Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Оценка 4.6
Лекции
docx
химия
8 кл
27.03.2017
Общие понятия о кислотах. Кислоты-это сложные вещества,состоящие из атомов водорода т кислотных остатков. Физические и химические свойства кислот.Номенклатура,применение и получение кислот. Основные формулы кислот,кислотные остатки,их название.Нахождение в природе кислот.Происхождение кислот.История поучения и применения уксусной,серной,азотной,угольной кислот.Связь кислотных оксидов с соответствующей кислотой.Методика обучения химии по теме : "Кислоты"
кислоты 8 класс .docx
Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.»
Задачи урока:
Образовательные:
Рассмотреть состав и классификацию кислот;
Продолжить формирование умений записывать формулы веществ
основных классов неорганических соединений;
Продолжить формирование умений определять степень окисления
химических элементов в соединениях;
Развивающие:
Продолжить развитие мыслительных умений учащихся: сравнивать,
анализировать, делать выводы;
Продолжить развитие навыков экспериментальной работы;
Продолжить развитие общеучебных умений и навыков;
Развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
Воспитывать культуру умственного труда и сотрудничества;
Воспитывать чувство ответственности, аккуратности;
Способствовать созданию благоприятного психоэмоционального
климата на уроке.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа);
Иллюстративные;
Демонстрационные;
Частичнопоисковый, проблемный, исследовательский.
Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, интерактивная доска,
презентация, образцы кислот: соляная, серная, аскорбиновая, уксусная,
лимонная, пробирки, штативы для пробирок, индикаторы, тетради,
рабочие листы, таблицы с формулами кислот.
Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал
чтото новое».
Ход урока:
Орг. момент
I II
Актуализация знаний.
? Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических
соединений. С какими классами веществ мы уже успели
познакомиться?
(Оксиды, гидриды и летучие водородные
соединения, основания).
СаО, SО2, Fе2О3 , Nа2О, Сl2О7 (Слайд 1).
? Формулы каких веществ вы видите?
? Какие вещества называют оксидами?
? К какому классу принадлежат следующие вещества КОН,
Аl(ОН)3, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2?
? Какие вещества относят к основаниям?
? Отчего зависит число гидроксильных групп в основании? (От
степени окисления металла.)
Назовите эти основания.
? В чем особенности растворимых оснований? Какие меры
предосторожности нужно соблюдать при обращении со щелочами?
Задание на классификацию соединений. (Слайд 2)
Распределите приведенные ниже вещества на три группы. Назовите
эти группы
СаО, Аl(ОН)3, СuО, НСl, Н2О, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4 .
Оксиды
СаО, СuО, Н2О, Сl2О7
Основания
Аl(ОН)3, Fе(ОН)2, NаОН
Кислоты
НСl, НNО3, Н2
III Изучение нового материала
В третью группу вы поместили пока что незнакомые вам вещества,
которые относятся к классу кислот.
Вступительное слово учителя:
«Состав, классификация кислот»
Так называется этот урок.
Он будет совсем необычным у нас.
В страну, где сегодня кислоты нас ждут.
И знанья свои мы в дорогу возьмем,
По станциям этим мы их провезем
На каждой станции их умножим
И в память, конечно, свою заложим. А чтобы домой нас привез паровоз,
На каждой станции ждет нас вопрос.
Итогом урока будет ответ:
«Не узнавших о свойствах кислот в классе нет».
Итак, как вы поняли, у нас сегодня весьма необычный урок, нам
предстоит увлекательнейшее путешествие в мир кислот. Именно с
веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня. Итак, тема
нашего урока «Кислоты: состав, классификация и значение». Запишите
тему урока в рабочую тетрадь. (Слайд 3).
? Что же нам необходимо знать о кислотах? (Состав, формулы,
названия,
правила техники
безопасности).
классификации,
значение,
1. Первая остановка «Историческая».
Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) рассказывает
историю открытия важнейших кислот. Доклады учся.
Уксусная кислота. Самой первой кислотой, которую научился получать и
использовать человек, была уксусная. Слово «уксус» происходит от
греческого слова «оксос»кислый. С древнейших времен люди разводили
виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок
бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Его
научились использовать как лекарство, приправу к пище как растворитель
красок. В России уксус называли «древесная кислота».
Серная кислота. С серной кислотой люди познакомились значительно
позднее, примерно в 10 веке. Честь ее открытия приписывается персидскому
химику Абубекеру аль Рези. Но это не совсем точно. По крайней мере серную
кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из
купоросов и назвали купоросным маслом. Именно под таким названием
серная кислота была известна в России.
Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно
в 15 веке. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную
селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты.
Которую потом стали называть «матерью всех кислот».
Угольная кислота. Угольную кислоту получил впервые в конце 18 века
Джозеф Пристлисвященник. Для этого он растворял в воде углекислый газ.
Раствор углекислого газа в воде называли содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Пристли
наградили золотой медалью.
К концу 18 века химики уже знали более десятка кислот. Что общее в составе
кислот? Общее в составе и строении кислот обуславливает их общие
свойства. Именно это и предстоит выяснить на следующей станции под
названием «Дегустационная».
2. Вторая остановка «Дегустационная».
