Тема: Где живут слоны?
Задачи урока: познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями “Саванна”, Тропики”.
Цели:
Образовательная:
сформировать представление о животных и растительном мире
тропических лесов и саванны.
Развивающая:
развивать наблюдательность, внимательность, логическое мышление
Воспитывающая:
прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас
миру.
УУД: учащиеся научатся показывать на глобусе и называть экватор и жаркие страны, устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Ход урока
1 .Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Ребята,
а где мы с вами путешествовали на прошлом уроке?
Я предлагаю небольшую подсказку-загадку: из слогов собрать слова-ответы:
– Арк-ка-ти; да, ти, Ан, тарк. (Слайд 2).
А сейчас мы проверим себя. (Слайд 3).
Молодцы. А где находится Арктика? Правильно, в Северном Ледовитом океана. (Слайд
4).
Предлагаю ребятам разгадать кроссворд для того, чтобы вспомнить обитателей
Арктики. (Слайды 5–14).
1) Пингвин.
Скажи ты мне какой чудак
И днем и ночью носит фрак.
2) Медведь.
Мой белый брат во льдах
живет
И любит есть морскую рыбку.
3) Морж.
Они на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат
Пусть ветер и вода свежи,
Но на пляж идут ....
4) Тюлень.
Может плавать целый день
В ледяной воде ....
Каким
одним словом можем назвать эту группу? (Животные.)
А кто подскажет, какая орфограмма в этом слове? (Жи – ши пиши с буквой
И).
Кто из вас определит здесь лишнее слово?(Пингвин.)
Правильно, ребята. Докажите. (Это птица, но она не летает. Живет в Антарктиде).
Работа в парах
1. Могут ли белые медведи питаться пингвинами? Докажите.
Ø Да
Ø Нет
2. Найди лишнее
Ø Альбатрос, морской леопард, морж, пингвин
Постановка учебной задачи.
Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к выделенному слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением).
Кто из вас самый догадливый?
Замечательно. Холодный – жаркий. (Слайд 15).
Куда
же мы сегодня отправимся? (Попадаем в Жаркие страны.)
Правильно. Посмотрите на глобус. На глобусе найдем воображаемую линию
(экватор), по обе стороны от него находятся жаркие районы Земли (их показ на глобусе). Это страны:
Африка и Индия (Слайд 16-17-18).
Кто же здесь живет?
Загадка.
Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам.
Ходит длинный
Пасть с клыками
Ноги кажутся столбами.
Как гора огромный он.
Ты узнал, кто это ...?
Слон. (Слайд
19).
Задайте слону вопрос, который будет начинаться со слов:
ЧТО? ЗАЧЕМ? ГДЕ?
– Как вы думаете, кто лучше всех знает ответы на все эти вопросы?(сам слон)
Назовите тему урока. Отправляемся в гости к слону.
Работа по теме. Учебник.
А наш путеводитель поможет нам лучше узнать страны, где живут слоны – текст на стр.18
(Чтение текста по учебнику.)
Какие новые слова вы встретили? Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями.
Саванна и тропические леса. (Слайд 20).
На слайде изображены два слона.
Почему
два слона, в чём же между ними разница?
Кто догадался?
Под каждым слоном названия Африка – саванна , Индия – тропики.(.
Один живет в Африке, другой в Индии.)
Молодцы! А что же такое саванна? (Слайд 21).
Прежде всего, саванна – это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие ,чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги. Для этой же цели колоски у этих растений спрятаны за чешуйками.
Саванна
– открытое пространство . Здесь водятся крупные и мелкие птицы
Спрятаться негде. Обитающие в саванне живут группами, они очень осторожны и
быстро бегают.
Самая крупная птица в мире – африканский страус. (Слайд22- 23).
Эта птица не умеет летать, но хорошо бегает.
А сейчас послушайте описание тропического леса (Слайд 24).
Здесь
всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько
в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под
деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее
кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы.
В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через
чащу. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами.
Много бегает, летает, лазает птиц, и зверей в чаще. (Слайд 25).
Зацепившись за ветки, раскачиваются суетливые обезьянки-мартышки. В воде живут
хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи. (Слайд 26).
Какие
животные были названы в рассказе?( Змеи, крокодилы, обезьяны, слоны.)
Основной разговор у нас с вами пойдет о слонах. (Слайд 27).
Слоны
– самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и
добрые животные.
Как мы уже определили существуют два вида слонов. Назовите их. (Африканские и
Индийские)
На первый взгляд они похожи, но существует ряд отличий. Давайте обратимся к
сравнительной таблице. (Слайд 28).
Слоны |
Африканские |
Индийские |
Ноги |
Короче |
|
Тело |
Массивнее |
|
Спина |
Вогнутая |
Выпуклая |
Уши |
Большие |
Маленькие |
Бивни |
У самцов и самок |
Только у самцов |
Шерсть |
Меньше |
Больше |
Что такое бивни? (Слайд 29).
Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из слоновой кости. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами.
Для чего слону такие большие уши? (Слайд 30).
Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой.
Что такое хобот? Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (Слайд 31).
Физкультминутка.
По
саванне ходит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает
Слоны – замечательные пловцы. Слоны – травоядные. Едят листья, ветки, плоды и семена растений. Спят стоя, два раза в сутки , иногда могут прилечь на бок. (Слайд 32).
Вот у какого замечательного животного мы побывали в гостях.
VI. Практическая работа по группам.(Слайд 33-34)
На столе у вас лежат карты животного мира обоих полюсов и наклейки с изображениями животных. Надо по очереди наклеивать животных Арктики, животных Антарктиды и жарких районов Земли.
Работа выполняется в группах.
Учебная диагностика. Рефлексия.(Слайд 35).
– В
каких районах Земли мы побывали?
– С какими новыми понятиями познакомились?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.