Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.
Оценка 4.9

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
23.04.2019
Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.
Андреев Петька на даче.docx
Леонид  Николаевич Андреев. Тематика и нравственная проблематика рассказа «Петька на даче». Цель : раскрыть нравственный смысл произведения; учить сравнивать, сопоставлять,  выражать свои мысли, чувства, настроение; развивать познавательную активность,  воспитывать толерантность в детях.  Задачи:  Обучающая 1. Знакомство с некоторыми фактами биографии Л.Н. Андреева, оказавшими влияние  на процесс формирования мировоззрения. 2. Выработка умения размышлять, обнаруживать новые интересные идеи, делать  полезные для себя открытия и делиться друг с другом 3. Формирование у учащихся понятия « проблема текста», научить определять  нравственную проблематику произведения искусства; научить комментировать  эпизоды. Развивающая: 1. Формирование эмоционального отношения к искусству на основе восприятия картины, вызов эмоционального отклика на рассказ, картину; развитие коммуникативных  качеств личности. Воспитательная:  1. Воспитание читательского вкуса; формирование качеств нравственной личности. Оборудование урока:  1. Портрет  писателя. 2. «Наш вернисаж» (иллюстрации  учащихся к повести выполняются заранее). 3. Проектор для презентации. 4. Иллюстрации и фотографии. 5. Оформленная доска. Андреев – человек редкой оригинальности и достаточного мужества в своих поисках  истины.                                                                                                                          М. Горький I . Организационный этап. Слово учителя. Милосердие, сопереживание – самые благородные чувства человека. «Сотвори добро» ­  гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступить с другим человеком так, как ты  бы хотел, чтобы поступили с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное  правило! А порой и невозможно, если человек глух, чёрств к сопереживанию. Молчит душа  его. Возможно, одним из средств, помогающим воспитать в человеке эти качества и является  искусство? (высвечивается тема «Сопереживание – великая тема искусства»)   II.   Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. ­ Ребята, что значит «сопереживать»? (высвечивается понятие «сопереживание») ­ А как вы думаете, это качество заложено в каждом человеке с рождения? ­ Значит, ребята, нужно учиться чувствовать. Учиться чувствовать…Что значит, учиться чувствовать? Необычная задача? Да. Понимать  душевное состояние другого человека, умение поставить себя на место другого человека;  понять интересы другого человека как свои собственные. Сложно?   Сопереживать – значит сочувствовать кому – то как себе, понимать его душевное состояние.   ­ Нет, не с рождения Запись темы урока.  ­ Как выдумаете, а какая цель у нашего урока?  Для постановки цели надо спросить себя, что мы все вместе сегодня узнаем? Чему все вместе  научимся? Что каждый из нас сумеет сегодня сделать? ( Ответы ребят) Сегодня  будем учиться понимать чувства Петьки ­ главного героя  рассказа Л.Н. Андреева  «Петька на даче Я надеюсь, что работа наша будет плодотворной, потому что я говорю о вас, как о самых  лучших учениках, талантливых. Я в вас верю!      Результатом нашей работы будет создание своей исследовательской творческой работы. III. Актуализация знаний. Слово учителя. Когда жил писатель? (на рубеже 19­20 веков). Слайдовая презентация. Сочувствие, сопереживание обездоленным не оставило писателя до конца жизни. В основу  рассказа легли воспоминания о детстве однофамильца писателя – парикмахера Ивана  Андреева, который и стал прототипом Петьки. Работа с учебником.  А что означает слово прототип  Чтение учебника с. 35  Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа. (запись в тетрадь) Прототип Петьки – Иван Андреев стал знаменитым парикмахером в Москве, был удостоен  наград и почетного диплома на конкурсах в Париже.  Дома вы должны были прочитать рассказ. Итак, посмотрим, кто же из вас самый  внимательный.  Литературная викторина Вопросы 1.Как звал Петьку парикмахер Осип Абрамович? 2.Как звали друга Петьки в парикмахерской? 3.Какие три вредные привычки были у Петькиного  друга? 4.Сколько лет было Петьке? 5.Где родился и вырос Петька? 6.О чём просил Петька каждый раз, когда к нему  приходила мать? 7.