Разработка урока на тему: "Многощетинковые черви. Пиявки."
Оценка 4.9

Разработка урока на тему: "Многощетинковые черви. Пиявки."

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
10.02.2017
Разработка урока на тему: "Многощетинковые черви. Пиявки."
Предмет: биология Класс: 7 Автор учебника: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С.Кучменко Уровень обучения: базовый Тема урока: "Многощетинковые черви. Пиявки." Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ча Цель урока: Личностные: Воспитание ценности жизни во всех её проявлениях Метапредметные: Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий Предметные: Формирование знаний о особенностях организации Многощетинковых червей их значении в биоценозах и роли в жизни человека . Планируемые результаты – Личностные умения: - формирование познавательных интересов; - понимание практической значимости Многощетинковых червей; - осознание ценности живых объектов. Метапредметные умения Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, умение делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные: ставить учебные цели самостоятельно; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; делать выводы по результатам работы, и оценивать полученные результаты. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих группах; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
многощетинковые черви.Пиявки.doc

     Тема урока: Многощетинковые черви. Пиявки.

Целевые ориентации урока

Личностные:

Воспитание ценности жизни во всех её проявлениях

Метапредметные:

Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий

Предметные:

Формирование знаний о особенностях организации Многощетинковых червей их значении в биоценозах и роли в жизни человека .

Планируемые результаты –

Личностные умения:

- формирование познавательных интересов;

- понимание практической значимости Многощетинковых червей;

- осознание ценности живых объектов.

Метапредметные умения

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, умение делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные: ставить учебные цели самостоятельно; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; делать выводы по результатам работы, и оценивать полученные результаты.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих группах; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении  совместной работы.

Предметные умения

Ученик должен знать : знать общую характеристику Кольчатых червей, их происхождение, организацию строения,  жизнедеятельности  по сравнению с Круглыми червями, значение в биоценозах и роль в жизни человека.

Ученик должен уметь: сравнивать Кольчатых  червей с ранее изученными типами червей, выделять признаки приспособленности Многощетинковых червей к среде обитания, доказывать, что Кольчатые черви более совершенные по сравнению с Круглыми.                                          

Средства обучения:

Информационный материал: презентация, раздаточный материал, рисунки учебника.

Демонстрационный материал:  таблицы по теме «Тип Кольчатые черви», «Многообразие Многощетинковых», влажные препараты.

Интерактивный материал: Мультимедийное приложение к учебнику  В.М.Константинов,В.С.Кучменко; издательство М., «Вентана – Граф»

Раздаточный материал:  тексты для проверки домашнего задания, рисунки Кольчатых червей,  раздаточный материал для выполнения  заданий( текст для смыслового чтения)

Формы работы

1.Коллективная

2. Работа в группах/парах

3. Индивидуальная

Ключевые точки содержания урока:  многощетинковые, параподии, щупики, щупальца, усики, щетинки, нереида, лепидотонус, палоло, пескожил, серпула, малощетинковые, трубочник, земляной червь, пиявки, присоски, гирудин, ложноконская пиявка, медицинская пиявка, лошадиная пиявка.

 

Технология урока, направленная на реализацию

системно-деятельностного подхода

I.       Актуализация. Проверка домашнего задания.

Правильный вариант ответа обведите кружочком!

1. Сколько видов плоских червей известно к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 3 тысяч

 

2. Печёночный сосальщик паразитирует в…

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком кишечнике человека

г) в мышцах

 

3. В какой тип объединяют гермафродитных животных, имеющих трёхслойное уплощённое двусторонне-симметричное тело, пищеварительную систему, представленную ртом, глоткой и кишечником?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

 

4. Из перечисленных видов червей отметьте плоских червей, паразитирующих у млекопитающих.

