Название: урок русского языка для 6 класса « Количественные числительные».
ФИО: Кудрявцева Л.В.
Должность: учитель русского языка и литературы
Наименование образовательного учреждения: МБОУСОШ №3
Местонахождение образовательного учреждения: г. Амурск, Хабаровский край
Количественные числительные
1. Цель:
Познакомить учащихся со склонением и правописанием числительных от 5 – 30; 40; 90;
100. Развивать умения правильно склонять целые количественные числительные; читать
тексты с именами числительными.
1) Образовательные: расширение знаний учащихся о количественных числительных;
обучение написанию и склонению количественных числительных.
2) Развивающие: развитие устной и письменной речи учащихся, орфографической
зоркости; совершенствование культуры речи учащихся; развитие мышления, памяти,
внимания, способности к самоконтролю, умения выполнять вербальные инструкции
учителя, делать выводы.
3) Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры учащихся; аккуратности,
самостоятельности; формирование интереса к изучению русского языка.
Ход урока.
Организационные моменты
1) Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Мне хотелось бы с вами
познакомиться, так как я вас плохо знаю. Ответьте мне не вопросы:
Сколько тебе лет?
Сколько лет ты учишься в школе?
Сколько предметов ты изучаешь?
Сколько человек учится в твоем классе?
2) Какую часть речи мы назвали и записали?
3) Следовательно, о какой части речи мы будем говорить на уроке?
8
27
12
64) На какой вопрос отвечает числительное? Значит, тема нашего урока –
количественные числительные.
2. Запись темы и сообщение целей урока.
1) Дома вы должны были повторить, что такое имя числительное. Что обозначает
числительное? На какие две группы делятся числительные? (количественные и
порядковые).
2) Давайте найдем в пословицах, поговорках и фразеологизмах числительные,
предварительно прочитав их и определив, какие это числительные, количественные или
порядковые.(дети называют числительные).
Скажите, а пословицы и поговорки в какой речи используются – в художественной,
разговорной или научной?
А теперь давайте найдем числительные в тексте, предварительно определив его признаки
(стиль речи)
По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шел мальчик. Мальчик возвращался из
булочной и в согнутой руке нес два кирпичика хлеба. Хлеб был тёплый, пахучий. Вдруг
мальчик услышал слабый шорох. Он остановился, прислушался, оглянулся и увидел, что на
столбе отклеился один уголок бумажки и шумит, как бы призывая прохожих прочитать,
что написано.
Мальчик хотел идти дальше, но бумажка слала ему свой настойчивый сигнал. Он сошел с
тропки, сделав пять шагов по глубокому снегу, подошел к фонарному столбу.
(По Ю. Яковлеву)
А) К какому стилю относится текст?
Б) Тип речи?
В) Тема.
4) С числительными 1, 2 вы уже знакомы. Расскажите об особенностях склонения 1, 2 (12
изменяются по родам и падежам).
5) Но в этом тексте есть еще и числительное 5. Давайте познакомимся с таблицей склонения
числительных от 5 до 30,
Числительные от 5 до 30 изменяются по падежам, как существительные 3го склонения на
конце этих числительных пишется ь знак.
И., В.
Р., Д., П.
Т
Пять
Пяти
Пятью
Физминутка (точечный массаж)
Упражнение 590
Восемь
Восьми
Восемью
Восьмью
Тридцать
Тридцати
ТридцатьюПросклонять числительное
3. Физминутка. Задание на коррекцию зрения (разным шрифтом). Стимуляция
работы головного мозга.
В снежном поле по дороге (вдох)
Мчится конь мой одноногий (вдох)
И в тетради синий след (вдох)
Оставляет на 100 лет (вдохвыдох)
О каком предмете идет речь?
Какое числительное есть в этой загадке?
Давайте рассмотрим, какие падежные формы имеет это числительное?
Одновременно рассмотрим склонение числительных 40 ,90 (т.к. падежные формы этих
числительных омонимично формами числительного 100)
Рассмотрим таблицу:
И., В.
Р., Д., Т., П.
Сорок
Сорока
Девяносто
Девяноста
Сто
Ста
Расскажите, какие падежные формы имеют количественные числительные 40, 90, 100
Распределительный диктант
Записать числительные в соответствующие колонки. Выделить окончание.
Р
У сорока друзей
У девяноста картин
До ста человек
Т
Сорока карандашами
Девяноста тетрадями
Ста рублями
П
О сорока блокнотах
О девяноста книгах
В ста мешках
4. В итоге, хотелось бы проверить ваши математические способности, а еще и
умение правильно писать количественные числительные (кроссворд). Самооценка.
Вывод:
С чем мы сегодня познакомились?
Как склоняются числительные от 5 до 30.
Какие формы имеют числительные 40, 90, 100.
Д/з № 591 с. 269 (таб.)