Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
17.02.2018
Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)
Публикация является частью публикации:
разработка урока.docx
Ростовская область город Каменск­Шахтинский муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5 города Каменск ­ Шахтинского ОПК 4 класс Урок 11  Тема:  «Заповеди»  Учитель высшей категории: Пороло Т.А. Общая цель: воспитание нравственных принципов на основе понимания значения заповедей. Задачи:  Обучающая: познакомиться с понятием "заповеди"; привести к пониманию того, что заповеди ­ это проявление любви и заботы о людях, лежат в основании жизни.  Развивающая: учить  устанавливать взаимосвязь между православной культурой и  поведением людей, вести проблемный диалог с детьми. Воспитывающая: на примере заповедей показать правильное отношение к человеку, создать представление о заповедях как нравственном внутреннем критерии поведения. Оборудование: Учебник, презентация "  "Заповеди Божьи". доска, компьютер,   мультимедийный проектор,  Дидактическое обеспечение: Толковый  словарь Ожегова, раздаточный материал (таблицы, карточки с заповедями, с пословицами), короткометражный  фильм «Что это? Воробей»  Планируемые результаты: Личностные: воспитание человечности и чувства любви и уважения к людям. Предметные: знание, понимание слов «заповеди», заветы, священные слова. Метапредметные: умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы; умение осушествлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёра. Овладение логическими действиями анализа и синтеза. I.Организационный момент. Учитель: Землю обогнули тоненькие нити,  Нити параллелей и зеленых рек, Протяните руку, руку протяните, Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек. Обогрейте словом, обласкайте взглядом, От хорошей шутки тает даже снег. Это так чудесно, если с вами рядом Станет добрым и веселым хмурый человек. (М. Пляцковский) Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем «Я желаю тебе...» (Ребята говорят пожелания друг другу.) 2.  Актуализация знаний. Учитель:  Многие из вас, ребята,   пожелали друг другу   любви, добра. А вспомните, пожалуйста,  что такое добро?  (Ответы учеников.) Учитель:   В   христианском   понимании   добро   –   это   то,   что   способствует   росту   души человека, помогает другим людям, радует Бога. А что   указывает нам на наши   грехи, ошибки?  (Совесть). Не все различают, что хорошо, а что плохо. Многие  ученые  в истории человечества  пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять. А для чего ( для  того, чтобы в обществе был порядок.)  Мы граждане России и живём мы с вами по определённым правилам, по законам РФ Будут ли эти законы действовать в других странах? А есть ли законы, которые распространяются на всех людей, независимо от того в какой стране  они живут? Эти законы не могут отменить не президенты, не короли, не парламент. Эти “правила” давным­давно человечеству даны. Где?  (В Библии). ­ Да, действительно, в качестве библейских заповедей. 3. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса. ­ Какая тема нашего урока? ( заповеди). ­На какие вопросы вы хотели бы сегодня услышать ответы? (Что такое заповеди.  Откуда  появились эти заповеди у людей. Кто их дал  людям? Сколько всего заповедей? ) Вопросы  фиксируются на доске. 4. Словарная   работа.   (Работа учащихся  с «Толковым словарем русского языка» С.И.Ожегова). Заповедь   ­   религиозно­нравственное  предписание   (Распоряжение,   приказ) .  Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого­чего­н.  5. Изучение нового материала.  Учитель:   Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей с еврейским   народом шли по пустыне. Остановились   они   у горы Синай.   Густое облако покрывало вершину горы Синай, сверкали молнии, гремел гром. Моисей взошел на гору и предстал перед  Богом.  И пробыл  там Моисей  сорок дней,  и дал ему Господь написанные на   скрижалях (каменных плитках) 10 заповедей. Когда сходил   Моисей, две скрижали были у него в руках. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его.10 заповедей размещены на двух скрижалях, потому что в них содержатся два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. Первые  четыре   заповеди говорят об отношениях  человека  с Богом.  Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.    Остальные касаются отношений людей между собой. Сегодня пять пять заповедей мы рассмотрим более подробно.     6. Исследовательская  работа с текстом. ­Заповеди Библии ведут людей по дороге добра, поэтому они имеют огромное значение для людей и отражаются в произведениях писателей, в народном творчестве. 7. Этап реализации построенного проекта. Работа в группах.  (Обсуждение прочитанных рассказов в группах, выявление главной темы произведений и нравственных смыслов). ­Давайте обратимся к художественной литературе и возьмём произведения Л.Н.Толстого. Прочитайте текст и постарайтесь сформулировать заповедь. 1   г р у п п а Л Г У Н Мальчик   стерег   овец   и,   будто   увидав   волка,   стал   звать:   «Помогите,   волк!   волк!» Мужики прибежали и видят: неправда, мальчик солгал. Так сделал он и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики   подумали,   что   опять   по­всегдашнему   обманывает,—   не   послушали   его.   Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо. Заповедь:   Не лги (слайд) 2 группа РАБОТНИЦЫ  И  ПЕТУХ Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам  тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.  Заповедь:   Не убий (слайд) 3 группа СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и  подумала, что та другая собака ещё больший кусок мясо несет, позавидовала она  –   бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое  волною унесло. И осталась собака ни с чем.  