а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

 

5. Бычий цепень паразитирует в…

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком отделе кишечника человека

г) в мышцах

 

6. Тип Плоские черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

 

7. В организм человека финна бычьего цепня человека попадает с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом

б) немытых рук

в) с загрязнённой водой,

 г)немытыми овощами, фруктами

 

8. Основным хозяином личинок печёночного сосальщика, в теле которого они размножаются, является…

а) медуза

б) черепаха

в) малый прудовик

г) корова

 

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ- 1 балл

1-г, 2-а, 3-б, 4-б, 5-в, 6-в, 7-а, 8-г.

Самопроверка

      Перевод баллов в отметку:  Максимальное количество баллов – 8

   Перевод баллов в отметку:    «5» -7 -8 балов   «4» - 6-5 баллов     «3» - 4 балла

 

 

II.    Мотивация к деятельности и целеполагание

  Цели деятельности: мотивировать учащихся к изучению темы «Тип Кольчатые черви»;

- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации; 

- проявлять позитивное отношение к процессу.

 

Ситуативное задание: «задача предлагается ребятам)

           Ученые открыли очень интересную способность полихет. Оказывается, у них существует свой «язык», понятный только особям своего вида. «Разговор» червей происходит с помощью различных химических веществ, которые вырабатываются кожными железами и выделяются в воду. Такие вещества называют феромонами. Одни феромоны возбуждают и привлекают особей противоположного пола. С их помощью самцы быстрее находят самок. Другие вещества имеют неприятный запах и отпугивают врагов. Иные возбуждают тревогу и служат сигналом опасности, что заставляет червей уползать и скрываться от источника запаха. Мельчайшие концентрации феромонов в воде полихеты улавливают особыми чувствительными органами.

              Что произойдет с организмом , если удалить эти кожные железы?

(Удаление этих органов у нереисов приведет к тому, что червь не может  находить пищу и становится  беспомощным против врагов)

Целеполагание

Результат деятельности: формирование познавательной мотивации, желания выполнять  учебные действия.

РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи,планирование, прогнозирование.

ПУУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

III.Учебно-познавательная деятельность   

1. Коллективная работа (рассказ с элементами беседы)                                                                                                                              -Рассмотрите схему «Родословная животного мира» и ответьте на вопрос: Почему мы Тип Кольчатые черви  изучаем после Типа Круглые черви? (ответы учащихся)

       

                            Тип Плоские черви→Тип Круглые черви→ тип Кольчатые черви

 

          ВЫВОД: Более высокоорганизованная группа по сравнению с круглыми червями, т. к. имеют вторичную полость тела и замкнутую кровеносную систему.

17. Рассмотрите рисунки. Подпишите  к какому типу и классу принадлежат данные черви.

 

 

2.Работа с текстом учебника                                                                                                                                          Задание.  Самостоятельная работа. Используя текст учебника на страницах 129-131, выделите разнообразные экологические группы среди разных классов кольчецов:

 

Многощетинковые:                                        ( 3балла)

 1. донные:

 а) ползающие (нереиды),

 б) роющие (пескожил),

 в) сидячие (серпула).

 2. свободноплавающие (планктонные формы).

 

Малощетинковые:                                         (2 балла)

 1. пресноводные:

 а) донные, ползающие (трубочник),

 б) донные, норные.

 2. наземные:

 а) почвенные, роющие (дождевой червь).

 Пиявки:                                                           ( 2 балла)

 1. пресноводные (медицинская пиявка).

 2. обитатели солоноватой воды лиманов (рыбья пиявка).

 3. наземные (тропические пиявки).

 

      Перевод баллов в отметку:  Максимальное количество баллов – 7

   Перевод баллов в отметку:    «5» -7 -6 балов   «4» - 5-4 баллов     «3» - 3 балла

 

3.Работа в группах .  Работая с текстом параграфа, заполняем таблицу.  Аргументируйте утверждение: «Среди различных червей кольчатые-наиболее высокоорганизованные». Максимальное количество баллов по каждой группе заданий – 3 балла.

 

         Группа 1. Пищеварительная система. Охарактеризуйте строение и функции пищеварительной системы, укажите усложнение в данной системе по сравнению с ранее изученными типами червей.

   Группа2. Органы дыхания, органы выделения . Охарактеризуйте строение и функции    дыхательной системы, укажите усложнение в данной системе по сравнению с ранее изученными типами червей.