Что делал Петька всю дорогу, когда ехал на дачу  на поезде? 8.Сколько лет уже Петька работал в  парикмахерской? 9.На кого был похож Петька, впервые оказавшийся  в воде во время и купания? 10.Какие три дела были ежедневно у Петьки на  даче? 11.Какое печальное известие содержалось в письме,  адресованном кухарке Надежде? 12.О чём просил Петька свою мать после приезда в  город? 13.Кому рассказывал Петька о своей поездке на  дачу каждый вечер? 14.В каком городе жил Петька? 15.Что должен был приносить Петька парикмахеру  по его требованию? 16.Что было самым грязным­прегрязным во  внешнем облике Петьки? 17.Из кого состояла семья Петьки? 18.Что такое чугунка в рассказе? 19.Что было самым привлекательным на лице  Петьки? 20.Что больше всего радовало мать Петьки, когда  Ответы Мальчик. Николка. Курил папиросы, ругался скверными  словами, пил водку. 10 лет. В городе Взять его из парикмахерской. Смотрел  в окно. 3 года. На щенка. Выкупаться, вырезать в орешнике  удочку, накопать червей. Петьке надо возвращаться в город. Спрятать удочку. Николке. Москва. Воду. Руки и шея. Из матери и сына. Железная дорога. Веснушки. Он растолстел. она смотрела на сына? 21.В какой обуви ходил Петька на даче? 22.Что делал Петька, когда прыгал, играя сам с  собою в «классики»? 23.Как звали Петькиного друга на даче? 24.Где находилась дача, куда уехал Петька? 25.Кем работала Надежда, мать Петьки? Босиком. Надувал щёки. Гимназист Митя. Царицыно. Кухаркой.   Работа по содержанию рассказа и  по сюжетным рисункам. Как вы думаете, какие части можно условно выделить в р. «Петька…» В рассказе  писатель изобразил два мира: мир большого города (парикмахерская, её  работники и посетители, жители города и мир дачи (лес, поле, речка) Дома по рассказу вами были нарисованы сюжетные  рисунки.  Познакомьте нас со своими  рисунками.   Ребята по своим рисункам кратко пересказывают основную сюжетную линию рассказа. ( 10­летний мальчик Петька отдан в учение к парикмахеру Осипу Абрамовичу. В дешёвой  парикмахерской он подносит воду, на него постоянно кричат и ругаются хозяин и  подмастерья (помощник). Его приятелю Николке 13 лет. Николка знает много скверных слов  и часто рассказывает Петке непристойные истории. Окна парикмахерской выходят на улицу,  по которой ходят «равнодушные, злые люди, на скамейках спят бездомные, дерутся пьяные. У Петьки не бывает праздников, все его дни похожи друг на друга, его жизнь кажется ему долги  неприятным сном, он все больше худеет, болеет, на лице его появляются морщинки. Петьке  очень хочется уехать в другое место. Когда его навещает мать, кухарка Надежда, он  постоянно просит забрать его. Однажды хозяин отпускает Петьку на дачу к господам  Надежды. В поезде радостный Петька улыбается пассажирам, облачкам.    За городом Петькины глаза перестают казаться сонными, а морщинки пропадают.  Сдружившись с гимназистом Митей, Петька помногу купается, удит рыбу, играет. Однако в  конце недели Надежда получает письмо  от Осипа Абрамовича,                                                     в котором тот требует, чтобы Петька вернулся. Петька падает на землю, плачет, кричит. Мать отвозит мальчика в город, и всё начинается сначала. Только по ночам Петька с упоением  рассказывает Николке свои дачные приключения) Проблемная ситуация. К какой же проблеме обратился Андреев – к проблеме  обездоленного детства. А как выдумает автор сочувствует Петьке? Найдите в тексте авторские характеристики  Петьки. Какую деталь подчеркивает автор? (деталь – выразительная подробность в  произведении) Коллективная работа над художественной характеристикой Петьки. Дети читают: худая, маленькая ручка, маленькая худая фигурка  Автору жалко Петьку, он употребляет уменьшительно­ласкательную форму. При помощи,  каких  художественно­выразительных средств автору удается передать личное  чувство сопереживания? Эпитеты: маленький, худенький Метафора: в глазах светилась тоска Мы уже увидели в рассказе  2 части, которые противопоставлены друг другу. Какой художественный приём использует писатель? Учебник стр. 36   Одним из важнейших средств выразительности в рассказе является прием контраста,  противопоставления; он пробуждает в читателе желание рассуждать, сопереживать. Работа с текстом рассказа. Какой Петька в первой части рассказа? У Петьки не бывает праздников, все его дни похожи  друг на друга, его жизнь кажется ему долги неприятным сном, он все больше худеет, болеет,  на лице его появляются морщинки  С.27  «…прохожий видел маленькую, худую фигурку…  погруженный не то в думу, не то в тяжёлую дремоту»  Сонливый, равнодушный, погруженный не то в думу, не то в тяжёлую дремоту. А во 2­ой части – Петька превращается в первооткрывателя, который живо интересуется всем происходящим вокруг. Чтение отрывка  стр. 30 Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными… С. 31  Но прошло ещё два дня…. Работа над идеей рассказа. Вот  такие перемены произошли в душе мальчика.     