разработка урока истории на тему " Эпоха дворцовых переворотов" (10класс история)

разработка урока истории на тему " Эпоха дворцовых переворотов" (10класс история)

Разработки уроков
doc
история
10 кл
04.01.2017
В данной разработке урока уделяется большое внимание рассмотрению вопросов,связанных с причинами борьбы за власть различных дворянских группировок. детально изучается деятельность исторических личностей. которые в значительной степени определили политическое и экономическое развитие России. Предусмотрена работа с различными документами, с материалами учебного пособия.Учащиеся в ходе урока составляют таблицы, в которых отражен в хронологическом порядке изучаемый материал.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Эпоха дворцовых переворотов.doc
История 10 класс История   России.  XVII  –  XIX  века:   учебник   для   10   класса   средних общеобразовательных   учебных   заведений.   –   2­е   изд.   –   М.:ООО   «ТИД «Русское слово – РС», 2004. Базовый уровень. Тема: «Эпоха дворцовых переворотов». Цели     урока:   ­     познакомить   с   предпосылками   и   сущностью   дворцовых переворотов, внешней политикой данной эпохи; ­   развивать   умения   характеризовать   особенности   правления   преемников Петра I; ­   выступать   с   сообщениями,   подготовленными   на   основе   дополнительной литературы. Форма проведения:  комбинированный. Основные   понятия:  дворцовые   перевороты,   верховники,   кондиции, бироновщина, секуляризация, олигархия, фаворит. Даты: 1725­1727гг. – правление Екатерины I,   1727 – 1730гг – царствование ПетраII,   1730­1740гг – царствование Анны Иоанновны, 1740­1741гг – царствование Ивана Антоновича, 1741 – 1761гг – правление Елизаветы Петровны, 1761 – 1762гг – правление Петра III,  1762 – 1796гг – правление ЕкатериныII. 1735­1739гг – война с Турцией и Крымом, 1741 – 1743гг – русско­шведская война,   1756   –   1763гг   –   Семилетняя   война,   август   1758г   –   сражение   при Цорнндорфе, август 1759г – сражение при Кунерсдорфе, сентябрь 1760г – взятие русскими Берлина, 1761г – захват войсками Румянцева Кольберга. Выдающиеся   личности:  Петр   Алексеевич,   Екатерина  I,   А.Д.Меншиков, Петр II, А.И.Остерман, И.Долгорукий, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета   Петровна,   Н.Ю.Трубецкой, А.Н.Нарышкин, И.И.Шувалов, Н.И.Панин, Г.Г.Орлов, Г.А.Потемкин, ПавелI. Оборудование   урока   :   карты   «Российская   империя   в  XVIIIв»,   «Участие России в Семилетней войне», схема «Династия Романовых».   Бестужев   –   Рюмин,   А.П.                                                       Ход урока I.Организационный момент II. Повторение изученного материала. 1. Дать общую характеристику эпохе Петра  I. Какое значение она имела для России? 2. С   кем   из   выдающихся   исторических   деятелей   мировой   истории   и почему, на ваш взгляд, можно сравнить Петра ? 3. Продолжите фразы: А) «Любой правитель России первой четверти XVIIIвека на месте Петра I, как и он, провел бы следующие реформы…; Б) « Только Петр I  в первой четверти XVIIIв. мог осмелиться провести в России…».            4. Россия  при  Петре  I  была  объявлена   империей. Что  это   значило? Насколько это было оправдано? III. Изучение нового материала: 1. Предпосылки и сущность дворцовых переворотов. 2. Дворцовые перевороты в середине XVIIIвека. 3. Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Учитель ставит перед учащимися проблемные задания: ­ До какой степени борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов замедляла развитие России? ­ А.С. Пушкин охарактеризовал преемников Петра I так: « Ничтожные наследники северного исполина». Обсудите мнение поэта. Рассмотрение основных вопросов плана урока. Эта часть урока проходит в форме фронтальной беседы с использованием групповой работы. Предпосылки и сущность дворцовых переворотов. Учащиеся   записывают   в   тетради   определение   понятия  «дворцовые перевороты»   ­   смена   царствующих   особ,   которая   сопровождалась ожесточенной борьбой между различными группировками придворной знати.          