Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).
Оценка 4.6

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
04.11.2017
Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).
Данный урок построен с применением технологии смыслового чтения, что обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. На уроке используются разнообразные приемы (Антиципация, словарная работа, кластер, синквейн, составление вопросов и плана, заполнение таблицы «ДА – НЕТ», заполнение хронологической таблицы)
Урок литературы 5 класс.docx
Урок литературы 5 класс Учитель русского языка и литературы  Деева О.М. Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Цели: познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого –   М.  В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности  произведения; обучение выразительному чтению; развивать умения находить в тексте  юмористические моменты. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь воспринимать  и анализировать текст. Метапредметные УУД: Личностные: осваивает новые виды деятельностити, участвует в творческом,  созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член  общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия,  операции, действует по плану. Познавательные: читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также  самостоятельно находит ее в материалах учебников. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет  совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­ познавательных задач. Ход урока 1. Оргмомент. 2. Сообщение темы и целей урока     Ребята послушайте стихотворения А.Н.Некрасова  «Школьник» и попробуйте  определить, о ком сегодня на уроке пойдет речь.  Чтение стихотворения  А.Н.Некрасова  «Школьник»    Да, сегодня на уроке мы познакомимся с человеком, который  благодаря упорству и необычайному стремлению к знаниям достиг невероятных высот.  Зовут этого  человека Михаил Васильевич Ломоносов  Сегодня на уроке мы поговорим не только о личности М.В. Ломоносова, узнаем его  биографию, но и познакомиться с его произведением «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА  АСТРÓНОМА В ПИРУ». 3. Перед вами текст о жизни М.В.Ломоносова. Используя технологию смыслового  чтения прочитаем и разберем данный текст. (Чтение  вслух с остановками…)      М. В. Ломоносов родился он в 1711 г. в Архангельской губернии в семье  государственного крестьянина. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко  совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью  дьякона. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по­видимому, его поездки с  отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания  закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.  Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в  его научных интересах.  1 остановка Ответьте на вопросы Вопрос  Ответ  1 2 3 4 В каком году родился М.В.Ломоносов? Чем занимался отец Ломоносова? Дочерью кого была мать Ломоносова? Что оставило  в  душе Ломоносова  неизгладимый след? 5  Что можно усмотреть в языке и  научных трудах Ломоносова?           Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н.  Сабельников. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него делаются  «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная  Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. 2 остановка Словарная работа Грамота дьячок Врата М.  Смотрицкий Л.Ф. Магницкий Псалтырь помор Составьте вопросы, на которые ответят ваши друзья 1 2 3 4    У Ломоносова возникает страстное желание учиться. В возрасте 19 лет  Михаил  Васильевич Ломоносов решил бежать  из дома. Произошло это в конце 1730 года Он ушел  с обозом  в Москву, где  несмотря на бедность и незнатное происхождение, его  приняли в  Славяно­греко­латинскую академию, которая была предназначена только для детей  дворян. Начало учебы было тяжелым: девятнадцатилетний юноша сел за парту вместе  «со школьниками, малыми ребятами».  В академии курс обучения составлял 8 лет, но  Ломоносов же прошел его за 5 лет.  3 остановка Словарная работа обоз незнатное  происхождени е Славяно­ греко­ латинскую  академию дворяне Заполните таблицу «ДА – НЕТ» Ломоносова хотел учиться ДА НЕТ В возрасте 16 лет  Ломоносов решил бежать  из дома Ломоносов отплыл в Москву на шхуне Ломоносова не приняли в Славяно­греко­латинскую академию из­за  бедности В Славяно­греко­латинскую академию принимали только  детей  дворян Ломоносов обучение в академии прошел за 5 лет      В 1736 г.  Ломоносов был направлен в Германию для изучения точных наук: физики,  химии, механики, горного дела, языков. В 1741 г. обучение было закончено, и Ломоносов  вернулся в Петербург. С этого момента начинается стремительная академическая  деятельность. Научные открытия следуют одно за другим.  Талант ученого проникает в  различные области знаний. В 1755 г. в Москве по инициативе профессора Ломоносова  открывается Московский университет. Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный  вклад в науки будет удостоен звания академика.      Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук  в отечестве». Ушел из жизни М. В. Ломоносов в 1765 г., он простудился и умер. Погребен  на кладбище Александро­Невской лавры.  4 остановка Словарная работа академическая  деятельность инициатива колоссальный девиз утверждение погребен лавра Заполните хронологическую таблицу  1711 г. 1730 г. 1736 г.   1741 г 1755 г. 1765 г      Любимая наука  М.В. Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в  Петербурге.. Он поставил 4000 опытов и раскрыл секрет получения стекол всех цветов и  оттенков.    Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния.   Он любил наблюдать за звездами и усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой,  установил, что у этой планеты есть атмосфера.   Он первый в мире географ­полярник.    Занимался историей древних славян и историей изготовления фарфора.    Его с полным правом можно назвать создателем современного русского языка. Он  написал свою «Российскую грамматику» и создал систему норм и правил русского языка.  «Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам», то есть смысл + структура  = знаки препинания.    Он открыл новую эпоху в литературе. Сам сочинял стихи, оды, послания.   Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины. Например,  «Портрет Петра I», «Полтавская битва»  5  остановка Словарная работа химия лаборатори ю опыт физика северного  сияния телескоп атмосфера. географ­ полярник Составьте  кластер «Увлечения Ломоносова» Увлечения М.В.Ломоносова 4. Полученные знания обобщим в синквейне. (составляем синквейн)   Ломоносов  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ФИЗМИНУТКА 5. . Прочитайте заголовок данного ниже  стихотворения М.В. Ломоносова  «Случились  вместе два  астронома в пиру…»  6. Запишите   ваши ассоциации, возникающие  при чтении заголовка текста. 7.. Прочитайте суждения и заполните 1 столбик в таблице: отметьте те суждения , с  которыми вы согласны (V). До  чтения Суждения После  чтения Астрономия – это естественная наука о Вселенной. Предметом её изучения  являются космические явления, процессы и объекты. Благодаря этой науке мы знаем, что такое звёзды, планеты, спутники, кометы, астероиды, метеориты.  Также астрономические знания дают понятие о космосе, расположении  небесных тел, их движении и образовании их систем.  Земля вращается вокруг солнца Клавдий Птолемей (Птолемей) — древнегреческий ученый,  астроном и физик Птолемей разработал так называемую геоцентрическую систему мира,  согласно которой все небесные светила  вращаются вокруг неподвижной  Земли. , живший во II веке нашей эры, Николай Коперник – выдающийся польский астроном эпохи Возрождения,  математик, богослов, медик. Ученый опроверг выдвинутую еще древними  греками теорию, согласно которой планеты и Солнце вращаются вокруг Земли, создал и обосновал новую, гелиоцентрическую теорию мироустройства. жил на рубеже XV — XVI веков 8. Прочитайте внимательно текст и заполните третий   столбик таблицы. Если ваш ответ  изменился, объясните, почему это произошло. М.В. Ломоносов       Случились вместе два Астронома в пиру... Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару. Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит; Другой, что Солнце все с собой планеты водит: Один Коперник был, другой слыл Птолемей. Тут повар спор решил усмешкою своей. Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь? Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?" Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?" 9. Словарная работа случились Астронома пиру спорили в жару круг сомненье Коперник Птолемей о сем не бывав простака такова очаг жаркое  10.Составьте простой план, чтобы при пересказе стихотворения  ничего не упустить 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 11. Ответьте на вопросы. 1) 2)  Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально  встретиться друг с другом на пиру?  Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей  встречаются? Где они встречаются?  В чем противоположность взглядов ученых? 3) 4) К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением  спора? Как повар решает этот спор? Что вы можете сказать о поваре? 5) Какова идея этой басни?  6) Почему Ломоносов написал свое произведение в шутливой форме? 12. Рефлексия ­ Что нового вы узнали на уроке? ­ Что произвело на вас большее впечатление? 13. Выставление оценок    Домашнее задание       Подготовить наизусть выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились  вместе два Астронома в пиру...»

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).

Урок литературы с применением технологии "Смысловое чтение" Тема: « М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ» (5 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017