Разработка урока на тему: "Классификация химических реакций" (11 класс, химия)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
11 кл
22.12.2018
Урок проходит с применением презентации, которая состоит из 46 слайдов. Они содержат большое количество наглядного и красочного материала, проверочные задания, рефлексию. На уроке обучающие выступают с докладом на тему: "Основные химические процессы, протекающие в человеческом организме". Это обеспечивает связь урока с жизнью.
Урок по химии в 11 классе по теме классификация хим. реакций.docx
Урок по химии в 11 классе по теме:
«Классификация химических реакций»
1. Орг. момент
2. Объяснение нового материала с применением презентации.
Цели урока:
Повторить, углубить и обобщить сведения о химических реакциях.
Выявить сущность химических реакций и рассмотреть их
классификации по разным признакам.
Выявить единство и взаимосвязь химических превращений между
органическими и неорганическими веществами.
Формировать умения логически мыслить, составлять схемы, делать
выводы.
Что объединяет эти явления?
Что лежит в их основе?
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти яркокрасные вянущих рябин.»
(А.К.Толстой)
Во время грозы образовался озон.
Железный гвоздь, лежавший на влажной земле, покрылся
ржавчиной.
Какие явления могут происходить с веществами?
В чем разница между физическими и химическими
явлениями?
Химические реакции это процессы, в результате которых из
одних веществ образуются другие, отличающиеся от них по
составу и (или) строению.
Сущность химических реакций сводится к разрыву связей в исходных
веществах и возникновению новых химических связей в продуктах
реакции. При этом общее число атомов каждого элемента
остается постоянным, следовательно, масса веществ в результате
химических реакций не изменяется.
Реакции вокруг нас.
В организме человека и в окружающем нас мире протекает
огромное число реакций. Без химических реакций невозможна жизнь.
Только в печени человека протекает около 20 млн. химических реакций.
Чтобы ориентироваться в огромном царстве реакций, необходимо знать их типы. В любой науке применяется прием классификации,
позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов
на группы.
Основные, базовые химические процессы организма проявляются во
взаимодействии кислоты и щелочи, которые в меняющемся ритме
протекают в человеческом организме.
Человек с рНуровнем крови 7,35 являющимся для него нормой,
таким образом является щелочным живым существом.
Идут химические реакции – и самолет поднимается в воздух, льется в
изложницы металл, отбеливается льняное полотно, древесина
превращается в бумагу, свекла — в сахар, речной песок — в стекло...
Только за последние годы химиками созданы сотни новых видов
изделий и материалов, и не меньше прогрессивных, оригинальных
технологических процессов. Созданы новые марки полимерных
материалов, новые технологии производства многотоннажных
пластмасс и синтетических смол. Значительные достижения! Они
позволили наладить выпуск ряда полимеров: полисульфона,
полифениленоксида, оптического поликарбоната и других полимеров с
заранее заданными свойствами!
Освоена технология получения полиизопренового каучука. Это
позволило заметно снизить расход натурального каучука в шинной
промышленности, сэкономить огромные деньги.
Весьма интересны результаты в области защиты металлов от
коррозии. Привлекательность созданных покрытий еще и в том, что
приготовляются они из недорогих и недефицитных компонентов.
Классификация химических реакций:
• По числу и составу реагирующих и образующихся веществ
•
•
•
•
•
•
•
По изменению степени окисления атомов элементов
По использованию катализатора
По направлению
По механизму
По тепловому эффекту
По виду энергии, инициирующей реакцию
По фазовому составу
По числу и составу реагирующих и образующихся веществ:
• Реакции, идущие без изменения состава веществ.
В неорганической химии к таким реакциям относят процессы получения
аллотропных модификаций одного химического элемента, например: Sn (белое олово) D Sn (серое олово)
Реакции, идущие без изменения состава веществ.
В органической химии к таким реакциям относят процессы
изомеризации , например:
С4Н10 (бутан) = С4Н10 (изобутан)
Реакции, идущие с изменением состава вещества
1. Реакции соединения – реакции, при которых из двух и более
простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.
S + O2 = SO2
2SO2 + O2 = 2SO3
CH2=CH2 + H2 = CH3-CH3
2. Реакции разложения – это такие реакции, при которых из одного
сложного вещества образуется несколько новых веществ.
