Разработка урока истории "Образование СССР"
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Разработка урока истории "Образование СССР"

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
история
9 кл
16.01.2017
презентация к уроку

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация состоит из частей:
Публикация является частью публикации:
Урок истории в 9 классе на тему.docx
Урок истории в 9 классе на тему «Образование СССР». Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный  материал, учебник. Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: Личностная: дать личную оценку образования СССР, определить взаимосвязь с исторической судьбой своей страны. Метапредметная: формировать навыки постановки цели, планирования  своей работы, корректировки своей деятельности на уроке, работы с картой;  уметь анализировать текст, делать выводы и составлять схему на основе  текста. Предметная: сформулировать представление об историческом процессе  образования СССР;  узнать предпосылки для объединения союзных республик и альтернативные проекты этого процесса; определить историческое значение  образования СССР. При подготовке урока дается опережающее задание, которое выполняют  родители обучающихся – им предлагается ответить на вопросы анкеты  (Приложение 1). 1. Постановка темы и целей. Сегодняшний урок хотелось бы начать с небольшой исторической загадки:  назовите государство, существовавшее 69 лет на территории Восточной  Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии, занимавшее почти  1/6 часть обитаемой суши Земли; являющееся самой крупной по площади  страной мира. В этом государстве жили ваши родители, но не живете вы  (ответ: СССР). Сегодня мы будем говорить о стране величайших достижений и ужасных  потрясений. О стране, воспоминания о которой до сих пор мучают не одно  поколение. О стране, которой уже нет на карте, но которая осталась в сердцах и душах многих граждан России. Тема урока: «Образование СССР». На какие вопросы нам предстоит ответить в ходе урока? Я прошу вас  поработать в парах и на карточках записать вопросы, на которые мы можем  найти ответ на уроке (карточки вывешиваются на доску). 2. Актуализация. Итак, год 1922. 1. Какое событие только что пережила Россия? Напомните годы Гражданской  войны? 2. Какую роль в этом внутреннем событии сыграли иностранные государства? 3. Какие национальные территории в составе бывшей Российской империи  подверглись расколу? 4. Что обозначает понятие советизация? 5. Какие советские республики появились в течение Гражданской войны?  Каким путем они создавались? 3. Основной этап. Итак, к 1921 году территория бывшей Российской империи раскололась на  две части: советские республики и суверенные или независимые республики.  Такое положение устраивало советское правительство? Почему? Поэтому возник вопрос о создании нового единого многонационального  государства. Как  происходило решение вопроса, предлагаю ответить вам. Работа в группах (каждая группа выполняет свое задание – Приложение  2). 1 группа – причины для создания нового государства 2 группа ­ проект федерализации (Ленин) 3 группа ­ проект автономизации (Сталин) 4 группа – структура управления СССР по Конституции 1924 года Итак, в 1922 году большевистская партия приступила к созданию нового  государства. Какими причинами объяснялась необходимость этого шага?  (отвечает 1 группа). В большевистской партии существовали различные точки зрения по вопросу о  принципах построения единого многонационального государства. комиссия  Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный наркомом по делам  национальностей Сталиным план объединения (отвечает 3 группа). Ленин подверг план автономизации резкой критике и предложил свой проект  создания единого государства (отвечает 2 группа). ЦК РКП(б) одобрил проект Ленина. Почему был принят именно ленинский  проект федерализации? Итак, 30 декабря 1922 года в Москве собрались уполномоченные всех  советских республик, которые утвердили Декларацию об образовании Союза  Советских Социалистических Республик – СССР. Какие же основные принципы устройства нового государства были  закреплены в Декларации? (работа с документом в учебнике, стр.143) Какие государства вошли в состав СССР в 1922 году?  (работа с картой) Почему именно эти республики были первыми? Для нового государства потребовалась и новая Конституция, которая была  принята 31 января 1924 года. Это была первая Конституция СССР. В ней  закреплялось устройство государства, права республик, система управления и полномочия органов власти. Что же представляла собой система управления  СССР? (отвечает 4 группа) Мы поработали над основными вопросами создания СССР. Давайте  попробуем дать оценку этому государству.  Но уже в самом начале существования Союза наметились противоречия во  многих важных вопросах. Работа с карточками в парах и тройках – поиск противоречий  (Приложение 3). Почему возникли эти противоречия? Могло ли при таких условиях существовать федеративное государство?  Предположите, что может произойти в дальнейшем? Какую оценку СССР вы бы дали теперь?  4. Рефлексия. В качестве вывода предлагаю вам выполнить задание. Согласны ли вы со  следующими утверждениями: 1. создание СССР – результат долгого поиска новой формы национально­ государственного устройства. 2. СССР 0 пример подлинно демократической федерации. 3. создание СССР решило все национальные проблемы бывшей империи. 