Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс
Оценка 4.6

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
ОБЗР
6 кл
16.06.2017
Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс
Обучающиеся узнают основные стороны горизонта; познакомятся с устройством и назначением, правилами работы с компасом и другими способами определения сторон горизонта при отсутствии компаса в ситуации, когда человек заблудился или отстал от группы. Приобретут умение определять основные стороны горизонта при помощи компаса, по небесным светилам, по солнцу и часам, по солнцу и тени, местным признакам, правильно действовать при потере ориентира на местности.
ориентирование на местности 6кл.docx
Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс Калугина Татьяна Александровна, учитель основ безопасности жизнедеятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно­эстетического цикла № 27 имени А.А.Дейнеки» города Курска Обучающиеся знакомятся с понятием «ориентирование», различными способами  ориентирования на местности и правилами их применения.  Тип урока:  Усвоение новых знаний Цель урока:  Познакомить обучающихся со способами и правилами ориентирования на  местности. Задачи урока:  Образовательная:   Повторить определение направления выхода в ситуации, когда человек заблудился.  Познакомить с  разными способами ориентирования на местности.  Формировать знания в области защиты и выживания  человека в экстремальных  природных условиях. Развивающая:  Продолжать формирование познавательного интереса к предмету.  Развивать информационную культуру (при просмотре слайдовой презентации).  Развивать умение работать индивидуально и в паре, организовывать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее  решение и делать выводы.  Актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся.  Воспитательная:  Развивать коммуникативные качества.  Воспитывать   чувства   ответственности   за   личную   безопасность,   ценностное отношение к своему здоровью и жизни.  Формировать   современную   культуру   безопасности   жизнедеятельности   на   основе осознания и понимания необходимости защиты личности от чрезвычайных ситуаций, возникающих в природе. Этапы урока 1 I. Организационный этап – 1 мин. Деятельность  учителя 2 Деятельность обучающихся 3 Проверяет готовность обучающихся к  уроку, мотивирует учащихся к усвоению  изучаемого материала, создает  эмоциональный настрой Слушают  учителя   II.Проверка усвоенных знаний ­  7 мин. ранее 1.Самостоятельная работа   по   карточкам Работают самостоятельно по  карточкам. Взаимопроверка. (приложение   1) взаимопроверкой.   с 2.Фронтальная работа. ­Почему не нужно теряться при потере  ориентировки?  ­По каким признакам можно отличить  тропу, по которой ходят, от заброшенной?  ­Можно ли сходить с тропы? Что делать,  если тропы нет?  ­Что нужно делать, если вы заблудились  и не можете найти свои следы? ­ Что не нужно делать, если вы  заблудились?  ­Что вам поможет определить  направление выхода?  Вывод: ­Чему вы научились на прошлом уроке? III. Актуализация знаний учащихся ­ 2 мин. ­Что необходимо знать для того, чтобы  найти свое местоположение, если вы  заблудились и находитесь далеко от  дома?  ­Чем мы будем заниматься на уроке?   1.Усвоение знаний ­ 27 мин. (слайды № 1,2) новых (слайды №3,4) ­Как вы думаете, что значит  ориентироваться на местности?  Ориентироваться на местности — это  значит находить свое местоположение относительно  окружающих местных предметов, найти  нужное направление движения и  выдержать это направление в пути в  соответствии со сторонами света.  Слово «ориентироваться» происходит от  латинского слова oriens, что значит  «восток».  ­Как вы думаете, почему?  Правильно. Восток с древнейших времен  считался важной стороной: отсюда  появлялось Солнце — источник света и  тепла на земле. На восток молились, его  почитали. ­Какие способы ориентирования вам  Ответы детей. Предполагаемые ответы  (ПО): Можно увидеть следы,  сломанные веточки, фантики от конфет. ПО: С тропы сходить нельзя. Тропа выведет к жилью. Ответы на примере схем 3, 4  в учебнике стр.50. ПО: Источники света, звуки,  маркировка туристских  маршрутов, развилка,  течение реки. ПО: Научились определять  направление выхода к  обитанию человека. ПО: Стороны горизонта. ПО: Мы познакомимся со  способами ориентирования на  местности. ПО: Находить свое местоположение. Ответы детей. ПО: По компасу, по звездам, по карте, по муравейнику. ПО: Компас. известны? ­Какие приборы для ориентирования вам  известны?  Правильно. Ориентироваться на  местности можно различными способами: по карте, компасу, небесным  светилам, местным признакам.  Дети выполняют упражнения Кустик гнётся на ветру И роняет он листву. Ветерок его качает, Ветки до земли сгибает. Лишь затихнет ветерок Кустик ветками взмахнёт. ­Отгадайте, какой первый способ  ориентирования мы узнаем? Под стеклом сижу, на север­юг гляжу. Со мной пойдешь – дорогу обратно  найдешь. Что это?   