     Группа 3.Нервная система и органы чувств. Охарактеризуйте строение и функции нервной системы, укажите усложнение в данной системе по сравнению с ранее изученными типами червей.

     Группа 4. Полость тела,  кожно-мускульный мешок и органы передвижения. Охарактеризуйте строение и функции полости тела, органы передвижения ,укажите усложнение в данной системе по сравнению с ранее изученными типами червей.

Группа 5. Половая система и органы размножения. Охарактеризуйте строение и функции половой системы и органы размножения системы, укажите усложнение в данной системе по сравнению с ранее изученными типами червей.

ПРИЗНАКИ

СТРОЕНИЕ

ФУНКЦИИ

Полость тела

Развивается у эмбриона из слоя мезодермы. Это пространство между стенкой тела и внутренними органами. Изнутри выстлана собственным внутренним эпителием 

Целом заполнен жидкостью, создающий постоянство внутренний среды организма. Благодаря давлению жидкости вторичная полостью поддерживает определенную форму тела червя и служит опорой при передвижении.(гидроскелет)

Кожно – мускульный мешок

Состоит из тонкой кутикулы, кожного эпителия и мышц.

Изнутри выстилает вторичную полость и образует перегородки меду сигментамитела

Органы передвижения

По бокам каждого сегмента расположены кожно-мускульные выросты-параподии (пучки щетинок),способствующие жесткости органов движения.

Органы движения

Кровеносная система

Замкнутая.Кровь течет только по сосудам –спинному и брюшному.Сердца нет. Движение крови обеспечивается сокращением стенок брюшного сосуда

 

Пищеварительная система

 

 

Нервная система

 

 

Выделительная система

 

 

Половая система

 

 

Органы чувств

 

 

 

Вывод: 1.Характерными признаками их являются двусторонняя симметрия и разделение тела на сегменты

             

  1. характерно наличие парных наружных придатков по бокам тела в виде мускульных выростов, называемых параподиями.
  2. наличии кровеносной системы и в усложнении строения нервной системы, органов пищеварения и выделения
  3. Кожно-мускульный мешок изнутри выстлан слоем эпителиальных клеток (в отличие от круглых червей)
  4.   У кольчецов имеются органы чувств, к которым относятся органы зрения (глаза), органы равновесия (статоцисты), органы химического чувства (ресничные ямки, а также щупальца, пальпы и усики). Глаза у некоторых форм червей имеют сложное строение.

 

 4. Работа с терминами.

Полихеты- многощетинковые черви

Параподии – парные   выросты  

Простомиум – передний, или предротовой, участок тела

Пигидиум - задний, или анальная лопасть

Пальпы – щупалеца

Гирудин – вещество, которое разжизжает кровь.

 

                              Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1.      Работа с текстом «Интересное в строении Многощетинковых» (смысловое чтение и выполнение заданий)

Прочитайте текст, осмысливая прочитанное, выполните задания (1-3) и ответьте на вопросы (1-4)

 

Текст «Интересное в строении Многощетинковых»

 

            Форма тела многощетинковых червей (полихет) не отличается от олигохет. Но есть существенные различия в строении. Тело полихет состоит из большего числа сегментов, до 800. Передний, или предротовой, участок тела — простомиум и задний, или анальная лопасть, — пигидиум отличаются от сегментов туловища и являются не метамерными частями тела. Тело полихет, как правило, имеет различные придатки, которые служат для движения или являются органами чувств. На простомиуме находится пара щупалец, или пальп. На нем же имеется пара или более органов осязания — щупалец (антенн). На перистомиуме (сегмент, который несет ротовое отверстие и следует за простомиумом) развиваются усики. Для туловищных сегментов характерно   присутствие   парных   выростов   —   параподий (рис. 1). Параподии располагаются по бокам тела метамерно, на каждом сегменте. Они являются мускулистыми и подвижными выростами — это, по сути дела, первые примитивные конечности. Параподии состоят из двух ветвей, каждая из которых несет пучок щетинок.

