разработка урока истории на тему "Культура и быт России во второй половине XIXв." (10класс история)

разработка урока истории на тему "Культура и быт России во второй половине XIXв." (10класс история)

Медиа
Разработки уроков
docx
История
10 кл
04.01.2017
Данный урок завершает изучение периода 19 века. ЕГЭ по истории предусматривает знания учащихся по культуре России и зарубежных стран данного периода. Необходимо на уроках,связанных с культурным развитием стран рассматривать вопросы искусства, быта более детально и использовать разнообразную наглядность ( презентации, видеоролики,иллюстрации). Учащиеся должны четко различать различные стили в литературе, живописи, музыке; знать - имена и произведения искусств авторов данного периода истории.
урок 19 культура и быт России во второй половине XVIII веке. - копия.docx
Название предмета: История России Класс: 10 УМК:   учебник   А.Н.Сахаров,   А.Н.   Боханов.   История   России   17­19   века   ,часть   2.М.: «Русское слово», 2004 год. Уровень обучения: базовый Тема урока: Культура во второй половине XVIII века. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час Место урока в системе уроков по теме: четвертый урок в разделе Россия в XVIII в. Цель:     познакомить   с   достижениями   русской   культуры   второй   половины  XVIIIв.,   ее деятелями;  Развивать   умения   характеризовать   достижения   отечественной   культуры.   Выявлять   ее особенности; Формировать   художественный   вкус   учащихся,   эстетическое   воспитание,   осуществление творческого сотрудничества педагогов и учащихся.   Планируемые результаты: ­знать особенности развития русской литературы; ­знать достижения в области науки. архитектуры, живописи; ­характеризовать жанры литературного творчества: ­сравнивать быт россиян 18 в с их  бытом в 17 веке. Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа­проектор, презентация. Форма проведения: круглый стол. Основные понятия6 барокко, классицизм, сентиментализм, реализм, народное творчество. Даты:  1730­е годы  – открытие  Сухопутного шляхетского  корпуса,  1750­егг.­  открытие Морского   шляхетского   корпуса,   1755г,­   открытие   Московского   университета,   1767г,   ­ открытие   Института   благородных   девиц   (   Смольный   институт).,   1780­ег.­   введение системы народного образования. Выдающиеся   личности:   М.В.Ломоносов,   И.И.Шувалов,   И.И.Ползунов,   И.П.Кулибин, А.И.Чириков,   Н.М.Карамзин,   В.В.Растрелли,   В.И.Баженов,   М.Ф.Казаков,   Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий. Оборудование:   картины,   иллюстрации   памятников   архитектуры   и   живописи,   портреты, выставка книг по теме. Эпиграф: « О незабываемое столетие! Радостным смертным даруешь Истину, вольность и свет.                                                                                                              А.Н.Радищев. I. Организационный момент. II.Фронтальное обсуждение изучаемого материала.                                        План обсуждения материала      Внимание учащихся обращается на эпиграф урока, им предлагается объяснить, как они понимают слова, что XVIII столетие «идолов свергло к земле…», почему эта эпоха дарует «истину, вольность и свет». Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что XVIII в. – очень   важная   веха   в   истории   России   и   развитии   русской   культуры. Рeформы   Петра   I   затрoнули   в   тoй   или   инoй   стeпени   все   стороны   эконoмики, государственного устройства, военного дела, просвещения, общественной мысли, науки и культуры. Эти прeобразования приобщили Рoссию к пoстижeнию сoвремeнности, помогали преодолеть отсталость, поставить страну в один ряд с влиятельными державами Европы. Рoссия перенимала, oсваивала и пeрeрабатывала опыт западнo­eврoпейских стран в разных областях   человеческой   деятельности,   в   том   числе   в   сфере   искусства:   приобретение   за границей   готовых   произведений   искусства,   привлечение   иностранцев­специалистов,
посылка   русских   людей   за   государственный   счет   для   учения   за   рубежoм. Углубление светских тенденций в культуре не означало отрицания ни роли Церкви, ни роли религии. Религия продолжала играть существенную роль и в образовании, и в воспитании детей, и в повседневной жизни, и в искусстве, и в миропонимании людей, и в  соблюдении обычаев и т. д. Но абсолютизм пошел на поддержку новой культуры, которая, казалось бы, противоречила всему его духу. Новая культура вписалась и быстро распространилась в дворянской среде, органично   вошла   в   феодальную   культуру,   подчинилась   задачам   феодально­ крепостнического государства и способствовала усилению абсолютизма. Новая культура второй половины XVIII в. поставляла государству образованных людей. Одни способны