Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Химия 11 класс.docx
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №130».
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного МО
протокол №____
от «__»_______2018 г.
рук. МО___________/_________________
РАССМОТРЕНО
Решением педагогического совета
протокол №____
от «___» _________________2018г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора БОУ
г. Омска «Средняя
общеобразовательная школа
№ 130»
____________Павленко Е.В.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ г. Омска «Средняя
общеобразовательная школа № 130»
___________ мп Шестаков В.В.
приказ № ____от________________2018г.
Рабочая программа курса химии 11 класса
Наименование учебного предмета, курса, класс
среднее общее образование (базовый)
(уровень образования)
Программа составлена на основе:
авторской программы: О.С.Габриелян
Программа курса химии для 811 ксассов
общеобразовательных учреждений
М.: Дрофа, 2010.
Адаптирована учителем химии
Кириченко Е.С.
. 20182019 уч. год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия 11 класс» составлена на основе
следующих документов и материалов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования ( приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
(Письмо департамента общего образования Министерства образования науки
Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. №03776).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28),
от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрирован в
Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03. 2004г. №1089 (с
изменениями и дополнениями).
Примерные программы по учебным предметам авторской программы: О.С.Габриелян
Программа курса химии для 811 ксассов общеобразовательных учреждений М.: Дрофа,
2010.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. №2643 «О
внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской
Федерации от 5 марта 2004 г. №1089».
2 Основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа. – Приказ № 123у от 31 августа 2015 года.
Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в
школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового
уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а
химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен
и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины
«Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов
химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая
химия.
Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников
средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее
понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической,
так и для органической химии.
Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и
неорганической химией, а потому в 11 выпускном классе логичнее изучать именно эти
разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное
испытание.
Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция,
позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии,
экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную
естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без
знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..
Третья идея курса — это интеграция хими ческих знаний с гуманитарными
дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою
очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической
сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и
гуманитаризации обучения.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:
фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах
органических и неорганических соединений и их свойствах.
Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию
материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи
явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно
химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
3
о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических
связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах,
качественном и количественном составе вещества);
химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и
химическом равновесии, окислительновосстановительных процессах);
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
При преподавании курса химии использую следующие технологии обучения:
разноуровневое обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Для формирования экспериментальных умений и совершенствования уровня знаний
обучающихся в рабочую программу включены лабораторные опыты и практические
работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. Программа О.С.
Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он
открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения
работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников
безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на
производстве.
Формы текущего контроля дифференцированный индивидуальный письменный опрос
по карточкам, практическая работа, химический диктант, письменные домашние задания,
компьютерный контроль.
Виды домашних заданий: работа с текстом учебника, выполнение упражнений,
решение задач, индивидуальные задания, подготовка докладов, сообщений, составление
схем, разработка презентаций.
Содержание программы:
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (4 часа)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны.
Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных
оболочек атомов элементов 4ого и 5ого периодов периодической системы
Д.И.Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s и
p орбитали.
Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие
Д.И.Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое
отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента,
номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств
элементов в периодах и группа (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и
4 периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и
понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов
Д.И.Менделеева.
Тема 2. Строение вещества. (3 часа)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные
кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная
ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и
донорноакцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные
кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства
веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная
водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и
применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные
и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности
строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение
атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак,
этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве.
Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Тема3. Химические реакции (12 часов)
Классификация химических реакций: по числу и составу реагирующих веществ, по
изменению степени окисления элементов, образующих вещества, по тепловому эффекту,
по фазовому составу реагирующих веществ, по участию катализатора, по направлению.
Понятие о химической реакции.
Скорость гомо игетерогенной реакций. Факторы влияющие на скорость химической
реакции . Природа реагирующих веществ. Температура. Концентрация. Ферменты.
Поверхность соприкосновения реагирующих веществ. Понятие о химическом равновесии.
Динамичность химического равновесия.
Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура.
Принцип Ле – Шателье. Электролиты и неэлектролиты. ЭД. Механизм диссоциации
веществ с различным типом связи. Катионы и анионы. Свойства ионов. Кислоты, соли и
основания в свете представлений об ЭД. Степень электролитической диссоциации и ее
зависимость от природы электролита и его концентрации.
Свойства растворов электролитов. Водородный показатель рН. Среды водных
растворов электролитов. Влияние рН на химические и биологические процессы. Понятие
«гидролиз». Гидролиз органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов,
белков, АТФ) и его значение.
Гидролиз солей (3 случая). Практическое применение гидролиза. Степень окисления.
Классификация реакций в свете электронной теории. Опорные понятия теории ОВР.
5 Методы составления уравнений ОВР: метод электронного баланса. ОВР в органической
химии.
Тема 4. Вещества и их свойства (16 часов)
Классификация органических и неорганических оснований. Амфотерность оксидов
и гидроксидов переходных металлов и алюминия: взаимодействие с кислотами и
щелочами. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами,
кислотами, спиртами, друг с другом.
Углеводороды, их классификация в зависимости от строения углеродной цепи
(алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные).
Гомологический ряд. Производственные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы,
альдегиды и кетоны, нитросоединения, амины, аминокислоты.
Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов. Простые
вещества металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Аллотропия. Общие
физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов. Значение металлов,
в том числе в природе и жизни организмов. Понятие «коррозия». Способы защиты
металлов от коррозии. Металлы в природе. Положение неметаллов в Периодической
системе, строение их атомов. ЭО.
