Тема урока «Многообразие и значение земноводных».
Цель: 1.Систеатизировать и обобщить знания учащихся по теме «Земноводные»; сформировать представления о многообразии и значении земноводных; учить обобщать полученную информацию.
2.Развивать образное мышление, умение анализировать, отвечать на поставленные вопросы, работать в группе, развивать творческие способности.
3. Воспитывать интерес к биологии, экологическую этику, формировать биологическую картину мира.
Оборудование: таблица «Внешний вид и строение лягушки», фотографии различных земноводных, карточка с терминами, жетоны с трафаретами лягушки, мультемидийное оборудование, презентация «Многообразие и значение земноводных», учебник В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кумченко «Биология» 7 класс, отрывки из книги Марка Даниловича Махлина «О тех, кого не любят», рассказ « Заколдованные красавицы».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
1108102819.docx
Тема урока «Многообразие и значение земноводных».
Цель: 1.Систеатизировать и обобщить знания учащихся по теме
«Земноводные»; сформировать представления о многообразии и значении
земноводных; учить обобщать полученную информацию.
2.Развивать образное мышление, умение анализировать, отвечать на
поставленные вопросы, работать в группе, развивать творческие способности.
3. Воспитывать интерес к биологии, экологическую этику, формировать
биологическую картину мира.
Оборудование: таблица «Внешний вид и строение лягушки», фотографии
различных земноводных, карточка с терминами, жетоны с трафаретами
лягушки, мультемидийное оборудование, презентация «Многообразие и
значение земноводных», учебник В.М.Константинов, В.Г.Бабенко,
В.С.Кумченко «Биология» 7 класс, отрывки из книги Марка Даниловича
Махлина «О тех, кого не любят», рассказ « Заколдованные красавицы».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок экскурсия
Ход работы.
1.Оргмомент.
2.Актуализация знаний.
Работа с терминами в форме игрыаукциона. На столе разложены трафареты
лягушек, на обратной стороне написаны термины, которые необходимо
объяснить. За правильное объяснение ученик получает жетон. Оценка
выставляется по количеству полученных жетонов. Одновременно термины
вывешиваются на доску в виде напечатанных карточек.
Термины: слёзные железы, регенерация, барабанная перепонка, резонатор,
желудочек, холоднокровные животные, клоака, мозжечок, лёгкие,
лопатка, двенадцатипёрстная кишка. 3. Изучение нового материала.
В начале урока учащиеся разбиваются на группы, которые имеют следующие
названия: «хвостатые», « жабы», «квакши», «необычные земноводные».
1) Чтение отрывка из книги М.Д.Махлина «О тех, кого не любят», рассказ
«Заколдованные красавицы»
«… Третьим должен стрелять Иванцаревич. Взял он в белые руки золочёный
лук, натянул тетиву и пустил стрелу за счастьем своим, за красойневестою…
Пролетела стрела через горы и леса и упала она на болоте, воткнулась во
зелёный лист прямо перед зелёною лягушкой… Иванцаревич сначала был в
отчаянье, что ему досталась невесталягушка, а потом заглянул в её глаза и
сразу понял, что она – заколдованная красавица.
Лягушка ! – испуганно вскрикнула Валентинка.
Мишка, хватай камни! – закричал Саша. – Где она? Сейчас мы её…
Стоп, ребята! Опустите руки, выбросьте камни. Очень легко быть храбрым и
смелым по отношению к крохотной безобидной лягушке. Попробуйтека
лучше взглянуть на неё иначе, хотя бы глазами Иванацаревича.
Глазами Иванацаревича? – удивлённо вскинула брови Валентинка. – А что
он увидел?
Ч нагнулся и взял сидевшую около берега лягушку. Посадил её на одну
ладонь, прикрыл другой, стал поглаживать по спинке, медленно убирая руку
всё дальше и дальше. И вот лягушка сидит неподвижно на ладони. Три головы
– две стриженные, одна – с косичками – склонились над моей рукой.
Ой, вскрикнула Валентинка. – Какие у неё красивые глаза! Я никогда их
раньше не замечала.
Ага! – согласился Мишка. – Зрачок чёрныйпречёрный, а ободок золотой
золотой.
Наверное, в такие глаза и влюбился Иванцаревич, правда, Саша?»
