ребята, как вы думаете, о каких числах пойдет речь на нашем уроке? Значит и тема урока «Положительные и отрицательные числа»(Слайд9) Вот об этих числах сегодня и пойдет речь. Учитель: Запишите в тетради число классная работа и тему урока: « Положительные и отрицательные числа»

3. Изучение нового материала.

Ребята! Сегодня на уроке мы работаем по следующим правилам,  посмотрите, пожалуйста, на экран: в течение  урока мы заполним таблицу «  Знаю - Хочу знать - Узнал.» Или сокращенно «ЗХУ»

(Перед каждым ребенком на столе заготовка таблицы.)

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

1.Чтобы поставить перед собой цель и задачи , запишем сначала в таблице, что мы знаем об положительных числах

Запишите эти сведения в первой графе таблицы не более трех. Работаем парами 4 минуты. ( Учитель записывает варианты учащихся в таблицу на экране.)

Примерная таблица, которая может получиться после предложений учащихся.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. Знаем, что такое положительные числа

 

 

2. Знаем, как записываются положительные числа

 

 

3. Знаем, как выполнять действия с положительными числами

 

 

4. Знаем, как изображаются положительные числа на координатном луче

 

 

 

2. Давайте поиграем в игру «Верю- не верю». Если вы верите поставьте +, если не верите -. (применяется прием «Верные и неверные утверждения») (задание на карточках).

Верите ли вы, что речь идет об отрицательных числах:

1.                                               Сегодня мороз 100С.

2.                                               Глубина Черного моря 5500 метров.

3.                                               Рост Пети Иванова 130 сантиметров.

4.                                               Компания «Восток» должна банку 2000000 рублей.

5.                                               Мама купила 1,5 килограмма конфет.

6.                                               200 лет до нашей эры.

Коллективное обсуждение, высказывание учащихся.

Самопроверка: (ответы записаны на доске)

1.                                               +

2.                                               +

3.                                              

4.                                               +

5.                                              

6.                                               +

Сколько ошибок допустили? Чтобы не допускать ошибок мы должны узнать, что-то новое.

Стадия осмысления. (20 минут)

 Учитель: Ребята, а что вам интересно, и что вы хотите узнать по данной теме. Заполните в группах вторую графу таблицы. Работаем в парах 4 минуты.

Учитель записывает варианты учащихся в таблицу на экране.

Примерная таблица.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. Знаем, что такое положительные числа

1. Что такое отрицательные числа.

 

2. Знаем, как записываются положительные числа

2. Как записываются отрицательные числа

 

3. Знаем, как выполнять действия с положительными числами

3. Как выполнять действия с отрицательными числами

 

4. Знаем, как изображаются положительные числа на координатном луче

4. Как изобразить отрицательные числа на координатном луче

 

 

5. Где встречаются отрицательные числа

 

 

6. Как возникли отрицательные числа

 

 

Учитель: Чтобы найти ответы на эти вопросы прочитайте  параграф 29 и  Ответьте на вопросы после параграфа .

 4. Закрепление темы.Этап закрепление изученного материала

Практическая работа.

Все прочитали, какие вопросы, на все вопросы ответили?

А теперь ответьте  на мои вопросы:

1.     Прием «Перепутанные логические цепочки» Собрать из перепутанных слов определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где еще применяется понятие «Положительные и отрицательные числа» (Слайд 19)

 (Каждой группе раздается разрезанная таблица. Первая группа выбирают, что можно выразить отрицательным число, вторая – нулем, третья – положительным) на магнитной доске

На доске три колонки расссортировать

Отрицательным числом выражается

Числом нуль выражается

Положительным числом выражается

Расход (денег, воды, топлива и т.п.)

 

Приход (денег, воды, топлива и т.п.)

Убыток (в рублях, копейках)

 

Прибыль (в рублях, копейках)

Температура ниже нуля градусов (точки замерзания воды или точки таяния льда)

Температура таяния льда (замерзания воды)

Температура выше нуля градусов

Глубина ниже уровня океана

Уровень океана

Высота выше уровня океана

Время до нашей эры (в годах, веках)

Начало христианского летоисчисления (начало нашей эры)

Время нашей эры (в годах, веках)

Физкультминутка  Давайте немного отдохнем

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите. Опустите.

