Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Оценка 4.6

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Оценка 4.6
Лекции
docx
химия
8 кл
27.03.2017
Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Общие понятия о кислотах. Кислоты-это сложные вещества,состоящие из атомов водорода т кислотных остатков. Физические и химические свойства кислот.Номенклатура,применение и получение кислот. Основные формулы кислот,кислотные остатки,их название.Нахождение в природе кислот.Происхождение кислот.История поучения и применения уксусной,серной,азотной,угольной кислот.Связь кислотных оксидов с соответствующей кислотой.Методика обучения химии по теме : "Кислоты"
кислоты 8 класс .docx
Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.» Задачи урока: Образовательные:   Рассмотреть состав и классификацию кислот;  Продолжить   формирование   умений   записывать   формулы   веществ основных классов неорганических соединений;  Продолжить   формирование   умений   определять   степень   окисления химических элементов в соединениях; Развивающие:  Продолжить   развитие   мыслительных   умений   учащихся:   сравнивать, анализировать, делать выводы;  Продолжить развитие навыков экспериментальной  работы;   Продолжить развитие общеучебных умений и навыков;  Развивать интерес к предмету. Воспитательные:  Воспитывать культуру умственного труда и сотрудничества;  Воспитывать чувство ответственности, аккуратности;  Способствовать   созданию   благоприятного   психо­эмоционального климата на уроке. Тип урока: комбинированный Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); Иллюстративные; Демонстрационные; Частично­поисковый, проблемный, исследовательский. Оборудование и реактивы:  ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, образцы кислот: соляная, серная,  аскорбиновая, уксусная, лимонная,   пробирки,   штативы   для   пробирок,   индикаторы,   тетради, рабочие листы, таблицы с формулами кислот.                                              Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал что­то новое». Ход урока: Орг. момент I II Актуализация знаний. ? Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических соединений.   С   какими   классами   веществ   мы   уже   успели познакомиться?  (Оксиды,   гидриды   и   летучие   водородные соединения, основания). СаО,   SО2,  Fе2О3 , Nа2О, Сl2О7  (Слайд 1). ? Формулы каких веществ вы видите? ? Какие вещества называют оксидами? ?  К   какому   классу   принадлежат   следующие       вещества     КОН, Аl(ОН)3, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2? ? Какие вещества относят к основаниям? ?  Отчего   зависит   число   гидроксильных   групп   в   основании?  (От степени окисления металла.)       Назовите эти основания.  ?  В   чем   особенности   растворимых   оснований?   Какие   меры предосторожности нужно соблюдать при обращении со щелочами?  Задание на классификацию соединений. (Слайд 2) Распределите   приведенные ниже вещества на три группы. Назовите эти группы СаО, Аl(ОН)3, СuО, НСl, Н2О, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3,  NаОН, Н2SО4 . Оксиды СаО, СuО,  Н2О, Сl2О7 Основания Аl(ОН)3,  Fе(ОН)2, NаОН Кислоты  НСl,  НNО3, Н2 III Изучение нового материала В третью группу вы поместили пока что незнакомые вам   вещества, которые относятся к классу кислот.   Вступительное слово учителя: «Состав, классификация кислот» ­ Так называется этот урок. Он будет совсем необычным у нас.   В страну, где сегодня кислоты нас ждут. И знанья свои мы в дорогу возьмем, По станциям этим мы их провезем На каждой станции их умножим И в память, конечно, свою заложим. А чтобы домой нас привез паровоз, На каждой станции ждет нас вопрос. Итогом урока будет ответ: «Не узнавших о свойствах кислот в классе нет». ­ Итак, как вы поняли, у нас сегодня весьма необычный урок, нам предстоит   увлекательнейшее   путешествие   в   мир   кислот.     Именно   с веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня. Итак, тема нашего урока «Кислоты: состав, классификация и значение». Запишите тему урока в рабочую тетрадь. (Слайд 3). ?   Что же нам необходимо знать о кислотах?  (Состав, формулы, названия,   правила   техники безопасности).   классификации,   значение, 1. Первая остановка ­ «Историческая». Дежурный   по   станции   (заранее   подготовленный   учащийся)   рассказывает историю открытия важнейших кислот. Доклады уч­ся. Уксусная кислота.  Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать   человек,   была   уксусная.   Слово   «уксус»   происходит   от греческого   слова   «оксос»­кислый.   С   древнейших   времен   люди   разводили виноград  и  запасали  впрок   виноградный  сок. При  хранении  в сосудах  сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Его научились  использовать  как  лекарство,  приправу  к  пище как  растворитель красок. В России уксус называли «древесная кислота». Серная   кислота.  С   серной   кислотой   люди   познакомились   значительно позднее, примерно в 10 веке. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру аль Рези. Но это не совсем точно. По крайней мере серную кислоту  человечество   знает   около  1000  лет.  Серную   кислоту   выделили   из купоросов   и   назвали   купоросным   маслом.   Именно   под   таким   названием серная кислота была известна в России. Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в   15   веке.   Соляную   кислоту   называли   соляным     спиртом,   а   азотную­ селитряной   водкой.   Получали   эти   кислоты   с   помощью   серной   кислоты. Которую потом стали называть «матерью всех кислот». Угольная   кислота.  Угольную   кислоту   получил   впервые   в   конце   18   века Джозеф Пристли­священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор   углекислого   газа   в   воде   называли   содовой   водой,   а   так   как   она получила   широкое   применение   как   напиток,   за   это   открытие   Пристли наградили золотой медалью. К концу 18 века химики уже знали более десятка кислот. Что общее в составе кислот?   Общее   в   составе   и   строении   кислот   обуславливает   их   общие свойства.   Именно   это   и   предстоит   выяснить   на   следующей   станции   под названием «Дегустационная». 2. Вторая остановка ­ «Дегустационная». В химическом кабинете нельзя пробовать вещества на вкус. Это­ грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты крис. Кроме того, вспомните вкус клюквы, щавеля, уксуса. Запишите первый вывод урока: большинство кислот кислые на вкус. Мы продолжаем свое путешествие. У нас на пути красный свет­ проезда нет   3. Третья остановка ­ «Правила техники безопасности». Учащиеся   знакомятся   с   «Инструкцией   по   технике   безопасности   при работе с кислотами». Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в   воде   концентрированной   H2SO4,   наблюдается   сильное   разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого   количества   теплоты   при   растворении   концентрированной   серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую   плотность,   оказывается   на   поверхности,   закипает,   и   ее   брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.   (демонстрация с диска опытов с серной кислотой) Запишите в тетрадь: разрушают кожу, ткани, древесину! Осторожно! Нейтрализовать раствором соды, смыть водой! Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!! 4. Четвертая станция ­ «Информационная».   HR­   кислоты   –  это   сложные   вещества,   состоящие   из   атомов   водорода   и кислотного остатка (R). Классификация По основности (основность кислоты определяется числом атомов водорода): Одноосновные          Двуосновные                Трехосновные                   HCl                         H2 SO4                                H 3PO4                соляная                  серная                            ортофосфорная Текст к таблице: Посмотрите   на   таблицу.   Обратите   внимание   на   состав   кислот,   в   них обязательно входит водород­он определяет основность. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком. Итак, кислоты­сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. В растворах   между ионами   водорода   и   ионами   кислотного   остатка   возникает   ионная   связь. Водород   имеет   положительный   заряд,   а   кислотный   остаток   будет   иметь отрицательный заряд.  Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, а в другие нет. Классифицируем кислоты по 2 признакам: 1)по   числу   атомов   водорода:а)одноосновные, в)трехосновные;   б)двухосновные, 2)по наличию кислорода в кислотном остатке: кислородсодержащие и бескислородные. 5. Пятая станция ­ «Индикаторная».   Мы прибываем на конечную станцию­ «Индикаторная» Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая   свойства   соляной   кислоты   случайно   пролил   ее.  