Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала разработка урока.docx
Ростовская область город Каменск­Шахтинский муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5 города Каменск ­ Шахтинского ОПК 4 класс Урок 11  Тема:  «Заповеди»  Учитель высшей категории: Пороло Т.А. Общая цель: воспитание нравственных принципов на основе понимания значения заповедей. Задачи:  Обучающая: познакомиться с понятием "заповеди"; привести к пониманию того, что заповеди ­ это проявление любви и заботы о людях, лежат в основании жизни.  Развивающая: учить  устанавливать взаимосвязь между православной культурой и  поведением людей, вести проблемный диалог с детьми. Воспитывающая: на примере заповедей показать правильное отношение к человеку, создать представление о заповедях как нравственном внутреннем критерии поведения. Оборудование: Учебник, презентация "  "Заповеди Божьи". доска, компьютер,   мультимедийный проектор,  Дидактическое обеспечение: Толковый  словарь Ожегова, раздаточный материал (таблицы, карточки с заповедями, с пословицами), короткометражный  фильм «Что это? Воробей»  Планируемые результаты: Личностные: воспитание человечности и чувства любви и уважения к людям. Предметные: знание, понимание слов «заповеди», заветы, священные слова. Метапредметные: умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы; умение осушествлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёра. Овладение логическими действиями анализа и синтеза. I.Организационный момент. Учитель: Землю обогнули тоненькие нити,  Нити параллелей и зеленых рек, Протяните руку, руку протяните, Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек. Обогрейте словом, обласкайте взглядом,От хорошей шутки тает даже снег. Это так чудесно, если с вами рядом Станет добрым и веселым хмурый человек. (М. Пляцковский) Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем «Я желаю тебе...» (Ребята говорят пожелания друг другу.) 2.  Актуализация знаний. Учитель:  Многие из вас, ребята,   пожелали друг другу   любви, добра. А вспомните, пожалуйста,  что такое добро?  (Ответы учеников.) Учитель:   В   христианском   понимании   добро   –   это   то,   что   способствует   росту   души человека, помогает другим людям, радует Бога. А что   указывает нам на наши   грехи, ошибки?  (Совесть). Не все различают, что хорошо, а что плохо. Многие  ученые  в истории человечества  пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять. А для чего ( для  того, чтобы в обществе был порядок.)  Мы граждане России и живём мы с вами по определённым правилам, по законам РФ Будут ли эти законы действовать в других странах? А есть ли законы, которые распространяются на всех людей, независимо от того в какой стране  они живут? Эти законы не могут отменить не президенты, не короли, не парламент. Эти “правила” давным­давно человечеству даны. Где?  (В Библии). ­ Да, действительно, в качестве библейских заповедей. 3. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса. ­ Какая тема нашего урока? ( заповеди). ­На какие вопросы вы хотели бы сегодня услышать ответы? (Что такое заповеди.  Откуда  появились эти заповеди у людей. Кто их дал  людям? Сколько всего заповедей? ) Вопросы  фиксируются на доске. 4. Словарная   работа.   (Работа учащихся  с «Толковым словарем русского языка» С.И.Ожегова). Заповедь   ­   религиозно­нравственное  предписание   (Распоряжение,   приказ) .  Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого­чего­н.  5. Изучение нового материала.  Учитель:   Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей с еврейским   народом шли по пустыне. Остановились   они   у горы Синай.   Густое облако покрывало вершину горы Синай, сверкали молнии, гремел гром. Моисей взошел на гору и предстал перед  Богом.  И пробыл  там Моисей  сорок дней,  и дал ему Господь написанныена   скрижалях (каменных плитках) 10 заповедей. Когда сходил   Моисей, две скрижали были у него в руках. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его.10 заповедей размещены на двух скрижалях, потому что в них содержатся два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. Первые  четыре   заповеди говорят об отношениях  человека  с Богом.  Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.    Остальные касаются отношений людей между собой. Сегодня пять пять заповедей мы рассмотрим более подробно.     6. Исследовательская  работа с текстом. ­Заповеди Библии ведут людей по дороге добра, поэтому они имеют огромное значение для людей и отражаются в произведениях писателей, в народном творчестве. 7. Этап реализации построенного проекта. Работа в группах.  (Обсуждение прочитанных рассказов в группах, выявление главной темы произведений и нравственных смыслов). ­Давайте обратимся к художественной литературе и возьмём произведения Л.Н.Толстого. Прочитайте текст и постарайтесь сформулировать заповедь. 1   г р у п п а Л Г У Н Мальчик   стерег   овец   и,   будто   увидав   волка,   стал   звать:   «Помогите,   волк!   волк!» Мужики прибежали и видят: неправда, мальчик солгал. Так сделал он и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики   подумали,   что   опять   по­всегдашнему   обманывает,—   не   послушали   его.   Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо. Заповедь:   Не лги (слайд) 2 группа РАБОТНИЦЫ  И  ПЕТУХ Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам  тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.  Заповедь:   Не убий (слайд) 3 группа СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и  подумала, что та другая собака ещё больший кусок мясо несет, позавидовала она  –   бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое  волною унесло.