были разведывать недра (рудознатцы), другие – исследовать новые земли, третьи – строить заводы,   четвертые   –   преобразовывать   русские   города,   возводить   дворцы   и   парки, поднимать авторитет власти. В России появились люди нового типа, выдвинулись деятели европейского и мирового масштаба. В этот период возрос интерес к отечественной истории, к корням, к истокам, к фольклору. Появилось понятие историзма. Представителям новой культуры свойственна практическая направленность деятельности на пользу стране, открытость, стремление познать мир во всем его многообразии, общение с культурой других народов, взаимообмен культурными достижениями,  стремление  расширить  кругозор, посмотреть,  как  живут  люди  в  других странах. «Люди нынешних времен обычай имеют: каждый желает свету увидеть», ­ записал в своем дневнике Б. И. Куракин, князь, сподвижник Петра I. Накопление книг, предметов искусства, знаний, создание школ, библиотек рождало новые потребности у просвещенной части общества. В   XVIII   в.   продолжается   развитие   национальной   русской   культуры.   Завершается   этот процесс в следующем столетии. Во второй половине XVIII в. для культуры характерна переходность, противоречивость в развитии тенденций. Неотъемлемой частью российской культуры являлось народное творчество. 1. Какие новые черты проявились в развитии образования и науки в XVIII? Предполагаемые ответы учащихся. Новые черты в развитии образования и науки: ­ Всесторонне исследование проблем, создание целостной картины мира, противостоящей религиозным представлениям о природе и обществе. ­ Более тесная связь научно­технических изобретений с потребностями промышленности, сельского хозяйства и торговли. ­ Становление различных областей фундаментальной науки в России. ­ Складывание целостной системы образования: начальная школа­ средняя школа – высшая школа­ Академия наук. ­ Расширение состава учащихся: доступ всех сословий в начальные учебные заведения, введение женского образования. ­ Усиление светской направленности обучения. 2. Какое значение имело открытие университетов, назовите, почему один из них носит имя М.В.Ломоносова? ­Какие науки получили развитие во второй пол.18века? Постановка проблемного вопроса:  ­В чем состояли особенности развития русской культуры во второй пол.18века? в) самостоятельная работа с текстом учебника (19 стр.216 – 221), заполнение таблицы Жанр литературы Представитель жанра  Произведения
Вывoды:   Свeтские   жанры   литeратуры   стали   развиваться   еще   в   17   веке,  oднакo  пoслe пeтрoвских реформ развитие это пoлучило бoльшoй дополнительный импульс, и русская литература стала полностью светской, в ней стали преобладать совершенно иные жанры; развитию театра спосoбствовала окрепшая отечественная драматургия (Фонвизин) Наряду с любитeльским тeатрoм возникает и прoфeссиональный. г) знакoмство с архитeктурными жанрами (слайдoвая презентация), заполнeние таблицы Жанр архитектуры Архитектурные  памятники Представитель жанра  д) прослушивание аудиозаписи Слушают музыку композитора Д.С.Бартнянского­ камерную симфонию си бемоль мажор/ Беседа с учащимися: ­Где могла исполняться такая музыка? ­Чем она отличалась? ­В каком стиле она звучит? И в чем ее оригинальность?  е) индивидуальное сообщение учащегося на тему   "Развитие живописи и скульптуры во второй половине 18 века". Выступление учащегося по данному вопросу сопровождается показом презентации. ж) быт населения Российской империи (самостоятельная работа с текстом учебника ) Вывод: и так, мы узнали, что произошли перемены в дворянском быту в петровский период и   позже.   Развивалась   новая   придворная   культура,   однако,   быт   крестьянства   оставался прежним. III. Закрепление изученного материала: Учащиеся   выделяют   особенности   культуры  XVIIIв.   И   высказывают   свое   мнение   о самобытности и заимствованиях в послепетровской русской культуре  XVIIIв. И делают вывод: Радикальный   переворот,   совершенный   в   области   культуры   ПетромI,   принес   свои результаты. Русская культура пережила влияние западной культуры, взяла лучшее, что было   накоплено   на   протяжении   веков   ,   и   сохранила   свое   своеобразие.   Появление талантливых деятелей, способных к выразительному, яркому, самобытному творчеству, показывало, что русская культура находилась на подъеме. Благодаря реформам Петра Iэто была   культура   привилегированных   слоев,   недоступная   и   непонятная   основной   массе населения.  Народная культура носила бытовой, местный характер  и не интересовала  « просвещенное дворянство». IV. Домашнее задание :    часть2. параграф 19, отвечать на вопросы к параграфу. Индивидуальное задание – подготовить сообщение о личности Павла I.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)