Какие чувства мы испытываем во время чтения рассказа?  (Разные: радовались, жалели, переживали) И это говорит о вас, как о людях нравственных. Посмотрите, ребята, всего две страницы текста, в которых описывается несколько дней из  жизни Петьки. Но как эмоционально насыщены эти дни!  Сколько пережито мгновений счастья и несчастья! Вы радуетесь вместе с Петькой и счастливы вместе с ним. Вы переживаете за него.  Значит, нам с вами небезразлично, что происходит с героем рассказа. Как вы, ребята, понимаете, что  такое нравственность?  Учитель: «Это правила, определяющие поведение; духовные и душевнее качества,  необходимые человеку в обществе. Каждый из вас нравственен, потому что вы можете  сопереживать кому­то, жалеть кого­то» Вопрос к ученикам. Как вы думаете, ребята, почему у нас сегодня на уроке появилась  репродукция картины картины В.Е.Маковского «Свидание»? Обобщающее слово учителя. Историю, которую рассказал Л.Андреев, была типичной для российской жизни 2­ой половины 19 века, для царской России. Не только писатели, но и художники обращались к проблеме   обездоленного детства. Не только произведения литературы способны вызвать чувство  сопереживания, но и произведения живописи. Давайте обратимся к иллюстрации в учебнике.  Мы видим репродукцию (воспроизведение картины путем фотографии)картины Владимира  Егоровича Маковского (1846­1920). Обратите внимание на картину, попробуйте понять её  содержание. Беседа по картине В.Е.Маковского «Свидание» Скажите, хоть одна яркая краска использована автором картины? (Нет ярких красок, колорит холодный) Какие чувства вы испытываете к героям картины? (Мне жалко героя картины, потому что  изображается детское горе: безрадостная жизнь) Скажите, чем похожи, на ваш взгляд, герой картины Маковского и главный герой Андреева? (У них безрадостное, тяжёлое детство, их некому защитить) Посмотрите, ребята, как много нам с вами может сказать картина! Рассказ! Произведения  искусства могут нас волновать. Мы сопереживаем вместе с автором произведения искусства. А для чего писатели и художники в своих произведениях говорят о сопереживании? Произведения искусства, созданные настоящими мастерами, являются просто светом,  озаряющим наши лица. Они пробуждают в нас нравственные качества, они нас воспитывают. Выставление оценок. Домашнее задание: Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и  настроения вызвал у вас рассказ? IV.Рефлексия Как много мы сегодня с вами успели? Вы все смогли прочувствовать состояние Петьки и  героя картины Маковского. За работу вы все без исключения заслуживаете высший балл –  отлично! Что же нового сегодня для себя вы открыли? Заключительное слово учителя.           «Сопереживание – великая тема искусства», потому что является преградой для  бездуховности.  И как прекрасно, что есть такие писатели, как Андреев, и художники,  как Маковский, которые своим творчеством помогают нам не утратить понимания душевного  состояния другого человека, т.е. сопереживания.  Я всем желаю, чтобы рядом с вами находился человек, способный проявить доброту и  сопереживание.   1.Богданов В.А.Творчество Л.Андреева, М., Советская Россия, 1988г. 2.Андреев Л.Н.Избранное, М., Советская Россия, 1988г. 3.Русские писатели: библиографический словарь: в 2 т., под.ред.П.А.Николаева, М.,   Просвещение, 1990г. 4.Соколов А.Г.История русской литературы конца XIX – начала XX века. Учеб.4­е изд. М.,  Высшая школа, 2000г. 5.Иезуитова Л.А. Творчество Л.Андреева, Л., изд­во Ленинградского университета, 1976г.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Разработка урока литературы в 5 классе по произведению Андреева "Петька на даче". Тематика и нравственная проблематика рассказа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019