2HgO = 2Hg + O2#
2KNO3 = 2KNO2 + O2#
2 CH4 = C2H2 + 3H2 #
3. Реакции замещения – это такие реакции, в
результате которых атомы простого вещества замещают
атомы какого-нибудь элемента в сложном веществе.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2#
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu ↓
СН4 + Сl2 = CH3Cl + HCl
По использованию катализатора:
1. Некаталитические реакции – реакции, идущие без участия
катализатора:
2HgO = 2Hg + O2
↑
2. Каталитические реакции – реакции, идущие с участием
катализатора:
2H2O2 = 2H2O + O2↑
IV
. По направлению:
1. Необратимые реакции протекают в данных условиях только в
одном направлении:
Ba(ClO2)2 + H2SO4 = 2HClO2 + BaSO4
Обратимые реакции в данных условиях протекают одновременно в
двух направлениях:
3H2 + N2 D 2NH3
↓
V . По механизму: 1. Радикальные реакции – идут между образующимися в ходе
реакции
радикалами и молекулами:
CH4 + Cl2 = CH3Cl + HCl
Ионные реакции – идут между уже имеющимися или образующимися в
ходе реакции ионами
C2H4 + HBr = C2H5Br
VI
. По тепловому эффекту:
1. Экзотермические реакции протекают с выделением энергии:
4P + 5O2 = 2P2O5 + Q кДж
Эндотермические реакции протекают с поглощением энергии:
N2 + O2 = 2NO – Q кДж
VII
. По виду энергии, инициирующей реакцию:
1. Фотохимические реакции инициируются световой энергией.
2. Радиационные реакции инициируются излучениями большой энергии
– рентгеновскими лучами, ядерными излучениями.
3. Электрохимические реакции инициируются электрическим током
(электролиз).
4. Термохимические реакции инициируются тепловой энергией (все
эндотермические реакции и множество экзотермических).
VIII
. По фазовому составу:
1. Гетерогенные реакции – реакции, в которых реагирующие
вещества и продукты находятся в разных агрегатных
состояниях:
CuO + ↓ H2
= ↑ Cu + ↓ H2O
Гомогенные реакции – реакции, в которых реагирующие вещества и
продукты находятся в одном агрегатном состоянии (в одной фазе):
2 СО↑ + О₂↑ = 2 СО₂↑
3. Проделайте следующие опыты:
1.Прокалите медную проволоку в пламени спиртовки 2.Взаимодействие цинка с соляной кислотой.
3. Взаимодействие железной скрепки с сульфатом меди.
4. Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия.
5. Взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой.
6. Взаимодействие уксусной кислоты с гидроксидом натрия.
2↔ NH3(г)
→ СО2(г) + С(тв) + Q относится к
Напишите уравнения реакций и классифицируйте их по
разным признакам.
4.Закрепление изученного.
Реакция, уравнение которой : 2СО(г)
реакциям
А) соединения, экзотермическим
Б) разложения, экзотермическим В) соединения, эндотермическим
Г) разложения, эндотермическим
Реакция, уравнение которой N2 + O2 →2NO Q относится к реакциям:
А) соединения, эндотермическим
Б) соединения, экзотермическим В) разложения, эндотермическим
Г) разложения, экзотермическим
Реакция, уравнение которой 2SO2(г) + O2(г) ↔SO3 (г) относится к
реакциям:
А) соединения, необратимым, гетерогенным
Б) обмена, обратимым, гомогенным В) соединения, обратимым, гомогенным
Г) обмена, необратимым, гетерогенным
Реакция, уравнение которой относится к реакциям:
кат
N2(г) + 3H2 (г)
А) каталитическим, замещения, гомогенным
Б) некаталитическим, соединения, гетерогенным
В) каталитическим, соединения, гомогенным
Г) некаталитическим, замещения, гетерогенным
5.Решить задачу: При восстановлении железа из 100 г оксида железа (III)
алюминием выделилось 476,0 кДж. Определить тепловой эффект реакции.
6.Доклад на тему: «Основные химические процессы, происходящие в
организме»
ВЫВОД: Независимо от того, между какими веществами – органическими
или неорганическими – происходят превращения, для них всегда характерны
одни и те же закономерности.
7.Рефлексия. Я всё это знал; Чувствовал себя уверенно; Чувствовал не
очень уверенно; Узнал много нового; Часть материала оказалась для меня
новой; Было не очень интересно; На уроке было интересно. 8. Домашнее задание: Выучить параграф 11, выполнить упражнение 3,
решить задачу 1 на стр. 48
Разработка урока на тему: "Классификация химических реакций" (11 класс, химия)
Разработка урока на тему: "Классификация химических реакций" (11 класс, химия)
Разработка урока на тему: "Классификация химических реакций" (11 класс, химия)
Разработка урока на тему: "Классификация химических реакций" (11 класс, химия)
Разработка урока на тему: "Классификация химических реакций" (11 класс, химия)
Разработка урока на тему: "Классификация химических реакций" (11 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.