Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).
Оценка 4.7

Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
7 кл
31.03.2017
Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).
В разработке урока использовались различные методы: беседа об особенностях Хохломской росписи и её назначении, коррекционные упражнения "Расставь по порядку". Практические упражнения элементов Хохломской росписи способствовали развитию мелкой моторики кистей рук. Для закрепления материала дается роспись акварельными красками доски в стили Хохломы.
Разработка ИЗО 7 класс..doc
: объяснение нового материала. Класс:   7.   Тип урока   Вид урока: беседа. Тема урока   Цель:  ­ познакомить учащихся с народной живописью ­ хохломой; Задачи:  ­ научить выполнять отдельные элементы технологии народной живописи ­  хохломы;  : «Народная живопись ­ хохлома». ­ коррекция и развитие мышления у учащихся, творческих способностей,  фантазии, практические навыки выполнения элемента росписи, мелкой моторики  кистей рук. ­ воспитывать у учащихся  любовь к народным традициям, народному творчеству,  чувство ответственности, уважение к труду. Учебно – методическое обеспечение урока: а) для учителя: конспект урока; мел; композиционные схемы элементов росписи хохломы; изделия с росписью под хохлому, мультимедиа. б) для учащихся: простой карандаш, ластик, кисть, шаблон доски, бумага белая, баночка  для воды, акварельные краски.  План урока: 1.Орг. момент. 2.Сообщение темы, цели урока. 3.  Объяснение нового материала. Беседа  о народной живописи ­ хохлома. 4. Физминутка.  5. Графические упражнения – выполнение приемов рисования кистью элементов  орнамента хохломской росписи. 6. С./р учащихся. Роспись доски с использованием элементов хохломской росписи. 7. Анализ рисунков. Подведение итогов. Ход урока: 1. ­ .Ребята. внимательно посмотрите вокруг себя.  ­ Сейчас займет свое рабочие место тот, кто найдет узор, назовет,  в какой  геометрической форме он нарисован и какие элементы использованы: растительные или  геометрические. 2. – Ребята на прошлых уроках мы уже с вами знакомились с различными узорами в  геометрических формах.  ­ Чем же сегодня мы с вами будем заниматься на уроке? ­ Что ж давайте по порядку Загадаю я загадку Кто быстрей ответ найдет, Тот первый и тему урока назовет. ­ Расставьте буквы по порядку. Прочитайте полученное слово.  4    7    1    3    2    6    5 Л   А   Х   Х   О   М   О (читают полученное слово – хохлома).  ­ Тему нашего урока – народная живопись – хохлома.  ­ Сегодня мы с вами совершим экскурсию по местам, где зарождалась народная живопись  хохлома, из чего создают мастера свои изделия, познакомимся с приемами росписи и попробуем себя в роли народных умельцев ­  выполним роспись доски, используя  элементы хохломской росписи.   ­ Ребята, а как вы понимаете слова народная живопись? ­ Живопись – художественное произведение (книга, картина, посуда), которые создаются  с помощью красок, наносимых на какую­либо твёрдую поверхность.  ­ Народная – зародилось среди народа  и  сделано руками народа. ­ Итак, я приглашаю вас отправиться на экскурсию в край,  где зародилась хохлома. ­ Откуда же появилось это удивительное искусство?  Сказ о хохломе. (слайд № 4) Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер­иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего  любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в  глухие керженские леса.     Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве,  которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём  красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными  цветами и тонкими веточками.     Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.      Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили  здесь избы и селились рядом.     Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов  найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал  мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром,  когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо­ художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только  остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь  пепелища.      Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят  хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о  жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера ­ кисть из солнечных лучей.  Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое  мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в  руки, от учителя к ученику. Так и случилось с "Хохломой».  ­ Хохлома – большое торговое село, куда привозили из деревень посуду для продажи. ­ Позднее  мастера стали свозить свои изделия  в деревню Семино (город Семёнов на  Волге, в Горьковской области).  ­ Посмотрите хохломские изделия, которые пришли к нам в гости. Как вы думаете из  какого материала они сделаны?  (на доске материал – дерево). ­ Расписная деревянная посуда очень древняя.  Вот уже 200 лет делают из дерева   хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши­утицы.    Процесс изготовления хохломской посуды.  1.   Заготовка.   Деревянную   посуду   вытачивают   на   токарном   станке   или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают. 2.   Грунтовка.   После   сушки   изделие   грунтуют:   разведенную   водой   до   жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов. 3 . Пропитка льняным маслом, сушка. 4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой ­ самый густой, сушат в печи при температуре 50­60 градусов. 