«Многообразие и значение земноводных».
Оценка 4.9

«Многообразие и значение земноводных».

Оценка 4.9
Контроль знаний +1
docx
биология
7 кл
30.03.2018
«Многообразие и значение земноводных».
Тема урока «Многообразие и значение земноводных». Цель: 1.Систеатизировать и обобщить знания учащихся по теме «Земноводные»; сформировать представления о многообразии и значении земноводных; учить обобщать полученную информацию. 2.Развивать образное мышление, умение анализировать, отвечать на поставленные вопросы, работать в группе, развивать творческие способности. 3. Воспитывать интерес к биологии, экологическую этику, формировать биологическую картину мира. Оборудование: таблица «Внешний вид и строение лягушки», фотографии различных земноводных, карточка с терминами, жетоны с трафаретами лягушки, мультемидийное оборудование, презентация «Многообразие и значение земноводных», учебник В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кумченко «Биология» 7 класс, отрывки из книги Марка Даниловича Махлина «О тех, кого не любят», рассказ « Заколдованные красавицы». Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
1108102819.docx
Тема урока «Многообразие и значение земноводных». Цель:  1.Систеатизировать   и   обобщить   знания   учащихся   по   теме «Земноводные»;   сформировать   представления   о   многообразии   и   значении земноводных; учить обобщать  полученную информацию. 2.Развивать   образное   мышление,   умение   анализировать,   отвечать   на поставленные вопросы, работать в группе, развивать творческие способности. 3.   Воспитывать   интерес   к   биологии,   экологическую   этику,   формировать биологическую картину мира. Оборудование: таблица «Внешний вид и строение лягушки», фотографии  различных земноводных, карточка с терминами, жетоны с трафаретами  лягушки, мультемидийное оборудование, презентация «Многообразие и  значение земноводных», учебник В.М.Константинов, В.Г.Бабенко,  В.С.Кумченко «Биология» 7 класс, отрывки из книги Марка Даниловича  Махлина «О тех, кого не любят», рассказ « Заколдованные красавицы». Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Форма урока: урок ­ экскурсия Ход работы. 1.Оргмомент. 2.Актуализация знаний. Работа с терминами в форме игры­аукциона. На столе разложены трафареты лягушек,   на   обратной   стороне   написаны   термины,   которые   необходимо объяснить.   За   правильное     объяснение   ученик   получает   жетон.   Оценка выставляется   по   количеству   полученных   жетонов.   Одновременно   термины вывешиваются на доску в виде напечатанных карточек. Термины: слёзные железы, регенерация, барабанная перепонка, резонатор, желудочек,   холоднокровные   животные,   клоака,   мозжечок,   лёгкие, лопатка, двенадцатипёрстная кишка. 3. Изучение нового материала. В начале урока учащиеся разбиваются на группы, которые имеют следующие названия: «хвостатые», « жабы», «квакши», «необычные земноводные». 1) Чтение отрывка из книги М.Д.Махлина «О тех, кого не любят», рассказ «Заколдованные красавицы» «… Третьим должен стрелять Иван­царевич. Взял он в белые руки золочёный  лук, натянул тетиву и пустил стрелу за счастьем своим, за красой­невестою…  Пролетела стрела через горы и леса и упала она на болоте, воткнулась во  зелёный лист прямо перед зелёною лягушкой… Иван­царевич сначала был в  отчаянье, что ему досталась невеста­лягушка, а потом заглянул в её глаза и  сразу понял, что она – заколдованная красавица. ­ Лягушка ! – испуганно вскрикнула Валентинка. ­ Мишка, хватай камни! – закричал Саша. – Где она? Сейчас мы её… Стоп, ребята! Опустите руки, выбросьте камни. Очень легко быть храбрым и  смелым по отношению к крохотной безобидной лягушке. Попробуйте­ка  лучше взглянуть на неё иначе, хотя бы глазами Ивана­царевича. ­ Глазами Ивана­царевича? – удивлённо вскинула брови Валентинка. – А что  он увидел?  