И осталась собака ни с чем.  Заповедь:   Не завидуй (слайд) 4   г р у п п а М У Ж И К   И   О Г У Р Ц Ы Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц,  выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю свинку; напоросит мне свинка  поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю  жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не  дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так­то  пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!» Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали,  выскочили, избили мужика. Заповедь:   Не укради (слайд) Общий просмотр Учитель: Хочу познакомить вас с ещё одной заповедью Просмотр и обсуждение  краткометражного  фильма «Что это? Воробей»  Заповедь:   Почитай отца своего и мать свою  Работа с учебником. Соотнесение сформулированных заповедей с заповедями из Библии. ­Прочитайте материал учебника на странице 40. Как звучать эти заповеди в Библии? (Ученики  читают). ­Ребята, давайте посмотрим. Что означает слово «почитай». (Уважать кого­л., что­л., относиться с почтением к кому­л., чему­л.) Один  человек подошел к Иисусу Христу и спросил: что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь   вечную?   Спаситель   ответил   ему:   Если   же   хочешь   войти   в   жизнь   вечную,   соблюди заповеди (Мф. 19, 16­17). Здесь мы видим, какое значение Бог придает исполнению этих заповедей. Их задача ­ указать человеку безопасный путь в духовно­нравственной жизни. Групповая работа. Заполните таблицу по образцу: Заповедь От чего предостерегает заповедь «Почитай отца  твоего от неуважения к родителям и  вообще к старшим Как советует поступить любящее сердце слушаться родителей, уважать и  беречь их; ухаживать за ними ви мать твою» «Не убий» старости от всякой неправды, обмана,  перекладывания своей вины на  другого человека  прежде чем взять вещь, спросить  разрешение у хозяина; всегда  возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть не хвастаться, делиться с другими  людьми; уметь радоваться чужой  радостью 8 .Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.  Заповеди отражаются не только в классической литературе, но и в устном народном творчестве. Пословицы очень часто являются словесной иллюстрацией  христианского понимания жизни. Работа в паре: ЗАДАНИЕ №2: «Прочитай пословицу и определи, какую заповедь она отражает.  Запиши заповедь»  «Насилие и убийство ­  яд для души.»  «Без спроса взял, да не сказал ­ так  украл.» «Кто почитает своих родителей, того и  дети будут почитать.» «Кто не врет, тот спокойно живет.  «Злой плачет от зависти, а добрый от  радости» Индивидуальная работа: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ       ТЕМА: ЗАПОВЕДИ Почему заповеди ещё называют Законом Моисеевым?    потому что Заповеди были даны Богом через Моисея как закон, требующий  строгого исполнения;  потому что Заповеди придумал Моисей и назвал их законом; потому что только для Моисея Заповеди являлись Законом. Заповеди даны человеку для того, чтобы   жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;  жизнь человека стала материально стабильной. Человек соблюдает заповеди ­ Бог  должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;  жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила, человек становится  ближе к Богу и делается более нравственным    Заповеди – это нравственный закон, который был дан Богом для  иудеев, потому что именно к ним обращался Бог в древности; всех людей, потому что нравственные правила должны быть важными для любого  человека, живущего на земле; грешников, потому что им надо было объяснить неправильность их поступков.  Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом Заповеди?  Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным;  сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.  Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.   Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из  людей, потому что ты лучше.    Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное основание по которому можно  различать ______ и ________. Заповеди записаны в ____________, которая говорит о том,  что они даны людям от ________  . 10. Рефлексия. ­  Над чем заставил задуматься этот урок?            ­   Какие  выводы вы для себя сделали?                 сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… мне надо…  Вывод: Действительно, заповеди помогают людям выстраивать отношения между собой и  вести правильный образ жизни, делать выбор между добром и злом. Заповеди о любви к  ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим  навредить другим людям и самим себе. В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и  указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и  связаны с верой в Бога. Если все мы будем соблюдать их, тогда отношения людей друг с  другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они ­ договор  Бога с человеком!Учитель: Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам   выбрал   для   выполнения   то,   что   считает   важным   для   себя   и   интересным   после сегодняшнего занятия (конверты с домашним заданием). 1.Нарисовать рисунок по теме “Дорогою добра”. 2.Написать сочинение – рассуждение по теме “Дорогою добра”. 3.Нарисовать  цветик  –  семицветик,  вырезать,    написать  в  центре  – дорога  добра,  а  на лепестках – какие могут быть пути дороги. Учитель: Спасибо всем за урок. Пусть же все хорошее, что есть в каждом из вас, только   развивается и разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. Нужно совершать  добрые дела и так по крупицам собирать доброту в своем сердце.