Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
24.02.2018
Урок литературы для 5 класса по теме "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей". Урок построен в форме экскурсии, основной целью которой является углубить и расширить представления учащихся об изменениях в природе зимой, о красоте природы, сравнить свои наблюдения с произведениями поэтов, закрепить умение находить средства выразительности, а также отработать навык составления рассказа на основе увиденного.
урок экскурсия 5 кл.docx
Урокэкскурсия в зимний лес. 5 класс «Зимняя природа в стихотворениях русских
писателей».
Цели:
На основе наблюдений углубить и расширить представления учащихся об изменениях в
природе зимой, о красоте природы, представленной в стихотворениях поэтов и в реальной
жизни.
Развитие компетенции: информационной (извлечение первичной информации),
коммуникативной (публичное выступление)
Воспитание гуманного и эстетического отношения к природе.
Ход экскурсии:
Подготовительный этап.
Определяется место в зимнем лесу, где будет проходить экскурсия, уточняется, какой
наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных
уроках.
Вспомните, какой был лес поздней осенью?
Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?
Что вы заметили в лесу на осенней экскурсии?
Какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет?
До экскурсии учащимся даются задания:
Понаблюдать за деревьями;
Присмотреться, какие изменения произошли в природе с приходом зимы?
Собрать природный материал (шишки, опавшие ветки, кору)
Проведение экскурсии в январе в том же лесу, что и поздней осенью.
1.Наблюдения за неживой и живой природой.
Стимул: увидеть глазами всё, что происходит вокруг, сравнить с восприятием зимы
поэтами.
Слово учителя:
– Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой
зимнего пейзажа.
Что вы слышите?
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, Вот пришли морозцы —
И зима настала.. (И. З. Суриков)
Как выглядят деревья и кустарники зимой?
Почему под снегом зеленая трава не замерзает? (снег не пропускает холода, является
одеялом для растений).
Чем отличаются ель и сосна от других деревьев зимой? (стоят зеленые, листья не
опадают).
Какое у вас ощущение от зимнего леса?
Почему деревья зимой стоят без листьев? (прекращается сокодвижение, дерево спит,
отдыхает, листья сброшены, чтобы ветки не ломались от снега).
Почему почки зимой не замерзают? (покрыты плотными защитными чешуйками).
Какие стихи приходят вам на память?
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег. (А. А. Фет)
Какие загадки, пословицы, поговорки о зиме вы знаете?
Кто больше вспомнит:
1. Береги нос … (в большой мороз).
2. Мороз невелик …(да стоять не велит).
3. Декабрь год кончает … (зиму начинает).
4. Как зима не злится … (весне покорится).
5. Спасибо, мороз, что … (снегу нанес).
6. Зимой солнце, что мачеха: светит, да … (не греет).
Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по сравнению с осенью?
Каким стало солнце? Чем покрыта земля зимой? Что падает с неба? Какая температура
воздуха? Выше или ниже нуля?
– Поймайте снежинку на рукавичку и рассмотрите её, а теперь – на ладонь. Что произошло
со снежинкой?
Послушайте, как красиво описывает снежинку поэт:
Светлопушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая! Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула.
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохраннобелая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена.
С его метелями
Крутится бешено.
Не вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая смелая! (К. Д. Бальмонт)
С помощью каких средств выразительности автор показывает красоту снежинки?
2. Практическая часть.
Попробуйте зарисовать снежинку в блокноте.
3. Итоги наблюдений за природой.
Обработка информации: делают вывод на основе полученной информации, используя свои
знания и опыт.
Вопросы учителя:
Что мы сегодня наблюдали?
Что нового узнали?
Какие изменения в природе вы заметили? Домашнее задание:
Подготовьте рассказ для одноклассников:
«Как красива природа зимой».
Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"
Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"
Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"
Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.