Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "
Оценка 5

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
13.02.2018
Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "
План конспект урока на тему "Класс насекомые. Многообразие насекомых "Цели урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о внешнем строении и образе жизни насекомых; Совершенствовать навыки учащихся работе на компьютере, способствовать развитию речи детей , учить детей анализировать и делать выводы. Дать возможность учащимся разобраться в вопросах приспособленности, распространения, насекомых в природе, как одного из процветающих классов животного мира. Стимулировать необходимость защиты насекомых, их охраны со стороны каждого человека и человечества в целом.План конспект урока на тему "Класс насекомые. Многообразие насекомых "
Урок.docx
Тема урока: «  Класс насекомые. Многообразие насекомых » Цели урока:  Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному  закреплению материала  о внешнем строении и образе жизни насекомых;   Совершенствовать    навыки  учащихся   работе на  компьютере,  способствовать  развитию речи детей ,   учить детей анализировать и делать выводы.  Дать  возможность  учащимся  разобраться в вопросах приспособленности,  распространения, насекомых в природе, как одного из процветающих классов  животного мира.  Стимулировать необходимость защиты насекомых, их охраны со стороны  каждого человека и человечества в целом. Оборудование:  таблица «Тип членистоногие. Класс насекомые» коллекция  насекомых, презентация урока, рисунки детей, выставка книг, посвященных   представителям  класса   насекомых, видеофрагмент, диск «Лабораторный  практикум. Биология 6­11 класс», сигнальные карточки Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых  знаний  и способов  деятельности. I Организация начала урока Ход урока: Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка  подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания  школьников, последовательность в предъявлении требований, четкость.    II   . Проверка выполнения домашнего задания.  ­Чем мы занимались с вами на прошлом уроке?  Проверим ваши знания. 1. Работа у доски .  Просистематизировать данное животное – клещ таежный. Вид – клещ таежный Род – клещ Семейство – иксодовые или кровососущие Отряд – клещи Класс – паукообразные Тип – членистоногие Подтип – беспозвоночные Царство – животные. (один ученик систематизирует в тетради) 2. Работа учеников по разноуровневым карточкам:  Карточка №1.  Какова роль ракообразных в природе и жизни человека? Карточка №2. К каким отрядам относятся изображенные животные? (каракурт, таежный  клещ, скорпион). Карточка №3.  ­Как используется паутина в жизни пауков? ­ Чем объяснить тот факт, что средняя численность пауков скакунов,  живущих в Гималаях на высоте до 6000 м., не меняется, хотя там не  встречаются ни растения, ни другие виды животных, годных паукам в пищу?   3. Тестовое задание.  1. Паукообразные – обитатели суши, они дышат: А – атмосферным кислородом Б – растворенным в воде кислородом В – только с помощью легких Г – при помощи легких и трахей. 2. Для всех паукообразных характерны : А ­  5 пар ног и две пары усиков Б – 4 пары ног и ни одной пары усиков В – тело разделено на головогрудь и брюшко Г – Тело разделено на голову, грудь и брюшко. 3. Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется: А – в желудке Б – вне организма В – в кишечнике Г – в пищеводе. 4. Клещ является: А – переносчиком возбудителя энцефалита Б – возбудителем энцефалита В – вредителем культурных растений Г – возбудителем малярии. 5. Таежные клещи по характеру питания являются: А – хищниками Б ­  паразитами В – растительноядными  Г – сапрофитами. 6. К паукообразным относятся: А – дафнии Б – клещи В – пауки Г – все членистоногие. 7. Клещей можно отличить от пауков по следующим признакам: А – все членики тела срастаются между собой Б – тело состоит из головогруди и брюшка В – имеют 8 ног Г – усики отсутствуют.  (Взаимопроверка, анализ) 3. В чем особенность внешнего строения членистоногих? ( один ученик рассказывает, все остальные внимательно слушают и после его  ответа рецензируют ответ)   А теперь поработаем всем классом с сигнальными карточками.  Цифра 1 – признаки паукообразных              2 – ракообразных. Слайд 1. 1. Обитатели  соленой и пресной воды, а также суши ­ 1 2. Ткут ловчие сети –1 3. Дышат только атмосферным воздухом – 1 4. Максимальная масса представителей этого класса 20 кг. – 2 5. Наружный покров этих животных пропитан хитином – 1,2 6. Известно 62 тыс. видов ­ 1 7. Имеют фасеточные глаза – 2 8. Тело состоит из головогруди и брюшка – 2 9. Пищеварение происходит вне организма – 1 10.Для представителей этого класса характерно явление партеногенез –1.     III     Актуализация знаний учащихся: Где можно встретить насекомых?  Что вам о них известно?  IV  Изучение нового  материала.    Откройте тетради, запишите тему урока «Класс насекомые» Слайд 2. Задачи урока : 1. Изучить внешнее строение насекомых и их приспособленность к среде  обитания  Сравнить изученные классы членистоногих 2. 3. Выполнить лабораторную работу «Внешнее строение насекомых» (слайд 3)  Ребята, обратимся к эпиграфу нашего урока « Человека издавна  восхищают не только бабочки, но и легионы других жужжащих, звенящих,  скачущих насекомых. Мы живем с этими созданиями на одной планете, но  многое в их жизни для нас до сих пор остается для нас загадкой» Уильям  Спенс.  В конце урока мы возвратимся к нему еще раз и докажем правдивость этих  слов.  (слайд 4)  На фоне музыки и демонстрации слайдов : Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и  образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти  удивительные существа – насекомые. У нас четыре конечности – у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и  четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха – уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Наши органы вкуса –  вкусовые сосочки – помещаются на языке, а у бабочек и мух на передних лапках. Мы обоняем носом, а насекомые усиками. Насекомые видят иначе, не так, как  мы. Им “видны” ультрафиолетовые лучи. Они слышат ультразвуки. Обоняние и  вкус у них тоньше нашего. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху  медоносное растение. Бабочки способны обнаружить концентрацию сахара в  одну двенадцатитысячную, а мы различаем вкус сахара при концентрации в одну  пятидесятую. Значит, у бабочек орган вкуса в двести сорок раз чувствительнее,  чем у человека. У нас пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. А у  насекомых их больше: есть у них чувство ориентировки в пространстве, есть  чувство времени. Есть указания, что насекомые воспринимают магнитное поле и  его направление. Но это еще не все отличия. ­ У нас постоянная температура тела – около 37 °С. У насекомых же температура  тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода.  Насекомые – настоящие дети солнца. Если солнце греет – они деятельны и  подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще  ниже температура – и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с  удивительной быстротой. На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные и есть  вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все  очень интересны, о всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного. Насекомые всюду сопровождали человека – они живут в его доме, нападают  на него, прокалывая ему кожу, поедают его пищу и одежду, спорят с ним за  урожай  с полей или просто пляшущими пылинками кружатся над ним в  летнем воздухе. Предположительно существует 2 – 3 миллиона видов  насекомых, почти 70% от общего числа животных нашей планеты. Если  сравнить число звезд в нашей Галактике и с количеством насекомых, то  насекомых будет значительно больше. – Как вы думаете, почему насекомые получили свое название? (слайд 5) Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, а последнее имеет ясно  выраженные насечки, указывающие на границы между сегментами. Второе  название класса – шестиногие – также отражает характерную для всех  насекомых особенность: наличие у них трех пар ног. Кроме того, большинство  насекомых имеет одну пару усиков и одну или две пары крыльев (однако  последние признаки не являются всеобщими для класса в целом, так как  существуют насекомые без усиков и без крыльев). Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка Какие внешние признаки позволяют отнести насекомых к  членистоногим?  В чем своеобразие этого класса? Посмотрите на коллекции.    Слайд 6 .Ротовые органы насекомых Слайд 7. Органы обоняния Слайд 8,9. Фасеточные глаза насекомых. Грудь жука состоит из 3 члеников, каждый из которых несет по паре ног. На  среднем и заднем членике находятся крылья. Насекомые отличные бегуны, прыгуны, летуны, землекопы и другие  специалисты. Об этом свидетельствует строение их конечностей. Слайд 10 .Конечности насекомых.  Определите   конечности у представленных вам насекомых. Брюшко насекомых состоит из члеников. На каждом членике брюшка  находятся маленькие отверстия – дыхальца, через которые жук поглощает  атмосферный воздух. Пауки – обитатели наземной среды, ракообразные ­  в основном водной, а насекомые? Где вы встречали насекомых? Слайд 11. Среды обитания (водная, наземная, воздушная, почвенная) Чем могут  питаться насекомые? Слайд 12,13,14 Ротовые аппараты. Насекомые – существа удивительные. Органы слуха могут быть в любом  месте: у кузнечиков, например, в ноге. Орган вкуса у бабочек и мух на  передних конечностях. Насекомые видят ультрафиолетовые лучи, слышат  ультразвуки. Пчела за несколько километров разыскивает по запаху  медоносное растение.  У насекомых температура тела равна температуре окружающей среды. Стоит  потянуть холодку, их движения делаются вялыми. Еще ниже температура –  они засыпают . А в теплый летний день их мышцы могут сокращаться  с  удивительной быстротой. Со скоростью поезда летят бабочки – бражники,  как пули мчатся жуки – златки. Среди насекомых есть насекомые одиночки, а есть и общественные насекомые пчела, муравей, термит. Число особей  их различно, так в одном улье  живут  одновременно80 тыс. особей, а в одном муравейнике –600 тыс, в одном  термитнике – 3 млн. Посмотрите на жизнь муравьев и ответьте на вопрос, почему их  называют общественными? Слайд 15 Муравьи  Мини – сообщения учеников «Насекомые – удивительные существа» Развитие насекомых может быть с превращением и без него 86% всех насекомых развивается с превращением Слайд 16.Развитие насекомых .  Работа с учебником. Используя текст § 16  выделите признаки, которые я не упомянула в своем объяснении.    Релаксационная пауза. Гимнастика для глаз. ­ Закройте глаза, послушайте занимательную историю о пчеле.  Жила ­  была медоносная .Чтобы сообщить о находке своим пчелам, она  начинает танцевать: Откройте глаза.   Мы с вами глазами повторим танцы пчелы: Круговой танец: пчела бегает кругами по сотам – круг налево – разворот, круг  направо – разворот. Еще раз.    Так пчела рассказала, что нашла прекрасный  цветущий луг.    Если пчела хочет рассказать более подробно о том, далеко ли  находится луг, исполняет другой танец:    Она виляет брюшком ­  этот танец  напоминает восьмерку, проведите глазами ее путь. VI     Закрепление знаний: А сейчас,  мы выполним с вами лабораторную работу.  Дети работают индивидуально  на компьютерах   По окончании работы  вы должны ответить на такой  вопрос:    ­  Какие признаки во внешнем строении таракана  позволяют отнести его к  насекомым? При изучении материала мы не единожды убеждались в том, что насекомые –  удивительные существа. Подтверждение этому   ­ ваша работа на уроке VI      I      Подведение итогов.  Рефлексия (слайд 17) ­ ­ ­ ­ Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали?  Закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что… Домашнее задание:  § 16. Подготовить мини ­  сообщение об особенностях:  Первая пара – тараканов Вторая пара – кузнечиков Третья пара – саранчи Четвертая пара – медведке Пятая пара – уховертке.

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "

Разработка урока "Класс насекомые. Многообразие насекомых "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018