Ч нагнулся и взял сидевшую около берега лягушку. Посадил её на одну  ладонь, прикрыл другой, стал поглаживать по спинке, медленно убирая руку  всё дальше и дальше. И вот лягушка сидит неподвижно на ладони. Три головы  – две стриженные, одна – с косичками – склонились над моей рукой. ­Ой, ­ вскрикнула Валентинка. – Какие у неё красивые глаза! Я никогда их  раньше не замечала. ­ Ага! – согласился Мишка. – Зрачок  чёрный­пречёрный, а ободок золотой­ золотой. ­ Наверное, в такие глаза и влюбился Иван­царевич, правда, Саша?» 2) Проблемный вопрос. А вы,ребята, заглядывали в глаза лягушки? О чём они говорят? (выслушиваются высказывания учащихся) 3) Сообщение темы «Многообразие и значение земноводных» (слайд №1) Определение   целей   и   задач   урока:   сформировать   представления   о многообразии   и   значении   земноводных;   учиться   работать   в   группах   с дополнительной   информацией,     полученную   информацию   обобщать, систематизировать, делать небольшие сообщения (слайд №2) 4)   На   предыдущих   уроках   мы   изучали   класс   Земноводные.   Вызнаете,   что класс насчитывает около 4000 видов. Класс делится на три отряда. Давайте с ними поближе познакомимся (слайд№3) Группам   раздается   задание:   учебник   В.М.Константинов,   В.Г.Бабенко, В.С.Кумченко «Биология» 7 класс, раздается дополнительная информация. Задание:   пользуясь   текстом   учебника   и   дополнительной   информацией, лежащей на столах каждой группы найти, обобщить и составить небольшой рассказ о типичных представителях отрядов земноводных (отряд Хвостатые, отряд Безхвостые) (ниже предоставлены примерные сообщения каждой группы)  Первая   группа  Хвостатые.   Этот   отряд   самый   древний     из   класса земноводных.   В   настоящее   время   их   насчитывается   около   280   видов. Признаки отряда (лайд №4). С наступлением тёплых весенних дней в наших водоёмах можно увидеть обыкновенного тритона. Тело его небольшое 8­11 см, окраска оливкого­бурого цвета.  Вопрос учителя. Почему тритона нельзя увидеть в водоёме летом?  Летом они живут на суше, ведут скрытый образ жизни. Гребенчатый тритон отличается   более   крупными   размерами,   но   встречается   довольно   редко. (слайд №5) Саламандры. Вопрос учителя. А что вы знаете о них? Заслушивается выступление представителей группы Хвостатые. 1 ученик. У некоторых народов саламандра считалась воплощением стихии огня, где она якобы чувствует себя как дома. Огонь ей будто бы не может причинить ей никакого вреда. Возможно такое поверье возникло потому, что в первый момент, брошенная в огонь саламандра действительно защищается, обильно выделяя слизь. Различные легенды о саламандрах обобщил древний учёный   Плиний  Старший.  Он  писал,  что «саламандра   так  холодна,  что   от прикосновения её, как ото льда, гаснет огонь…» (слайд №6) 2   ученик.   Амбистома  редкое   животное,   у   которой   развиваются   личинки, способные размножаться не став взрослым организмом. Это явление учёные называют  неотения.  Взрослое дитя амбистомы называется аксолотль, что в переводе   с   языка   акцетов   означает   «водное   чудище»,   родина   Америка, скрытый образ жизни. Выяснилось, что у личинок недоразвита щитовидная железа, которая отвечает за превращение во взрослое состояние. Слово учителя (дополнительная информация).  Исполинская саламандра самое большое земноводное. Размеры её тела могут достигать до 1,8 м, а вес до 65 кг. Исполинская саламандра живёт в холодных горных ручьях, питаясь водными беспозвоночными, рыбами и лягушками. Жители Японии и Китая раньше охотились за этими безобидными животными ради их очень вкусного мяса, сейчас их осталось очень мало, занесены в Красную книгу. Слово   учителя.   Лягушки.   К   этому   отряду   относится   множество представителей   бесхвостых.   Внешние   особенности   этих   животных:   задние конечности длиннее передних, служат для прыганья; короткое, широкое тело, голова   неподвижна,   хвост   у   личинок   исчезает   во   время   метаморфоза (развития). Отряд самый многочисленный и разнообразный, распространён в широких пределах (слайды №7,8) В наших широтах встречаются следующие виды: лягушка прудовая, лягушка травяная, лягушка остромордая, лягушка озёрная (слайд 9) Внешне похожи, но занимают разные места обитания. Все они имеют гладкую, покрытые слизью кожу и долгое время без воды не могут. Вопрос учителя. Вы когда­ нибудь встречались с жабой? Какая она? (тело сухое,   бугорчатое,   она   живёт   далеко   от   воды,   в   воду   переселяется   на короткий срок – период размножения).  Вопрос. А что вы знаете о жабах? Группа «Жабы». 