Покровы полихет такие же, как и олигохет, но эпителий у полихет местами может быть ресничный.

 

Вопросы:

  1. Из скольких сегментов состоит тело полихет?
  2. Чем отличается строение переднего и заднего отдела полихет?
  3. Какие органы чувств находятся на проостомиуме?
  4. Какое значение, строение и расположение параподий на теле круглых червей?

 

Задания:

 

1. Соотнесите текст с рисунком. Подпишите обозначенные части рисунка.

 

 

 

 

 

рис.1. Строение и органы чувств Многощетинковых червей.

 

 

Задание 2.Посмотрев на фотографии червей (рис.2) Марина воскликнула: «Какие симпатичные звери!».

В чем ошибается Марина? Какие биологические доказательства вы можете привести?

 

 

Задание3.

Известно, что в животном мире окраска имеет защитную или

предупреждающую функцию. Как вы можете объяснить, что представители многощетинковых червей имеют различную окраску.(см. рис.2)

 

 

 

 

http://www.biology.ru/course/content/chapter5/section5/paragraph2/images/05050202.jpg

                                  Рис. 2. Многообразие Многощетинковых червей

 

 

 

 

Содержание  заданий текста «Интересное в мире Многощетинковых червей» и критерии оценивания

 

 

 

Содержание заданий

Эталон ответа

Критерии оценивания

Задание1. Соотнесите текст с рисунком. Подпишите обозначенные части рисунка

Нерсис: А — головной отдел; Б — параподня (поперечный разрез); В - личинка; 1 — щупальце; 2 — щупик; 3 — усики; 4 — глаз: 5 — щетинки

2 балла- полный ответ,

1 балл –ответ с ошибками или обозначены не все части тела.

0 баллов –ответа нет.

Задание 2. Посмотрев на фотографии червей Марина воскликнула: «Каккие симпатичные звери!».

В чем ошибается Марина? Какие биологические доказательства вы можете привести?

 

Тело многощетинковых червей покрыто однослойным эпителием

Кожно-мускульный мешок состоит из тонкой кутикулы, кожного эпителия и мышц. Под кожным эпителием расположены два слоя мышц: поперечные, или кольцевые, и продольные. Под слоем мышц имеется однослойный внутренний эпителий, который изнутри выстилает вторичную полость тела и образует перегородки между сегментами.

3 балла – правильный грамотный ответ

2 балла –названы не все признаки .

1 балл – правильный по смыслу, но неправильно сформулированный ответ.

0 баллов – другие ответы

Задание 3. Известно, что в животном мире окраска имеет защитную или

предупреждающую функцию. Как вы можете объяснить, что представители многощетинковых червей имеют различную окраску.(см. фотографии выше)

 

.1. Покровительственная окраска тоже защищает полихет.2. Они имеют красную окраску, так как их кровь содержит гемоглобин 3.способы .привлечения особ противоположного пола. Один из таких способов – свечение.

3 балла – перечислены все три признака

2 балла – названы два признака

1 балл – назван один признак

0 баллов – не указаны признаки.

 

 

Всего за работу с текстом 8  баллов.

Перевод баллов в отметку:

«5» -7 -8баллов

«4» - 6-5 баллов

«3» - 4 балла

 

 

2.Индивидуальная работа ( выполнение тестовых заданий).

 Взаимопроверка (за каждый правильный ответ- 1 балл)

Задаются краткие вопросы, на которые учащиеся отвечают тоже очень кратко: «Да - нет».

 

1. Круглые черви – радиальносимметричны                                                       (Нет)

2. Полость тела круглых червей заполнена жидкостью                                     (Да)

3. Коловратки – свободноживущие черви                                                           (Да)

4. Цепни относятся к круглым червям                                                                 (Нет)

5. Нематоды в основном – свободноживущие организма                                  (Нет)

6. Кутикула – плотная неклеточная оболочка                                                     (Да)

7. Первичная полость тела впервые появилась у плоских червей                     (Нет)

8. Плоские и круглые черви относятся к одному типу                                       (Нет)

Всего за работу 8 баллов.

