Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Оценка 5

Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Оценка 5
Работа в классе +2
docx
музыка
5 кл
16.02.2017
Разработка урока музыки  в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
План-конспект разработан в соответствии с ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской с использованием интерактивных технологий. ХУД. НАЗВАНИЕ УРОКА: «Он предан музыке всецело и сердцем, и душой и телом…» ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык» ТИП И ФОРМА УРОКА: Урок открытия новых знаний Музыкальное содержание: «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (видео и аудио), фрагменты из программы «Академия музыкальных искусств», песня «Всё очень просто», муз. Г. М. Азаматовой-Бас ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях. Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству Планируемые результаты: Предметные: - формировать представление о роли дирижёра симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре; - создать условия для групповой работы для повторения информации о видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами; - расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра; - работать над созданием художественного образа в песне. Метапредметные: - осуществлять развитие образного мышления, умения анализировать Личностные: - формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям, как добро и зло. Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнениеХУД. НАЗВАНИЕ УРОКА: «Он предан музыке всецело и сердцем, и душой и телом…» ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык» ТИП И ФОРМА УРОКА: Урок открытия новых знаний Музыкальное содержание: «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (видео и аудио), фрагменты из программы «Академия музыкальных искусств», песня «Всё очень просто», муз. Г. М. Азаматовой-Бас ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях. Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству Планируемые результаты: Предметные: - формировать представление о роли дирижёра симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре; - создать условия для групповой работы для повторения информации о видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами; - расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра; - работать над созданием художественного образа в песне. Метапредметные: - осуществлять развитие образного мышления, умения анализировать Личностные: - формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям, как добро и зло. Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнение
Планконспект урока музыки Волшебная палочка дирижера 5 класс.docx
Тема урока в 5 классе: «Волшебная палочка дирижёра» ХУД.   НАЗВАНИЕ   УРОКА:   «Он   предан   музыке   всецело   и   сердцем,   и   душой   и телом…» ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык» ТИП И ФОРМА УРОКА:  Урок открытия новых знаний Музыкальное   содержание:  «Марш   Черномора»   из   оперы   М.   И.   Глинки   «Руслан   и Людмила»   (видео   и   аудио),   фрагменты   из   программы   «Академия   музыкальных искусств», песня «Всё очень просто»,  муз. Г. М. Азаматовой­Бас  ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях. Воспитывать  слушательскую  культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие  классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству Планируемые результаты:      Предметные:  ­   формировать   представление   о   роли   дирижёра     симфонического оркестра,   о   видах   оркестров,   о   группах   инструментов,   об   истории   возникновения дирижёрской палочки, о партитуре;     ­   создать   условия   для   групповой   работы   для   повторения   информации   о   видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами;   ­ расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра;  ­ работать над созданием художественного образа в песне.   Метапредметные:  анализировать   ­   осуществлять   развитие   образного   мышления,   умения  Личностные:    ­ формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям, как добро и зло. Формы   организации   работы:  группах, беседа, хоровое исполнение ХОД УРОКА:    фронтальная,   индивидуальная,   работа   в   малых ­ Заход в класс под песню «Всё очень просто!» ­ создание эмоционального тона урока ­ На экране атрибуты дирижёра – слайд 1 ­ Видео фрагмент  («Марш Черномора») – слайд 2 Взмахнёт волшебной палочкой, И музыка звучит, Палочка застынет, И весь оркестр молчит. Палочка подскажет, кому  пора вступать, Палочка укажет, Как музыке звучать. Палочка волшебная Оркестром управляет, А как назвать волшебника, Кто, ребята, знает?... Ученики: (предполагаемые   ответы).   Это   дирижёр!   Он   главный   в   оркестре, руководит оркестром. Учитель:  А что дирижер держит в руках?  Ученики: палочку Учитель:  Давайте   попробуем   сформулировать   тему   нашего   урока,   о   ком   мы сегодня с вами будем говорить?   