Общеизвестный способ –  ориентирование по компасу является  самым точным. ­А кто знает, когда впервые появился  компас? ­ Кто из вас знает, как ориентироваться с  помощью компаса? Для определения сторон горизонта по компасу, действие  которого основано на свойстве намагниченной стрелки располагаться  вдоль магнитного меридиана север — юг, необходима проверка пригодности  компаса к работе. Для этого компас кладут на горизонтальную поверхность,  отпускают тормоз, дают стрелке успокоиться и замечают отсчет, против  которого остановился ее северный конец. Затем несколько раз каким­либо  подручным металлическим предметом (иглой, лезвием ножа) выводят стрелку  из спокойного состояния. Если стрелка после каждого смещения будет  останавливаться точно против ранее замеченного деления, то компас исправен и пригоден к работе. ПО: Компас. ПО: Выступления детей с  заранее подготовленной  презентацией: Компас изобрели более 3000 лет в  Китае. В Европе он появился значительно позднее, примерно 600 лет назад.  Ответы детей. Дети проверяют компасы,  которые лежат у них на  столе. (слайд  №5) 2.Физминутка. 3.Изучение разных  способов  ориентирования. 4.Отгадывание   загадки. Знакомство с ориентированием   по компасу (слайды № 7­8).   5.Правила ориентирование компасу (слайд № 9).   по 6.Проверка пригодности компаса. Практическая  работа. 7.Определение   сторон горизонта по компасу.   8.Практическая работа в группах с использованием компаса (слайд № 10). 9.Определение сторон  горизонта по небесным  светилам.  Отгадывание загадки  (слайд №11). 10.Ориентирование по  положению  Солнца  (слайд №12)  11.Определение сторон  горизонта по Солнцу и  тени (слайды №13,14) 12.По Солнцу и часам  (слайд №15) Для определения сторон горизонта с  помощью компаса нужно отпустить тормоз, компас установить горизонтально и поворачивать так, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался  против нулевого деления шкалы. В этом положении компаса буквы «В», «Ю», «3» укажут направления на восток, юг и запад, а нулевое деление шкалы  (северный конец магнитной стрелки) — направление на север. ­Какие способы ориентирования можно  использовать при отсутствии компаса или невозможности его использования  (испорчен или в районе магнитной аномалии)? Отгадайте следующий способ  ориентирования на местности.  Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит.  ­Кто из вас знает, как ориентироваться  по Солнцу? ­Для определения сторон горизонта по  положению Солнца достаточно знать, где в Северном полушарии оно примерно  находится. ­Посмотрите на слайд, как вы думаете,  как еще можно определить стороны  горизонта по Солнцу? Определение сторон горизонта  производится наиболее быстро, но  результат получается приближенный. В полдень, в 13 часов, Солнце находится на юге. В этот момент тени от предметов бывают самыми короткими и  направлены на север. Направление на Север можно определить, став в местный  полдень спиной к солнцу. Ваша тень укажет направления на север, слева будет запад, справа восток. ­Давайте рассмотрим еще один способ  ориентирования по Солнцу. Посмотрите  на рисунок, что еще необходимо иметь с  собой? ­Как называются часы со стрелками? Для более точного определения сторон  горизонта по Солнцу используются механические наручные  часы. ­Кто из вас догадался и может объяснить  Выполняют практическую  работу (определяют стороны горизонта). Ответы детей. ПО: Солнце. ПО: Часы. ПО: механические Ответы детей. этот способ ориентирования? В горизонтальном положении часы устанавливаются так, чтобы часовая  стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и  направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией,  которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу  (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00, а после полудня ­ ту  дугу, которую она прошла после 13.00 а) по Солнцу и часам (до 13.00) б) Определение сторон горизонта по  Солнцу и часам (после 13.00) А какой способ ориентирования  «спрятался» в загадке: Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня ... По Луне стороны горизонта  определяются более точно, когда виден  весь ее диск (полнолуние). В таблице  приведены стороны горизонта, на  которых находится Луна в различных  фазах. Рассмотрите таблицу «Фазы Луны» и  время суток, когда можно ее увидеть. ­Как определить фазу Луны (растущая,  убывающая?) ­ Какая фаза Луны позволяет более  просто определить стороны горизонта по Луне?  Зарисовать схему у себя в тетрадях. Более просто стороны горизонта  определяются в полнолуние, когда виден  весь диск Луны. 13.Ориентирование по  Луне (слайды №16­18). Отгадывание загадки. 14.Работа в тетрадях. 15.Ориентирование по  звездам (слайд № 19).  Какой еще способ ориентирования вам  подскажет загадка?  ПО: Луна. Ответы детей. Самостоятельная работа в  тетрадях (зарисовывают  схему) Отгадывание загадки. По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает.  ПО: Звезды. ­Какая звезда помогает определить  направление?  ­Где находится Полярная звезда  относительно сторон горизонта?  Правильно. Полярная звезда всегда  находится на севере. 16.