2) Проблемный вопрос. А вы,ребята, заглядывали в глаза лягушки? О чём они
говорят? (выслушиваются высказывания учащихся) 3) Сообщение темы «Многообразие и значение земноводных» (слайд №1)
Определение целей и задач урока: сформировать представления о
многообразии и значении земноводных; учиться работать в группах с
дополнительной информацией,
полученную информацию обобщать,
систематизировать, делать небольшие сообщения (слайд №2)
4) На предыдущих уроках мы изучали класс Земноводные. Вызнаете, что
класс насчитывает около 4000 видов. Класс делится на три отряда. Давайте с
ними поближе познакомимся (слайд№3)
Группам раздается задание: учебник В.М.Константинов, В.Г.Бабенко,
В.С.Кумченко «Биология» 7 класс, раздается дополнительная информация.
Задание: пользуясь текстом учебника и дополнительной информацией,
лежащей на столах каждой группы найти, обобщить и составить небольшой
рассказ о типичных представителях отрядов земноводных (отряд Хвостатые,
отряд Безхвостые)
(ниже предоставлены примерные сообщения каждой группы)
Первая группа Хвостатые. Этот отряд самый древний
из класса
земноводных. В настоящее время их насчитывается около 280 видов.
Признаки отряда (лайд №4). С наступлением тёплых весенних дней в наших
водоёмах можно увидеть обыкновенного тритона. Тело его небольшое 811
см, окраска оливкогобурого цвета.
Вопрос учителя. Почему тритона нельзя увидеть в водоёме летом?
Летом они живут на суше, ведут скрытый образ жизни. Гребенчатый тритон
отличается более крупными размерами, но встречается довольно редко.
(слайд №5)
Саламандры.
Вопрос учителя. А что вы знаете о них?
Заслушивается выступление представителей группы Хвостатые.
1 ученик. У некоторых народов саламандра считалась воплощением стихии
огня, где она якобы чувствует себя как дома. Огонь ей будто бы не может причинить ей никакого вреда. Возможно такое поверье возникло потому, что в
первый момент, брошенная в огонь саламандра действительно защищается,
обильно выделяя слизь. Различные легенды о саламандрах обобщил древний
учёный Плиний Старший. Он писал, что «саламандра так холодна, что от
прикосновения её, как ото льда, гаснет огонь…» (слайд №6)
2 ученик. Амбистома редкое животное, у которой развиваются личинки,
способные размножаться не став взрослым организмом. Это явление учёные
называют неотения. Взрослое дитя амбистомы называется аксолотль, что в
переводе с языка акцетов означает «водное чудище», родина Америка,
скрытый образ жизни. Выяснилось, что у личинок недоразвита щитовидная
железа, которая отвечает за превращение во взрослое состояние.
Слово учителя (дополнительная информация). Исполинская саламандра
самое большое земноводное. Размеры её тела могут достигать до 1,8 м, а вес
до 65 кг. Исполинская саламандра живёт в холодных горных ручьях, питаясь
водными беспозвоночными, рыбами и лягушками. Жители Японии и Китая
раньше охотились за этими безобидными животными ради их очень вкусного
мяса, сейчас их осталось очень мало, занесены в Красную книгу.
Слово учителя. Лягушки. К этому отряду относится множество
представителей бесхвостых. Внешние особенности этих животных: задние
конечности длиннее передних, служат для прыганья; короткое, широкое тело,
голова неподвижна, хвост у личинок исчезает во время метаморфоза
(развития). Отряд самый многочисленный и разнообразный, распространён в
широких пределах (слайды №7,8)
В наших широтах встречаются следующие виды: лягушка прудовая, лягушка
травяная, лягушка остромордая, лягушка озёрная (слайд 9)
Внешне похожи, но занимают разные места обитания. Все они имеют гладкую,
покрытые слизью кожу и долгое время без воды не могут.
Вопрос учителя. Вы когда нибудь встречались с жабой? Какая она? (тело
сухое, бугорчатое, она живёт далеко от воды, в воду переселяется на
короткий срок – период размножения).
Вопрос. А что вы знаете о жабах? Группа «Жабы».
1 ученик. В народных поверьях жабы всегда непременный атрибут ведьм и
колдунов. Вильям Шекспир в трагедии «Макбет» описывал приготовление
ведьминого зелья: «Сёстры в круг! Бурлит вода.
Яд и нечисть – всё туда.