А как вы думаете, какая у него палочка? Ученики: О дирижере и его палочке … Учитель:   Ученики: Волшебная Учитель:   Ученики: Потому   что   с   помощью   нее   он   управляет   целым   оркестром,   который   А почему она волшебная? может исполнять музыку, как единый организм. Учитель: Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока? Ученики: Волшебная палочка дирижера Учитель: Молодцы. ­ Подводка детей к выводу темы урока – слайды 3­5 ­ Ребята, как вы думаете, какую роль играет дирижер в создании музыкального образа в инструментальных и вокальных произведениях? Легко ли быть дирижером? Об этом мы сегодня узнаем на уроке.  ­ Симфонический оркестр и его виды (объединение в 6 групп, дети составляют по 2­ 3 вопроса и каждая группа задаёт вопросы следующей группе по кругу) – слайды 6­7 ­ Сообщение о дирижёрской палочке (заведомо подготовленное сообщение ученика)  История появления дирижерской палочки История   дирижирования   уходит   корнями   в   глубокую   древность.   Еще   у первобытных   людей,   исполнявших   под   аккомпанемент   примитивных   музыкальных инструментов   ритуальные   танцы,   были   свои   «дирижеры»,   чаще   всего   они «дирижировали»   разнообразными   телодвижениями,   а   иногда   с   помощью   раковин, отточенных камней или палок. В   Древней   Греции   дирижерские   обязанности   выполнял   предводитель   хора   – корифей. Он дирижировал хором и инструментальным ансамблем, сопровождавшим спектакль.   Корифей   задавал   тон   певцам,   показывая,   когда   должны   вступать инструменты. Он дирижировал руками, лишь иногда отбивая ритм ударами окованной железом подошвы.  В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким». Стук   батуты   очень   мешал   восприятию   музыки.   В   19   веке   появился   первый скрипач   оркестра,   который   отложил   скрипку   и   стал   дирижером.   С   развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук. Чтобы   сделать   руки   дирижера   более   заметными,   использовали   различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике ­ показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применили композиторы и дирижеры     Людвиг   Шпор   и   Карл   Мария   Вебер   .  Сделали   они   это   совершенно независимо друг от друга.          Людвиг Шпор                                       Карл Вебер Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.  Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.    ­ Видео «Академия музыкальных искусств»  ­   Групповая   работа   на   определение   дирижёра   на   фотографиях   +   сообщения   о знаменитых дирижёрах (А. Тосканини, В. Спиваков) – слайды 8­9 ­ Чтобы быть дирижёром, нужно….. – слайды 10­13 Слушание музыки. Ребята, в прошлом полугодии мы путешествовали в мир театра. Назовите, пожалуйста, музыкально­сценические жанры, в которых мы обязательно  встречали симфонический оркестр и дирижёра. (балет, опера…) Молодцы! А что такое опера?....... В   опере   не   только   поют,   но   для   характеристики   образа   героев   используют композиторы инструментальные фрагменты. Когда звучит оркестр, актёры на сцене играют жестами, движениями, танцем... И всем этим действом руководит дирижёр. Чтоб   это   увидеть   и   услышать   мы   отправляемся   в   сказку.   Сегодня   поможет   нам попасть в сказку Кот учёный. Встречайте!  ( на доске появляется картинка ­  Кот учёный) Художественное чтение отрывка. У лукоморья дуб зеленый  Златая цепь на дубе том  И днем и ночью кот ученый  Все ходит по цепи кругом,  Идет направо ­ песнь заводит  Налево ­ сказку говорит…  В какую сказку мы попали? («Руслан и Людмила») Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин) Эту сказку взял в основу своей  оперы  «Руслан и Людмила» М.И.Глинка Что вы знаете о нём? (Русский композитор начала  19 века, основоположник русской классической музыки.  Можно коснуться, немного, истории создания оперы) Учёный кот пришёл к нам с подарком – это видео фрагмент оперы. Какой   образ   или   образы   изображает   музыка?   Давайте   внимательно   послушаем   и посмотрим этот инструментальный фрагмент. Просмотр видео «Марш Черномора». – слайд 14 Анализируем с помощью «Драгоценного кристалла» Вы сегодня много узнали о дирижёре и его роли. Мы познакомились с Черномором. А теперь я прошу вас   мысленно надеть фрак дирижёра и с помощью волшебной дирижёрской   палочки   продирижировать   «Марш   Черномора»   (обсудить   некоторые особенности жестов) Игра «Я – дирижер» ­  слайд 15   Дирижирование   аудио   записи   «Марш   Черномора»   из   оперы   «Руслан   и Людмила» М.И.Глинки Трудно, но вы справились. Молодцы! Вам понравилось?  Эпиграф   нашего   урока:   «То   ремесло,   что   ты   постиг,   ценней   богатства   всех владык» (народная мудрость) Как вы понимаете его?   