  Перевод баллов в отметку:

«5» -7 -8баллов

«4» - 6-5 баллов

«3» - 4 балла

IV этап. Рефлексивная деятельность

Хочу похвалить себя за ………

Испытываю трудности при ……..

Могу справиться  с трудностями, если …..

 

Домашнее задание.

1.      Обязательно для всех - § 19, ответить на вопросы после параграфа

2.      Задания по выбору: Сделать компьютерную презентацию о многообразии полихетов

А)Индивидуально (по желанию):  Найти дополнительный материал в Интернете «Значение Пиявок в медицине»

Б)составить синквейн «Пиявки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    Приложение 1  

 

 

 

Выберите  верные утверждения ( отмететьте знаками + или – утверждения)

1. Пресмыкающиеся произошли от древних земноводных – стегоцефалов.

2. Пресмыкающиеся – это первые настоящие наземные позвоночные.

3. Современные пресмыкающиеся объединены в 6 отрядов.

4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми щитками.

5. В шейном отделе рептилий один позвонок.

6. Рептилии дышат легкими и кожей.

7. Сердце пресмыкающихся трехкамерное.

 

                                                                                                                                                                             Приложение 2

 

  Лабораторная  работа «Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом»

Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, рисунки с изображением разных видов птиц.

Задания для групп

1группа: 1.Рассмотрите рисунок, чучело птицы и напишите какую  форму тела  имеет птица?  Какие удобства (преимущества) имеет эта форма тела?

               2.Какие конечности птицы превратились в крылья и для чего?

 

       2 группа: 3.Что представляет собой хвост птицы, его значение?

               4.Есть ли у птицы шея, какая она и ее роль в жизни птицы?

 

3 группа: 5.Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова.                                                                                             6.Есть ли у рассматриваемой вами птицы зубы? Если нет (да), то почему?

Общее задание: 1.Заполните схему (воспользуйтесь текстом и  рисунком в учебнике):

Виды   Виды перьев

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Напишите вывод о приспособленности птиц к полету.

 

 

                                                                                                                               Приложение 3

 

Прочитайте текст, осмысливая его содержание, останавливаясь на значке \, выполните задания 1-4.

Текст «Птичье молоко» 

          «Ему только птичьего молока не хватает», - говорится о человеке, у которого есть всё, что можно пожелать. Птичье молоко издавна стало символом чего-то необыкновенного и явно невозможного, того, чего на свете не бывает. Но, оказывается, среди диковин природы есть и загадочное птичье молоко. Им, например, «выпаивают» своё потомство голуби. \ Незадолго до появления на свет птенцов в зобу у обоих родителей начинает вырабатываться жидкая кашица, похожая на молочно- творожную массу. Это и есть птичье молоко- основное, очень полезное для питания малышей в первые дни их жизни. Оно, конечно, мало похоже на молоко животных, но и оно содержит целый набор витаминов, богато жирами и белками.\ Новорожденные птенцы запускают свои клювики в зоб мамы или папы и получают порцию вкусного «молока». Около двух недель продолжается детская молочная диета. Благодаря ей птенцы быстро набираются сил и здоровья и растут заметно быстрее других птиц. Потом у голубей- родителей выработка «молока» прекращается и они начинают приучать своих детей к обычной пище. \ Птичье молоко большая редкость в жизни пернатых. Кроме голубей подобием птичьего молока выкармливают своих птенцов пингвины и буревестники. У буревестников образуется так называемый желудочный жир. Полупереварившимися остатками рыб, сдобренными этим жиром, и выкармливают они своих птенцов. \ У пингвинов, обитающих в Антарктиде, вырабатывается специальная жидкость, которая и является пищей для малышей. Прямо горячее питание в царстве холода и мороза. Так пингвинята питаются, пока не окрепнут и смогут питаться рыбным фаршем, приготовленным для них родителями, а затем рыбой.

Задание 1. Что такое «птичье молоко»? (Из предложенных ответов  выберите один верный )

А. Желудочный жир, богатый энергией.