Заповедь:   Не завидуй (слайд) 4   г р у п п а М У Ж И К   И   О Г У Р Ц Ы Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц,  выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю свинку; напоросит мне свинка  поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю  жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не  дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так­то  пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!» Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали,  выскочили, избили мужика. Заповедь:   Не укради (слайд) Общий просмотр Учитель: Хочу познакомить вас с ещё одной заповедью Просмотр и обсуждение  краткометражного  фильма «Что это? Воробей»  Заповедь:   Почитай отца своего и мать свою  Работа с учебником. Соотнесение сформулированных заповедей с заповедями из Библии. ­Прочитайте материал учебника на странице 40. Как звучать эти заповеди в Библии? (Ученики  читают). ­Ребята, давайте посмотрим. Что означает слово «почитай». (Уважать кого­л., что­л., относиться с почтением к кому­л., чему­л.) Один  человек подошел к Иисусу Христу и спросил: что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь   вечную?   Спаситель   ответил   ему:   Если   же   хочешь   войти   в   жизнь   вечную,   соблюди заповеди (Мф. 19, 16­17). Здесь мы видим, какое значение Бог придает исполнению этих заповедей. Их задача ­ указать человеку безопасный путь в духовно­нравственной жизни. Групповая работа. Заполните таблицу по образцу: Заповедь От чего предостерегает заповедь «Почитай отца  твоего от неуважения к родителям и  вообще к старшим Как советует поступить любящее сердце слушаться родителей, уважать и  беречь их; ухаживать за ними в и мать твою» «Не убий» старости от всякой неправды, обмана,  перекладывания своей вины на  другого человека  прежде чем взять вещь, спросить  разрешение у хозяина; всегда  возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть не хвастаться, делиться с другими  людьми; уметь радоваться чужой  радостью 8 .Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.  Заповеди отражаются не только в классической литературе, но и в устном народном творчестве. Пословицы очень часто являются словесной иллюстрацией  христианского понимания жизни. Работа в паре: ЗАДАНИЕ №2: «Прочитай пословицу и определи, какую заповедь она отражает.  Запиши заповедь»  «Насилие и убийство ­  яд для души.»  «Без спроса взял, да не сказал ­ так  украл.» «Кто почитает своих родителей, того и  дети будут почитать.» «Кто не врет, тот спокойно живет.  «Злой плачет от зависти, а добрый от  радости» Индивидуальная работа: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ       ТЕМА: ЗАПОВЕДИ Почему заповеди ещё называют Законом Моисеевым?    потому что Заповеди были даны Богом через Моисея как закон, требующий  строгого исполнения;   потому что Заповеди придумал Моисей и назвал их законом; потому что только для Моисея Заповеди являлись Законом. Заповеди даны человеку для того, чтобы   жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;  жизнь человека стала материально стабильной. Человек соблюдает заповеди ­ Бог  должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;  жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила, человек становится  ближе к Богу и делается более нравственным    Заповеди – это нравственный закон, который был дан Богом для  иудеев, потому что именно к ним обращался Бог в древности; всех людей, потому что нравственные правила должны быть важными для любого  человека, живущего на земле; грешников, потому что им надо было объяснить неправильность их поступков.  Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом Заповеди?  Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным;  сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.  Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.   Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из  людей, потому что ты лучше.    Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное основание по которому можно  различать ______ и ________. Заповеди записаны в ____________, которая говорит о том,  что они даны людям от ________  . 10. Рефлексия. ­  Над чем заставил задуматься этот урок?            ­   Какие  выводы вы для себя сделали?                 сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… мне надо…  Вывод: Действительно, заповеди помогают людям выстраивать отношения между собой и  вести правильный образ жизни, делать выбор между добром и злом. Заповеди о любви к  ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим  навредить другим людям и самим себе. В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и  указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и  связаны с верой в Бога. Если все мы будем соблюдать их, тогда отношения людей друг с  другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они ­ договор  Бога с человеком! Учитель: Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам   выбрал   для   выполнения   то,   что   считает   важным   для   себя   и   интересным   после сегодняшнего занятия (конверты с домашним заданием). 1.Нарисовать рисунок по теме “Дорогою добра”. 2.Написать сочинение – рассуждение по теме “Дорогою добра”. 3.Нарисовать  цветик  –  семицветик,  вырезать,    написать  в  центре  – дорога  добра,  а  на лепестках – какие могут быть пути дороги. Учитель: Спасибо всем за урок. Пусть же все хорошее, что есть в каждом из вас, только   развивается и разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. Нужно совершать  добрые дела и так по крупицам собирать доброту в своем сердце.

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)

Разработка урока ОПК "Заповеди" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018