Учащиеся   знакомятся с документом ­ указом Петра  I  о праве монарха назначать   преемника   из   числа   всех   родственников   и   текстом   учебника (параграф 14­15, раздел «Россия при преемниках Петра».   Затем формулируют предпосылки   дворцовых переворотов в группе ,выполняется   схема   и   один   представитель   группы   представляет результаты   классу.   В   процессе   выступлений   представителей   групп проясняются все аспекты вопроса, учитель подводит итоги обсуждения, после чего учащиеся записывают предпосылки в тетради.  Приложение 1.                           Предпосылки дворцовых переворотов. 1. Ослабление   правящей   династии   в   период   петровских реформ. ­ Конфликт Петра I и царевича Алексея, который завершился гибелью наследника. ­ Изменение традиционной системы престолонаследия. ­   Установление   династических   связей   с   германскими государствами. Появление разных, в том числе и иностранных,     претендентов   на престол. Усиление   борьба   за   власть между придворными группировками.                  2) Строительство новой столицы –  Санкт­Петербурга, где монарх оказывался     отрезанным от основной части страны и мог стать заложником собственного окружения.                  3)   Создание   Петром  I  гвардии  –   элитных   воинских   полков (   Семеновский,   Преображенский),   ставшей   инструментом   власти,   главной военной   силой   в   столице,   усилиями   которой   и   совершались   дворцовые перевороты. 2. Дворцовые перевороты в середине XVIII века. При   изучении   правления   Екатерины  I  (и   других   правителей   эпохи) используются материалы учебника и данные таблицы . Правитель, период пребывания   у власти                1    Екатерина I 1725­1727гг. (всевластие А.Меньшикова)              Петр II     1727­1730гг. (борьба за влияние на молодого   царя А.Д.Меньшикова и князей Долгоруких)   Иоанновна 1730­1740гг. (Эрнест­Иоганн Бирон)  Анна     Основные направления политики   А.Д.Меньшиков,                             2 Создание   Верховного   Тайного   Совета   (1726г)   как совещательного  органа  при  монархе. В его   состав входили:   Ф.М.Апраксин, Г.И.Головкин, П.А.Толстой, герцог Голштинский. ­ продолжение политики Петра I. ­ открытие Академии наук (1725г). ­   Экспедиция   Беринга   к   северо­восточной оконечности Азии.   Нежедание   Петра  II    заниматься   серьезной государственной   деятельностью   и   провождение большей части времени в развлечениях. 1. Изменения   в   структурах   управления государством: ­   упразднение   Верховного   Тайного   Совета (1730г); ­ создание кабинета министров.         2. Социальная поддержка дворянства и начало расширения привилегий: ­ отмена петровского указа о единонаследии ( 1730­ 1731гг); ­ сокращение срока службы до 25 лет (1736г); ­   жалованье   русским   офицерам   установлено   на уровне оплаты иностранцев. 3.   Рост   производства   продукции   металлургии   и резкое увеличение экспорта: ­ железа (в 5 раз); ­ хлеба ( в 22 раза). ­Отсутствие преобразованиям   у   правительства Леопольдовны серьезным   Анны стремления к       ­изменение   некоторых   структур   государственного управления   (   восстановление   роли   Сената, ликвидация   кабинета   министров,   создание   личной императорской канцелярии). ­ отмена внутренних таможенных пошлин (1753г). ­ упорядочение системы налогообложения( в 1744­ 1747гг проведена перепись податного населения).  VI Иван Антонович (смена   регентов: Бирон,   Миних, Анна Леопольдовна). Елизавета Петровна 1741 – 1761гг (фавориты: А.Г.Разумовский, И.И.Шувалов). Подведение ит  Учитель.   