Урок истории в 10 классе «Монголотатарское нашествие на
Русь»
Тема: Монголотатарское нашествие на Русь.
Цели:
познакомить учащихся с завоеванием Руси монголотатарами, причинами покорения
Руси монголотатарами;
совершенствовать умения работы с картой, историческими документами;
развивать навыки решения проблем, сравнительного анализа, самостоятельной
работы;
воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный
интерес.
Оборудование: учебник, тексты документов, персональный компьютер, мультимедийный
видеопроектор, три лоскута ткани, три нити из того же материала.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
I. Постановка темы, проблемы урока и его целей и задач.
II. Изучение нового материала.
1. Образование державы Чингисхана.
2 Модель армии монголотатар.
3.Раздробленность Руси как причина поражений.
III. Закрепление изученного.
IV. Домашнее задание.
Ход урока.
Постановка целей и задач.
Слайд 2.
Слова учителя: "О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими
красотами прославлена ты: чистыми полями, бесчисленными городами великими,
селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными.
Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
Слайд 3.
Слова учителя: "Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен,
навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи,
великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке.
Слайд4.
Вопрос классу: почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?
Ответ на этот вопрос поможет определить тему нашего урока:
Слайд 5«Монголотатарское нашествие на Русь». Тему записать в тетрадь.
В ходе урока мы углубим свои знания по вопросу «Монголотатары и Русь» и
постараемся решить проблему: почему монголо татары смогли покорить Русь,
находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Слайд 6 II.Изучение нового материала
1. Образование державы Чингисхана.
Слайд 7.
Мы сможем решить поставленную проблему, пройдя три ступени. Начертить схему в
тетради.
Первая ступень.
Вопрос: каким образом, разобщенным племенам кочевников удалось осуществить
нашествие столь организованно.
Первый шаг – объединение племен и создание единого государства. И тут на
историческую арену выходит один из самых известных его участников – Чингисхан.
Чингисхан (Тэмучэн) – представитель знатного монгольского рода, в упорной борьбе с
ханами с помощью различных методов смог возвыситься над всеми и в 1204 году
становиться ханом всех монгольских племен. Записать тезис со слайда. Слайд 8.
Стр. 148 последний абзац раскроет нам характеристику личных качеств Чингисхана.
Вопрос : предположите каков был характер методов борьбы этого человека.
Слайд 8.
Ваши высказывания подтверждается его словами.
Но как бы, то ни было, Чингисхан государство создает и укрепляет.
Вопрос: вспомните признаки государства и выделите тот признак, с помощью которого
можно разрозненные племена объединить в единый народ.
Ответ: единая территория, централизованная власть, армия, система налогов, законы.
Работа с историческим источником. Приложение №1.
Прочитайте фрагменты закона Чингисхана и выполните задание.
Озвучить результаты сравнить с таблицей на доске.
Слайд 9.
Слайд10.
Итак, первая ступень на пути решения поставленной проблемы – создание государства.
Заполнить первую ступень схемы.
2. Модель армии монголотатар.
Задание: вспомните слова Чингисхана о счастье и еще раз обратите внимание на
фрагменты его законов, на основе этого сделайте вывод о характере взаимоотношений
монголотатарского государства с другими странами.
Выводы учеников: характер враждебный. Стремление к завоеваниям.
Вопрос: какой из уже перечисленных вами признаков государства при таких
отношениях становиться самым важным?
Ответ: армия.
Армия монголотатар имела ряд преимуществ. Поможет выделить эти преимущества
работа с документом №2, Прочитайте текст и выделите на ваш взгляд эти преимущества.
Приложение №2
Слайд 11
Результаты работы озвучить, сравнить с текстом на доске. Записать преимущества
армии в тетрадь.
Слайд 12
Эта вторая ступень к решению проблемы. Продолжить заполнение схемы
3. Раздробленность Руси как причина поражений Для того, чтобы перейти на третью ступень, предлагаю вам провести эксперимент. Его
результаты помогут закончить нашу схему и решить поставленную проблему.
Эксперимент
Трое желающих учеников выходят к доске и пытаются разорвать предложенные им
лоскуты материи – неудачно. Затем они с легкостью разрывают данные им нити из той же
самой ткани.
Вопрос: Какой вывод в решении нашей проблемы помог вам сделать проведенный
эксперимент.
Ответ: последней ступенью к успешному завоеванию стала раздробленность русского
государства.
Слайд 1314
Сравнить ответы учеников с заполненной на доске схемой. Закончить заполнение схемы.
III. Закрепление изученного.
Итак, мы шагнули на последнюю ступень в пути решения проблемы нашего урока. Она же
является последней ступенью на пути к той трагедии, которую пришлось пережить нашей
Родине.
Слайд 15
История не терпит сослагательного наклонения. Но давайте всетаки сделаем
предположение, что было в силах русского государства. Разрушение какой ступени
зависело от русских княжеств?
Ответ учеников: третья ступень. Русские княжество могли объединиться перед лицом
опасности.
Но этого не произошло. И тем самым определилась тема вашего будущего урока:
установление монголотатарского ига.
А теперь еще раз назовите те причины, которые позволили монголотатарам завоевать
Русское государство.
IV. Домашнее задание.
Ответить на вопрос: "Как рассматривается содержание монголотатарского ига в русской
и советской историографии (на примере точек зрения С.М.Соловьева, В.В.Каргалова.
Л.Н.Гумилева)?", сообщение об Александре Невском, учебник с. 123129; ответить на
вопросы. Приложение 1
Фрагменты закона Чингисхана
1. Кто лжет с намерением или волхвованием, или кто подсматривает за поведением
другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого...
предается смерти.
2. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять
обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
3. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается
смерти.
4. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у
кого он был в руках, подвергается смерти.
5. Он поставил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному.
6. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с коня, есть с
ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.
7. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять чтонибудь из посуды для
черпания воды.
8. Он запретил им мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится.
9. Он предписал, чтобы женщины, сопутствовавшие войскам, исполняли труды и
обязанности мужчин, в то время как последние отлучались на битву.
10. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану
(хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей.
11. Он предписал... учреждение постоянных почт...
12. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с
прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то
вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать как барана.
13. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не
изъявили полной покорности.
14. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки
первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется (право)
жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц... Мужчинам разрешается
заниматься только войной и охотой.
Задание к документу: сгруппируйте положения закона, которыми должны были
руководствоваться жители империи, в составленную самостоятельно таблицу, которая должна содержать следующие графы:
а) общественные отношения;
б) семейные отношения;
в) быт;
г) взаимоотношения с покоренным населением.
Приложение 2
Войско монголов.
Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ
жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в
поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При
перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной
юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда.
Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки,
запряженные быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами
и отарами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.
Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища,
что располагались неподалёку от мест сражении и осад, монгольские богатыри сносили
военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и
детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым
дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обра
щаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными
бойцами.
Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам
Чингисхан дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением
особых приемов боя.
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во
главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон
— яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин
трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню.
Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый,
ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки
опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.
Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в
кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука —
для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье,
прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами.
В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала
уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы
стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.
По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае
монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они
использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские
инженеры.
Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины
поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли,
обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался
аркан.
Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось
сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в
монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили
удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.
Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)
Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)
Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)
Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)
Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)
Разработка урока истории в 10 классе "Начало монгольского нашествия"( разработка и презентация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.