Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Оценка 5
Работа в классе +2
docx
музыка
5 кл
16.02.2017
План-конспект разработан в соответствии с ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской с использованием интерактивных технологий.
ХУД. НАЗВАНИЕ УРОКА: «Он предан музыке всецело и сердцем, и душой и телом…»
ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык»
ТИП И ФОРМА УРОКА: Урок открытия новых знаний
Музыкальное содержание: «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (видео и аудио), фрагменты из программы «Академия музыкальных искусств», песня «Всё очень просто», муз. Г. М. Азаматовой-Бас
ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях.
Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству
Планируемые результаты:
Предметные: - формировать представление о роли дирижёра симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре;
- создать условия для групповой работы для повторения информации о видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами;
- расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра;
- работать над созданием художественного образа в песне.
Метапредметные: - осуществлять развитие образного мышления, умения анализировать
Личностные: - формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям, как добро и зло.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнениеХУД. НАЗВАНИЕ УРОКА: «Он предан музыке всецело и сердцем, и душой и телом…»
ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык»
ТИП И ФОРМА УРОКА: Урок открытия новых знаний
Музыкальное содержание: «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (видео и аудио), фрагменты из программы «Академия музыкальных искусств», песня «Всё очень просто», муз. Г. М. Азаматовой-Бас
ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях.
Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству
Планируемые результаты:
Предметные: - формировать представление о роли дирижёра симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре;
- создать условия для групповой работы для повторения информации о видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами;
- расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра;
- работать над созданием художественного образа в песне.
Метапредметные: - осуществлять развитие образного мышления, умения анализировать
Личностные: - формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям, как добро и зло.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнение
Планконспект урока музыки Волшебная палочка дирижера 5 класс.docx
Тема урока в 5 классе:
«Волшебная палочка дирижёра»
ХУД. НАЗВАНИЕ УРОКА: «Он предан музыке всецело и сердцем, и душой и
телом…»
ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык»
ТИП И ФОРМА УРОКА: Урок открытия новых знаний
Музыкальное содержание: «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и
Людмила» (видео и аудио), фрагменты из программы «Академия музыкальных
искусств», песня «Всё очень просто», муз. Г. М. АзаматовойБас
ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в
симфонических и вокальных произведениях.
Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие
классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству
Планируемые результаты:
Предметные: формировать представление о роли дирижёра симфонического
оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения
дирижёрской палочки, о партитуре;
создать условия для групповой работы для повторения информации о видах
оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами;
расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме
попробовать себя в роли дирижёра;
работать над созданием художественного образа в песне.
Метапредметные:
анализировать
осуществлять развитие образного мышления, умения
Личностные: формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям,
как добро и зло.
Формы организации работы:
группах, беседа, хоровое исполнение
ХОД УРОКА:
фронтальная, индивидуальная, работа в малых
Заход в класс под песню «Всё очень просто!» создание эмоционального тона урока
На экране атрибуты дирижёра – слайд 1
Видео фрагмент («Марш Черномора») – слайд 2 Взмахнёт волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет, кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная
Оркестром управляет,
А как назвать волшебника,
Кто, ребята, знает?...
Ученики: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре,
руководит оркестром.
Учитель: А что дирижер держит в руках?
Ученики: палочку
Учитель: Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, о ком мы
сегодня с вами будем говорить?
А как вы думаете, какая у него палочка?
Ученики: О дирижере и его палочке …
Учитель:
Ученики: Волшебная
Учитель:
Ученики: Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который
А почему она волшебная?
может исполнять музыку, как единый организм.
Учитель: Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?
Ученики: Волшебная палочка дирижера
Учитель: Молодцы.
Подводка детей к выводу темы урока – слайды 35
Ребята, как вы думаете, какую роль играет дирижер в создании музыкального образа
в инструментальных и вокальных произведениях? Легко ли быть дирижером?
Об этом мы сегодня узнаем на уроке.
