Урок в 5 классе по теме «Геометрические тела и их изображение» УМК Дорофеева Г.В. с
использованием метода работы с учебником.
Предметные результаты:
Знать:
1. определение понятий геометрические тела, круглые тела и многогранники
2. наименования геометрических тел: цилиндр, конус, шар, куб, пирамида
3. внешний вид геометрических тел: круглых тел и многогранников
4. наименование основных элементов многогранника (грани, вершины, ребра)
Уметь:
1. устанавливать аналогию между геометрическими телами и предметами окружающей среды
2. распознавать многогранники среди геометрических тел
3. называть и показывать вершины, ребра и грани в многогранниках
4. изображать многогранники с использованием сплошных и штриховых линий
Цель урока: формирование новых знаний о геометрических телах, их видах и характеристиках
Задачи, стоящие перед учителем для реализации цели урока:
разработать систему заданий для работы учащихся с текстом учебника
Организовать самостоятельную работу учащихся с учебником
Организовать работу учащихся по самооценке степени усвоения материала
Произвести первичный контроль усвоения знаний
Информационные ресурсы: презентация к уроку, учебники, рабочие карты урока на каждом столе
ТСО: проектор и экран, нетбуки
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие, записывают в тетради : дата и классная работа.
2. Актуализация опорных знаний: (слайд 1) Разделите изображенные на этом слайде фигуры
1
2
3
4
5
6
на две группы
7
По какому признаку вы разделили фигуры? (плоские и объемные или фигуры на плоскости и фигуры
в пространстве)
Какие фигуры мы уже рассматривали на уроках математики в этом учебном году и хорошо с ними
знакомы? ( с многоугольниками)
Назовите среди плоских фигур ту, которая не является многоугольником (окружность или круг) (он
исчезает со слайда) Из каких элементов состоит многоугольник? (из вершин, сторон и углов)
Назовите каждый многоугольник и укажите количество вершин, сторон и углов.
Что можно сказать о количестве сторон, вершин и углов в каждом многоугольнике? (они совпадают)
3. Постановка целей и задач урока.
С сегодняшнего урока мы начнем рассматривать более подробно пространственные геометрические
фигуры или как их называют «Геометрические тела»
А что бы вы хотели узнать о них и чему научиться на уроке? (Знать название и свойства, составные
элементы этих тел, уметь их распознавать, обозначать, изображать их) (слайд 2 Тема урока и задачи)
4. Формирование новых знаний
Но эти знания и умения вы почерпнете самостоятельно, работая с учебником. Источником знаний
у вас будет учебник, а путеводителем для вас послужит рабочая карта урока.
Рабочая карта урока «Геометрические тела и их изображение»
Цель: формирование новых знаний о геометрических телах, их видах и характеристиках
Задание 1 Заполните таблицу в соответствии с заданием, данным в первом столбце
Напишите общее
название для всех
пространственных
фигур
Напишите название
каждой фигуры в
отдельности
Укажите основные
характеристики
поверхности каждой
фигуры (из каких
плоских фигур
состоит)
Отметьте знаком «+»
фигуры, поверхность которых состоит не
только из плоских
фигур
Приведите примеры
объектов, чей вид
напоминает данную
фигуру
Дайте названия
группам фигур и
сформулируйте
определение
соответствующих
понятий
Задание 2. Среди геометрических тел, изображенных на рисунке, выберите многогранники
1
2
3
4 5
и запишите их номера:_______________________________
Задание 3. Подпишите названия выделенных элементов многогранника
______________ _______________ _______________
Задание 4 Рассмотрите рисунок 10.2 учебника.
Охарактеризуйте каждый многогранник по плану:
план
1
2
3
4
5
многогранни
к
многогранни
к
многогранни
к
многогранни
к
многогранни
к
1. число
граней и
их форма
2. число
ребер
3. число
вершин
Сделайте вывод о соответствии числа вершин и числа сторон в многоугольнике и числа вершин и
числа граней в многограннике__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Задание 5 .Обозначьте вершины многогранника, если известно, что:
а) треугольник KMN и четырехугольник MNPQ –это его грани
б) ВКОС– это верхняя грань куба, DC, DM, DA – это ребра, выходящие из одной вершины, BKNA
это боковая грань куба. Выпишите видимые грани:_____________________________________ и
невидимые ребра:__________________
Задание 6 Используя штриховые линии, изобразите невидимые ребра многогранников.
Задание 7. Перерисуйте приведенные в задании 5 многогранники так, чтобы видимые грани стали
невидимыми, а невидимые видимыми
5. Первичное закрепление
Продолжите уточняющие вопросы, запишите их в тетради
1. Правильно ли я понял, что все пространственные фигуры, с которыми мы познакомились на
уроке называют ………..