Таким   образом,   на   основании   рассмотренного   материала,   какой ответ   мы   можем   дать   на   первое   проблемное   задание:    До   какой   степени борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов замедляла развитие России? Предполагаемый ответ учащегося. В целом период с 1725 по 1762 годы был тяжелым испытанием для России. Наследники   Петра  I  не   смогли   последовательно   развить   заданное   им направление   на   создание   мощного   государства   европейского   типа.   На протяжении   нескольких  десятилетий   страна   как   бы  двигалась   по   инерции, полученной от сильного толчка, который дал ей великий преобразователь. В одном преемник Петра I были последовательны: постоянно нуждались в ходе борьбы за власть в поддержке наиболее активной и значимой социальной силы – дворянства, они все время шли на уступки этому сословию, укрепляя его имущественное положение, предоставляя государственную службу. Но поступательное развитие России продолжалось и в эпоху дворцовых переворотов. Экономика сделала шаг вперед. К середине XVIII века в стране выплавлялось 2 млн.пудов чугуна – в полтора раза больше, чем в Англии. В 1750 году в России работало около 50 текстильных мануфактур. В целом к середине  XVIII  века число мануфактур увеличилось втрое по сравнению с петровским   временем   –   их   стало   около   600.   Росло   применении   наемного труда,   различных   мануфактур.   Если   при   Петре  Iмануфактуры   в   основном принадлежали   казне,   то   позднее   все   большее   число   владельцев   фабрик   и заводов   являлись   выходцами   из   купцов,   крестьян   и   дворян.   Развивалось сельское   хозяйство,   но   в   основном   экстенсивным   путем   –   расширением используемых земель. 3. Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Учитель. После Петра  I  авторитет России на международной арене в целом продолжал   возрастать.   Об   этом   свидетельствует   расширение   территории страны. В 30­е годы  XVIII  века добровольно вошли в состав России казахи Малого и Среднего жузов, в 50­е годы – горные алтайцы. Задание для учащихся: На основании материала учебника ( стр.170­172) заполнить таблицу.         « Войны России в период дворцовых переворотов» Направления характеристика события            1                    2                               3 Европейское Русско­ польская   война 1733­1735гг.   Поддержка   Августа Война     за   польский   престол   в   союзе   с Автрией.  III Саксонского   в   противовес   С.Лещинскому, которого поддерживала Франция. Военный поход   русских   войск   в   Польшу   под командованием   П.П   Ласси.   Успешное решение целей войны. Русско­ шведская война 1741 – 1743гг. Попытки   Швеции   вернуть   утраченные   в ходе Северной войны территории пресечены рядом побед русской армии в 1741 – 1742гг. Мирный договор в Або  сохранил прежнее статус­кво. подтвердила балтийские   приобретения   России   и передала ей часть территории Финляндии.   Швеция Участие России в   Семилетней войне   1756­ 1763гг. Азиатское Русско­ турецкая война 1735 – 1739гг. Обострение геополитических противоречий между   двумя   коалициями   европейских держав. Борьба   за   колонии, Центральной и Восточной Европе.   гегемонию   в Присоединение   России   к   австро­ французскому союзу ( 1756г). Вступивший на престол Петр  III  прекратил военные   действия   и   заключил   союз   с Фридрихом II против вчерашних союзников России. Союзник – Австрия. Успехи   русской   армии   во   главе   с Б.Х.Минихом и П.П Ласси – взятие Азова, Очакова, Ясс. Но ввиду сепаратного мира Австрии  с  Турцией   Россия  свернула   свою военную компанию. Итог – подписание мира в Белграде. Россия вернула себе Азов. IV. Закрепление изученного материала. Обсуждение проблемного задания : А.С.Пушкин   охарактеризовал   преемников   Петра  I  так:  «  Ничтожные наследники северного исполина». V. Домашнее задание: часть2. П.14­15,вопросы 4,5,6; индивидуальные задания: сообщения о Екатерине II и Е.И.Пугачеве.
скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)