В химическом кабинете нельзя пробовать вещества на вкус. Это грубейшее
нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус
таблетки аскорбиновой кислоты крис. Кроме того, вспомните вкус клюквы,
щавеля, уксуса.
Запишите первый вывод урока: большинство кислот кислые на вкус.
Мы продолжаем свое путешествие. У нас на пути красный свет проезда нет
3. Третья остановка «Правила техники безопасности».
Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при
работе с кислотами». Учитель проводит демонстрационный опыт растворения
в воде концентрированной H2SO4, наблюдается сильное разогревание
пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением
большого количества теплоты при растворении концентрированной серной
кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая
меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги
вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.
(демонстрация с диска опытов с серной кислотой)
Запишите в тетрадь: разрушают кожу, ткани, древесину!
Осторожно!
Нейтрализовать раствором соды, смыть водой!
Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!!
4. Четвертая станция «Информационная».
HR кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и
кислотного остатка (R).
Классификация
По основности (основность кислоты определяется числом атомов водорода):
Одноосновные Двуосновные Трехосновные
HCl H2 SO4 H 3PO4
соляная серная ортофосфорная Текст к таблице:
Посмотрите на таблицу. Обратите внимание на состав кислот, в них
обязательно входит водородон определяет основность. Вся остальная часть
молекулы называется кислотным остатком. Итак, кислотысложные вещества,
состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. В растворах между
ионами водорода и ионами кислотного остатка возникает ионная связь.
Водород имеет положительный заряд, а кислотный остаток будет иметь
отрицательный заряд.
Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, а в другие нет.
Классифицируем кислоты по 2 признакам:
1)по числу атомов водорода:а)одноосновные,
в)трехосновные;
б)двухосновные,
2)по наличию кислорода в кислотном остатке:
кислородсодержащие и бескислородные.
5. Пятая станция «Индикаторная».
Мы прибываем на конечную станцию «Индикаторная» Постепенно химики
научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль,
изучая свойства соляной кислоты случайно пролил ее. Кислота попала на
синефиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали
яркокрасными. Особенно интересным оказался фиолетовый настой
лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. Такие
вещества Бойль назвал индикаторами. Вывод в тетради учеников:
«Минеральные и органические кислоты проявляют общие свойство,
обусловленные общностью их строения».
Лабораторный опыт. ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
Форма работы: парная. Время работы – 810 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы:
3 пробирки с соляной и 3 пробирки с лимонной кислотами,
жидкие индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метилоранж,
стеклянные палочки.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как
можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на
кожу надо смыть ее струей воды.
Проведение опыта и оформление результатов:
1 группа: В
Перемешайте стеклянной палочкой.
пробирку с соляной кислотой добавьте каплю
Результаты
фенолфталеина.
наблюдений
таблицу.
Во 2ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа.
Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в
таблицу.
запишите
в
В 3ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса.
Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в
таблицу.
2 группа: В
Перемешайте стеклянной палочкой.
пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю
фенолфталеина.
Результаты
наблюдений
таблицу.
Во 2ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю метилоранжа.
Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в
таблицу.
запишите
в
В 3ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю лакмуса.
Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в
таблицу.
Действие кислот на индикаторы
Индикатор
Окраска индикатора в
воде
Окраска
индикатора
в
растворе соляной
кислоты (HCl)
Окраска
индикатора
лимонной кислоте
Лакмус
Желтая Фенолфталеин
Метилоранж
Бесцветная
Оранжевая
Обсуждение результатов и формулирование выводов:
? Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (Лакмус и
метилоранж).
? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих
кислотах?
(Да).
? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной
кислотах?
розовым).
(Лакмус
выводы:
На
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы
изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают
сходными
? С чем же это связано? (С наличием атомов водорода).
а метилоранж
стал красным,
проведенных
сделаем
свойствами.
основании
опытов
Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу, и нам
нужно возвращаться.
III. Закрепление.
Учитель снимает карточки с названием станции и читает вопрос,
учащиеся отвечают на него.
а) Индикаторная станция.
Какие вещества называются индикаторами?
Кто открыл индикаторы?
Какую кислоту индикаторы помогли открыть Р.Бойлю?
Не страшны кислоты мне,
Даже очень сильные.
Но в растворах щелочей
Становлюсь малиновый.
Ярче сока всех малин,
Кто я? (Фенолфталеин.) б) Информационная.
Что называется кислотами?
С какими кислотами вы познакомились на этой станции?
На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода?
в) ПТБ.
Какие существуют меры предосторожности при работе с кислотами?
г) Дегустационная станция.
Что о кислотах вы узнали на этой станции?
Правильно ли утверждение: «Вещество можно определить по вкусу:
если оно кислое это кислота?
д) Историческая станция.
Как называется первая кислота, с которой познакомился человек?
Какую кислоту называют «матерью всех кислот»?
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Продолжите фразу
1 Сегодня на уроке я узнала…
2 Я научилась…
3 Мне было непонятно…
4 Для меня этот урок…
5 Интерес вызвало, то …
6 Затруднения возникли когда…
V. Домашнее задание: §20, стр.74, упр.1, 2, 3. выучить формулы и названия
кислот
Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.