Б. Молочно- творожная масса, вырабатываемая в зобу.

В. Специальная жидкость, вырабатывающаяся в желудке.

Задание 2. Связав данный текст с изученным материалом, нарисуйте схему строения пищеварительной системы птиц, расположив органы в соответствии с процессом прохождения пищи, указав её отделы,  и пометьте место образования «птичьего молока».

Задание 3. На основе текста сделайте вывод о том, для чего голуби «выпаивают» своих птенцов «птичьим молоком»?

Задание 4.  Петя с Сашей полезли на чердак и обнаружили гнездо с маленькими, неоперёнными птенцами голубей. Петя предложил товарищу отнести птенца домой и накормить. Можно ли прокормить птенцов в домашних условиях? Каков должен быть состав пищи? (предложите свои варианты)

 

                                                                                                                               Приложение 4

 

 

 Эталоны ответов и  критерии оценивания  текста «Птичье молоко»

Задание 1.

Деятельность:Выявление информации в тексте и сопоставление её с предложенными вариантами ответов.

 Ответ:Б

1 балл – правильный ответ.

Комментарии:  В тексте есть указание на то, что «Птичье молоко» вырабатывается у голубей в зобу.

Задание 2.

Деятельность: перевод одной формы текста (словесной) в другую (схему)

Ответ: рот-глотка- пищевод- зоб- желудок- кишечник- клоака

1 балл- допущены ошибки в последовательности расположения органов, но правильно помечен отдел, где вырабатывается «птичье молоко»

2 балла  - правильно составлена схема пищеварительной системы и помечен отдел, где вырабатывается «птичье молоко»

Комментарии: правильно составлена схема пищеварительной системы и помечен зоб (место образования «птичьего молока»)

Задание 3.

Деятельность: Анализ текста и предыдущих заданий и формулировка вывода или обобщение полученной информации.

Ответ: Голуби «выпаивают» своих птенцов «птичьим молоком», так как оно основное, полезное для питания малышей в первые дни жизни и содержит целый набор витаминов, богато жирами и белками.

1 балл –в ответе содержится формулировка о том, что «птичье молоко» - основное для питания малышей, но не указан состав.

2 балла- при правильном ответе с обоснованием.

Комментарии: в тексте есть предложения, в котором говорится, что «птичье молоко» - основное для питания малышей в первые дни жизни и содержит целый набор витаминов, богато жирами и белками, благодаря которому птенцы голубей растут заметно быстрей птенцов других птиц.

Задание4.

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

Ответ: Можно прокормить, но при этом состав пищи должен быть приближен к составу «птичьего молока».

 

1 балл-  правильный ответ, но без обоснования

Комментарии: ответ содержит правильный элемент»можно», но не содержит обоснования.

2 балла при правильном ответе  с обоснованием.

Комментарии: Можно прокормить, но при этом состав пищи должен быть приближен к составу «птичьего молока», то есть содержать необходимые витамины, жиры и белки. 

 

 

 

Итого: всего 7 баллов.

Шкала перевода баллов в оценку.

6-7   баллов – «5»               

5      баллов – «4

4      балла –    «3

3 – 0 баллов – «2»                

 

                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

   Приложение 5

 

           

 

 

 

Класс Птицы.

Карточка №1.  1 вариант      «Внешнее строение птицы»

Что обозначено под цифрами:

 

 

 

 

 


1

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

Класс Птицы.

Карточка №2.      2 вариант  «Виды перьев. Строение пера»

Что обозначено под цифрами:

 


pero21

 

                                              

                                                                                                                                                    Приложение 6

Тест «Птицы»

Задание: выберите один правильный ответ.

1. Покров тела птиц образован:

А) контурными перьями,  пуховыми перьями, пухом

Б) контурными перьями, пуховыми перьями, пухом и роговыми чешуйками.

В) только контурными и пуховыми перьями.

2.Копчиковая железа сильно развита у :

А) водоплавающих птиц;

Б) птиц пустынь;

В) водоплавающих птиц и птиц пустынь.