Жаба, что в земле сырой,
Под кладбищенской плитой
Тридцать дней копила слизь,
Первая в котле варись.
2 ученик. Зелёную жабу находили в Гималаях на высоте 4,5 м, а серую жабу
обнаружили в шахте под землёй на глубине 340 м. А натуралист Альфред
Брем пишет, что «жаба – настоящее благословение для места, где она
поселилась». Она очень хорошо истребляет слизней, вредящих посевам.
Недаром французские крестьяне и английские садовники сотнями покупали
жаб, чтобы выпустить в свои сады и на поля. В Париже в 19 веке даже
существовал жабий ранок.
3 ученик. В тропиках встречаются очень крупные жабы, например,
южноамериканская жаба ага. Её величина с обеденную тарелку, а вес до 2
кг. Помимо насекомых они могут поедать мышей, ящериц и лягушек (слайд
№10)
Слово учителя о сородичах жаб: чесночница, крестовка, рогатая жаба,
камышовая жаба (слайд № 11)
Группа «Квакши».
1 ученик. Квакши отличаются тем, что живут на деревьях и листьях растений
тропических лесов, поэтому на концах их пальцев располагаются диски, при
помощи которых они удерживаются на поверхности растений. Яркая окраска,
многие могут менять окраску тела в зависимости от окружающей среды.
Размеры разные. самая маленькая
Самая крупная австралийская голубая квакша,
калумбийская лягушка кокоа. Её размеры не превышают 2см, а вес около 1
г, вмещается эта малютка в чайной ложке, но яд которым она обладает очень
смертелен. Его индейцы используют для изготовления 50 отравленных стрел.
Такие стрелы используют индейцы для охоты (слайд №12)
Группа «Необычные земноводные».
1 ученик. Сибирский углозуб.
Это представитель хвостатых земноводных, обитает в самых северных
широтах, втаёжных лесах Сибири и на Дальнем Востоке. Даже при 0 градусов
это животное продолжает двигаться. В ископаемых ледяных глыбах геологи и
строители находили сибирских углозубов.
2 ученик. Лягушка пипи. Это удивительное животное питается не так как все
её сородичи. У неё нет языка, она открывает рот, и вода, наливаясь туда,
увлекает за собой добычу. Вода через углы рта выливается обратно, а пища с
помощью подъязычного аппарата и мускулистых стенок ротовой полости
проталкивается в желудок. А ещё пипа вынашивает своих детёнышей на спине
в особых углублениях в коже, стадию головастика личинка проходит в яйце
(слайд №13).
Слово учителя (дополнительная информация) Так же заботится о своём
потомстве жабаповитуха. Самец обматывает ленты слизи яйцами вокруг
своих бёдер и так вынашивает их пока не появятся головастики (слайд №13).
Слово учителя. Краткий рассказ о червягах и их признаках (слайд № 14)
Чтение отрывка из книги М.Д.Махлина «О тех, кого не любят»:
«Но Саша не разделял восторга своих друзей.
_ Чего её разглядывать, сердито пробасил он. – Я лягушек бью, а не
разглядываю.
А для чего же ты их бьёшь? – спросил я. – Ведь каждый поступок, каждое
действие имеет какуюто цель. Какая цель у тебя?
Саша мрачно сдвинул брови.
Я их ненавижу, они такие противные, скользкие. Вот, оказывается, в чём причина!
Многие ребята убивают лягушек только потому, что они «противные». Но
ведь так поступать глупо. Надо сначала узнать, чем полезно и чем вредно это
животное, а уж потом решать, что с ним делать».
Вопрос. Прав ли Саша в своих убеждениях по отношению к лягушкам?
Обсуждение вопроса о значение земноводных в природе и в жизни человека
(слайды №15,16,17, 18)
Вывод по уроку ( слайд №19)
4. Рефлексия. Каждая группа рисует плакат на тему «В защиту незаслуженно
гонимых».
5 Задание на дом: п.39,
вопросы и задания на с.187188,
Творческое задание: составить кроссворд по материалам урока и учебника на
тему «Многообразие земноводных»
«Многообразие и значение земноводных».
«Многообразие и значение земноводных».
«Многообразие и значение земноводных».
«Многообразие и значение земноводных».
«Многообразие и значение земноводных».
«Многообразие и значение земноводных».
«Многообразие и значение земноводных».
«Многообразие и значение земноводных».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.