Разработка урока истории на тему " Внешняя политика Екатерины II" ( 10 класс, история)
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Разработка урока истории на тему " Внешняя политика Екатерины II" ( 10 класс, история)

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
история
10 кл
04.01.2017
Конспект урока истории предназначен для изучения событий периода правления Екатерины II. Особое внимание уделяется подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по истории: выделены четко события,исторические личности данного периода истории, понятия,связанные с изучаемыми событиями. Уделяется особое внимание работе с картами, с текстом документов. В качестве закрепления изученного материала предлагаются различные виды работы ( на усмотрение учителя).

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

урок 17 Внешняя политика Екатерины II.docx
Предмет: История России Класс:10 класс УМК: А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов. История России XVIII­XIX века. Ч. 2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2004. Тема. Внешняя политика Екатерины II. Цели урока: ­ сформировать представления о целях, направлениях, основных событиях и итогах внешней политики; ­   развивать   умения   давать   оценку   внешней   политике   Екатерины  II,   характеризовать полководческую   деятельность   великих   полководцев;   устанавливать   причинно­ следственные связи; ­ воспитывать чувство уважение к прошлой истории России. Форма проведения: проблемная лекция. Основные   понятия:   русская   военная   школа,   империя,   морская   держава,   разделы   Речи Посполитой,   антифранцузская   коалиция,   диссиденты,   конфедерация,   протекторат, трактат, флагман. Даты: 1768­1774гг.­ русско­турецкая война; 1770г.­ сражение при Ларге, Кагуле, Чесме; 1772,1793,1795гг – разделы Речи Посполитой; 1783г – присоединение Крыма (Тавриды); 1787   –   1790гг.­   русско­шведская   война,   1787­1791гг.­   русско­турецкая   война;   1790г.­ взятие Полтавы, 1790г.­ выпуск книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Выдающиеся личности: Екатерина , П.А.Румянцев, Б.Миних, А.Г.Орлов, Г.А.Спиридонов,, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Ф.Ф.Ушаков, П.С.Салтыков. Оборудование:   карты   «Россия   в   1760­1770гг»,   «   Россия   при   Екатерине  II;   «   Русско­ турецкая война 1877­1878гг»; портреты « Великие полководцы». Эпиграф: « Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит».(народная пословица).                                                 Ход урока I.Организационный момент. II. Изучение нового материала. 1. Основные направления внешней политики Екатерины II. 2. Русско­турецкая война 1768­1774гг. 3. Русско­турецкая война 1783 ­1791гг. 4. Война со Швецией и разделы Речи Посполитой.        5.  Великие полководцы, флотоводцы. Проблемное задание: В   чем   проявилась   преемственность   политики   Екатерины  II  по   отношению   к внешнеполитическому курсу ПетраI? Имперская политика – это зло или благо для России? I.Основные направления внешней политики Екатерины II. западное южное Укрепление позиций и влияния России в Европе: ­   участие   России   в   разделах   Речи   Посполитьй,   возвращение   части древнерусских земель (украинских и белорусских). ­ Борьба в коалиции против революционной Франции. Борьба за выход к Черному и Азовским морям, освоение и заселение южных  черноморских степей, обеспечение южных границ, налаживание торговли через порты Черного моря: ­ русско­турецкие войны ­ война с Крымским ханством.; 2. Русско­турецкая война 1768­1774гг. 3. Русско­турецкая война 1783­1791гг. Задание для учащихся: изучить материалы параграфа 17 (стр.194­202) и заполнить таблицу. Противоречия между Россией и Францией с Австрией. Северное Причерноморье, Закавказье А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, П.А.Румянцев, Г.А.Спиридонов. Русско­турецкая война 1768­1774гг. Причины Районы   боевых действий Полководцы, флотоводцы Победы   русской армии и флота Итоги войны 1770г. – сражения у рек Ларга, Кагул, морской бой в Чесменской бухте, Хиосском проливе. 1774г.­ Кучюк­Кайнарджийский мирный договор: ­ Россия получила причерноморские земли между Днепром и Бугом, крепость Кинбург, Керчь в Крыму; ­ получила право плавания торговых судов по Азовскому   и Черному морям,   черноморским   проливам   Босфор   и   Дарданеллы;   право строительства военного флота на Черном море; ­ Россия стала черноморской державой; ­ брала покровительство над Молдавией и Валахией; ­ Крым становился независимым от Турции, контрибуция  от Турции России в 4,5млн.