Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"
Оценка 5

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
07.02.2017
Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"
приложение
Разработка урока Строение и работа сердца.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п. Селижарово Конспект урока по теме «Строение и работа сердца» по теме «Кровеносная система» 8 класс Автор: Симоненкова  Ольга Николаевна учитель биологии  МОУ СШ№2 п. Селижарово Предмет: биология Целевая аудитория:  учащиеся  8­го класса Тема урока:  «Строение и работа сердца» Тип урока: Урок «открытия» нового знания .  Место урока в теме: 4­й урок по теме «Кровеносная система» Цель урока: Изучить особенности строения и  работы сердца человека, чтобы научиться  применять  эти знания  на практике. Задачи урока: Образовательные:   Сформировать знания учащихся об особенностях строения  и работы сердца, о понятиях  «сердечный цикл», «систола», «диастола», «автоматизм сердца», «миокард», «сердечные  клапаны». Научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем  человека и применять эти знания в жизни. Развивающая: Развивать универсальные учебные действия (УУД): коммуникационные (участие  в эвристическом диалоге); информационные (поиск  нужной информации);  познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций); здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях  сохранения своего здоровья). Воспитательная: Формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных  факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и  пропагандировании правил и норм  ЗОЖ. Воспитывать  культуру общения при участии в беседе, в работе в парах. Формировать  нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к  окружающим и др. Фундаментальные образовательные объекты: сердце, сердечный цикл, автоматизм сердца,  механизм регуляции сердца, факторы, влияющие на сердце. Проблемные вопросы урока: Как устроено сердце? Как оно работает? Какие факторы  влияют на его работу? Каковы причины ритмичности  сокращения сердца и автоматизма?  Как сохранить работоспособность сердца? Методы: словесный (беседа, рассказ); наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами); практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта). частично­поисковый (эвристическая беседа); проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного  характера). символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с цифрами) сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным  учителем) стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные  факты, создание  ситуаций успеха);  самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и  самооценка знаний). Формы организации деятельности на уроке: фронтальная (демонстрация наглядностей по теме, беседа, решение проблемных задач) групповая ( работа в группах) работа в парах  (выполнение заданий в  парах). Оборудование: Технические: ПК на базе процессора не ниже Pentium IV Мультимедийный проектор  Принтер (на подготовительном этапе) Экран (или  интерактивная доска) Программные: Приложения Microsoft Office PowerPoint Программа Мedia player Учебный комплект: Основной учебник Биология 8 класс В.В.Пасечник, А.А. Каменский «УМК «Линия  жизни»»     Подготовительная работа: Создание  презентации к уроку. Отбор видеоматериалов  по теме  «Строение и работа сердца», «Сердечный цикл»,  «Автоматизм сердца». Подготовка  вопросов проблемного характера. Продолжительность урока: 40 минут. Планируемые результаты:    учащиеся  получают знания об особенностях строения и функционирования сердца  человека, о понятиях «сердечный цикл», «автоматизм сердца», «систола»,  «диастола», «миокард», «сердечные клапаны»; учащиеся развивают УУД: познавательно­ деятельностные, коммуникационные,  информационные, здоровьесбережения; у учащихся формируется осознание значения сердца в сохранении своего здоровья,  потребности в ведении ЗОЖ. Организационный момент План урока I.  II.  Актуализация знаний.  III. Целеполагание  IV. Изучение новых знаний. 1.       Кровеносная система позвоночных 2 3. 4. Физкультминутка 5 6.   V. Первичное закрепление знаний  VI Включение знаний в систему    VII. Рефлексия. Расположение сердца. Форма и внешнее строение сердца. Сердечный цикл. Особенности сердечной мышцы  Автоматизм сердца VII I.  . Домашнее задание.   ХОД УРОКА 1.Организационный момент. Создание ситуации «Успеха»  Слайд №1  Учитель:    Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте  теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем,  кто рядом, любви, радости и успеха.   Сегодня мы вновь встретились с вами на уроке биологии. Урок пройдёт результативно и  познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним  несколько условий: работайте в группах совместно, помогайте и будьте внимательны при  выполнении заданий. Договорились? 2.Актуализация знаний учащихся.   Фронтальный опрос. Перед изучением нового материала нам необходимо повторить термины и понятия по теме  «Кровеносная система человека». Для успешного изучения темы урока мы проведем  терминологическую разминку, которая поможет нам успешно усвоить новый материал и  поможет настроиться на хорошую работу. 