В рабочих  тетрадях    Глинки  были  найдены  слова, рассказывающие  о  том,  каким должен быть конец оперы: “На сцене медленно появляются светлые облака…”  Светлые облака… ­Как вы думаете, о чем должны возвестить светлые облака? ­Да, о победе добра над злом, о счастье и радости (на доске облака с надписями).  Эта главная мысль звучит и в поэме А.С.Пушкина, и в опере М.И.Глинки. От победы добра радость прошла по всему свету. ­А вы умеете прощать неправильные поступки? ­Умеете ли быть щедрыми на добро? Если «да», то звезда зажглась и для вас тоже. Хочу, чтобы её свет всегда освещал вашу жизнь.   Азаматовой­Бас « Всё очень просто»                                Вопросы:     А   теперь   прозвучит   песня   крымского   композитора   Гульнары   Михайловны  Что вы сказали об этой песне? ( Она очень добрая)   Какое настроение создала она нам ? ( Светлое, радостное, доброе) 1. Кому знакома эта музыка? 2. 3. Давайте   проследим   за   тем,   какими   музыкальными   средствами   выразительности композитор показал музыкальный образ. В музыке мы слышим: ­высокие ноты ­быстрый темп ­точный ритм ­мажорный лад ­смелую интонацию в среднем, высоком регистре. Исполнение песни. Работа над художественным образом. ­ Физминутка «Имитация звуков дождя» ­ Образовательная игра «Дальше» как рефлексия ДИРИЖЁР и симфонический оркестр ВОПРОСЫ 1. Как называется профессия человека, руководящего оркестром? (Дирижёр) 2. С какого языка слово «дирижёр» переводится как «направлять», «управлять», «руководить»? (С французского) 3. Назовите   вид   оркестра,   в   состав   которого   входят   духовые   и   ударные инструменты  (Духовой или оркестр духовых инструментов) 4. Как   называется   оркестр,   в   котором   исполняют   классическую   музыку? (Симфонический) 5. Как называется оркестр, в котором исполняют современную музыку? (Эстрадный) 6. Как называется оркестр, в котором собраны музыканты, владеющие народными инструментами? (Народный или оркестр народных инструментов) 7. На   какие   группы   делятся   инструменты   в   современном   симфоническом оркестре?   (Струнные,   медные   духовые,   деревянные   духовые,   ударные, одиночные) 8. К какой группе муз.  инструментов относится кларнет? (Деревянные духовые) 9. К какой группе муз.  инструментов относится альт? (Струнные смычковые) 10. К какой группе муз.  инструментов относится туба? (Медные духовые) 11. К какой группе муз.  инструментов относятся литавры? (Ударные) 12. Кто в Древней Греции выполнял обязанности дирижёра? (Руководитель хора – корифей) 13. Как называли дирижёра в 18 веке? («Дровосеком») 14. Что было в руках у дирижёра­«дровосека»? (Палка, длиной в 1м 80 см, которой он ударял по полу в ритм мелодии) 15. Как называлось такое дирижирование? (Громкое дирижирование) 16. Как изначально стояли стояли на сцене дирижёры? (Лицом к публике) 17.  Какой предмет был наиболее популярным в руках дирижёра до изобретения специальной дирижёрской палочки? ( Смычок скрипки) 18. Кто первым повернул дирижёра к оркестру? (Немецкий композитор и дирижёр Рихард Вагнер) 19.  Назовите   фамилии   выдающихся   дирижёров   (Евгений   Светланов,   Владимир Спиваков и др.) 20.  Как   называется   нотная   запись   многоголосного   музыкального   произведения, которую «читает» дирижёр? (Партитура) 21.  Что дирижёр показывает правой рукой, в которой держит палочку? (Темп и ритм музыки) 22. А что передаёт левая рука дирижёра? ( Характер, настроение  и другие нюансы исполнения) 23. Какими главными качествами должен обладать хороший дирижёр?      ( Быть профессиональным   музыкантом,   обладать   хорошим   музыкальным   слухом, хорошей музыкальной памятью, хорошим чувством ритма) 24.  Как   назывался   известный   оркестр   20   века,   в   котором   не   было   дирижёра? (Персимфанс – Первый Симфонический Ансамбль) ­ Я сегодня узнал…..­ слайд 16 Оценивание. ­ Д\з – разгадать кроссворд (на листиках) Музыкальные инструменты симфонического оркестра. 1 6.  7.   4.  5. 2. 3. 8. 1.Инструмент   вроде   гармони,   только   с   правой   стороны   у   него   клавиатура   как   у фортепиано.  2.Большая скрипка, на которой играют сидя.   3.Самый высокий медный инструмент симфонического оркестра.   4. Для какого инструмента писал свои каприсы Николо Паганини?   5.Красивый расписной инструмент, которым можно играть, а можно и есть кашу.   6.  Музыкальный инструмент, который упоминается в песне «Замечательный сосед».   7. Музыкальный инструмент, название которого переводится «лесной рог». 8.Руководитель оркестра, хора. ­ Спасибо за работу на уроке! – слайд 17

Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки  в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки  в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки  в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки  в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки  в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки  в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"

Разработка урока музыки  в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"