Урок истории в 10 классе «Монголотатарское нашествие на
Русь»
Тема: Монголотатарское нашествие на Русь.
Цели:
познакомить учащихся с завоеванием Руси монголотатарами, причинами покорения
Руси монголотатарами;
совершенствовать умения работы с картой, историческими документами;
развивать навыки решения проблем, сравнительного анализа, самостоятельной
работы;
воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный
интерес.
Оборудование: учебник, тексты документов, персональный компьютер, мультимедийный
видеопроектор, три лоскута ткани, три нити из того же материала.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
I. Постановка темы, проблемы урока и его целей и задач.
II. Изучение нового материала.
1. Образование державы Чингисхана.
2 Модель армии монголотатар.
3.Раздробленность Руси как причина поражений.
III. Закрепление изученного.
IV. Домашнее задание.
Ход урока.
Постановка целей и задач.
Слайд 2.
Слова учителя: "О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими
красотами прославлена ты: чистыми полями, бесчисленными городами великими,
селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными.
Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
Слайд 3.
Слова учителя: "Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен,
навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи,
великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке.
Слайд4.
Вопрос классу: почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?
Ответ на этот вопрос поможет определить тему нашего урока:
Слайд 5«Монголотатарское нашествие на Русь». Тему записать в тетрадь.
В ходе урока мы углубим свои знания по вопросу «Монголотатары и Русь» и
постараемся решить проблему: почему монголо татары смогли покорить Русь,
находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Слайд 6II.Изучение нового материала
1. Образование державы Чингисхана.
Слайд 7.
Мы сможем решить поставленную проблему, пройдя три ступени. Начертить схему в
тетради.
Первая ступень.
Вопрос: каким образом, разобщенным племенам кочевников удалось осуществить
нашествие столь организованно.
Первый шаг – объединение племен и создание единого государства. И тут на
историческую арену выходит один из самых известных его участников – Чингисхан.
Чингисхан (Тэмучэн) – представитель знатного монгольского рода, в упорной борьбе с
ханами с помощью различных методов смог возвыситься над всеми и в 1204 году
становиться ханом всех монгольских племен. Записать тезис со слайда. Слайд 8.
Стр. 148 последний абзац раскроет нам характеристику личных качеств Чингисхана.
Вопрос : предположите каков был характер методов борьбы этого человека.
Слайд 8.
Ваши высказывания подтверждается его словами.
Но как бы, то ни было, Чингисхан государство создает и укрепляет.
Вопрос: вспомните признаки государства и выделите тот признак, с помощью которого
можно разрозненные племена объединить в единый народ.
Ответ: единая территория, централизованная власть, армия, система налогов, законы.
Работа с историческим источником. Приложение №1.
Прочитайте фрагменты закона Чингисхана и выполните задание.
Озвучить результаты сравнить с таблицей на доске.
Слайд 9.
Слайд10.
Итак, первая ступень на пути решения поставленной проблемы – создание государства.
Заполнить первую ступень схемы.
2. Модель армии монголотатар.
Задание: вспомните слова Чингисхана о счастье и еще раз обратите внимание на
фрагменты его законов, на основе этого сделайте вывод о характере взаимоотношений
монголотатарского государства с другими странами.
Выводы учеников: характер враждебный. Стремление к завоеваниям.
Вопрос: какой из уже перечисленных вами признаков государства при таких
отношениях становиться самым важным?
Ответ: армия.
Армия монголотатар имела ряд преимуществ. Поможет выделить эти преимущества
работа с документом №2, Прочитайте текст и выделите на ваш взгляд эти преимущества.
Приложение №2
Слайд 11
Результаты работы озвучить, сравнить с текстом на доске. Записать преимущества
армии в тетрадь.
Слайд 12
Эта вторая ступень к решению проблемы. Продолжить заполнение схемы
3. Раздробленность Руси как причина пораженийДля того, чтобы перейти на третью ступень, предлагаю вам провести эксперимент. Его
результаты помогут закончить нашу схему и решить поставленную проблему.
Эксперимент
Трое желающих учеников выходят к доске и пытаются разорвать предложенные им
лоскуты материи – неудачно. Затем они с легкостью разрывают данные им нити из той же
самой ткани.
Вопрос: Какой вывод в решении нашей проблемы помог вам сделать проведенный
эксперимент.
Ответ: последней ступенью к успешному завоеванию стала раздробленность русского
государства.
Слайд 1314
Сравнить ответы учеников с заполненной на доске схемой. Закончить заполнение схемы.
III. Закрепление изученного.
Итак, мы шагнули на последнюю ступень в пути решения проблемы нашего урока. Она же
является последней ступенью на пути к той трагедии, которую пришлось пережить нашей
Родине.
Слайд 15
История не терпит сослагательного наклонения. Но давайте всетаки сделаем
предположение, что было в силах русского государства. Разрушение какой ступени
зависело от русских княжеств?
Ответ учеников: третья ступень. Русские княжество могли объединиться перед лицом
опасности.
Но этого не произошло. И тем самым определилась тема вашего будущего урока:
установление монголотатарского ига.
А теперь еще раз назовите те причины, которые позволили монголотатарам завоевать
Русское государство.
IV. Домашнее задание.
Ответить на вопрос: "Как рассматривается содержание монголотатарского ига в русской
и советской историографии (на примере точек зрения С.М.Соловьева, В.В.Каргалова.
Л.Н.Гумилева)?", сообщение об Александре Невском, учебник с. 123129; ответить на
вопросы.Приложение 1
Фрагменты закона Чингисхана
1. Кто лжет с намерением или волхвованием, или кто подсматривает за поведением
другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого...
предается смерти.
2. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять
обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
3. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается
смерти.
4. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у
кого он был в руках, подвергается смерти.
5. Он поставил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному.
6. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с коня, есть с
ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.
7. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять чтонибудь из посуды для
черпания воды.
8. Он запретил им мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится.
9. Он предписал, чтобы женщины, сопутствовавшие войскам, исполняли труды и
обязанности мужчин, в то время как последние отлучались на битву.
10. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану
(хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей.
11. Он предписал... учреждение постоянных почт...
12. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с
прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то
вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать как барана.
13. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не
изъявили полной покорности.
14. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки
первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется (право)
жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц... Мужчинам разрешается
заниматься только войной и охотой.
Задание к документу: сгруппируйте положения закона, которыми должны были
руководствоваться жители империи, в составленную самостоятельно таблицу, котораядолжна содержать следующие графы:
а) общественные отношения;
б) семейные отношения;
в) быт;
г) взаимоотношения с покоренным населением.
Приложение 2
Войско монголов.
Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ
жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в
поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При
перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной
юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда.
Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки,
запряженные быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами
и отарами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.
Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища,
что располагались неподалёку от мест сражении и осад, монгольские богатыри сносили
военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и
детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым
дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обра
щаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными
бойцами.
Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам
Чингисхан дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением
особых приемов боя.
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во
главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон
— яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин
трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню.
Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый,
ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки
опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.
Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в
кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука —
для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье,
прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами.
В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала
уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы
стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.
По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае
монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они
использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские
инженеры.
Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины
поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли,
обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался
аркан.
Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось
сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в
монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили
удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.