Симфонический оркестр и его виды (объединение в 6 групп, дети составляют по 2
3 вопроса и каждая группа задаёт вопросы следующей группе по кругу) – слайды 67
Сообщение о дирижёрской палочке (заведомо подготовленное сообщение ученика)
История появления дирижерской палочки
История дирижирования уходит корнями в глубокую древность. Еще у
первобытных людей, исполнявших под аккомпанемент примитивных музыкальных
инструментов ритуальные танцы, были свои «дирижеры», чаще всего они
«дирижировали» разнообразными телодвижениями, а иногда с помощью раковин,
отточенных камней или палок.
В Древней Греции дирижерские обязанности выполнял предводитель хора –
корифей. Он дирижировал хором и инструментальным ансамблем, сопровождавшим спектакль. Корифей задавал тон певцам, показывая, когда должны вступать
инструменты. Он дирижировал руками, лишь иногда отбивая ритм ударами окованной
железом подошвы.
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него
была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко
ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый
скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием
оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации
оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные
предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные
листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.
Дирижеры стояли лицом к публике показывать ей спину считалось неприличным.
Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применили композиторы и
дирижеры Людвиг Шпор и Карл Мария Вебер . Сделали они это совершенно
независимо друг от друга.
Людвиг Шпор Карл Вебер
Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним
спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и
дирижер Рихард Вагнер.
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка
явилась как бы продолжением руки дирижера.
Видео «Академия музыкальных искусств»
Групповая работа на определение дирижёра на фотографиях + сообщения о
знаменитых дирижёрах (А. Тосканини, В. Спиваков) – слайды 89
Чтобы быть дирижёром, нужно….. – слайды 1013
Слушание музыки.
Ребята, в прошлом полугодии мы путешествовали в мир театра. Назовите, пожалуйста,
музыкальносценические жанры, в которых мы обязательно встречали симфонический
оркестр и дирижёра. (балет, опера…) Молодцы! А что такое опера?.......
В опере не только поют, но для характеристики образа героев используют
композиторы инструментальные фрагменты. Когда звучит оркестр, актёры на сцене
играют жестами, движениями, танцем... И всем этим действом руководит дирижёр.
Чтоб это увидеть и услышать мы отправляемся в сказку. Сегодня поможет нам
попасть в сказку Кот учёный. Встречайте!
( на доске появляется картинка Кот учёный)
Художественное чтение отрывка.
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом,
Идет направо песнь заводит
Налево сказку говорит…
В какую сказку мы попали? («Руслан и Людмила»)
Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин)
Эту сказку взял в основу своей оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка
Что вы знаете о нём? (Русский композитор начала 19 века, основоположник русской
классической музыки. Можно коснуться, немного, истории создания оперы)
Учёный кот пришёл к нам с подарком – это видео фрагмент оперы.
Какой образ или образы изображает музыка? Давайте внимательно послушаем и
посмотрим этот инструментальный фрагмент.
Просмотр видео «Марш Черномора». – слайд 14
Анализируем с помощью «Драгоценного кристалла»
Вы сегодня много узнали о дирижёре и его роли. Мы познакомились с Черномором.
А теперь я прошу вас мысленно надеть фрак дирижёра и с помощью волшебной
дирижёрской палочки продирижировать «Марш Черномора» (обсудить некоторые
особенности жестов)
Игра «Я – дирижер» слайд 15
Дирижирование аудио записи «Марш Черномора» из оперы «Руслан и
Людмила» М.И.Глинки
Трудно, но вы справились. Молодцы! Вам понравилось?
Эпиграф нашего урока: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех
владык» (народная мудрость) Как вы понимаете его?
В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким
должен быть конец оперы: “На сцене медленно появляются светлые облака…”
Светлые облака…
Как вы думаете, о чем должны возвестить светлые облака?
Да, о победе добра над злом, о счастье и радости (на доске облака с надписями). Эта
главная мысль звучит и в поэме А.С.Пушкина, и в опере М.И.Глинки.
От победы добра радость прошла по всему свету.
А вы умеете прощать неправильные поступки?
Умеете ли быть щедрыми на добро?
Если «да», то звезда зажглась и для вас тоже. Хочу, чтобы её свет всегда освещал
вашу жизнь.