3.Пояс передних конечностей у птиц образован:

А) двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими костями,

Б) двумя ключицами и двумя лопатками.

В) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками  и двумя вороньими костями.

4.Киль на грудине развит у :

А) всех птиц;

Б) огромного большинства птиц;

В) хорошо летающих птиц

5. Рулевые перья- это: 

А) это длинные перья, предназначенные для полета

Б) прочные и длинные перья, составляют хвост птицы

В) перья, придающие телу птицы обтекаемую форму

                       

 

 

 

 

Лист оценивания достижений учащихся на уроке

 

 

Этап урока

Содержание заданий

Выставляемые баллы и отметка

Проверка домашнего задания.

 

Какие утверждения верны? ( отмететьте знаками + или – утверждения)

1. Пресмыкающиеся произошли от древних земноводных – стегоцефалов.+

2. Пресмыкающиеся – это первые настоящие наземные позвоночные.+

3. Современные пресмыкающиеся объединены в 6 отрядов.-

4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми щитками.+

5. В шейном отделе рептилий один позвонок.-

6. Рептилии дышат легкими и кожей.-

7. Сердце пресмыкающихся трехкамерное.+

 

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ- 1 балл

1.+           2. -         3.  +      4 +       5.-       6. -   7. +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы:                 Отметки:

7 баллов-                  «5»

5-6 баллов-               «4»

4 балла-                    «3»

Менее 4 баллов-      «2»

Выставляются отметки за домашнюю работу

Лабораторная работа

Взаимопроверка

1 группа:

1.      Какая форма тела у птиц?(обтекаемая, уменьшает сопротивляемость)                                                                                                                   

2.     Передние конечности превратились в крылья. Крылья поддерживают птицу в воздухе           

 

 

1 балл

 

 

1 балл

 

Всего: 2 балла

  2 группа:                                                                                                                                                                                       3. Контурные рулевые перья образуют хвост птицы. Какую роль выполняет хвост? (роль руля)

4.Для чего птице длинная подвижная  шея? (для обзора)

 

1 балл

 

1 балл

Всего: 2 балла

3 группа:

 5. Каково значение перьев? (для сохранения температуры тела)

6.  Отсутствие зубов для облегчения массы тела

 

1 балл

 

1 балл

Всего: 2 балла

 

Виды перьев

Общее задание:

Контур-ные (маховые и рулевые)

 

 

Пуховые

 

Пух

2 балла, если все 3 ответа правильные

 

1 балл, если допущена 1 ошибка

 

 

 

 

Всего: 2 балла

 

 

Вывод: все внешние признаки птиц  приспособлены к полету:

1.форма тела

2.наличие крыльев, хвоста

3.перьевой покров

4.отсутствие зубов.

 

4 балла(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)

 

Всего за лабораторную  работу:

Работа с текстом

Задание 1.

Деятельность:Выявление информации в тексте и сопоставление её с предложенными вариантами ответов.

 Ответ:Б

1 балл – правильный ответ Б

 

 

Задание 2.

Ответ: рот-глотка- пищевод- зоб- желудок- кишечник- клоака

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Деятельность: Анализ текста и предыдущих заданий и формулировка вывода или обобщение полученной информации.

Ответ: Голуби «выпаивают» своих птенцов «птичьим молоком», так как оно основное, полезное для питания малышей в первые дни жизни и содержит целый набор витаминов, богато жирами и белками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание4.

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

Ответ: Можно прокормить, но при этом состав пищи должен быть приближен к составу «птичьего молока».

 

 

1 балл- допущены ошибки в последовательности расположения органов, но правильно помечен отдел, где вырабатывается «птичье молоко»

2 балла  - правильно составлена схема пищеварительной системы и помечен отдел, где вырабатывается «птичье молоко»

 

1 балл –в ответе содержится формулировка о том, что «птичье молоко» - основное для питания малышей, но не указан состав.

2 балла- при правильном ответе с обоснованием.