Инертные газы. Двойственное положение водорода в Периодической системе.
Неметаллы простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия.
Химические свойства неметаллов. Водородные соединения неметаллов. основных свойств в
периодах и группах. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотосодержащие
кислоты.
Простые и сложные вещества.Оксиды, их классификация. Гидроксиды ( основания,
Кислородосодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация.
Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая
связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,
электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель,
окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции,
катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия,
гомология;
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации,
строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен,
ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки,
искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
6 уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип
химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах
неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ
к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической
системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов,
основных классов неорганических и органических соединений; строение и
химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу
химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости
химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных,
ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и
передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
разных источников.
Календарно тематическое планирование учебного материала по химии для 11 класса
( 1 часа в неделю, всего 35 часов)
№
Дата
По плану По факту
Тема урока
Введение в общую химию.
Строение атома (4 часа)
Атом – сложная частица.
Электронное строение атомов.
Валентные возможности атомов химических
1
2
3
4
Домашнее
задание
Записи в
тетради
§ 1,
упр. 17
§ 2,3
упр. 3
§ 4,
7 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
элементов.
Периодический закон и строение атома.
Контрольная работа №1 «Строение атома»
упр. 5,6
§ 5
упр. 17
Строение вещества (3 часа)
Виды химической связи и типы кристаллических
решеток.
Виды химической связи и типы кристаллических
решеток.
Лабораторная работа №1 «Определение типа
кристаллической решетки вещества и описание
ее свойств»
Виды химической связи и типы кристаллических
решеток.
Контрольная работа №2 «Строение вещества»
§ 6
упр. 17
§ 6
упр. 17
§ 6
упр. 17
Химические реакции (12 часов)
Понятие о химической реакции. Классификация
химических реакций.
Скорость химических реакций
Зависимость скорости реакции от природы
реагирующих веществ, концентрации и температуры.
Химическое равновесие и условия его смещения.
Истинные растворы. Способы выражения
концентрации растворов.
Истинные растворы. Способы выражения
концентрации растворов.
Реакции ионного обмена.
Гидролиз неорганических веществ.
Гидролиз неорганических веществ. Лабораторная
работа №2 «Гидролиз карбонатов, сульфитов,
силикатов щелочных металлов, нитрата
цинка».
Окислительновосстановительные реакции
Окислительновосстановительные реакции
Подготовка к контрольной работе
§ 11
упр. 16
§ 13
упр. 6,8,10
§ 14
упр. 15,7,8
Задание в
тетрадях
Задание в
тетрадях
§ 15
упр. 24,
811
§ 16
упр. 36,
711
§ 16
упр. 36,
711
§ 19
упр. 5
§ 19
упр. 5
Задание в
тетрадях.
8 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
№
1
2
Контрольная работа №3: «Химические реакции»
Вещества и их свойства (15 часов)
Классификация неорганических веществ.
Металлы. Получение металлов.
Химические свойства металлов.
Общие способы получения металлов
Неметаллы: атомы и простые вещества.
Химические свойства неметаллов.
Общая характеристика галогенов.
Оксиды.
Кислоты.
Лабораторная работа №3 «Реакции,
характерные для кислот»
.
Основания.
Лабораторная работа №4 «Реакции,
характерные для оснований»
.
Соли.
Генетическая связь неорганических веществ.
Генетическая связь между классами неорганических
и органических веществ.
Практическая работа №1 «Решение
экспериментальных задач на идентификацию
органических и неорганических соединений».
Контрольная работа №4 «Вещества и их
свойства»
Подготовка к промежуточной аттестации
§ 17,
с.176178
§ 18
упр.15
Записи в
тетради
§ 19
упр.16
Записи в
тетради
§ 18
с.207208, §
19 с. 238240
§ 20,
упр. 16
§ 21
упр. 15
Записи в
тетради
§ 23
упр. 1
§ 23
Задание в
тетрадях
Задание в
тетрадях
Промежуточная аттестация по курсу химии за 11 класс
Анализ промежуточной аттестации по курсу химии за 11 класс
График контрольных работ.
Тема контрольной работы
Дата
По плану
По факту
Контрольная работа №1 «Строение атома»
Лабораторная работа №1 «Определение типа кристаллической
решетки вещества и описание ее свойств»
9 3
4
5
6
7
8
9
10
Контрольная работа №2 «Строение вещества»
Лабораторная работа №2 «Гидролиз карбонатов, сульфитов,
силикатов щелочных металлов, нитрата цинка».
Контрольная работа №3: «Химические реакции»
Лабораторная работа №3 «Реакции, характерные для кислот».
Лабораторная работа №4 «Реакции, характерные для
оснований».
Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач
на идентификацию органических и неорганических
соединений».
Контрольная работа №4 «Вещества и их свойства»
Промежуточная аттестация по курсу химии за 11 класс
10
Рабочая программа курса химии 11 класса
Рабочая программа курса химии 11 класса
Рабочая программа курса химии 11 класса
Рабочая программа курса химии 11 класса
Рабочая программа курса химии 11 класса
Рабочая программа курса химии 11 класса
Рабочая программа курса химии 11 класса
Рабочая программа курса химии 11 класса
Рабочая программа курса химии 11 класса
Рабочая программа курса химии 11 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.