5. Лужение ­ порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело­зеркальный блеск. Сушка. 6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка   карандашом.   Кисть   необходимо   держать   у   самого   ее   основания   и   ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Левой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию. Для этого нужна твердая рука. Они рисуют кистью. Кисть в руках мастера очень послушная, она является как бы продолжением его руки.  7.   Лачение.   Расписанное   и   просушенное   изделие   покрывают   масляным   лаком   и закаливают в печи при температуре 270 ­300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз. ­ Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники?   ( на доске ­ травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.). ­ Какие основные цвета в росписи?  (на доске – желтый, красный, черный, зеленый). ­ Какие значения придаёт народ этим цветам? Красный – огонь, любовь, преданность. Золотой, желтый  – свет, солнце. На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность. Верховое письмо – художник поверх посуды наносит рисунок (рисунок на золотом фоне).  (слайд № 18).  Фоновое письмо – красной или чёрной краской художник наносит только контуры  будущего рисунка. Затем  этим же цветом закрашивает оставшуюся поверхность,  получается серебристый узор на цветном фоне. (слайд № 19) ­ Все травинки, малые и большие кудрявятся, не касаясь стебелька, или же собираются к  корешку.  Такую травку называют «Кудриной».    Бежит, кружится по поверхности  затейливый узор – Кудрина, взлетит вверх, наберет силу, да и остановится. Сам рисунок  добавят мелкой прорисовкой и вот готов узор. ­ Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов (земляника, рябина, смородина).                                                     Эту традицию сохраняют сегодня народные мастера. Украшая обычные предметы   нарядной росписью. И с ним в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера. На каждом изделии самые знаменитые исполнители росписи ставят свою  подпись.  4. Физминутка.  5. – А теперь  некоторым  элементам  хохломской росписи мы с вами попробуем  научиться. У вас на партах есть лист белой бумаги, разделенной на 6 квадратов. В каждом из этих квадратов мы попробуем нарисовать элемент хохломской росписи. 1. «Осочки» ­ мелкие травинки (штрихи наносятся легкими движениями кончиком кисти  без нажима сверху вниз). 2. «Усики» ­ кончиком кисти легкими движениями, рисуются в виде непрерывной линии  одинаковой толщины, закрученной в спираль. 3. «Завитки» – вьющиеся стебель с крупными завитками (нажим кончика приходится на  самую широкую часть травинки). 4. «Капельки» ­ сначала кончик кисти без нажима, затем нажим. 5. «Цветочек», «Смородина» ­ короткие удары кончиком кисти или ватными палочками.  Показ на доске.  Индивидуальная работа – учащимся оказывается дозированная помощь при прорисовки  элементов хохломской росписи.   6.­ Ребята, теперь я вам предлагаю самим побыть в роли мастеров и расписать доску  хохломской росписью.   ­ У вас на партах уже есть заготовки доски, фон доски уже есть, сталось нанести узор.  Обратите внимание на образец на доске. Как располагается узор, какие краски  используются? ­ Приступаем к работе. Не забываем, что на кисть берем небольшое количество краски.  Индивидуальная работа –– приготовлены трафареты хохломской росписи.  7. Ребята, я предлагаю  поиграть в  игру «Веришь или не веришь». Проверит насколько,   вы запомнили всё то, о чем сегодня говорилась на уроке.  У вас на партах два кружка  красного и зеленого цветов. Кружок красного цвета – это «не верю», а кружок зеленого  цвета – это «верю».  Если вы верите в то, что я буду говорить,  вы поднимаете кружок с  зеленым цветом, если нет – кружок красного цвета.   1. Верите ли вы, что материал, из которого делают хохломскую утварь – дерево. (Да). 2. Верители вы, что хохломская роспись зародилась в городе Москве. (Нет). 3. Верите ли вы, что для хохломской росписи используют красный, желтый и синий цвета.  (Нет). 4. Верите ли вы, что в Хохломе используют травяной и растительный узор. (Да). 5. Верите ли вы, что рисунок, наносимый поверх золотого – желтого фона, называется  верховой. (Да). ­ А теперь давайте посмотрим ваши работы.  ­ Предлагаю поставить свои подписи на изделии, только инициалы – первые буквы  фамилии и имени. Какую букву будете писать – большую или маленькую? Почему? (список учащихся на доске с сокращенными фамилиями и менами) ­ Перед вами две чаши, расписанной под Хохлому. У вас на партах элементы росписи,  листочки и клубнички. Если вам урок понравился, то положите листок или клубничку в  чашу с «да». Если урок не понравился в чашу с «нет».  ­ На этом наш урок завершен. Всем мастерам большое спасибо.

Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).

Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).

Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).

Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).

Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).

Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).

Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).

Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).

Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).

Разработка урока ИЗО "Народная живопись - Хохлома" (7 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017