Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"
Оценка 4.6

Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
24.02.2018
Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"
Урок литературы для 5 класса по теме "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей". Урок построен в форме экскурсии, основной целью которой является углубить и расширить представления учащихся об изменениях в природе зимой, о красоте природы, сравнить свои наблюдения с произведениями поэтов, закрепить умение находить средства выразительности, а также отработать навык составления рассказа на основе увиденного.
урок экскурсия 5 кл.docx
Урок­экскурсия в зимний лес. 5 класс «Зимняя природа в стихотворениях русских  писателей». Цели: На основе наблюдений углубить и расширить представления учащихся об изменениях в  природе зимой, о красоте природы, представленной в стихотворениях поэтов и в реальной  жизни. Развитие компетенции: информационной (извлечение первичной информации),  коммуникативной (публичное выступление) Воспитание гуманного и эстетического отношения к природе. Ход экскурсии: Подготовительный этап. Определяется место в зимнем лесу, где будет проходить экскурсия, уточняется, какой  наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных  уроках. ­Вспомните, какой был лес поздней осенью? ­Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени? ­Что вы заметили в лесу на осенней экскурсии? ­Какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет? До экскурсии учащимся даются задания: Понаблюдать за деревьями; Присмотреться, какие изменения произошли в природе с приходом зимы? Собрать природный материал (шишки, опавшие ветки, кору) Проведение экскурсии в январе в том же лесу, что и поздней осенью. 1.Наблюдения за неживой и живой природой. Стимул: увидеть глазами всё, что происходит вокруг, сравнить с восприятием зимы  поэтами. Слово учителя: – Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой  зимнего пейзажа. ­ Что вы слышите? Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы — И зима настала.. (И. З. Суриков) ­Как выглядят деревья и кустарники зимой?  ­ Почему под снегом зеленая трава не замерзает? (снег не пропускает холода, является  одеялом для растений). ­ Чем отличаются ель и сосна от других деревьев зимой? (стоят зеленые, листья не  опадают). ­Какое у вас ощущение от зимнего леса? ­ Почему деревья зимой стоят без листьев? (прекращается сокодвижение, дерево спит,  отдыхает, листья сброшены, чтобы ветки не ломались от снега). ­Почему почки зимой не замерзают? (покрыты плотными защитными чешуйками). ­ Какие стихи приходят вам на память? Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев) Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких  Одинокий бег. (А. А. Фет) ­Какие загадки, пословицы, поговорки о зиме вы знаете? Кто больше вспомнит: 1. Береги нос … (в большой мороз). 2. Мороз невелик …(да стоять не велит). 3. Декабрь год кончает … (зиму начинает). 4. Как зима не злится … (весне покорится). 5. Спасибо, мороз, что … (снегу нанес). 6. Зимой солнце, что мачеха: светит, да … (не греет).  ­ Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по сравнению с осенью? Каким стало солнце? Чем покрыта земля зимой? Что падает с неба? Какая температура  воздуха? Выше или ниже нуля?  – Поймайте снежинку на рукавичку и рассмотрите её, а теперь – на ладонь. Что произошло со снежинкой? ­  Послушайте, как красиво описывает снежинку поэт: Светло­пушистая  Снежинка белая,  Какая чистая,  Какая смелая! Дорогой бурною  Легко проносится,  Не в высь лазурную ­  На землю просится.  Лазурь чудесную  Она покинула.  Себя в безвестную  Страну низринула.  В лучах блистающих  Скользит умелая,  Средь хлопьев тающих  Сохранно­белая.  Под ветром веющим  Дрожит, взметается,  На нем, лелеющем,  Светло качается.  Его качелями  Она утешена.  С его метелями  Крутится бешено.  Не вот кончается  Дорога дальняя,  Земли касается  Звезда кристальная. Лежит пушистая  Снежинка смелая.  Какая чистая,  Какая смелая!  (К. Д. Бальмонт) ­ С помощью каких средств выразительности автор показывает красоту снежинки? 2. Практическая часть. ­Попробуйте зарисовать снежинку в блокноте. 3. Итоги наблюдений за природой. Обработка информации: делают вывод на основе полученной информации, используя свои  знания и опыт.  Вопросы учителя: ­ Что мы сегодня наблюдали? ­ Что нового узнали? ­Какие изменения в природе вы заметили? Домашнее задание:  Подготовьте рассказ для одноклассников: «Как красива природа зимой».

Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"

Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"

Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"

Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"

Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"

Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"

Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"

Урок-экскурсия. 5 класс "Зимняя природа в стихотворениях русских писателей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018