4. СССР сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути  государство. Но, так или иначе, СССР просуществовал до 1991 года. К 1940 году в его  составе было уже 15 республик. Не одно поколение родилось и выросло в  Советском Союзе, в том числе и ваши родители. И наши сегодняшние гости. Поэтому в подведении итогов урока будет и их участие. Игра «Четыре шляпы». Класс делится на 4 группы. Каждая группа  получает шляпу определенного цвета (можно вырезать из бумаги или  картона), в соответствии с которым выполняет задание. Желтая – оптимисты – определяют все положительные моменты в  образовании СССР. Черная – пессимисты – определяют все отрицательные моменты в  образовании СССР. Красная – эмоционалисты – анализируют анкеты, заполненные родителями  выявляют эмоции старшего поколения от образования СССР и высказывают  свои собственные эмоции. Белая – реалисты – подводят итоги: что получилось на самом деле? 5. Выставление оценок. Домашнее задание: ­ параграф 19;  ­ поработать с текстом Конституции СССР 1924 и найти описание символики  СССР;  ­ записать в тетрадь названия всех союзных республик и год их вхождения в  состав СССР. Приложение 1. 1. Вы жили в СССР? Вопросы анкеты: 2. Каких воспоминаний об этом государстве у вас больше –  положительных или отрицательных? 3. Какие эмоции вы испытали от распада СССР? 4. Чем в вашем представлении является Советский Союз? Приложение 2. 1 группа.  Причины создания СССР. Экономические Политические  Идеологические 2 группа.  Из письма Ленина «К вопросу о национальностях или  об «автономизации», 31декабря 1922года. Следует оставить и укрепить союз социалистических республик, об  этой мере не может быть сомнения.    … Мы хотим добровольного союза наций,­ такого союза, который  не допускал бы никакого насилия одной нации над другой, такого  союза, который, был бы основан на полнейшем доверии, на ясном  сознании братского единства, на добровольном согласии.        В основу объединения положить принципы добровольности и  равноправия республик с сохранением за каждой из них права  свободного выхода из Союза республик.        Доступ в Союз открыт всем социалистическим советским  республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в  будущем. Федерация– это одна из форм государственного устройства с  наличием равноправных субъектов, обладающих широкими  полномочиями во внутренней политике. 3 группа.Из письма Сталина 22сентября 1922года.  Тов. Ленин! Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок отношений между центром и окраинами, т.е. отсутствие  всякого порядка и полный хаос, становится нетерпимым, тормозит и парализует всякую хозяйственную деятельность в общероссийском  масштабе. Поэтому предлагаю объединение советских республик в  одно хозяйственное целое. Окраины будут иметь права автономий и во всем основном  безусловно должны подчинятся центру. Автономизация–термин,обозначающий политическую форму  объединения советских республик.  Заключает в себе объявление  РСФСР государством, к которому присоединяются бывшие  советские республики как автономные единицы. Это бы вело к  образованию мощного центра и нарушало бы принципы  независимости стран.   4 группа. Структура управления СССР. К О Н С Т И Т У Ц И Я (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Принята II Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 года Глава III. О С’езде Советов Союза Советских Социалистических Республики 8. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик являетсяС’езд Советов, а в период между С’ездами Советов — Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. 9. С’езд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских советов и советов городских поселений по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей и представителей губернских с’ездов советов по расчету 1 депутат на 125.000 жителей. Глава VII. О Верховном Суде Союза ССР 43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза ССР, приЦИК’е Союза ССР учреждается Верховный Суд Приложение 3.  Карточка 1. В союзных республиках формировались свои Съезды Советов,  ЦИК и  СНК. Но значительную часть полномочий республики передавали  центру, то есть России. Выборы делегатов Съезда Советов СССР не являлись подлинно  демократическими. От городских жителей избиралось делегатов в 5 раз  больше, чем от сельских. Лица, использовавшие наемный труд, жившие  на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и  жандармы лишались избирательных прав. Карточка 2. На начальном этапе развития СССР власть пыталась учитывать  национальную специфику. В партию принимались даже верующие. В  мусульманских республиках выходным днем объявили пятницу вместо  воскресенья. В 20­е годы открывались национальные школы, театры.  Газеты, издавалась национальная литература. Одним из направлений  национальной политики стала «коренизация». Ее суть в том, что на  государственные должности в республиках назначались коренные  жители. Но это нередко оборачивалось ущемлением прав других  национальностей, прежде всего русского населения. Русские специалисты даже самой высокой  квалификации изгонялись из  учреждений и оставались без куска хлеба. Карточка 3. В Киргизии во второй половине 20­х годов произошли столкновения  между русским и местным населением. У русских переселенцев  отобрали землю и отдали ее киргизам, которые, не имея навыков  земледелия, не знали, как ее обрабатывать, поэтому землей не  пользовались. Карточка 4. В 20­е годы на территории Украинской республики украинский язык был объявлен государственным, обязательным во всех учреждениях. В  школах было введено обязательное изучение украинского языка, истории и литературы Украины. Реакцией стало недовольство русского и  еврейского населения, составлявшего значительную часть востока и юга  республики.
скачать по прямой ссылке