Комментарии: в тексте есть предложения, в котором говорится, что «птичье молоко» - основное для питания малышей в первые дни жизни и содержит целый набор витаминов, богато жирами и белками, благодаря которому птенцы голубей растут заметно быстрей птенцов других птиц.

 

 

1 балл-  правильный ответ, но без обоснования

Комментарии: ответ содержит правильный элемент»можно», но не содержит обоснования.

2 балла при правильном ответе  с обоснованием.

Комментарии: Можно прокормить, но при этом состав пищи должен быть приближен к составу «птичьего молока», то есть содержать необходимые витамины, жиры и белки

 

Всего за работу с текстом

Индивидуальная работа по карточкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа ( тестовые задания)

Карточка №1                                  1-Клюв                                                                                                                                                                          2-Ноздря                                                                                                                                                                         3-надклювье                                                                                                                                                                            4-глаз                                                                                                                                                                       5- голова                                                                                                                                                                       6- шея                                                                                                                                                                    7- туловище                                                                                                                                                          8- крылья                                                                                                                                                                  9- хвост                                                                                                                                                                 10- (задние конечности)цевка

Карточка №2                                 

Образец ответа:

1-очин                                                                                                                                                                   2- стержень                                                                                                                                                                3- опахало                                                                                                                                                              4- бородки первого порядка                                                                                                                         5- бородки второго порядка

            6-контурное маховое перо                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

7-пуховое перо

8- пух

 

 

 

Ответы: 1-А,   2- А,   3- А,   4- В,    5-Б.

 

За каждый правильный ответ – 1балл

 

 

 

Всего за задание:

 

 

 

 

 

 

За каждый правильный ответ – 1балл

 

 

 

 

Всего за задание:

 

 

 

 

За каждый правильный ответ- 1 балл

Всего за тест-  

 

Подводим итоги:

 Набрано баллов:      Отметка:

26-30 баллов              «5»

21-25 баллов                 «4»

15-20 баллов                 «3»

Менее 15 баллов          «2»

 

 



Тема урока: Многощетинковые черви

Тема урока: Многощетинковые черви

Печёночный сосальщик паразитирует в… а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных б) в толстом кишечнике человека в) в тонком кишечнике человека г)…

Печёночный сосальщик паразитирует в… а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных б) в толстом кишечнике человека в) в тонком кишечнике человека г)…

I. Мотивация к деятельности и целеполагание

I. Мотивация к деятельности и целеполагание

Пиявки: ( 2 балла) 1

Пиявки: ( 2 балла) 1

Кровеносная система Замкнутая

Кровеносная система Замкнутая

Покровы полихет такие же, как и олигохет, но эпителий у полихет местами может быть ресничный

Покровы полихет такие же, как и олигохет, но эпителий у полихет местами может быть ресничный

Рис. 2. Многообразие Многощетинковых червей

Рис. 2. Многообразие Многощетинковых червей

Задание 3. Известно, что в животном мире окраска имеет защитную или предупреждающую функцию

Задание 3. Известно, что в животном мире окраска имеет защитную или предупреждающую функцию

Приложение 1 Выберите верные утверждения ( отмететьте знаками + или – утверждения) 1

Приложение 1 Выберите верные утверждения ( отмететьте знаками + или – утверждения) 1

Сердце пресмыкающихся трехкамерное

Сердце пресмыкающихся трехкамерное

Прямо горячее питание в царстве холода и мороза

Прямо горячее питание в царстве холода и мороза

Задание4. Деятельность: Высказать предположение и обосновать его

Задание4. Деятельность: Высказать предположение и обосновать его

Класс Птицы. Карточка №2. 2 вариант «Виды перьев

Класс Птицы. Карточка №2. 2 вариант «Виды перьев

Приложение 6 Тест «Птицы» Задание: выберите один правильный ответ

Приложение 6 Тест «Птицы» Задание: выберите один правильный ответ

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Задание 2. Ответ: рот-глотка- пищевод- зоб - желудок- кишечник- клоака

Задание 2. Ответ: рот-глотка- пищевод- зоб - желудок- кишечник- клоака
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017