1) Выполнение познавательных заданий. 1. Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Это – «одетые в белые халаты санитары  нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название? (Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки). 2. Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от  троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему? (Из­за несовместимости групп крови). 3. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких  прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить? (У него естественный приобретенный иммунитет)   Установите соответствие между биологическими терминами и определением. Слайд №2 1 Жидкая соединительная ткань ­ 2 Безъядерные форменные элементы крови,  содержащие гемоглобин ­ Человек, дающий свою кровь для переливания ­ Способность организмов защищать себя от  болезнетворных микробов и вирусов ­  Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при  контакте с чужеродным организмом или белком ­  3 4 5 6 Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых  происходит обмен веществ между кровью и  тканями ­ Самая крупная артерия 7 Слайд №3  ОТЛИЧНО антитела иммунитет капилляры кровь аорта эритроциты  донор  Ч И Н О О Т Л Терминологическая разминка отвечают индивидуально на карточках для ответа  Слайды № 4­16 Задание: На слайде обозначены биологические термины и понятия, которые понадобятся  нам на сегодняшнем уроке при изучении новой темы.  Ответ запишите в карточку. Взаимопроверка обмен карточками. Выставление оценок слайд 17 3.Целеполагание и мотивации. фонограмма стук сердца Учитель: Греки считали его  вместилищем духа Китайцы  верили, что в нем сосредоточено счастье Египтяне  полагали, что  в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда Слайд №18   Этот орган ежедневно вырабатывает энергию, достаточную, чтобы проехать на машине 32  км.  Он может работать даже вне  тела человека. 25 сентября  люди всего мира отмечают его День. Секундная   стрелка в часах была изобретена специально для изучения его работы. В честь него в г. Пермь установлен памятник из красного гранита Учитель: Наверное, вы все уже догадались, что это…. (сердце). Учитель: Тема сегодняшнего урока «Строение и работа сердца». Слайд №19 Учитель: Сердце действительно  особый орган. Во все времена и во всех культурах оно  было символом мужества, широты натуры, человеческого сострадания и, конечно, любви.   Может поэтому личностные качества человека, часто связывали  с  сердцем. Говорили:  У отчаянного, смелого  человека ­  сердце… У доброго, хорошего человека – сердце… У равнодушного, жестокого человека ­ сердце…. Ученики: называют  соответствующие слова. Слайд №20 Учитель: О значимости сердца говорит и то, что люди посвятили ему огромное количество стихов, песен, сложили пословица и поговорки. Попробуем вспомнить некоторые из них: С глаз долой, из… Сердцу не… Сердце не… Учитель: Ребята, а что  вы знаете о  своем сердце? Что вы пока не знаете? Что вам  хотелось бы узнать о нем? А каким образом  мы можем получить эти знания? И самое  главное ­ для чего нам нужны эти знания?  Ученики: дают ответы в ходе беседы Учитель: Исходя из ваших ответов, мы определили то, что  должны  изучить на уроке. Цель: Изучить особенности строения и  работы сердца человека, чтобы научиться  применять  эти знания на практике. Задачи: 1. Ознакомиться  с особенностями строения  и работы сердца, с новыми  понятиями, связанными с ними. 2. Научиться распознавать на рисунке составные части сердца, объяснять его работу,  обосновать его значимость для здоровья человека. 3. Создание образовательной напряженности (постановка проблемы). IV. Изучение новых знаний.          Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно  все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день. Знания о строении,  функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало  научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.   Слайд №21 А сейчас вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно  проделало в процессе исторического развития животного мира.  Работа в группах. А теперь вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно  проделало в процессе исторического развития животного мира.  Класс делится на 4  группы, и каждая группа получает задание. Давайте вспомним особенности строения  сердца разных представителей типа Хордовых.     Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы  полученного вами животного. 1 группа – рыбы, 2 группа  –  земноводные, 3 группа –   пресмыкающиеся, 4 группа – птицы, млекопитающие. Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это  сделало возможным повышение кровяного давления, что способствовало общему  повышению уровня жизнедеятельности.  Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один  желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и  напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а  в левой – богатая кислородом.  Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трехкамерное: два предсердия и  желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У  крокодилов – четырехкамерное сердце. Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два  желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг  кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная  кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг  начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии. Мы выслушали представителей 4­х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о  том, как шла эволюция сердца. Сводная таблица «Кровеносная система позвоночных»  Слайд 22 Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания  высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца.   Учитель: Когда начинает свою работу этот неутомимый орган?  Сердце начинает работать уже на четвертой неделе беременности, и не  прекращает биться до самой смерти человека. Частота сердечных сокращений у  плода намного выше, чем у взрослого человека и составляет примерно 140 ударов  в минуту. На 12 неделе беременности сердце плода уже перекачивает  28 литров  крови в день   В среднем  Сердце сокращается: ­  70 ударов в минуту ­ 100тыс. в сутки ­ 40млн. в год 2.5млд за всю жизнь Перекачивает крови ­ 1 минута – 5.5 литра  ­ В сутки – 8тыс. литров ­ За 70 лет – 200 млн. литров (слайд №23 ) Как вы думаете, почему сердце так называется?    Верно, слово «сердце» (лат. соr, греч. cardia) происходит от слова «середина». ­ А где расположено сердце? Сердце ­ полый мышечный орган, расположенный в середине грудной клетке между двумя  легкими и лежащий на диафрагме  (слайд №24) ­ Каковы размеры сердца? Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака   Форма – конус. Сердце находится в соединительнотканном «мешке», который называют  околосердечной сумкой, внутренние стенки которой выделяют жидкость.   ­ Как вы думаете, какие функции выполняет околосердечная сумка?  (она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать и снижает трение сердца о стенки сердечной сумки)  ( модель сердца)  Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части.  Каждая   из   них   состоит   из   предсердия   и   желудочка.   Между   предсердиями   и желудочками   расположены   створчатые   клапаны.   В   левой   части   сердца   клапан двустворчатый,   в   правой   –   трехстворчатый.   Клапаны   открываются   только   в   сторону желудочков, сухожильные нити не позволяют клапанам открываться в сторону предсердий. У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка располагаются полулунные клапаны. Они препятствуют обратному току крови из   сосудов   в   желудочки.   На   поверхности   сердца,   ближе   к   его   основанию,   проходит поперечно венечная борозда, залегающая на границе между предсердиями и желудочками. Здесь расположены венечные артерии сердца.      Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани, средний (миокард) –  мощный мышечный слой. Внутренний слой состоит из эпителиальной ткани                              Перикард – околосердечная сумка                              Эпикард – наружная оболочка                              Миокард – сердечная мышца                              Эндокард – внутренняя оболочка, образует:    (слайд № 25­26) Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания. Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим  отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно,  всю жизнь.  Возникает вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни? Когда  оно отдыхает? Видеофрагмент «Работа сердца» слайд №27 Самостоятельная работа в парах  по учебнику п. 17 и в рабочей тетради на печатной основе (стр. 43 № 4)  Проверка таблицы (слайд № 28).Сердце ритмически сокращается и расслабляется.  Сердечный цикл включает в себя три фазы  (запись в тетрадь): 1. сокращений предсердий ­ систола предсердий, длится  0.1 сек;  2. сокращение желудочков ­ систола желудочков, длится  0.3 сек;  3. сердечная пауза – диастола, длится  0.4 сек.  При   первой   фазе   желудочки   расслаблены,   створчатые   клапаны   открыты, полулунные закрыты. При   второй   фазе   предсердия   расслаблены,   створчатые   клапаны   закрыты. (сухожильные   нити   не   дают   им   прогибаться,   а   крови   –   затекать   в   предсердие),   кровь устремляется в легочную артерию и аорту.  При третьей фазе ­ полное расслабление сердца  Физкультминутка (дыхательная гимнастика). Слайд №29 Постановка проблемы  Учитель приводит исторический факт из жизни Везалия.  Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия ­ врача, основателя научной анатомии   …Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас  его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели  слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека  и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Вопрос: ­ Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца  живого человека? Но почему, же все­таки сокращалось сердце?   Ответы учеников: Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна  самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией.  Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения ­это синусно­ предсердный узел, предсердно­желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье.  (слайд № 30).              А кто контролирует и направляет работу сердца?  В организме работа сердца всегда находится под регулярным вниманием центральной и  нервной системы и гуморальных факторов (слайд №31 ).         Возвращаемся к проблемному вопросу: Почему сердце способно работать непрерывно  в течение всей жизни? (ответы учащихся) Высокая работопособность сердца обусловлена: (слайд №32). 1. Высоким уровнем обменных процессов, происходящим в сердце; 2. Усиленным снабжением сердечных мышц кровью; 3. Строгим ритмом его деятельности  (фазы работы и отдыха каждого отдела строго  чередуются). Первичное закрепление   Итак, мы разобрали строение и работу сердца. Проверим, как вы усвоили новую тему. У  вас на столах лежат специальные карточки – сигнальные (красного и зеленого цвета).  Упражнение «Верно ли утверждение». Я вам зачитываю утверждение – если вы согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную. 1. 2. 3. 4.       ­ сокращение предсердий; ­ сокращение желудков; 5. Работа сердца заключается в перекачивании крови. 6. Сердце работает в трехфазовом  ритме. 7. Во время сна сердце сокращается быстрее, а при физической нагрузке медленнее. 8. Полулунные и створчатые клапаны обеспечивают правильный ток крови.  У человека сердце состоит из 2 предсердий и 1 желудочка. Левая и правая части сердца разделены перегородкой. У человека четырехкамерное сердце. Различают 2 фазы сердечной деятельности: Ребята, я для вас приготовила ещё одно небольшое задание –  таблица с буквами, где  спрятаны новые слова, с которыми вы познакомились сегодня на уроке. Попробуйте  их  найти и прочитать. А С Е Р Ь Г Т Ж Д Н Н В Е Ц А П О Л Е П Р Р У Д А Е Ч Л О Л Д А У Ч К С Т Н М И Е Ы Н Г З Р Д И Я У  Включение знания в систему  Новую тему вы усвоили неплохо. Скажите, хорошо быть здоровым? А иметь здоровое  сердце? Давайте разберёмся, что поможет быть сердцу здоровым, а что может ему  навредить? Какие факторы способствуют здоровья сердцу, а какие наоборот­вредят?  Игра «Ромашка».( 2 сердцевины ромашки прикрепляются к доске: на одной нарисовано  здоровое сердце, а на другой больное сердце. Лепестки с факторами  вредного и здорового  влияния на сердце лежат вперемешку на столе учителя. Дети, по ­1,прочитав, должны  правильно прикрепить лепестки к нужной сердцевине).                       После таких слов хочется всех призвать беречь свое сердце, сердца друг друга, чутко  относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь друг друга.  Сердцу посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и музыканты.   Музыка не только может поднять настроение, взбодрить или успокоить, она  способна лечить серьезные заболевания. Например,  сердечно­сосудистую систему приведет в норму «Свадебный марш»  Мендельсона, «Ноктюрн ре­минор» Шопена и «Концерт ре­минор» для  скрипки Баха. (слайд №34) (Звучит «Ноктюрн ре­минор» Шопена). (В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было  исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста). В знак верности и любви к удивительному органу человеческому сердцу был  поставлен памятник. Огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны – символ  жизни ­ украшает двор "Института сердца" в Перми. Открытие первого в России  памятника человеческому сердцу состоялось 12 июня 2001 года. Гранитное изваяние  представляет собой анатомически точную копию главного человеческого органа. Автор:  скульптор Н.Хромов.  (слайд №35 )      Возможно, кто­нибудь из вас знает, почему люди выбрали именно такое  изображение сердца? (слайд №36) ­ этот символ связан с «поцелуем лебедей», который символизирует верность, преданность  и вечную любовь. Общие выводы урока.  1. Сердце   придает   движение   крови   благодаря   своим   сокращениям,   которые достигаются благодаря сердечной мышце. 2. Сердце   человека   четырехкамерное,   как   у   всех   млекопитающих,   состоит   из   2 предсердий и 2 желудочков. 3. Односторонний   ток   крови   обеспечивают   створчатые   и   полулунные   клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении. 4. Сердце – это жизнь учащиеся самостоятельно формулируют этот вывод VI.   Рефлексия Составление рефлексивного букета Каждый ученик выбирает цветок определенного цвета  и прикрепляет к доске : зеленый­ 5, желтый – 4, красный – 3, черный ­2 V.Домашнее  задание. Изучить §17, р.т.1­3 Составить синквейн о сердце; Дополнительно : приготовить сообщение «Достижения ученых в области кардиологии». Мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы! Работа каждого  из вас заслуживает  высокой оценки.   Хочется пожелать, чтобы ваши сердца всегда были наполнены добротой  и любовью, чутко относились к окружающим, щадили сердца  своих близких и конечно свое сердце! Дополнительное задание (если останется время можно решить на уроке или дать решить  на дом) Задача: Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 минуту, при  каждом сокращении выбрасывая около 150 кубических см крови. Какой объем крови  перекачает ваше сердце за 1 урок.

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"

Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017