рублей. Русско­турецкая война 1783­1791гг. Причины Повод Международная обстановка Победы   русской армии и флота Итоги войны Противоречия России и Турции из­за Крыма и Грузии Отречение   крымского   хана   от   престола   и   присоединение   Крыма   к России. Георгиевкий   трактат   –   переход   Восточной   Грузии   под   протекторат России. Союз Англии, Пруссии и Голландии против России.  Война со Швецией 1786 – 1790гг. 1787г.­ разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн. 1788г. – взятие крепости Очаков. 1889г. – поражение турок у Фокшан, на реке Рымник. 1790г. – падение крепости  Измаил. 1791г.­ морское сражение у мыса Калиакрия. 1791г. – Ясский мирный договор: ­ к России отошли все земли между Южным Бугом и Днестром; ­  Турция  признала   присоединение  к  России  Крыма,   протекторат  над Восточной Грузией; граница устанавливалась по Днестру; ­ вывод войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии. Таким образом, Россия   утвердилась на черноморских берегах. Международный престиж страны вырос. Правда, теперь европейские державы все чаще относились с неприязнью к усилившейся России. 4. Война со Швецией и разделы Речи Посполитой. Учитель кратко рассказывает о войне России со Швецией.     В 1787 году в войну против России вступила Швеция. Ее король Густав IIIхотел вернуть земли, утерянные после Северной войны, требовал передать Турции все земли, завоеванные Россией. Но серия поражений на суше и на море вскоре отрезвила шведского монарха, и по мирному договору 1790 года он отказался от вяких надежд на реванш.      Вскоре после блестящей победы над Турцией  Россия в напряженной дипломатической и военной борьбе решила еще одну из своих исторических задач – вернула  в свои пределы старорусские земли       В состав государства Речь Посполитая входил обширный комплекс земель, до монголо­ татарского   ига   входивший   в   состав   Киевской   Руси   (   земли   современных   Украины   и Белоруссии).     Инициатива   раздела   Речи   Посполитой   принадлежала   Пруссии.   Эти предложения поступали еще при Петре  I.При Екатерине  II  вновь встал данный вопрос. Причиной к разделам стало стремление стран­участниц увеличить территории, поводом – события   периода   междуцарствования   в   Речи   Посполитой   и   вопрос   о   праве   России оказывать покровительство православному населению восточных земель Польши. В ходе длительных переговоров между Пруссией, Россией и Австрией было заключено соглашение о разделе территории Речи Посполитой между этими государствами.                                     Участие России в разделе Речи Посполитой        Пруссия                    1                                                      1­й раздел – 1772год           Поморье         Россия                  2 Восточная часть Ливонии   Белоруссия,        Австрия                3 Галиция                                                        2­й раздел – 1793год Балтийское побережье Польши   с   Гданьском, Великая Польша с Познанью Белоруссия   с   Минском, Правобережная Украина   1794 г. – национально­освободительное восстание под руководством Тадеуша Костюшко, направленное против дележа польских земель соседними государствами. Россия, Австрия, Пруссия подавили восстание.                                                    3­й раздел – 1795год. Центральная  Польша с  Варшавой Основная часть Польши,  Западная Белоруссия,  Западная Волынь,  Курляндия Малая Польша с Люблином. Таким образом, в результате разделов Речи Посполитой  земли, которые когда­то  принадлежали Руси, воссоединились в составе Российской империи. 5. Великие полководцы, флотоводцы. Эпиграф: « Потомство мое прошу брать мой пример…, до издыхания быть  верным… Отечеству.( А.В.Суворов). Данный вопрос рассматривается путем заслушивания и обсуждения ученических  сообщений о великих полководцах. Одновременно при выступлениях  демонстрируются портреты  полководцев. III. Закрепление изученного материала. 1.Учащиеся  называют направления, задачи, события внешней политики. На карте  показывают места основных сражений, территориальные изменения. Дают оценку итогам  внешней политики Екатерины II. 2. Обсуждение проблемного задания: в чем проявилась преемственность политики  Екатерины II по отношению к внешнеполитическому курсу ПетраI? Имперская политика –  это зло или благо для России? IV. Домашнее задание: часть2, п. 17, вопросы. понятия, даты;  выполнить контурную карту.
скачать по прямой ссылке