2. Правильно ли я понял, что геометрические тела делятся на две группы: ………………
3. Правильно ли я понял, что поверхность многогранника состоит из…………………
4. Правильно ли я понял, что поверхность круглых тел состоит из…….. 5. Правильно ли я понял, что для изображения невидимых линий используются…..
А теперь задайте их друг другу и ответьте на них
А теперь проверим, как усвоили тему урока. Тест (в системе вотум):
№ Формируемые компетентности
задания
ответы
1
Знать определение
понятий геометрические
тела, круглые тела и
многогранники
Знать
наименования
геометрических тел:
цилиндр, конус, шар,
куб, пирамида
внешний вид
геометрических тел:
круглых тел и
многогранников
В каждом случае укажите верным или
неверным является утверждение. Если верно
нажмите цифру 1, если неверно цифру 2:
1. Окружности, треугольники и
прямоугольники это плоские фигуры
2. Геометрические тела это фигуры в
пространстве.
3. Любое геометрическое тело можно
назвать многогранником.
4. Tела, поверхность которых состоит из
многоугольников, называются
многогранниками.
5. Тела, ограниченные не только
плоскими поверхностями, называются
круглыми телами.
Установите соответствие между фигурами и
их наименованиями. Ответ укажите в виде по
следовательности цифр без пробелов и запятых
в указанном порядке.
№ фигура
№ наименование
А
Б
1
шар
2
пирамида
1
1
2
1
1
А5
Б4
В2
Г3
Д 1 В
Г
Д
3
конус
4
куб
5
цилиндр
Знать наименование
основных элементов
многогранника (грани,
вершины, ребра)
обозначения основных
элементов многогранника
(грани, вершины, ребра)
Закончите предложение:
В многограннике, изображенном на рисунке,
пятиугольник AEDCB – это……
Отрезок АВ – это…..
Точки А и С это….
Грань
Ребро
вершины
2
Уметь устанавливать
аналогию между
геометрическими
телами и предметами
окружающей среды
распознавать
многогранники среди
геометрических тел
определять количество
вершин, ребер и граней
Укажите номера объектов имеющих форму
цилиндра.
245
1. книга
2. водопроводная труба
3. кристалл
4. стебель цветка в многогранниках
5. столб
Среди геометрических тел, изображенных на
рисунке, укажите номера тех, которые не
являются многогранниками
145
6,10,6
Для данного многогранника
укажите количество вершин, ребер и граней в
следующем порядке:
число вершин, число ребер, число граней
Итак, мы познакомились с геометрическими телами.
Назовите круглые тела, с которыми мы сегодня познакомились.(появляются на слайде)
Назовите многогранники ( на рисунке куб, пирамида, призма, и несколько правильных
многогранников октаэдр, додекаэдр, и др., но дети не знают как назвать призму и правильные
многогранники – это можно дать для дальнейшего исследования с помощью дополнительных
источников информации ( книг или интернет)домой.
Подведение итогов тестирования и домашнее задание: найти и подготовить презентацию о тех
геометрических телах, которые не вошли в программу урока.
Однако, где нам может пригодиться знание о геометрических телах?
Посмотрите на объект . Что это за объект? А какое геометрическое тело лежит в основе этого
объекта? Нам нужно знать, сколько жидкости вмещает колба. Какие знания нам для этого
потребуются?
Посмотрите на второй рисунок . Что здесь изображено? Какое геометрическое тело лежит в
основе этого объекта. Нужно рассчитать сколько металла уйдет на эту конструкцию? Какие
знания нам для этого потребуются? (и т.д.) Значит, изучать геометрические тела важно и для практических нужд. Более глубоким
изучением геометрических тел мы займемся с вами на следующих уроках.
.
Разработка урока математики в 5 классе "Геометрические тела и их изображение" (метод работы с учебником)
Разработка урока математики в 5 классе "Геометрические тела и их изображение" (метод работы с учебником)
Разработка урока математики в 5 классе "Геометрические тела и их изображение" (метод работы с учебником)
Разработка урока математики в 5 классе "Геометрические тела и их изображение" (метод работы с учебником)
Разработка урока математики в 5 классе "Геометрические тела и их изображение" (метод работы с учебником)
Разработка урока математики в 5 классе "Геометрические тела и их изображение" (метод работы с учебником)
Разработка урока математики в 5 классе "Геометрические тела и их изображение" (метод работы с учебником)
Разработка урока математики в 5 классе "Геометрические тела и их изображение" (метод работы с учебником)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.