Вправо. Влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели встали. Сели встали.

И на месте побежали

Выполнение номеров из учебника №830, 831,833 из раб тетр 372,373

Работа в парах. (взаимопроверка).

4. Практическая работа с физической картой мира. Найдите высоты гор, глубины морей  и запишите величины с помощью положительных и отрицательных чисел (у доски 1 чел, остальные в тетрадях).

1 группа: Эльбрус, Эверест, Казбек, Марианский желоб, Каспийское море.

2 группа: Казбек, пик Победы, вулкан Этна, вулкан Везувий, Черное море, Средиземное море.

3)  Записать в таблицу пропущенные высказывания

С помощью чисел (со знаком «+» или «-»)

Без использования знака числа

1.

1. Убыток в хозяйстве составил 250 рублей

2. Температура утром была равна -6 градусов

2. ____ градусов мороза

3. ____

3. Термометр показывал 15 градусов мороза

4. ____

4. Температура тела человека 37 градусов

5. Уровень Каспийского моря  -28 м от уровня океана

5. На ____ м ниже …

5. Закрепление пройденного материала. (самооценка)

1) Математическое лото (для слабых учащихся)

Установите соответствие.

5° мороза

-5

15° тепла

+15

доход 132 руб

+132

расход 2351 руб

-2551

проигрыш 5 очков

-5

выигрыш 10 очков

+10

 

1)    Для сильных учащихся.

Запишите с помощью положительных и отрицательных чисел:

 

Глубина озера -3м

 

высота горы -100 м

 

прибыль – 1000 т.

 

доход -2000 т.

 

 

убыток- 10000 т.

 

 

жара- 40 градусов,

 

 

мороз-30 градусов

 

 

3 стадия. Рефлексия (10 минут)

Учитель: Возвращаемся к таблице и заполняем третью графу, что вы узнали в течение урока. Работаем в парах 5 минут.

Учащиеся высказывают свои мнения.  Учитель фиксирует в таблице на экране ответы учащихся.

Примерная таблица, которая может получиться после высказываний учащихся.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. Знаем, что такое положительные числа

1. Что такое отрицательные числа.

1. Числа со знаком – называются отрицательные

2. Знаем, как записываются положительные числа

2. Как записываются отрицательные числа

2. Отрицательные числа записываются с помощью знака -.

3. Знаем, как выполнять действия с положительными числами

3. Как выполнять действия с отрицательными числами

 

4. Знаем, как изображаются положительные числа на координатном луче

4. Как изобразить отрицательные числа на координатном луче

4. Отрицательные числа изображаются на координатной прямой.

 

5. Где встречаются отрицательные числа

Отрицательные числа встречаются в географии.

 

6. Как возникли отрицательные числа

 

Учитель: Ребята! А на какие вопросы вы не нашли ответов?

Сегодня на уроке:

·                                                    я научился…

·                                                    было интересно…

·                                                    было трудно…

·                                                    мои ощущения…

А еще я предлагаю вам  оценить свое настроение. Красный кружок «+» настроение, « - » отрицательное настроение в конце урока. Прикрепите кружки на доску.

Приклеить на доску под знаками плюс или минус. Как усвоили материал

Молодцы!Спасибо за урок!

Дз (на листочках) Разные варианты на выбор или индивидуально:

1.      

1.Написать свою старинную легенду о том, как древние люди впервые узнали об отрицательных числах. (алгоритм)

a)     В какой стране это произошло?

b)    Когда это случилось?

c)     Как это происходило?

d)    Кто в этом участвовал?

e)     Чем сопровождалась ситуация?

2. Сочинить сказку на тему: «Приключения положительных и отрицательных чисел на море».

3. Приготовить доклад из истории математики по теме «Исторические сведения о появление отрицательных чисел».