Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)
Оценка 5

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл—11 кл
03.11.2018
Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)
В разработке содержится подробная классификация средств выразительности русского языка с учетом стиля и типа речи. Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Грозовая туча курилась дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры, освещённые изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесами, уже опустились полосы проливного дождя. (К.Паустовский) Выделенные слова в тексте - метафоры придают тексту эмоциональность и красочность, помогают читателю увидеть происходящее. Но образность речи может достигаться и при отсутствии тропов.
Средства выразительности.docx
ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» План урока: 1. Вступление 2. Основная часть а) основные средства выразительности; б) лексические средства выразительности; в) средства художественной выразительности; г) морфологические средства выразительности; д) синтаксические средства выразительности; е) образность речи 3. Заключение Для того чтобы правильно выполнить задание в тесте ЕГЭ, нужно знать основные средства выразительности языка, уметь находить их в предложенном для анализа тексте, знать, какие средства выразительности характерны для определённых стилей речи. Различают   фонетические,   словообразовательные,   лексические,   морфологические   и   синтаксические   средства выразительности. Фонетические:  аллитерация;  ассонанс. Словообразовательные:  индивидуально­авторские слова;  словообразовательный повтор (однокоренных слов; слов одной словообразовательной модели; слов с суффиксами оценки). Лексические: заимствованные слова;  синонимы;  антонимы;  омонимы;  паронимы;  устаревшие слова;  неологизмы;   книжная лексика, термины;  традиционно­поэтическая лексика;  разговорная лексика;  просторечия;  диалектизмы;  профессионализмы;  жаргонизмы, арго;  эмоционально окрашенная лексика;  фразеологизмы;  крылатые слова и выражения. Морфологические:  экспрессивное использование грамматических категорий (падежа, рода, одушевлённости­неодушевлённости и др.);  прямое и переносное употребление форм времени глагола;  экспрессивное использование слов разных частей речи;  насыщение текста междометиями и звукоподражательными словами. Синтаксические:  ряды однородных членов предложения;  предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами;  экспрессивное использование предложений разного типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т. и.) Нужно помнить, что для определённых стилей речи характерны и определённые средства выразительности. Таблица №1 Лексические средства выразительности Научный Публицистический Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств;   общеупотребительные; общенаучные   слова   (детали,   аналогия,   энергия);   термины,   т.е.   узкоспециальные слова   стилистически   нейтральные   слова,   т.е. Лексические   средства   выразительности:   общественно­политическая   лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства   эмоционального   воздействия,   эпитеты,   сравнения,   метафоры,   ритори­ ческие вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни од­ ной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование   литературных   цитат,   языковых   средств   юмора,   сатиры,   иронии (остроумных   сравнений,   иронических   вставок,   каламбуров)   (эмоциональные Художественный средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания). Могут   употребляться   слова   высокого,   поэтического   стиля,   книжная   лексика   и просторечия, диалектизмы, профессионально­деловые обороты речи и лексики пуб­ лицистического   стиля;   синонимы,   антонимы,   паронимы,   омонимы,   архаизмы, старославянизмы, неологизмы. Средства художественной выразительности Средства художественной выразительности характерны для художественного и публицистического стилей. Это тропы и фигуры. Троп (греч.   tropos   «поворот»,   «оборот   речи»)   —   стилистический   приём,   заключающийся   в   употреблении   слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, то есть в использовании слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект (предмет, явление, свойство), для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отношением. Стилистическая фигура (от лат. figura «очертание», «образ») — особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм и использующиеся для усиления выразительности речи. Таблица №2 Тропы и фигуры речи Тропы  эпитет  сравнение  метафора Фигуры речи  анафора  параллелизм  антитеза  метонимия  синекдоха  гипербола  литота  олицетворение  перифраз  оксюморон  градация  инверсия  эллипс  умолчание  риторический вопрос  риторическое восклицание  риторическое обращение  многосоюзие  бессоюзие   Таблица №3 Морфологические средства выразительности Научный Публицистический Преобладание   существительных;   употребление   существительных среднего   рода   (образование,   свойство);   использование   отглагольных существительных; глаголов с обобщённо­отвлечённым значением (речь идёт   о   проблемах,   привести   к   общему   знаменателю);   широкое употребление форм несовершенного вида; употребление местоимений 3­ го лица Использование   существительных   в   родительном   падеже   в   роли несогласованных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); Художественный глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов Насыщенность   текста   глаголами   (интенсивность   действия, движение,   динамичность   действия);   безглагольность;   наличие инфинитивов   придает   тексту   отвлеченный   вневременной, внеличностный   характер;   большое   количество   причастий   — образное   описание   предмета   и   представление   его   признаков   в динамике;   время   и   наклонение;   экспрессивное   использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом   придают   живописность,   непринужденность   описаниям, (петь   щегленком);   употребление   кратких   прилагательных. Достигается   особая   экспрессия   текста;   местоимения   (личные   и притяжательные   —   оттенок   искренности   взволнованности; неопределенные — «отдаляют» события и предметы)   Таблица №4 Синтаксические средства выразительности Научный Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное   в родительном  падеже;  преобладание   неопределённо­личных  и безличных   предложений;   обилие   сложных   предложений;   частое   употребление причастных и деепричастных оборотов Публицистический Использование   однородных   членов   предложения,  вводных   слов  и   предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений Художественный Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные вопроси­ тельные,   восклицательные);   полные   и   неполные   предложения;   двусоставные   и односоставные   (экспрессия   односоставных   предложений,   особенно   назывных   (в них   заложены   огромные   изобразительные   возможности);   типы   связи   частей сложного предложения   Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Грозовая туча курилась дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка   молнии   открывала   в   ней желтоватые   зловещие   смерчи, синие   пещеры,   освещённые   изнутри   розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесами, уже опустились полосы проливного дождя. (К.Паустовский) Выделенные слова в тексте ­ метафоры придают тексту эмоциональность и красочность, помогают читателю увидеть происходящее. Но образность речи может достигаться и при отсутствии тропов. Птиц своих он распустил. – Всех… Все разлетелись, ­ говорил Тимка. – И малиновка, и синицы, и щеглы, и чиж. Я, Борька, знаешь, больше всего чижа любил. Он у меня совсем ручной был. Я открыл дверку клетки, а он не вылетает. Я шугнул его палочкой… Взметнулся он на ветку тополя да как запоёт!.. Я сел под дерево, клетку на сучок повесил… Долго сидел,думал, потом встаю, хочу взять клетку. Гляжу, а на ней мой чижик сидит. Спустился, значит, сел и не хочет улетать. И мне вдруг так жалко всего стало, что я… Я чуть не заплакал, Борька. (А.Гайдар) Чтобы   передать   эмоциональное   состояние   мальчика,   Аркадий   Петрович   Гайдар   использует   однородные   члены предложения, глаголы различных видовых форм, лексические повторы и т.д. и совершенно не употребляет тропов. Но от этого текст не теряет ни образности, ни выразительности. Запомни! В любом тексте всегда есть выразительные средства, характерные для определённого стиля речи.

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)

Разработка урока «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» (9-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018