Кислота   попала   на сине­фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко­красными.   Особенно   интересным   оказался   фиолетовый   настой лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. Такие вещества Бойль назвал индикаторами.     Вывод   в   тетради   учеников: «Минеральные   и   органические   кислоты   проявляют   общие   свойство, обусловленные общностью их строения». Лабораторный опыт. ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА: Форма работы: парная. Время работы – 8­10 минут. Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.  Оборудование и реактивы: 3 пробирки с соляной и 3 пробирки с лимонной кислотами,   жидкие индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метилоранж,  стеклянные палочки. Правила техники безопасности: Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как  можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на  кожу надо смыть ее струей воды. Проведение опыта и оформление результатов: 1   группа:  В     Перемешайте   стеклянной   палочкой.   пробирку   с   соляной   кислотой   добавьте   каплю   Результаты фенолфталеина. наблюдений таблицу. Во   2­ю   пробирку   с   соляной   кислотой   добавьте   каплю   метилоранжа. Перемешайте  стеклянной  палочкой.     Результаты  наблюдений запишите  в таблицу. запишите     в     В   3­ю   пробирку   с   соляной   кислотой   добавьте   каплю   лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой.      Результаты наблюдений запишите в таблицу. 2   группа:  В     Перемешайте   стеклянной   палочкой.   пробирку   с   лимонной   кислотой   добавьте   каплю фенолфталеина.   Результаты наблюдений таблицу. Во   2­ю   пробирку   с   лимонной   кислотой   добавьте   каплю   метилоранжа. Перемешайте  стеклянной  палочкой.     Результаты  наблюдений запишите  в таблицу. запишите     в     В   3­ю   пробирку   с   лимонной   кислотой   добавьте   каплю   лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой.      Результаты наблюдений запишите в таблицу. Действие кислот на индикаторы Индикатор Окраска   индикатора   в воде Окраска индикатора в растворе   соляной кислоты (HCl)   Окраска индикатора лимонной кислоте Лакмус Желтая Фенолфталеин Метилоранж Бесцветная  Оранжевая  Обсуждение результатов и формулирование выводов: ?   Какие   индикаторы   изменили   свой   цвет   в   кислотах?        (Лакмус   и метилоранж). ? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах?  (Да). ? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?   розовым). (Лакмус   выводы: На независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это  означает, что все кислоты обладают сходными   ? С чем же это связано? (С наличием атомов водорода).   а   метилоранж   стал   красным, проведенных   сделаем   свойствами. ­   основании     опытов   ­ Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу, и нам нужно возвращаться. III. Закрепление. Учитель   снимает   карточки   с   названием   станции   и   читает   вопрос, учащиеся отвечают на него. а) Индикаторная станция. ­ Какие вещества называются индикаторами? ­ Кто открыл индикаторы? ­ Какую кислоту индикаторы помогли открыть Р.Бойлю?  Не страшны кислоты мне, Даже очень сильные. Но в растворах щелочей Становлюсь малиновый.  Ярче сока всех малин,  Кто я? (Фенолфталеин.) б) Информационная. ­ Что называется кислотами? ­ С какими кислотами вы познакомились на этой станции? ­ На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода? в) ПТБ. ­ Какие существуют меры предосторожности при работе с кислотами?  г) Дегустационная станция. ­ Что о кислотах вы узнали на этой станции? ­ Правильно ли утверждение: «Вещество можно определить по вкусу: если оно кислое ­ это кислота? д) Историческая станция. ­ Как называется первая кислота, с которой познакомился человек? ­ Какую кислоту называют «матерью всех кислот»? IV. Подведение итогов урока.  Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Продолжите фразу 1 Сегодня на уроке я узнала… 2 Я научилась… 3 Мне было непонятно… 4 Для меня этот урок… 5 Интерес вызвало, то … 6 Затруднения возникли когда… V. Домашнее задание: §20, стр.74, упр.1, 2, 3. выучить формулы и названия кислот

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)

Разработка урока на тему: "Кислоты"(8 класс,химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017