Определение сторон  горизонта по Полярной  звезде (слайды № 20­22). ­Как на небе отыскать Полярную звезду? ­Тем, кто забыл, где она находиться, надо найти созвездие Большой Медведицы. ­Что напоминает созвездие Большой  Медведицы?  ­Через две крайние звезды ковша нужно  мысленно провести прямую линию вверх и отложить на ней пять раз отрезок, равный расстоянию между крайними  звездами. Конец пятого отрезка укажет  положение Полярной звезды, которая  находится в созвездии Малой Медведицы (конечная звезда малого ковша) она  всегда на севере.  ­ А как определить на поверхности земли направление на С?  Полярная звезда может служить  надежным ориентиром для ПО: Полярная звезда. ПО: На севере. Ученик читает  стихотворение. Наша милая планета (Ты, конечно, знаешь это!) Каждый день и каждый год Совершает оборот. А с Земли при наблюдении Создается впечатление, Что кружится не она, А все звезды и Луна. Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА Не стремится никуда! И в любое время года В самом центре хоровода Сможешь ты её найти, Если сбился вдруг с пути. Ось земная на неё Направляет остриё. Можешь быть уверен: Где она ­ там СЕВЕР! Та звезда ­ не просто точка, А нога МИШУТКИ­дочки! Черный нос МЕДВЕДЯ­ мамы На неё укажет прямо! ПО: Оно напоминает ковш. ПО: От Полярной звезды  взглядом опустить  перпендикуляр на землю – это и есть выдерживания направления движения. направление на север. ­ А кто из вас знает, что такое Млечный  путь? Оказывается, что по нему тоже  можно определить направление С­Ю.  ­Млечный Путь ­ бесчисленное  количество звезд в виде полосы серебристого цвета ­ тянется с севера на  юг. ­Итак, какие способы ориентирования на  местности вы узнали на уроке? Вдаль посмотрим и под ноги. Вправо, влево побыстрей Удивимся – что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро Словно стрелочки часов, Проведем глазами дружно. Ну, а дальше – будь здоров! ­Что же делать, если компас отсутствует, а небесные светила не видны? ­ А как называется этот способ  ориентирования? Правильно. Можно воспользоваться  местными признаками, которые помогут  определить направление на север, юг. Определение сторон горизонта по  признакам местных предметов основано на положении местных  предметов по отношению к Солнцу. Оно менее надежно, поэтому необходимо  выбирать несколько признаков. Полезно запомнить наиболее часто  встречающиеся местные признаки, по которым можно приближенно определить стороны горизонта. 17.Определение по  Млечному Пути  направления С­Ю (слайд №23) 18.Закрепление  изученного. Повторение  способов  ориентирования. 19. Физминутка для глаз. 20. Ориентирование по  местным признакам. 21. Самостоятельная  работа по учебнику (по  вариантам) (с.53­57), по  таблице (на партах). 22.Проверка  самостоятельной работы (слайды № 24­25). ­ Зачем вы записали несколько местных  признаков? О чем необходимо помнить,  ориентируясь по местным признакам?   ПО: Дорожка из звезд. ПО: Мы познакомились с  ориентированием на  местности по компасу и  небесным светилам. Дети выполняют зарядку для глаз. ПО: Можно ориентироваться по коре деревьев, по  наличию мха, по  муравейникам. Пользуясь учебником и  таблицей (Приложение 2) дети  записывают (зарисовывают)  местные признаки,  указывающие направление  1 в. ­ на С  2 в. ­ на Ю  Дети называют выбранные  варианты. ПО: Они не всегда правильно указывают направление. Домашнее   задание IV. (слайд № 26) ­ 2 мин. V.Подведение итогов  урока (слайд № 27) Выставление  оценок ­ 4 мин. VI.Рефлексия ­ 2 мин. Закончи фразу  ­ разгадать ребусы (задание № 6 после §  4.3), ­ во время прогулки в лес или парк  потренируйтесь определять стороны  света, используя изученные способы; ­на выбор: придумайте свои ребусы,  загадки с названием сторон света, ­ нарисуйте понравившиеся способы  ориентирования, ­подготовьте рассказ о других известных  вам способах ориентирования на  местности. ­Что значит ориентироваться на  местности? ­Какие способы ориентирования  запомнили? ­Как проверить исправность компаса?  ­На какую сторону горизонта указывает  синяя стрелка компаса? ­Какие способы определения сторон  горизонта можно использовать ночью? ­Какое направление указывает Полярная  звезда? ­По каким местным признакам можно  определить направление на север? ­Какое правило нужно соблюдать,  ориентируясь по местным признакам? ­Какие способы вы смогли бы применить  на практике? ­Что для вас было самым интересным на  уроке? ­Вы сегодня хорошо работали. Спасибо.  Наш урок подошел к концу, и я хочу  сказать:                          Для меня было открытием, что . . . Мы научились    …  Дети записывают домашнее  задание Ответы детей. ПО: Наш урок подошел к  концу, и я хочу сказать:          ­ Для меня было открытием,  что можно ориентироваться  по Луне. Мы научились   работать с  компасом, часами для  определения сторон  горизонта.  Я узнал, что такое Млечный  Путь. Мне понравился урок –  презентация — интересно и  познавательно.

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Разработка урока Ориентирование на местности Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2017