Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)
Оценка 4.6

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
10 кл
17.12.2018
Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)
Начало монгольского нашествия - 10 класс.doc
Урок истории в 10 классе «Монголо­татарское нашествие на  Русь»    Тема:                  Монголо­татарское нашествие на Русь.    Цели:  познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо­татарами, причинами покорения Руси монголо­татарами; совершенствовать умения работы с картой, историческими документами;   развивать навыки решения проблем, сравнительного анализа, самостоятельной  работы;  воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный  интерес.     Оборудование: учебник, тексты документов, персональный компьютер, мультимедийный   видеопроектор, три лоскута ткани, три нити из того же материала.     Тип урока: урок изучения нового материала.     План урока:  I.             Постановка  темы, проблемы урока и его целей и задач.  II. Изучение нового материала.              1. Образование державы Чингисхана.                                2 Модель армии монголо­татар.                               3.Раздробленность Руси как причина поражений.     III. Закрепление изученного.     IV. Домашнее задание.     Ход урока.     Постановка целей и задач.     Слайд 2.    Слова учителя: "О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими  красотами прославлена ты: чистыми полями, бесчисленными городами великими,  селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными.  Всем ты преисполнена, земля Русская!.."     Слайд 3.    Слова учителя: "Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен,  навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи,  великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."      Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке.     Слайд4.    Вопрос классу: почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?     Ответ на этот вопрос поможет определить тему нашего урока:    Слайд 5«Монголо­татарское нашествие на Русь».  Тему записать в тетрадь.    В ходе урока мы углубим свои знания по вопросу «Монголо­татары и Русь» и  постараемся решить проблему: почему монголо ­ татары смогли покорить Русь,  находящуюся на более высокой ступени общественного развития?      Слайд 6 II.Изучение нового материала    1. Образование державы Чингисхана.    Слайд 7.    Мы сможем решить поставленную проблему,  пройдя три ступени.   Начертить схему в тетради.    Первая ступень.    Вопрос: каким образом, разобщенным племенам кочевников удалось осуществить  нашествие столь организованно. Первый шаг – объединение племен и создание единого государства. И тут на  историческую арену выходит один из самых известных его участников – Чингисхан. Чингисхан (Тэмучэн) – представитель знатного монгольского рода, в упорной борьбе с  ханами с помощью различных методов смог возвыситься над всеми и в 1204 году  становиться ханом всех монгольских племен. Записать тезис со слайда. Слайд 8.    Стр. 148 последний абзац раскроет нам характеристику личных качеств Чингисхана.    Вопрос : предположите каков был характер методов борьбы этого человека.    Слайд 8.    Ваши высказывания подтверждается его словами. Но как бы,  то ни было, Чингисхан государство создает и укрепляет.     Вопрос: вспомните признаки государства и выделите тот признак, с помощью которого  можно разрозненные племена объединить в единый народ.    Ответ: единая территория, централизованная власть, армия, система налогов, законы. Работа с историческим источником. Приложение №1. Прочитайте фрагменты закона Чингисхана и выполните задание. Озвучить результаты сравнить с таблицей на доске.      Слайд 9.    Слайд10.    Итак, первая ступень на пути решения поставленной проблемы – создание государства.  Заполнить первую ступень схемы.    2. Модель армии монголо­татар.    Задание: вспомните слова Чингисхана о счастье и еще раз обратите внимание на  фрагменты его законов, на основе этого сделайте вывод о характере взаимоотношений  монголо­татарского государства с другими странами. Выводы учеников: характер враждебный. Стремление к завоеваниям.    Вопрос: какой из уже перечисленных вами признаков государства при таких  отношениях становиться самым важным? Ответ: армия. Армия монголо­татар имела ряд преимуществ. Поможет выделить эти преимущества  работа с документом №2, Прочитайте текст и выделите на ваш взгляд эти преимущества.  Приложение №2    Слайд 11 Результаты работы озвучить, сравнить с текстом на доске. Записать преимущества  армии в тетрадь.    Слайд 12    Эта вторая ступень к решению проблемы. Продолжить заполнение схемы    3. Раздробленность Руси как причина поражений Для того, чтобы перейти на третью ступень, предлагаю вам провести эксперимент. Его  результаты помогут закончить нашу схему и решить поставленную проблему.     Эксперимент Трое желающих учеников выходят к доске и пытаются разорвать предложенные им  лоскуты материи – неудачно. Затем они с легкостью разрывают данные им нити из той же  самой ткани. Вопрос: Какой вывод в решении нашей проблемы помог вам сделать проведенный  эксперимент. Ответ: последней ступенью к успешному завоеванию стала раздробленность русского  государства. Слайд 13­14 Сравнить ответы учеников с заполненной на доске схемой. Закончить заполнение схемы. III. Закрепление изученного. Итак, мы шагнули на последнюю ступень в пути решения проблемы нашего урока. Она же  является последней ступенью на пути к той трагедии, которую пришлось пережить нашей  Родине. Слайд 15 История не терпит сослагательного наклонения. Но давайте все­таки сделаем  предположение, что было в силах русского государства. Разрушение какой ступени  зависело от русских княжеств? Ответ учеников: третья ступень. Русские княжество могли объединиться перед лицом  опасности. Но этого не произошло. И тем самым определилась тема вашего будущего урока:  установление монголо­татарского ига. А теперь еще раз назовите те причины, которые позволили монголо­татарам завоевать  Русское государство. IV. Домашнее задание.  Ответить на вопрос: "Как рассматривается содержание монголо­татарского ига в русской  и советской историографии (на примере точек зрения  С.М.Соловьева, В.В.Каргалова.  Л.Н.Гумилева)?", сообщение об Александре Невском, учебник с. 123­129; ответить на  вопросы. Приложение 1    Фрагменты закона Чингисхана        1. Кто лжет с намерением или волхвованием, или кто подсматривает за поведением  другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого...  предается смерти.       2. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять  обанкротится, того предать смерти после третьего раза.       3. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается  смерти.       4. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у  кого он был в руках, подвергается смерти.       5. Он  поставил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному.       6. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с коня, есть с  ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.       7. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что­нибудь из посуды для черпания воды.       8. Он запретил им мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится.       9. Он предписал, чтобы женщины, сопутствовавшие войскам, исполняли труды и  обязанности мужчин, в то время как последние отлучались на битву.       10. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану  (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей.       11. Он предписал... учреждение постоянных почт...       12. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с  прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то  вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать как барана.       13. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не  изъявили полной покорности.       14. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки  первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется (право)  жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц... Мужчинам разрешается  заниматься только войной и охотой.       Задание к документу: сгруппируйте положения закона, которыми должны были  руководствоваться жители империи, в составленную самостоятельно таблицу, которая должна содержать следующие графы:       а) общественные отношения;       б) семейные отношения;       в) быт;       г) взаимоотношения с покоренным населением. Приложение 2  Войско монголов.             Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ  жизни кочевника располагал  к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в  поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При  перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной  юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда.       Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки,  запряженные быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами и отарами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.           Семьи воинов могли сопровождать и  наступающую армию. В походные стойбища,  что располагались неподалёку от мест сражении и осад, монгольские богатыри сносили  военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и  детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым  дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обра­ щаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными  бойцами.          Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам  Чингисхан дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением  особых приемов боя.          Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во  главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин  трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню.  Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый,  ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки  опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.         Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в  кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука —  для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье,  прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами.       В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала  уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы  стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.        По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае  монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они  использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские  инженеры.         Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины  поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли,  обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался  аркан.        Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось  сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в  монгольские позиции, в  предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили  удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)

Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018