1 ученик.  В народных поверьях жабы всегда непременный атрибут ведьм и колдунов.  Вильям  Шекспир  в трагедии  «Макбет» описывал  приготовление ведьминого зелья: «Сёстры в круг! Бурлит вода.              Яд и нечисть – всё туда.             Жаба, что в земле сырой,              Под кладбищенской плитой             Тридцать дней копила слизь,              Первая в котле варись. 2 ученик. Зелёную жабу находили в Гималаях на высоте 4,5 м, а серую жабу обнаружили в шахте под землёй на глубине 340 м. А натуралист Альфред Брем   пишет,   что   «жаба   –   настоящее   благословение   для   места,   где   она поселилась».   Она   очень   хорошо   истребляет   слизней,   вредящих   посевам. Недаром французские крестьяне и английские садовники сотнями покупали жаб,   чтобы   выпустить   в   свои   сады   и   на   поля.   В   Париже   в   19   веке   даже существовал  жабий ранок.  3   ученик.   В   тропиках   встречаются   очень   крупные   жабы,   например, южноамериканская жаба ага. Её величина с обеденную тарелку, а вес до 2 кг. Помимо насекомых они могут поедать мышей, ящериц и лягушек (слайд №10) Слово   учителя   о   сородичах   жаб:   чесночница,   крестовка,   рогатая   жаба, камышовая жаба (слайд № 11) Группа «Квакши».  1 ученик. Квакши отличаются тем, что живут на деревьях и листьях растений тропических лесов, поэтому на концах их пальцев располагаются диски, при помощи которых они удерживаются на поверхности растений. Яркая окраска, многие   могут   менять   окраску   тела   в   зависимости   от   окружающей   среды. Размеры разные. самая   маленькая   Самая   крупная  австралийская   голубая   квакша, калумбийская  лягушка кокоа. Её размеры не превышают 2см, а вес около 1 г, вмещается эта малютка в чайной ложке, но яд которым она обладает очень смертелен. Его индейцы используют для изготовления 50 отравленных стрел. Такие стрелы используют индейцы для охоты (слайд №12) Группа «Необычные земноводные». 1 ученик. Сибирский углозуб. Это   представитель   хвостатых   земноводных,   обитает   в   самых   северных широтах, втаёжных лесах Сибири и на Дальнем Востоке. Даже при 0 градусов это животное продолжает двигаться. В ископаемых ледяных глыбах геологи и строители находили сибирских углозубов. 2 ученик. Лягушка пипи. Это удивительное животное питается не так как все её сородичи. У неё нет языка, она открывает рот, и вода, наливаясь туда, увлекает за собой добычу. Вода через углы рта выливается обратно, а пища с помощью   подъязычного   аппарата   и   мускулистых   стенок   ротовой   полости проталкивается в желудок. А ещё пипа вынашивает своих детёнышей на спине в особых углублениях в коже, стадию головастика личинка проходит в яйце (слайд №13). Слово   учителя  (дополнительная   информация)   Так   же   заботится   о   своём потомстве  жаба­повитуха.  Самец   обматывает   ленты   слизи   яйцами   вокруг своих бёдер и так вынашивает их пока не появятся головастики (слайд №13). Слово учителя. Краткий рассказ о червягах и их признаках (слайд № 14) Чтение отрывка из книги М.Д.Махлина «О тех, кого не любят»: «Но Саша не разделял восторга своих друзей. _ Чего её разглядывать, ­ сердито пробасил он. – Я лягушек бью, а не  разглядываю. ­ А для чего же ты их бьёшь? – спросил я. – Ведь каждый поступок, каждое  действие имеет какую­то цель. Какая цель у тебя? Саша мрачно сдвинул брови. ­ Я их ненавижу, они такие противные, скользкие. Вот, оказывается, в чём причина! Многие ребята убивают лягушек только потому, что они «противные». Но  ведь так поступать глупо. Надо сначала узнать, чем полезно и чем вредно это  животное, а уж потом решать, что с ним делать».  Вопрос. Прав ли Саша в своих убеждениях по отношению к лягушкам? Обсуждение вопроса о значение земноводных в природе и в жизни человека (слайды №15,16,17, 18) Вывод по уроку ( слайд №19) 4. Рефлексия. Каждая группа рисует плакат на тему «В защиту незаслуженно гонимых». 5 Задание на дом: п.39,  вопросы и задания на с.187­188,  Творческое задание: составить кроссворд по материалам урока и учебника на тему «Многообразие земноводных»

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».

«Многообразие и значение земноводных».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018