АзаматовойБас « Всё очень просто»
Вопросы:
А теперь прозвучит песня крымского композитора Гульнары Михайловны
Что вы сказали об этой песне? ( Она очень добрая)
Какое настроение создала она нам ? ( Светлое, радостное, доброе)
1. Кому знакома эта музыка?
2.
3.
Давайте проследим за тем, какими музыкальными средствами выразительности
композитор показал музыкальный образ.
В музыке мы слышим:
высокие ноты
быстрый темп
точный ритм
мажорный лад
смелую интонацию в среднем, высоком регистре.
Исполнение песни. Работа над художественным образом.
Физминутка «Имитация звуков дождя»
Образовательная игра «Дальше» как рефлексия
ДИРИЖЁР и симфонический оркестр
ВОПРОСЫ
1. Как называется профессия человека, руководящего оркестром? (Дирижёр)
2. С какого языка слово «дирижёр» переводится как «направлять», «управлять»,
«руководить»? (С французского)
3. Назовите вид оркестра, в состав которого входят духовые и ударные
инструменты (Духовой или оркестр духовых инструментов)
4. Как называется оркестр, в котором исполняют классическую музыку?
(Симфонический)
5. Как называется оркестр, в котором исполняют современную музыку?
(Эстрадный) 6. Как называется оркестр, в котором собраны музыканты, владеющие народными
инструментами? (Народный или оркестр народных инструментов)
7. На какие группы делятся инструменты в современном симфоническом
оркестре? (Струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные,
одиночные)
8. К какой группе муз. инструментов относится кларнет? (Деревянные духовые)
9. К какой группе муз. инструментов относится альт? (Струнные смычковые)
10. К какой группе муз. инструментов относится туба? (Медные духовые)
11. К какой группе муз. инструментов относятся литавры? (Ударные)
12. Кто в Древней Греции выполнял обязанности дирижёра? (Руководитель хора –
корифей)
13. Как называли дирижёра в 18 веке? («Дровосеком»)
14. Что было в руках у дирижёра«дровосека»? (Палка, длиной в 1м 80 см, которой
он ударял по полу в ритм мелодии)
15. Как называлось такое дирижирование? (Громкое дирижирование)
16. Как изначально стояли стояли на сцене дирижёры? (Лицом к публике)
17. Какой предмет был наиболее популярным в руках дирижёра до изобретения
специальной дирижёрской палочки? ( Смычок скрипки)
18. Кто первым повернул дирижёра к оркестру? (Немецкий композитор и дирижёр
Рихард Вагнер)
19. Назовите фамилии выдающихся дирижёров (Евгений Светланов, Владимир
Спиваков и др.)
20. Как называется нотная запись многоголосного музыкального произведения,
которую «читает» дирижёр? (Партитура)
21. Что дирижёр показывает правой рукой, в которой держит палочку? (Темп и
ритм музыки)
22. А что передаёт левая рука дирижёра? ( Характер, настроение и другие нюансы
исполнения)
23. Какими главными качествами должен обладать хороший дирижёр? ( Быть
профессиональным музыкантом, обладать хорошим музыкальным слухом,
хорошей музыкальной памятью, хорошим чувством ритма)
24. Как назывался известный оркестр 20 века, в котором не было дирижёра?
(Персимфанс – Первый Симфонический Ансамбль)
Я сегодня узнал….. слайд 16
Оценивание.
Д\з – разгадать кроссворд (на листиках)
Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
1
6.
7.
4.
5.
2.
3. 8.
1.Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у
фортепиано.
2.Большая скрипка, на которой играют сидя.
3.Самый высокий медный инструмент симфонического оркестра.
4. Для какого инструмента писал свои каприсы Николо Паганини?
5.Красивый расписной инструмент, которым можно играть, а можно и есть кашу.
6. Музыкальный инструмент, который упоминается в песне «Замечательный сосед».
7. Музыкальный инструмент, название которого переводится «лесной рог».
8.Руководитель оркестра, хора.
Спасибо за работу на уроке! – слайд 17
Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.